Напоминание

Аналитический отчет педагога-психолога


Автор: Волгина Галина Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ№ 1 им. М.Абдуллина с. Киргиз - Мияки
Населённый пункт: Киргиз - Мияки
Наименование материала: Статья
Тема: Аналитический отчет педагога-психолога
Раздел: среднее образование





Назад





Аналитический отчет педагога-психолога Волгиной Галины Викторовны

за 2015-2016 учебный год.

Работа педагога - психолога
велась в соответствии с Законом об образовании и методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов.
Целью психолого-педагогической работы
является психологическое сопровождение учащихся и педагогов в образовательном процессе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и помощь в адаптации к школьным требованиям.
Задачи психолого-педагогической работы:
1.Отслеживание динамики развития учащихся, с целью создания условий для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого учащегося. 2. Проведение диагностических, коррекционно-развивающих, психопрофилактических мероприятий с учащимися. 3.Исследование эмоциональной сферы учащихся, как показатель комфорта в школьной среде. 4.Помощь учащимся в осознанном и обоснованном профессиональном самоопределении. 5. Проведение мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению и просвещению родителей, учащихся и педагогов.
Приоритетные направления работы педагога-психолога:
1. Помощь в адаптации учащимся 1-ых, 5-ых и 10 – ых классов. 2. Мониторинг эмоционального состояния учащихся. 3. Диагностика видов одаренности. 4. Улучшение межличностного взаимодействия учащихся в классных коллективах. 5. Диагностика умственных способностей школьников. 6. Психологическое сопровождение старшеклассников в преддверии сдачи экзаменов. 7. Профориентационная работа. 8. Гармонизация детско-родительских отношений. 9. Профилактика буллинга и суицидального риска. Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям: диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, просветительское и методическое в соответствии с перспективным планом работы педагога-психолога.
Статистический отчет
Количество проведенных мероприятий за прошедший учебный год: Обучающиеся 1-11 классов (кол-во мероприятий) Педагоги, кл.рук. (кол-во мероприятий) Родители (кол-во мероприятий) Консультации – 221 раз 68 96 57 Просвещение и профилактика – 50 раз (1337 чел) 42раз (772 уч) 4 раза (130 пед) 4 раза (435 род) Коррекционно- развивающая работа – 751 чел. Индивид. Групповое Индивид. Групповое Индивид. Групповое 60 90 зан. – 564 чел 187 зан. (СДВГ) -925 чел 6 - 8 - Индивид. Групповое Индивид. Групповое Индивид. Групповое
Диагностика – 2595 чел + диагн.родителей 46
98
(охват- 2550 чел) - - 4 6
Качественный и количественный анализ работы педагога-психолога.

Психодиагностическая работа
включала: 1) Проведение диагностического минимума, в первых классах с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (начало года); определения уровня адаптации к школьному обучению учащихся 1-х классов (вторая четверть, конец года).
Цель и задачи обследования:
 определение уровня школьной адаптации;  ранняя диагностика симптомов дезадаптации и факторов риска;  выявление групп школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил;  предупреждение и преодоление дезадаптации.
Используемые методики:
1) Методика «Графический диктант» Д.Б.Эльконина ; 2) Методика «Образец и правило». А.Л.Венгер; 3) Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф – Харриса «Нарисуй человека»; 4) Методика изучения самооценки «Лесенка»; 5) Методика изучения мотивации учения «Нарисуй, что нравится в школе» Обследование первоклассников на готовность к обучению в школе выявило следующее (в сентябре):
УРОВЕНЬ готовности

Классы

Высокий

В/среднего

Средний

Н/среднего

Низкий
1А – 25 уч. 1 6 8 9 1 1Б – 23 уч. 1 9 12 - 1 1В – 21 уч. 3 5 8 2 3 1Г – 20 уч. - 5 6 6 3
Итого: 89 уч.

5 уч.

25 уч.

34 уч.

17 уч.

8 уч.
По итогам диагностики были выявлены дети, нуждающиеся в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе. Было сформировано 4 группы и составлено расписание для индивидуальных занятий. Также результаты диагностики обсуждались с классными руководителями и родителями с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому учащемуся. Контрольная диагностика в марте (сравнительная таблица): Классы Уровень готовности Высокий В/среднего Средний Н/среднего Низкий нач. кон. нач. кон. нач. кон. нач. кон. нач. кон. 1А – 25 уч. 1 5 6 9 8 10 9 1 1 - 1Б – 23 уч. 1 5 9 16 12 4 - - 1 - 1В – 22 уч. 3 2 5 11 8 6 2 2 3 1 1Г – 20 уч. - 2 5 10 6 8 6 - 3 -
Итого:

90 уч

5 уч.

14 уч

25 уч

46 уч

34 уч

28 уч

17 уч

3 уч

8 уч.

1 уч
Уровень адаптации: Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Начало года 28,08% 38,2% 33,7%
Конец года 4,3% 30,4% 65,2% По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство первоклассников успешно адаптировались. Для эффективного обучения и развития ребенка важно знать, какие мотивы доминируют в мотивационной сфере первоклассника – учебные или игровые, поскольку при слабом развитии учебной мотивации ребенок может не принимать поставленной перед ним задачи. Исследования мотивации подтвердили преобладание «учебной мотивации» (49,4% респондентов на начало года и 72,8% на конец года) и «игровой мотивации» (51,6% респондентов на начало года и 27,1% на конец года). С учащимися имеющими низкий уровень мотивации необходимо продолжать работу. Недостаточная мотивация может быть и отражением неправильного формирования самооценки ребенка, падения самоуважения. Излишняя критичность к детям, нетерпимость к их слабостям ведут к затяжной микротравматизации ребят, к нервозам и к повреждению самоуважения. Еще одно исследование, проведенное среди учащихся первых классов - исследование их самооценки (Методика «Лестница»). Результаты следующие: Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Начало года - 22,5% 77,5% Конец года - 10,9% 89,1% С учащимися первых классов велись групповые адаптационные занятия, направленные на осознание детьми своего нового статуса школьника, формирование положительного отношения к школе, знакомство с навыками учебного сотрудничества, развитие познавательных процессов, снятие напряжения. С учителями, работающими в первых классах, родителями учащихся, проводились профилактические беседы, консультации по итогам диагностики учащихся.
2) Диагностика уровня мотивации.
Методика «Учебная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты Н.Г.Лускановой).
Цель:
определение уровня мотивации учащихся 2-ых, 5-ых и 10 –ых классов. Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важную роль в успешности овладения учебной деятельностью. Познавательная мотивация призвана возбудить у учащихся интерес к изучаемому и его мыслительную активность. Класс
Методика «Учебная мотивация»
Высокая мотивация Хорошая мотивация Положительное отношение к школе, но… Низкая мотивация Школьная дезадаптация 2а–25уч 2 11 11 1 - 2б–25уч 2 13 7 3 - 2в–23уч 1 10 12 - - 2г–24уч 6 9 9 - - 5а–23уч 4 10 8 1 - 5б–21уч 1 7 13 - - 5в–18уч - 7 9 2 - 10а–25уч 1 8 14 2 10б–25уч 1 13 7 4 - 10в–25уч 1 14 10 - -
Итого:

