Напоминание

Формирование профессиональной компетентности будущего педагога на практике


Автор: Морозова Любовь Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "СГПК имени И.А. Куратова"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Формирование профессиональной компетентности будущего педагога на практике
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ПРАКТИКЕ
Л.А. Морозова В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации, важно сформировать конкурентно способного специалиста на рынке труда и развить в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию, дальнейшему самоусовершенствованию. Модернизация современного российского образования выдвигает на первый план проблемы и вопросы, связанные с подготовкой учителя. Данное направление работы актуализируется и в связи с необходимостью укрепления в российском образовании новой парадигмы, которая характеризуется созданием личностно и культурно ориентированной образовательной системы, обеспечивающей подготовку учителя нового поколения. Компетентный педагог – это лицо общества, это фундамент будущих успехов. Сегодня возникает жизненная необходимость изменений в характере социальных требований к образованию, ориентация на формирование творческой, инициативной личности способной принимать конструктивные и компетентные решения, а значит, возникает потребность в компетентных специалистах. С педагогических позиций компетентность - владение базовыми психолого- педагогическими знаниями и умениями, обуславливающими успешность решения широкого круга воспитательных задач, это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. В.А. Сластенин разделяет структуру профессиональной компетентности на теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности. Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается как формирование специальных знаний. Но формирование знаний это не сама цель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, остаются никому не нужным достоянием. Теоретическая готовность учителя - это немаловажный аспект его деятельности, так как на теоретическую готовность во многом опирается практическая готовность к профессиональной деятельности. Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя. В педагогических учебных заведениях практика всегда носит длительный и непрерывный характер, что обеспечивает фундамент для основных педагогических умений и навыков педагога. К.Д. Ушинский писал, что «метод
преподавания можно изучить из книги или слов преподавателя, но приобрести навык в употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой». Именно на практике может определяться то, насколько правильно ты выбрал для себя сферу деятельности, может выясниться степень соотнесенности личностных качеств с профессией учителя. Педагогическая практика выполняет ряд определенных функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую. Адаптационная функция проявляется в том, что студент педагогического заведения знакомится не только с разными видами учебно-воспитательных учреждений и организацией работы в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, детям, ориентируется в системе внутришкольных отношений и связей. Обучающая функция: полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, то есть эти знания воплощаются в деятельности практиканта. Воспитательная функция: практика учит любить и воспринимать детей такими, какие они есть, в ходе практики вырабатывается терпение, выдержка, ответственность, чувство долга. Работая с детьми необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как имеющихся знаний оказывается недостаточно, а необходимые профессионально-значимые качества требуют постоянного развития. В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практике формируются и развиваются педагогические способности практиканта, вырабатывается компенсаторные умения. В ходе практики формируются личностные, профессиональные качества. Диагностическая функция практики является одной из важнейших. Только на практике можно оценить свое эмоциональное состояние при общении с детьми, родителями и т.д. Каждый студент на практике должен иметь возможность высказать свое мнение, получить любую необходимую консультацию. В ходе педагогической практике у студента вырабатываются основы анализа и оценки собственной педагогической деятельности. В процессе педагогической практики студент-практикант должен сформировать у себя основные профессиональные компетенции. В области дидактических, воспитательных, конструктивных и организаторских компетенций:  определить конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и социально-психологических особенностей коллектива;
 планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс с психологических, дидактических, методических позиций с учетом современных требований;  обоснованно выбирать эффективные формы, методы и средства обучения и воспитания, определить результаты усвоения детьми программного материала, уровень их воспитанности и развития;  управлять учебной деятельностью детей и формировать у них общеучебные умения и навыки;  рационально распределять время на уроке, выполнять намеченный план;  проектировать и прогнозировать развитие личности и детского коллектива на основе знаний возрастных, индивидуальных особенностей детей и подростков и особенностей коллектива;  проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности и многое другое. В области коммуникативных компетенций:  использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми, родителями, коллегами;  строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании детей. В области исследовательских компетенций:  изучать личность каждого школьника и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и воспитания;  наблюдать и анализировать организацию учебно-воспитательного процесса; Практика позволяет студенту изучать передовой педагогический опыт (новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и вариативные программы и учебники). При этом необходимо, чтобы студент был нацелен на перспективность в работе, к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов. Процесс формирования профессионально-педагогических компетенций у студентов будет эффективным при наличии специально созданной системы в условиях педагогической практики, если эта система: - учитывает структуру, содержание, основные характеристики понятия педагогической компетентности; - студенты овладевают элементами анализа педагогической компетентности (анализ содержания обучения, воспитания, деятельности учащихся и своей деятельности);
- в условиях практики осуществляется синтез психолого-педагогических, методических и специальных знаний и умений; - если процесс формирования педагогической компетентности осуществляется последовательно, комплексно и целенаправленно. Практика является важнейшей составляющей частью профессиональной подготовки и проводится для формирования у студентов целостного представления о воспитательно- образовательном процессе современного образовательного учреждения или учреждения дополнительного образования. Совокупность умений, способностей отражает практическую готовность педагога, его мастерство, профессиональную компетентность, что во многом определяет успешность его деятельности.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!