Формирование профессиональной компетентности будущего педагога на практике
Автор: Морозова Любовь Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГПОУ "СГПК имени И.А. Куратова" Населённый пункт: г. Сыктывкар Наименование материала: статья Тема: Формирование профессиональной компетентности будущего педагога на практике Раздел: среднее профессиональное
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ПРАКТИКЕ
Л.А. Морозова
В
современных
условиях
стремительного
развития
науки,
быстрого
обновления
информации, важно сформировать конкурентно способного специалиста на рынке труда и
развить
в
нем
интерес
к
накоплению
знаний,
к
непрерывному
самообразованию,
дальнейшему
самоусовершенствованию.
Модернизация
современного
российского
образования выдвигает на первый план проблемы и вопросы, связанные с подготовкой
учителя.
Данное
направление
работы
актуализируется
и
в
связи
с
необходимостью
укрепления
в
российском
образовании
новой
парадигмы,
которая
характеризуется
созданием
личностно
и
культурно
ориентированной
образовательной
системы,
обеспечивающей подготовку учителя нового поколения. Компетентный педагог – это лицо
общества, это фундамент будущих успехов.
Сегодня возникает жизненная необходимость изменений в характере социальных
требований
к
образованию,
ориентация
на
формирование
творческой,
инициативной
личности
способной
принимать
конструктивные
и
компетентные
решения,
а
значит,
возникает потребность в компетентных специалистах.
С
педагогических
позиций
компетентность
-
владение
базовыми
психолого-
педагогическими
знаниями
и
умениями,
обуславливающими
успешность
решения
широкого
круга
воспитательных
задач, это
владение,
обладание
человеком
соответствующей компетенцией включающей его личностное отношение к ней и предмету
деятельности.
В.А.
Сластенин
разделяет
структуру
профессиональной
компетентности
на
теоретическую и практическую готовность к профессиональной деятельности.
Содержание
теоретической
готовности
учителя
нередко
понимается
как
формирование специальных знаний. Но формирование знаний это не сама цель. Знания,
лежащие
в
структуре
опыта
учителя
мертвым
грузом,
остаются
никому
не
нужным
достоянием.
Теоретическая
готовность
учителя
-
это
немаловажный
аспект
его
деятельности, так как на теоретическую готовность во многом опирается практическая
готовность к профессиональной деятельности.
Педагогическая практика является важнейшим звеном в системе профессиональной
подготовки
учителя.
В
педагогических
учебных
заведениях
практика
всегда
носит
длительный
и
непрерывный
характер,
что
обеспечивает
фундамент
для
основных
педагогических
умений
и
навыков
педагога.
К.Д.
Ушинский
писал,
что
«метод
преподавания можно изучить из книги или слов преподавателя, но приобрести навык в
употреблении этого метода можно только длительной и долговременной практикой».
Именно на практике может определяться то, насколько правильно ты выбрал для себя
сферу деятельности, может выясниться степень соотнесенности личностных качеств с
профессией учителя.
Педагогическая практика выполняет ряд определенных функций: адаптационную,
обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую.
Адаптационная функция проявляется в том, что студент педагогического заведения
знакомится
не
только
с
разными
видами
учебно-воспитательных
учреждений
и
организацией работы в них, но и привыкает к ритму педагогического процесса, детям,
ориентируется в системе внутришкольных отношений и связей.
Обучающая
функция:
полученные
в
процессе
теоретической
подготовки
знания
проверяются практикой, то есть эти знания воплощаются в деятельности практиканта.
Воспитательная функция: практика учит любить и воспринимать детей такими, какие
они есть, в ходе практики вырабатывается терпение, выдержка, ответственность, чувство
долга.
Работая
с
детьми
необходимо
постоянно
заниматься
самообразованием
и
самовоспитанием, так как имеющихся знаний оказывается недостаточно, а необходимые
профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.
В
теснейшей
взаимосвязи
с
предыдущими
функциями
находится
и
функция
развивающая.
На
практике
формируются
и
развиваются
педагогические
способности
практиканта, вырабатывается компенсаторные умения. В ходе практики формируются
личностные, профессиональные качества.
Диагностическая
функция
практики
является
одной
из
важнейших.
Только
на
практике
можно
оценить
свое
эмоциональное
состояние
при
общении
с
детьми,
родителями и т.д. Каждый студент на практике должен иметь возможность высказать свое
мнение, получить любую необходимую консультацию. В ходе педагогической практике у
студента
вырабатываются
основы
анализа
и
оценки
собственной
педагогической
деятельности.
В процессе педагогической практики студент-практикант должен сформировать у
себя основные профессиональные компетенции.
В области дидактических, воспитательных, конструктивных и
организаторских
компетенций:
определить
конкретные
учебно-воспитательные
задачи
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
учащихся
и
социально-психологических
особенностей
коллектива;
планировать и анализировать учебно-воспитательный процесс с психологических,
дидактических, методических позиций с учетом современных требований;
обоснованно
выбирать
эффективные
формы,
методы
и
средства
обучения
и
воспитания, определить результаты усвоения детьми программного материала, уровень их
воспитанности и развития;
управлять учебной деятельностью детей и формировать у них общеучебные умения
и навыки;
рационально распределять время на уроке, выполнять намеченный план;
проектировать
и
прогнозировать
развитие
личности
и
детского
коллектива
на
основе
знаний
возрастных,
индивидуальных
особенностей
детей
и
подростков
и
особенностей коллектива;
проводить самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности и
многое другое.
В области коммуникативных компетенций:
использовать разнообразные формы и методы педагогического общения с детьми,
родителями, коллегами;
строить деловые и личные отношения со всеми лицами, принимающими участие
в воспитании детей.
В области исследовательских компетенций:
изучать личность каждого школьника и коллектива в целом с целью диагностики и
проектирования их развития и воспитания;
наблюдать и анализировать организацию учебно-воспитательного процесса;
Практика
позволяет
студенту
изучать
передовой
педагогический
опыт
(новые
педагогические
системы,
современные
технологии
обучения
и
воспитания,
альтернативные и вариативные программы и учебники). При этом необходимо, чтобы
студент
был
нацелен
на
перспективность
в
работе,
к
динамическому
обогащению
необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых
результатов.
Процесс формирования профессионально-педагогических компетенций у студентов
будет
эффективным
при
наличии
специально
созданной
системы
в
условиях
педагогической практики, если эта система:
-
учитывает
структуру,
содержание,
основные
характеристики
понятия
педагогической компетентности;
- студенты овладевают элементами анализа педагогической компетентности (анализ
содержания обучения, воспитания, деятельности учащихся и своей деятельности);
-
в
условиях
практики
осуществляется
синтез
психолого-педагогических,
методических и специальных знаний и умений;
-
если
процесс
формирования
педагогической
компетентности
осуществляется
последовательно, комплексно и целенаправленно.
Практика является важнейшей составляющей частью профессиональной подготовки
и проводится для формирования у студентов целостного представления о воспитательно-
образовательном процессе современного образовательного учреждения или учреждения
дополнительного образования.
Совокупность умений, способностей отражает практическую готовность педагога,
его
мастерство,
профессиональную
компетентность,
что
во
многом
определяет
успешность его деятельности.