234 уч

19 уч

102 уч

100 уч

13 уч
-
Диагностика уровня мотивации выявила преобладание «хорошей школьной мотивации» у 51,7% уч-ся (121 уч.). У ребят продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к учебе. 42,7% учащихся (100 уч.) имеют «положительное отношение к школе», но школа привлекает внеучебными факторами, уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. Низкий уровень мотивации имеют 5,5% учащихся (13 уч.). У ребят сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. Причины недостаточной мотивации к учебе могут быть разные. Иногда потеря интереса к занятиям бывает вызвана изъянами преподавания и воспитания в школе, утратой значительного для ребенка человека, ухода из дома после развода одного из родителей, глубоким и постоянным конфликтом взрослых в семье.
3) Диагностика уровня самооценки.
Методика «Самооценка» авт. Демо – Рубинштейн.
Цель:
изучение уровня самооценки учащихся Неправильное формирование с а м о о ц е н к и т о ж е влияет на мотивацию. 25% учащихся имеют адекватную самооценку, а 75% учащихся имеют завышенную самооценку.
4) Методика «Социометрия» авт. Морено

Цель:
изучение взаимоотношений учащихся в классе и определение социометрического статуса каждого ученика в коллективе (2-ые, 5-ые и 10 –ые классы) Методика «Cоциометрия» Дж. Морено используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений у учеников. Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности коммуникативных навыков у учащихся.
З
адачи диагностического исследования: 1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; 2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии- антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); 3. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Класс «Лидер» «Предпочи таемый» «Принятый» «Непринятый» «Изолиро ванный» «Отвергае мый» 2а- 25уч 1 7 5 3 2 7 2б- 25уч 2 2 11 3 1 6 2в-23уч - 5 6 1 2 9 2 г- 24уч - 6 6 4 1 7 5а–23уч. 1 3 11 2 1 5б–21уч. - 13 4 1 1 2 5в–18уч. - 4 7 - 1 6 10а–25уч 4 6 12 2 1 - 10б–25уч 3 4 18 - - - 10в–25уч 4 6 11 2 2 -
Итого: 234

15 уч

56 уч

18 уч

12 уч

37 уч
Класс Методика «Самооценка» Завышенная Адекватная Заниженная 2а–25уч 21 3 1 2б–25уч 22 3 - 2в–23уч 21 2 - 2г–24уч 19 5 - 10а–25уч 16 9 - 10б–25уч 15 10 - 10в–25уч 14 11 -
Итого: 172

128 уч

43 уч

1 уч

Проведение ежегодных мониторинговых исследований позволяет проследить динамику развития межличностных отношений в детских коллективах. Задачи психолого- педагогического сопровождения данного направления деятельности предполагают: 1. Обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей с негативным социальным статусом, с целью их успешной социализации. 2. Реализацию развивающих программ направленных на формирование толерантных взаимоотношений, социально-эмоциональное развитие школьников. 3. Целенаправленное взаимодействие педагогов, классного руководителя, педагога- психолога и родителей воспитанников по формированию психологического климата в классе, способствующего реализации каждым ребенком потребности в признании, уважении. Создание условий для закрепления позитивного личного опыта проявления чуткости, отзывчивости, принятия интересов и потребностей окружающих людей. 4. Обучение эффективным приемам конструктивного взаимодействия и реабилитации детей с неблагоприятным социальным статусом и индивидуальными особенностями эмоционально- личностного развития.
4) Тест школьной тревожности Филипса.

Цель:
определение видов (факторов) тревожности, изучение эмоционального состояния и уровня адаптации 5-ов в среднем звене. Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. Тест школьной тревожности Филлипса позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей, оценить эмоциональные особенности отношений ребенка со сверстниками и учителями.
Виды тревожности

5«а» - 22

5«б» - 21

5«в» -18

Итого: 61 уч
1. Общая тревожность 7 5 8
20 уч. (32,8%)
2. Переживание социального стресса 6 4 14
24 уч. (39,3%)
3. Фрустрация потребности 5 6 9
20 уч. (32,8%)
4. Страх самовыражения 15 9 12
36 уч.(59,01%)
5. Страх ситуации проверки знаний 11 9 15
35 уч. (57,4%)
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 10 8 11
29 уч. (47,5%)
7 . Н и з к а я ф и з и о л о г и ч е с к а я сопротивляемость стрессу 8 7 10
25 уч. (40,9%)
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 8 6 5
19 уч. (31,1%)
Диагностика уровня тревожности показала, что общую тревожность испытывают 20 человек (32,8%) из 61 учеников. Самыми сильными видами (факторами) тревожности являются: - страх самовыражения (59,01%) – это негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей наиболее выражен у учащихся 5-х классов;
- страх ситуации проверки знаний (57,4%) - это переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, этот показатель наибольшее значение имеет в 5 и 6-х классах; - страх не соответствовать ожиданиям окружающих (47,5%) – это завышенные требования со стороны взрослых к ребенку. Степень адаптации ребенка зависит от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в школе. В основном адаптация у 61 пятиклассников протекает благоприятно, подтверждением тому служат ответы учащихся, где эмоциональное состояние положительное, позитивное и выражают, как «симпатия к учителям» - 50 уч, «радость» - 43 уч, «спокойствие» - 36 уч, «уверенность в себе» - 37 уч, «благодарность» - 25 уч и «желание приходить в школу»- 47учеников. Выбор отрицательных ответов («усталость», «скука», «раздражение», «неудовлетворенность собой», «обида», «чувство унижения») единичны и они ситуативные. Из данных исследований, из бесед с родителями и учениками особенно ярка реакция на учителя при переходе в 5 класс. Уровень высокой тревоги пятиклассников вполне оправдан (новые преподаватели, разные требования и кабинетная система). Поэтому необходимо принимать комплексные меры в адаптационный период. По итогам психодиагностики с классными руководителями 5-х классов были проведены профилактические беседы. С детьми велись коррекционно–развивающие занятия с целью обучения учащихся способам снятия напряжения и тревожного состояния, повышения уверенности в себе, развитие познавательных процессов, формирования навыков учебного сотрудничества и бесконфликтного общения.
5)

Диагностика подтверждения профильной направленности
учащихся 10 «А» класса показывает, что 23 ученика подтверждают профильную направленность обучения в физико – математическом классе, а 2 ученика (Галиев, Тимербаева) – не подтверждают.
6

)

Диагностика акцентуации характера (Опросник Шмишека)

Цель:
Изучение типов акцентуации характера учащихся. Анализ диагностики показывает, что из 119 обследованных имеют следующие типы акцентуации характера:
1)
56 учеников имеют
гипертимностъ
. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатого до конца, Класс Гипертимный Тревожный Дистимный Педантичный Возбудимый Эмотивный Застревающий Демонстратив ный Циклотимный Экзальтированный 8а-21 уч 11 5 2 1 - 13 2 1 8 8 8в-19 уч 9 1 - 4 - 8 2 1 7 7 8г-18 уч 10 1 2 4 1 7 1 - 4 6 9б-23 уч 10 - 1 2 7 5 - - 9 3 10а-24 уч 10 - 2 1 1 11 - 3 7 5 11в-14 уч 6 1 1 3 4 5 - 1 - 3
Итого:

119 учен.

56уч

8уч

8уч

15уч

13уч

49уч

5 уч

6 уч.

35уч.

32уч

недисциплинированные, легко попадают под влияние неблагополучных компаний. Подростки склонны к приключениям, романтике. Не терпят власти над собой, не любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения — «патологический счастливчик». В патологии — невроз навязчивых состояний.
2)
49 учеников имеют
эмотивный
тип характера. Люди, у которых преувеличенно проявляется эмоциональная чувствительность, резко меняется настроение по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организована эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приходят в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми.
3 )
35 учеников имеют ц
иклотимность
. У них резкие перепады настроения. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные, быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные.
4)
32 ученикаимеют э
кзальтированность.
Склонность к аффективной экзальтации (близко к демонстративности, но там из-за характера). Здесь идут те же проявления, но на уровне эмоций (все идет от темперамента). Религиозный экстаз.
5)

Педантичность


15 учеников. Преобладание черт ригидности и педантизма. Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы все было на своих местах, чтобы люди четко оформляли свои мысли — крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Периоды злобно-тоскливого настроения, все их раздражает. В патологии — эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию.
6)
13 учениковимеют
возбудимость
. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. В патологии — эпилептоидная психопатия.
7)

Тревожность –
8 учеников. Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституционной тревожности, не уверены в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений.
8)

Дистимичность
– 8 учеников. Склонность к расстройствам наст ро ения. Противоположность гипертимности. Настроение пониженное, пессимизм, мрачный взгляд на вещи, утомляемость. Быстро истощается в контактах и предпочитает одиночество.
9) Демонетративность
– 6 учеников. В патологии — психопатия истерического типа. Люди, у которых сильно выражен эгоцентризм, стремление быть постоянно в центре внимания («пусть ненавидят, лишь бы не были равнодушными»). Таких людей много среди артистов. Если нет способностей, чтобы выделиться, тогда они привлекают внимание антисоциальными поступками. Патологическая лживость — чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду — могут быть определены чисто внешне.
10) Застревание
– 5 учеников. Склонность ребят к «застреванию аффекта», к бредовым реакциям. Люди педантичные, злопамятные, долго помнят обиды, сердятся, обижаются. Нередко на этой почве могут появиться навязчивые идеи. Сильно одержимы одной идеей. Слишком устремленные, «упертые в одно», «зашкаленные». В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии — паранояльный психопат.
Вывод:
Акцентуации не даются при рождении, личность изменяется в течение жизни и эти изменения влияют на развитие свойств личности. Поэтому результаты тестирования могут дать только очень приблизительное направление развития акцентуации и зависят от
условий, в которых находится подросток, в частности, в момент исследования. Тем ни менее, анализ позволяет выявить среди ребят «группу риска»: возбудимых – 13 чел, тревожных – 8 чел, дистимных – 8 чел, застревающих – 5 чел и демонстративных. С классными руководителями и учениками проведены про светительско -профилактические беседы, даны рекомендации.
7)

Диагностика ценностных ориентаций (по плану)
В данном исследовании принимали участие учащиеся 9 – 11 классов. Всего было о п р о ш е н о
226

старшеклассников
. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Результаты теста М. Рокича «Ценностные ориентации». Старшеклассники отдают предпочтение:
А - терминальные ценности

Ценности - цели

Предпочтения

Отклонения
1 Активная деятельная жизнь
41

17
2 Жизненная мудрость
43

29
3 Здоровье
168

5
4 Интересная работа
21

32
5 Красота природы и искусства
8

58
6 Любовь
38

24
7 Материально обеспеченная жизнь
26

18
8 Наличие хороших и верных друзей
51

12
9 Общественное призвание
9

38
10 Познание
19

28
11 Продуктивная жизнь
15

38
12 Развитие
31

40
13 Развлечения
6

85
14 Свобода
32

33
15 Счастливая семейная жизнь
88

25
16 Счастье других
10

67
17 Творчество
6

70
18 Уверенность в себе
47

23
Анализ жизненных идеалов, иерархию жизненных целей показывает, что для старшеклассников наиболее ценными в жизни являются:
здоровье

(
физическое и психическое
) - 168 учен., счастливая семейная жизнь
-
88 учен., наличие хороших и

верных

друзей



51

учен.,

уверенность

в

себе

(
внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений
) - 47 учен.), жизненная мудрость (
зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом
) - 43 учен. и

активная деятельная

жизнь (
полнота и эмоциональная насыщенность жизни) -
41 учен.).
Здесь заметно, что
развитие (
работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование
) - 40 учен., красота природы (
переживание прекрасного в природе и в искусстве) -
58

учен.,

счастье

других (
благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) -
67 учен.)

и
одинаково не волнует старшеклассников, а
развлечения (
приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) -
85 учен.) и творчество (
возможность творческой деятельности) -
70 учен.)
вовсе не приемлемы.
Б - инструментальные ценности


Ценности - средства

Предпочтения

Отклонения
1 Аккуратность
80

16
2 Воспитанность
128

3
3 Высокие запросы
11

98
4 Жизнерадостность
76

24
5 Исполнительность
23

28
6 Независимость
49

33
7 Непримиримость к недостаткам в себе и других
4

96
8 Образованность
67

16
9 Ответственность
-

20
10 Рационализм
18

27
11 Самоконтроль
28

20
12 Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов
19

26
13 Твердая воля
22

31
14 Терпимость
16

40
15 Широта взглядов
15

49
16 Честность
37

15
17 Эффективность в делах
12

47
18 Чуткость
20

46
Анализ ценностей – средств и представлений о нормах поведения учеников, которые человек рассматривает в качестве эталона. Приоритетными ценностями-средствами являются:
воспитанность
(хорошие манеры) -
128 учен., аккуратность (
чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах
) - 80 учен., жизнерадостность (
чувство юмора) -
76 учен., образованность (
широта знаний, высокая общая культура) -
67 учен. и

независимость (
способность действовать самостоятельно, решительно) -
49 учен.
Список ценностей-средств, не предпочитаемых для испытуемых весьма разнообразен:
высокие запросы (
высокие требования к жизни и высокие притязания) -
98 учен.,

непримиримость к недостаткам в себе и других (96 учен.), широта взглядов (
умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) -
49

учен.,

эффективность в делах (
трудолюбие, продуктивность в работе
) - 47 учен., чуткость

(
заботливость) -
46 учен. и терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать

другим их ошибки и заблуждения) – 40 учен.

Вывод:
Проведенное исследование доказывает, что социальный портрет подростка очень противоречив. С одной стороны, это романтики, для которых очень важны семейное счастье, верная дружба, взаимная любовь. С другой стороны, они жесткие прагматики, ценящие здоровье, престиж, материальное благополучие. Они готовы прилагать серьезные усилия для получения хорошего образования, но при этом желают после учебы иметь легкую и прибыльную работу. Для них очень важна свобода мыслей, суждений, действий. Кроме того, необходимо учитывать, что человек – система динамическая, постоянно развивающаяся и меняющаяся. Поэтому, результаты теста действительны только в настоящем моменте и показывают состояние тестируемого по отношению к теме теста только в настоящий момент его развития. Изучение ценностных ориентаций подростков дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. По результатам теста мы получили, что в настоящий момент актуальны ценности-цели:
здоровье,

счастливая семейная жизнь, уверенность в себе, жизненная мудрость и

активная

деятельная

жизнь.
Для их достижения необходимы ценности-средства:
воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, образованность и независимость.
Таким образом, согласно результатам теста, чтобы достичь
здоровья,

счастливой

семейной жизни, уверенности в себе, жизненной мудрости, активной деятельной жизни
нужны, или при использовании, применении,
воспитанности,

аккуратности,


жизнерадостности, образованности и независимости,
тестируемые предполагают достичь приоритетных ценностей-целей.
Рекомендации классным руководителям:
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам в процессе поэтапного формирования у них ценностных ориентаций; - организация воспитательных дел, направленных на развитие социальной активности учащихся и апробация детьми своих возможностей в различных видах общественно полезной деятельности; - поддержка социально-ценных инициатив, увлечений, интересов; - обеспечение эффективного взаимодействия учащихся разных уровней сформированности ценностных ориентаций; - стимулирование стремления к самовоспитанию.
8) Анкетирование учащихся 3-х классов и их родителей.
Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Идеальный ребенок (по мнению опрошенных 58 родителей)– это ребенок, который:  послушный (36 родителей);  прилежный (14 родителей);  самостоятельный (11 родителей);  умный (10 родителей);  ответственный, трудолюбивый (по 9 родителей);  понимающий, помогающий взрослым, активный, уважительный, вежливый, аккуратный (по 8 родителей);  воспитанный, добрый (по 7 родителей);  исполнительный, развитый (по 6 родителей);  талантливый, любящий, заботливый, отзывчивый (по 5 родителей);  целеустремленный, внимательный, ласковый, оптимист (по 4 родителя);  понимающий, общительный, беспроблемный (по 3 родителя);  любознательный, хорошо адаптированный в окружающей среде, старательный, дружелюбный (по 2 родителя);  дорожащий семьей, имеющий свое мнение, сообразительный, обязательный, умеющий сострадать, скромный, усидчивый, честный, примерный и читающий (по 1 родителю). Идеальными родителями (из 58 опрошенных учащихся) считают, которые:  Добрые (33 учащихся);  Понимают своих детей (31 учащихся);  Заботятся о своих детях (25 учащихся);  Умные, мудрые, трудолюбивые, ласковые (21 учащихся);  Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей, помочь решать проблемы (18 учащихся);  Любят своих детей (15 учащихся);  Не кричат на своих детей, не читают нотации (12 учащихся);  Терпеливые, являются примером и хорошими друзьями, и вообще самые лучшие (12 учащихся);  Внимательные, честные, вежливые, относятся с уважением (10 учащихся);  Сильные, в меру строгие, знающие возрастные особенности детей (7 учащихся).
Это исследование показало, что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка. Диагностические данные применены на родительском собрании. Даны рекомендации.
9) Диагностика умственных способностей учащихся 2-ых, 3а, 4 – ых классов.
Задания подобраны на основе школьной программы. Направлены на изучение уровня осведомленности, классификации, словесно- логического мышления, обобщения. Результаты изучения умственных способностей: Классы Высокий В/среднего Средний Н/среднего Низкий 2а- 23уч - 6 11 4 2 2б- 25уч 2 8 12 1 2 2в-25уч 1 11 6 4 2 2г- 24уч 1 14 7 1 1 3а-24уч 2 14 6 2 - 4а- 22уч - 3 10 8 1 4б-21уч - 3 10 8 - 4в-20уч - 2 14 3 1 4г-17уч - - 9 6 2
Итого: 202уч

6 уч.

55 уч.

72 уч.

33 уч.

9 уч.

Вывод:
Из 208 учащихся 4 учеников отсутствовали по уважительной причине, двое учащихся 4 «Г» класса (Дмитрюк Данил, Халимова Диана) выполнили задания за 3 – ий класс, а остальные 202 учеников имеют следующие умственные способности и уровни: Высокий уровень – 6чел; Выше среднего уровня – 55 чел; Средний уровень – 72 чел; Ниже среднего уровня – 33 чел; Низкий уровень – 9 чел.. Итак, у 65,3
%)
учащихся недостаточно развито логическое мышление, не владеют операциями обобщения, синтеза, анализа, а значит и не умеют делать самостоятельные выводы. Необходимо проводить коррекционные занятия по развитию когнитивных функций. Учителям – предметникам, классным руководителям даны рекомендации.
Рекомендации родителям по развитию мышления и речи:

1.
Общаться с детьми на их возрастном уровне
2.
Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
3.
Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
4.
Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
5.
Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
6.
Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.
10) Диагностика видов одаренности (по плану)

Результаты диагностики видов одаренности младших школьников
(Методика «Карта интересов младших школьников»)

Класс

математика и техника

гуманитарная сфера

художественная

деятельность

физкультура и спорт

коммуникативные интересы

природа и естествознание

дом. обязанности, труд по

самообслуживанию
2а-23 6 6 8 10 - 11 6 2б- 25уч 6 7 5 14 3 7 8 2в-25уч 5 6 6 10 1 11 9 2г- 24уч 8 14 10 13 5 13 15 3а-24уч 7 9 6 12 - 11 6 4а- 22уч 1 7 8 11 1 4 6 4б-21уч 7 7 10 11 - 10 9 4в-20уч 9 11 7 9 1 6 6 4г-17уч 6 6 4 12 3 8 4 5а-24уч 4 5 5 4 1 5 9
Итого: 226

59уч

78уч

69уч

106у

ч

14уч

86уч

78уч
Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно- педагогических задач. Полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за подростком. С их помощью легче сделать развитие подростка всесторонним и гармоничным. Диагностика видов одаренности учащихся 7а,7б,7г,8а,8г классов
Класс

изобразительно-

художественная

музыкальная

литературная

артистическая

техническая

лидерская

спортивная

Интеллектуаль

ная

7а-23уч

7

4

1

4

4

7

7

6

7б-19уч

3

2

3

3

4

11

7

4

7г-20уч

1

5

1

1

2

1

2

5

8а-18уч

3

5

1

1

2

1

2

5

8г-18уч

1

3

3

3

4

11

7

4

Итого: 98

15уч

19уч

9уч

12уч

16уч

31уч

25уч

24уч
Методика рассчитана на выполнение функций: 1) первой, основной, – диагностической. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у учащихся различных видов одаренности и определить, какой вид у них преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный «портрет» развития дарований учащихся; 2) второй – развивающей (программа его дальнейшего развития). По итогам психодиагностики с классными руководителями были проведены профилактические беседы.

11) Предпрофильная и профессиональная ориентация учащихся 9-х, 11-х классов.
Профориентационная работа в параллели 9х классов велась на протяжении двух учебных четвертей (1-2 четверти), а выпускники 11-х классов опрошены в феврале – марте 2016 года. Выпускники опрошены на предмет выбора профессии и дальнейшего образовательного маршрута. Диагностика учащихся 9-х классов проводилась на классных часах. Диагностика проводилась с помощью тестов «Карта интересов» и «Дифференциально- диагностический опросник», методика Холланда, тест темперамента (тест Айзенка), методика «ШТУР» и другие. Выявлены профессиональные склонности и направленности учащихся, ребятам предоставлены их результаты. Также ученики проинформированы о востребованных профессиях и специальностях района. Данная работа была направлена на изучение жизненных планов учащихся, их профессиональных намерений, знаний о выбранной профессии.
Диагностика интересов и склонностей
В методике «Карта интересов» выявляется предпочтения интересов учащихся. В диагностике принимало участие 70 учеников. 1. Предпринимательство - 24 чел. 2. Спорт и военное дело – 19 чел.; 3. Химия и биология – 13 чел 4. История и политика – 13 чел; 5. Литература и искусство – 10 чел. 6. Радиотехника и электроника – 9 чел; 7. Педагогика и медицина – 7 чел; 8. География и геология - 7 чел. 9. Физика и математика – 6 чел. 10. Механика и конструирование – 4 чел.
Класс

Физика

мат-ка

Химия

биолог

Радио

тех-ка,

электро

техника

Механ.

констр-

е

Географ

ия,

геологи

я

Литерат

ура

искусст

во

Истори

я,

полити

ка

Педагог

ика

медици

на

Предпр

инима-

во, домо

водство

Спорт,

военное

дело
9а - 4 - 2 1 3 4 4 7 2 9б 6 6 6 - 5 1 6 1 6 12 9в - 3 3 2 1 6 3 2 11 5 итого
6

13

9

4

7

10

13

7

24

19

Вывод
: интересы и склонности учащихся учитывать при формировании профильных классов. Анализируя интересы учащихся можно их разделить на три условно образовательных маршрута в следующих направлениях: спортивно – оборонный, социально – гуманитарный, химико - биологический профили.
12) Диагностика типов профессии.
Результаты методики «ДДО»:
Классы

Человек -

природа

Человек -

техника

Человек -

человек

Человек –

знак. система

Человек –

худ.образ

9а -23
5 2 9 2 13
9б-23
2 8 11 4 5
9в-24
3 4 12 4 10
11а-20
4 8 6 5 7
11в-16
1 3 7 4 4
Итого: 106

15 чел.

25 чел.

45 чел.

19 чел.

39 чел.

Вывод:
Из 106 учащихся 45 учеников (42,4%) имеют характер труда «человек – человек» (
предмет труда
: воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое и медицинское обслуживание и т.д.). Социальный тип - нуждается в контактах. Черты
характера- поучать, воспитывать, гуманность. Всегда активен, но часто зависим от мнения группы. Проблемы решает опираясь на эмоции и чувства. Хорошие вербальные способности. 39 учеников (36,8%) – «человек- художественный образ» (
предмет

труда
: изобразительное искусство, музыкальная, литературно – художественная, актерско – сценическая деятельность). Артистический тип - имеет сложный взгляд на жизнь. Оригинален в решениях. Высок жизненный идеал с утверждением своего «Я». 25 учеников (23,6%) -«человек – техника» (
предмет труда
: обслуживание техники, ее ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудования; обработка неметаллических изделий; добыча и обработка горных пород и т.д.). Реалистический тип- эмоционально стабильный занимается конкретными вещами. Развиты невербальные способности. 19 учеников (17,9%) – «человек- знаковая система» (
предмет

труда
: устная и письменная речь, работа с документами, использованием цифр и формул, схем, графиков, диаграмм, чертежей и т.п.). Предпочитает четко структурированную деятельность. Не проявляет критичность, оригинальность, зависим, не любит смены деятельности. И 15 учеников (14,1%) – «человек – природа» (
предмет труда:
исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных, растений и уход за ними и т.д.). Предпочитает больше научные профессии. Развито образное мышление. Способен работать в трудных погодных условиях.
13)

Диагностика

социальной

направленности

личности

в

профессиональной

деятельности.
Результаты методики Холланда:
Классы

Реалисти

ческий

Исследова

тельский

Социаль

ный

Конвен

циальный

Предпри

имчивый

Артисти

ческий

9а -23

-

2

18

4

15

16

9б-23

7

9

16

12

9

9

9в-24

5

8

13

10

7

12

11а-20

1

6

8

11

9

11

11в-16

4

6

12

8

5

6

Итого

:

17 чел.

31 чел.

67 чел

45 чел.

45 чел.

54 чел

Вывод:
Анализ результатов показывает, 106 учеников имеют следующие социальные направленности личности в профессиональной деятельности:
1)

Социальный

67

чел.
Сферы профессиональной деятельности, связанные с образованием, воспитанием, лечением, психологической поддержкой, обслуживанием людей, а также другие виды профессиональной деятельности, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению (
преподаватель, учитель,

воспитатель, официант, продавец, врач, медицинская сестра, фельдшер, менеджер,

милиционер, инспектор по делам несовершеннолетних, переводчик, экскурсовод)
.
2)

Артистический – 54 чел.
Профессиональная предрасположенность связана актерско - сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью (
скульптор,

художник,

музыкант, танцор, актер, искусствовед, модельер, композитор, писатель, фотограф,

гравер, кружевница, стеклодув, плиточник, цветовод – декоратор, ювелир, чеканщик,

облицовщик – мозаичник
и др.)
3)

Конвенциальный –45 чел.
Профессии, связанные с офисными и расчетными работами, созданием и оформлением документов и направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов (
бухгалтер, патентовед,

нотариус, топограф, корректор, библиограф, телефонист, телеграфист, метролог,

статист
и т.д.)
4)

Предприимчивый -45 чел.
Предпочитаемые профессии:
менеджер, предприниматель,

риелтер
(специалист по продаже и покупке недвижимости), пиарщик (специалист по связям и созданию общественного мнения),
журналист, продюсер, политик, адвокат,

легальный спекулянт
и др., связанных с лидерством, управлением, риском, общением в разных ситуациях с разными людьми, влиянием на убеждения людей;

5)

Интеллектуальный

(исследовательский)

-31

чел.
Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируются на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности:
математика, география,

геология, творческие профессии.

6)

Реалистический

-

17

чел.
«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами
:

механик,

водитель,

инженер,

агроном
и т. п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как
физика,

экономика,

кибернетика, химия, спорт.

Вывод:
Преобладающий % девятиклассников имеют социальную направленность, артистическую, конвенциальную и предприимчивую натуру. С результатами диагностических исследований учащиеся ознакомлены. Проведена проф.беседа с рекомендациями.
14) Диагностика мышления
Для изучения видов мышления был использована методика изучения мышления. Исследовано 46 учеников 9-х классов. 30 учеников имеют предметно – действенное. Про них обычно говорят: «Золотые руки!» Они лучше усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышлением обладают и многие выдающиеся спортсмены, танцоры. 27 учеников с 9-ой параллели имеют наглядно – образное мышление. Эти ученики обладают с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно- образным мышлением.
15) Диагностика уровня умственного развития и профильной направленности «ШТУР»
Ученики выполнили 2 задания теста ШТУР, направленные на диагностику словесно- логического мышления – умения обобщать, выделять главные признаки, приводить аналогии, усваивать речевые образцы; абстрактно-символического – умения решать задачи, выявлять закономерность. Диагностика выявила как академические способности (математические, словесные), так и интерес к различным. Из 69 учащихся показали следующие знания по профилям: 22 ученика – физико – математического профиля, 10 учеников – социально – гуманитарного профиля, 5 учеников естественно – научного профиля, и 32 ученика показали низкий уровень интеллектуального развития и профиль выбрать не могут. Будет общеобразоватеьный класс.
Классы

Соц/гум

Физ/мат

Естеств/науч

Общеобразо-

вательный

9а -22
2 7 1 12
9б-23
2 7 2 12
9в-24
6 8 2 8
Итого:

10 уч.

22 уч.

5 уч.

32уч.
Анализ результатов позволяет делать следующий вывод, что в 10 классе можно организовать один физико – математический класс, один сборный (соц/гум. и еств/науч.) и, учитывая, что многие будут поступать в колледжи, один общеобразовательный класс.

16) Диагностика личностных особенностей (Тест Айзенка).
Изучение личностных особенностей проводила в рамках предпрофильной подготовки с 9-ми и по просьбе классных руководителей 5В, 7Б, 7Г классов. Диагностика типа темперамента даёт возможность более глубоко узнать личностные особенности подростков и наметить пути коррекции, а так - же определиться в выборе профессии. У подростков, обучающихся в 9 - классах преобладают, черты сангвинического типа темперамента 3 ученика это дети оптимисты с высокой работоспособностью, но работают эти дети только при деятельности, которая им интересна. В отсутствии заинтересованности бурные эмоции направляются на нарушение порядка и конфликтность. Детей с чистым и флегматическими чертами темперамента с сильной уравновешенной нервной системой нет. Это дети управляемые, ровные, спокойные, но их деятельность нужно обязательно стимулировать и направлять, анализировать все их неудачи и победы. Так же имеются 7 ученика из 9а класса и 11 учеников из 5в, 7б,7г классов с холерическим типом темперамента. Они чрезмерно активные, беспокойные, агрессивные, возбудимые, нарушители дисциплины. Таких детей постоянно необходимо загружать работой, что бы их энергия всегда имела выход. 2 ученика с меланхолическим типом темперамента. Это легкоранимые, тревожные, мягкие, доброжелательные подростки стремящиеся избегать конфликтных ситуаций. У большинства учеников повышен уровень экстраверсии и нейротизма в сочетании это даёт эмоционально неустойчивую личность с повышенной возбудимостью, раздражительностью и демонстративностью поведения в стрессовых ситуациях. Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесен к одному из рассмотренных выше четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни встречаются редко. В характере каждого человека обычно своеобразно соединяются черты, присущие разным темпераментам; про таких людей говорят, что они обладают смешанным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из указанных четырех видов темперамента. Например, по результатам диагностики среди
120 подростков
выявлены следующие смешанные типы: с/ф -14 учеников, х/с – 32 ученика, х/м – 40 учеников, ф/м – 7 учеников. Глубоко изучая свой темперамент, старшеклассникам проще определиться с выбором профессии. Все учащиеся ознакомлены с результатами диагностики, проведены индивидуальные консультации и даны необходимые рекомендации. Все вышеуказанные методики дают учащимся глубоко узнать о своих индивидуально – типологических особенностях, которые помогут в выборе профиля и своей будущей профессии. По результатам диагностик проведены индивидуальные консультации с учащимися, педагогами, родителями, даны необходимые рекомендации.
17) Диагностика тревожности 9х, 11х классов (апрель – май)
Проведена диагностика посредством «Экспресс-теста тревожности», Теста Тейлора. Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности. С тревожными выпускниками проведены профилактические беседы, обучение приёмам расслабления.
18)

Диагностика 4х классов на готовность к обучению в среднем звене

Ученики выполнили задания теста, направленные на диагностику словесно- логического и абстрактно-символического мышления. Анализ результатов показывает, что словесно – логическое мышление недостаточно развито. Около 50% учащихся испытывают тревожность, но готовы перейти в 5-ый класс, но со своими классными руководителями. В целом все ученики готовы к переходу в среднее звено.
19) Диагностика уровня воспитанности учащихся 3б, 3в классов
(по просьбе классных руководителей). Из 41 учащихся имеют: 26 учеников – высокий, 9 учеников хороший уровень воспитанности. С классными руководителями проведены беседы, даны рекомендации.
20) Наблюдение.
В сентябре-ноябре 2015-2016 учебного года мною проводилось наблюдение в 1-х и 5-х классах. Наблюдение проводилось на различных предметах и на уроках различных учителей, чтобы выявить полную картину наблюдения. Из наблюдения можно сделать следующие выводы:  У учащихся 1-х классов инициативность на уроке присутствует у большинства учащихся класса. Активность на уроке достаточно высокая. У учащихся 5-х классов инициативность на уроке присутствует только у успевающих учеников, или на уроках учителей, которые пользуются уважением у учеников. Активность на уроке почти отсутствует, активны также только успевающие ученики.  У учащихся 5-х классов – классы поделены на «группы интересов», и общение происходит практически внутри этих групп, хотя и сообща ребята работают с удовольствием. На мой взгляд, классные руководители делают все, чтобы заинтересовать и объединить весь класс, проводя различные внеклассные мероприятия.  У учащихся 10-х классов инициативность на уроке отсутствует. Активность на уроке достаточно низкая. У учащихся 10-х классов инициативность на уроке присутствует только у успевающих учеников, или на уроках учителей, которые пользуются уважением у учеников. Эмоциональный фон на уроках в 1-х и 5-х классах, в основном хороший, атмосфера – рабочая. А в 10 – ой параллели эмоциональный фон нестабильный, атмосфера не всегда рабочая. С классными руководителями проведены индивидуальные консультации, даны рекомендации.
Выводы:
1. Не все учащиеся 1-го класса быстро и успешно адаптируются к школьным условиям. Результаты исследования показывают, что у некоторых из них имеются эмоциональные проблемы, плохо развиты мыслительные операции, низкая волевая регуляция поведения. У многих первоклассников не сформированы учебные мотивы, что может сказываться и на результатах их деятельности в школе. Некоторые не чувствуют поддержки и одобрения взрослых, что влияет на развитие самооценки ребенка. 2. У учащихся 5-х классов, были обнаружены признаки дезадаптации обучения: школьная тревожность, низкая учебная мотивация. Неуверенность в себе отрицательно влияет на результат деятельности, общение. 3. Результаты исследования уровня тревожности учащихся показывают, что у большинства из них уровень тревожности превышает норму, что говорит об эмоциональном неблагополучии учащихся.
Учащиеся вскрыли ряд проблем:
- недостаток теплоты в отношениях и дружелюбия, взаимной поддержки, согласия, сотрудничества, чувства успешности. Некоторые ученики некомфортно чувствуют в своих классных коллективах, лишены достаточного признания в классе.
Психологические рекомендации и предложения.
Формировать позитивную мотивацию к занятиям. Хвалить ребенка за каждый новый шаг в усвоении учебного материала. Необходимо избегать излишней критичности к
участникам, нетерпимости к их слабостям. В школе необходимо создать для ученика такую атмосферу, чтобы он чувствовал себя успешным. Нельзя допускать хронического неуспеха и неудач. Никогда нельзя допускать, чтобы ученик воспринимал неверно выполненное задание как показатель собственной неполноценности и личной недостаточности. Классный руководитель должен быть более тесно связан с учителями–предметниками, помочь им в создании интегрированного целостного представления о каждом ученике. Для снижения школьной тревожности учащихся необходимо: - контролировать учебную нагрузку учащихся, не допускать перегрузок; - способствовать повышению самооценки; - способствовать повышению общей коммуникативной культуры учащихся; - обучить учеников способам осознания и отреагирования эмоций. С целью преодоления школьной дезадаптации учащихся необходимо регулярно проводить коррекционно-развивающие занятия, классные часы и другие мероприятия. Желательно на уроках уделять больше внимание развитию познавательных процессов учащихся. Администрации школы совместно с психологом, социальным педагогом целесообразно организовывать семинары для учителей, классных руководителей по проблемным вопросам. Необходимо учитывать результаты психологических исследований для организации мероприятий по преодолению психологической дезадаптации, психосоматических нарушений и здоровьесберегающего сопровождения учебного процесса.
21) Проведение диагностического минимума учащихся группы «риска»
, с целью выявления причин социальной дезадаптации. Эта диагностическая работа проводилась по запросу родителей, классных руководителей и администрации.
Использовались методики
:  Проективные рисуночные методики:  «Рисунок семьи»,  «Несуществующее животное»,  «Рисунок человека»;  Тест Люшера,  Методика незаконченные предложения. Результаты диагностики обсуждались непосредственно на консультации с заинтересованной стороной. В некоторых случаях сразу же проводилась коррекционная работа. Во всех параллелях велась просветительская и профилактическая работа, которая включала в себя проведение классных часов, тренингов. Коррекционно - развивающая работа с учащимися велась по запросу законных представителям согласно графика. Для каждого составлена индивидуальная программа коррекции. Были проведены тренинги по профилактике детского суицида «Сделай свой выбор» (10а, 11в классы), на сплочение школьного коллектива (5а, 6б,10в – серия тренингов), в 1-х классах по психокоррекции школьной тревожности по программе «Лесная сказка», тренинги по психологической готовности к ОГЭ, ЕГЭ – в 9-11 классах.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА.
Данное направление предполагает активное воздействие педагога-психолога на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. Его задачи определяются ориентацией на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь педагогам в
индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становления личности. В рамках данного направления проводилась: - работа с учащимися 1-х, 2-х, , 5-х, 7-х, 8-ых, 9-ых, 10-ых классов, направленная на повышение уровня психологической готовности учащихся к обучению, познавательному развитию, общению, понижение уровня тревожности и адаптации учащихся в новых условиях. С учениками 1-ых классов проведен цикл занятий по психологическому развитию («120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П.); снятию эмоционального напряжения, повышению уровня мотивации, улучшению адаптации в школе. В первое и последнее занятие была включена диагностика (методика «Домики»), чтобы проследить динамику эмоциональных изменений. Выявлена положительная динамика в эмоциональной сфере, улучшилось взаимодействие между учащимися. С учениками 2-х, 3-х, 4-х классов проводились коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивных функций, снятию эмоционального напряжения, повышению уровня мотивации, улучшению взаимодействия между учениками («120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П., «Групповая сплоченность» К.Фопель). В период адаптации пятиклассников были проведены групповые занятия, по окончании цикла занятий проведена диагностика по адаптации. Были даны рекомендации педагогам, а так же с учащимися с дезадаптацией проведены индивидуальная психологическая работа. По запросу классного руководителя были проведены групповые занятия - тренинги в 6а, бб, 7в классах по программе О.Хухлаевой «Тропинка к своему Я». Причина обращения трудности во взаимодействии между детьми и разобщенность детей. Такую работу необходимо проводить и в будущем. Это позволяет снизить агрессивность у учащихся, повысить толерантность, ребята приобретают опыт конструктивного решения конфликтов. По итогам психодиагностики с классными руководителями 5-х классов были проведены профилактические беседы. С детьми велись коррекционно–развивающие занятия с целью обучения учащихся способам снятия напряжения и тревожного состояния, повышения уверенности в себе, развитие познавательных процессов, формирования навыков учебного сотрудничества и бесконфликтного общения. По запросу классных руководителей были проведены групповые занятия - тренинги в 10в и 11в классах по профилактике суицида. Такую работу необходимо проводить и в будущем. Это позволяет снизить агрессивность у учащихся, повысить толерантность, ребята приобретают опыт конструктивного решения конфликтов. В течение учебного года по расписанию проводились индивидуальные коррекционно – развивающие занятия (60 занятий). Занятия посещали Галлиев Айрат (инд.об), Кугушев (1в), Лутфуллин Б (1г), Тюрина (2а), Латыпова Э (2в), Глущенко А(3г), Шлячина О (4в), Халимова Д (4г), Бахтигареев (5а), Саяхов Усман и Шлячин Д. из ООШ с.Ерлыково, Мозгунов И. из ООШ с. Родниковка) и занятия по коррекции СДВГ в тренажерном кабинете и сенсорной комнате (187 занятий). Профессиональная деятельность учителя является одним из наиболее напряженных видов социальной деятельности. Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей. Эмоциональная поддержка учителя стала в последнее время острой необходимостью. В следующем учебном году необходимо продолжить работу по профессиональному эмоциональному выгоранию педагогов. Наполнить работу практическими занятиями и психотехниками по саморегуляции.
Анализ работы с «трудными детьми»
«Трудных» детей, склонных к побегам из школы, бродяжничеству, а также случаев наркомании, алкоголизма – нет. Но есть дети, которые курят и с нарушениями
поведенческого характера, не поддающиеся обучению. С детьми «группы риска» проводилась диагностика, беседы по проблемам учащихся.
Основные проблемы и трудности в работе
Организация групповой работы с детьми; мотивация детей на психологическую работу во 2 половине дня; мотивация родителей; организация групповой работы с педагогами. Требуется поддержка и содействие со стороны администрации школы по организации коррекционно – развивающей деятельности с учащимися (включить в расписание по ФГОС).
ПРОФИЛАКТИКО – ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2015 – 2016 учебном году проведены: 1. Лекции и практические занятия: - психологические особенности подростков – 5в, 6а,6в, 7б, 7в, 8г; - тренинг на сплочение коллектива – 5а, 6б, 7в, 10в; - профилактика полового воспитания – 8а, 8б, 8в, 8г, 9а (девочки), 10б, 10в, 11а, 11б, 11в; - профилактика ПАВ – 7б, 7в, 8а, 8б, 8в, 8г, 11а, 11б, 11в; - профилактика стрессовых ситуаций – 10в; - психологическая помощь перед экзаменами - 9а, 9б, 9в, 11а, 11б, 11в; 2. Профориентационные занятия с элементами тренинга в 9 - 11 классах. 3. Выступление на педсовете с темой «Психологические особенности одаренного ребенка». 4. Выступление на семинаре классных руководителей по вопросам школьного буллинга, агрессивного поведения детей и результатов диагностики. 5. Выступление на родительском собрании с тематическими сообщениями: - Адаптационный период первоклассников; -Адаптация пятиклассников к обучению в средней школе; -Как помочь ребенку приобрести уверенность; - Подростковый суицид;
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (учащийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования. Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера. Консультировались также учащиеся, учителя и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач. Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели: - способствовать изменению поведения клиента (учащийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности; - развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы: - развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать возникающие проблемы на разных уровнях общения; - облегчать реализацию и повышение потенциала личности
Консультаций со всеми участниками образовательного процесса было проведено в количестве 221 консультаций. Из которых 96 консультация с педагогами, 57 консультация с родителями, 68 консультаций с учащимися. В течение года консультации велись по следующим направлениям: - с учащимися, родителями и учителями 1-х, 4-х, 5-х классов по предупреждению дезадаптации; - с учителями и родителями учащихся 3, 4-х классов по проблемам перехода из начальной школы в среднее звено; - с учителями и родителями учащихся 7 - 8-х классов по проблемам кризисов подросткового возраста; - с учащимися и родителями 9-11 классов по проблемам профессиональной ориентации с учётом результатов диагностики; - с родителями будущих первоклассников по проблемам готовности к школе; - по запросам учителей, родителей. Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность: - поведенческую; - эмоциональную; - конфликтологическую; - диагностическую. Поводами для обращения учащихся за консультативной помощью служили: - конфликты с товарищами по классу; - конфликтные ситуации в отношениях с учителями; - семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями; - неразделённые чувства и мировоззренческие позиции; - страх самовыражения: - излишнее волнение. Увеличилось число обращений за консультацией, по сравнению с прошлыми годами, со стороны учителей и родителей, что говорит в пользу принятых мер по пропаганде психологии. Процент положительного разрешения обращений за консультациями составляет примерно 80-85% от всего их количества.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Организационно - методическая работа осуществлялась по следующим направлениям: 1) Разработка развивающих, коррекционных и просветительских планов. Результатами методической работы за этот год стали: а) подбор, анализ и систематизация материалов для проведения занятий; б) составление занятий для групповой и индивидуальной коррекционно- развивающей работы; в) разработка классных часов для учащихся; г) разработка и написание планов выступлений на семинаре классных руководителей, педагогическом совете, родительских собраниях; д) создание базы диагностических методик. 2) Обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей. 3) Анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей. 4) Оформление документации педагога-психолога. 5) Работа в школьном ПМП(к). 6) Подготовка призеров IV Всероссийской дистанционной олимпиады по психологии «Психология без границ» среди учащихся 6 классов по своей школе (Хазиахметова (1 м), Фазрахманова (2 м). 7) Консультирование аттестующихся педагогов (в течение учебного года).
8 ) Выпуск буклетов, памяток с рекомендациями для учащихся и родителей. 9) Пополнение копилки психолого – педагогического инструментария, диагностического материала, аудиозаписей для релаксации. 10) Участие в следственных экспертизах по запросу полиции. Необходимо в рамках методической работы осваивать, а так же разрабатывать новые программы, новые методы работы.
КАБИНЕТ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
В МОБУ СОШ № 1 им. М.Абдуллина с. Киргиз - Мияки есть отдельный кабинет психолога для работы с документацией и для проведения индивидуальных занятий; второй кабинет – тренажерный кабинет, третий кабинет – сенсорная комната, оба используются для работы с группами. Документация педагога-психолога: график работы, циклограмма, годовой план работы, журнал индивидуально-групповых занятий, программы. В кабинете психолога имеется два ноутбука, диагностический и методический материал, который используется в работе. Набор мелких игрушек. В ходе работы по совершенствованию материально-технической базы кабинета удалось компьютеризировать кабинет, составить компьютерную базу по диагностируемым классам и установить некоторые компьютерные диагностические методики. Также в течение года подготовлены методические папки «Психологические игры и упражнения», «Профориентация» и « Работа с трудными детьми».
ВЫВОДЫ:
В течение 2015-2016 учебного года велась планомерная работа по психолого- педагогическому сопровождению образовательного процесса. Всё, что было запланировано – выполнено. Кабинет психолога пополнился методической литературой и диагностическим инструментарием, приобретены аудиодиски с музыкой для релаксации. Для успешной реализации задач психологического сопровождения важна согласованная работа с администрацией. Помощь в организации и проведении психологических занятий (расписание), поддержка психолога – немаловажный аспект в работе. В этом учебном году в 9- ых классах не проводила элективный курс «Я и моя профессия», что позволило меньше контактировать со старшеклассниками и помогать им с выбором жизненного и профессионального маршрута, ведь знания психологии позволяли бы им лучше познать самих себя, решить многие личностные проблемы. Введение дополнительных коррекционно – развивающих занятий за счёт внеурочной деятельности позволило бы решить многие проблемы в обучении и воспитании, а также в развитии когнитивных функций. Но это сделать непросто, так как классные руководители записывают детей на кружки в ДПиШ. Эти кружки не всегда проводятся или же проводятся 5 –ым уроком по расписанию школы. Одним из сложных направлений моей деятельности являлась тренинговая работа. Ее проведение требует большого количества времени (чего в школьной жизни катастрофически не хватает), поэтому эта работа ведётся отдельными упражнениями на групповых занятиях и консультациях. Охват детей на ставку психолога составляет 350 – 500 детей, а в нашей школе насчитывается около 850 учащихся и в школе должны быть две ставки психолога. С учителями - предметниками и классными руководителями я выстраивала работу через организацию совместных классных часов, родительских собраний и индивидуальную работу с учителями, учениками и родителями. Некоторые из них уже стали моими постоянными клиентами. Есть родители, которые на конкретные требования учителей и рекомендации психолога реагируют неадекватно. Это является немаловажной проблемой, которая требует кропотливой работы в рамках педагогического и психологического просвещения родителей, повышению их воспитательной компетенции. С каждым годом увеличивается количество
обращений родителей, которые пытаются решить семейные проблемы: развод родителей, асоциальный характер семейных взаимоотношений, детские страхи, трудности адаптационного периода, гиперактивность, патологическое фант азирование, демонстративное поведение, непослушание, суицидальное поведение, воспитание ребенка – инвалида и многие другие. Со всеми, кто обращался, я проводила индивидуальные консультации, которые давали положительный результат. В отдельных «сложных» случаях привлекались администрация и социальный педагог. В школе достаточно детей с различными отклонениями в поведении, с которыми ведётся кропотливая, порой неблагодарная работа. Беседы, посещение семей, работа с родителями, которые не всегда понимают своих детей. С детьми проводились профилактические беседы, индивидуальные консультации, наблюдение на уроках, даны консультации и рекомендации учителям-предметникам, работающим с «трудными» детьми, родителям.
Перспективы на 2016-2017 учебный год:
1. Активизировать различные способы саморазвития детей, воспитывая ответственность за свое поведение. 2. Развивать интеллектуальные способности детей, как одно из звеньев успешного развития школьников, стимулировать высокую учебную мотивацию. 3. Обеспечивать всех участников педагогического процесса необходимыми психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую компетентность. 4. Разработать программу коррекционно-развивающих тренингов и занятий для подростков 5-8 классов. 5. Продолжать работу по выявлению одаренных детей. Разработать программу психолого – педагогического сопровождения одаренных детей. 6. Продолжать работу по предпрофильной подготовке и профильному обучению. 7. Освоить технику современной диагностики результатов деятельности учащихся при переходе на ФГОСы общего образования. Педагог – психолог: Г.В.Волгина


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!