Автор: Лю-Дин-Чин Ирина Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок" Населённый пункт: Бурятия город Улан-Удэ Наименование материала: Методическая разработка Тема: Адаптация ребенка к ДОУ Раздел: дошкольное образование
»?
Одна
из
самых
характерных
трудностей
в
воспитании
детей
раннего
возраста
—
это
проблема
адаптации
к
новым
условиям
и
к
детскому
учреждению
.
Поступление
ребенка
в
ясли
вызывает
,
как
правило
,
серьезную
тревогу
у
взрослых
.
И
она
не
напрасна
.
Известно
,
что
изменение
социальной
среды
сказывается
и
на
психическом
,
и
на
физическом
здоровье
детей
.
Особенно
уязвимым
для
адаптации
является
ранний
возраст
,
поскольку
именно
в
этот
период
детства
ребенок
менее
всего
приспособлен
к
отрыву
от
родных
,
более
слаб
и
раним
.
В
этом
возрасте
адаптация
к
детскому
учреждению
проходит
дольше
и
труднее
,
чаще
сопровождается
болезнями
.
Некоторые
дети
с
большим
трудом
переживают
даже
кратковременную
разлуку
с
мамой
:
громко
плачут
,
всего
боятся
,
сопротивляются
всяким
попыткам
вовлечь
их
в
какое
-
либо
занятие
.
Понятно
,
что
хотя
бы
один
такой
ребенок
может
«
парализовать
»
работу
всей
группы
.
Здесь
требуется
терпение
,
умение
вызвать
доверие
к
себе
и
сотрудничество
с
мамой
ребенка
.
И
,
конечно
же
,
индивидуальный
подход
:
одним
детям
нужны
ласка
и
физическая
близость
,
другие
,
напротив
,
избегают
прямого
контакта
и
предпочитают
побыть
в
одиночестве
,
третьих
можно
заинтересовать
новой
игрушкой
.
Изменение
условий
жизни
и
необходимость
выработки
новых
форм
поведения
требуют
и
от
ребенка
,
и
от
взрослого
больших
усилий
.
От
того
,
насколько
ребенок
подготовлен
в
семье
к
переходу
в
детское
учреждение
,
и
от
того
,
как
организуют
период
его
адаптации
воспитатели
и
родители
,
зависят
и
течение
адаптационного
периода
,
и
дальнейшее
развитие
малыша
.
Изменение
образа
жизни
приводит
в
первую
очередь
к
нарушению
эмоционального
состояния
ребенка
.
Особенности
адаптационного
периода
:
1.
Эмоциональная
напряженность
,
беспокойство
или
заторможенность
.
Ребенок
много
плачет
,
стремится
к
физическому
контакту
со
взрослыми
или
,
наоборот
,
раздраженно
отказывается
от
них
,
сторонится
сверстников
.
Особенности
поведения
детей
в
этот
период
во
многом
связаны
с
особенностями
их
темперамента
.
Дети
с
флегматическим
темпераментом
будут
вести
себя
скорее
заторможено
,
а
дети
с
холерическим
темпераментом
,
наоборот
,
будут
излишне
возбуждаться
,
часто
плакать
.
В
любом
случае
социальные
связи
ребенка
могут
оказаться
очень
напряженными
,
а
иногда
и
полностью
нарушенными
.
2.
Эмоциональное
неблагополучие
сказывается
на
сне
,
аппетите
.
Разлука
и
встреча
с
родными
протекают
подчас
очень
бурно
,
экзальтированно
:
малыш
не
отпускает
от
себя
родителей
,
долго
плачет
после
их
ухода
,
а
приход
вновь
встречает
слезами
.
3.
При
этом
меняется
и
активность
ребенка
по
отношению
к
предметному
миру
.
Игрушки
оставляют
его
безучастным
,
интерес
к
окружающему
снижается
.
4.
Падает
уровень
речевой
активности
,
сокращается
словарный
запас
,
новые
слова
усваиваются
с
трудом
.
5.
Общее
подавленное
состояние
в
совокупности
с
тем
обстоятельством
,
что
ребенок
попадает
в
окружение
сверстников
и
подвергается
риску
инфицирования
,
что
приводит
к
частым
болезням
.
Степени
адаптации
Врачи
и
психологи
различают
три
степени
адаптации
:
легкую
,
среднюю
и
тяжелую
.
Основными
показателями
степени
тяжести
являются
сроки
нормализации
эмоционального
самоощущения
малыша
,
его
отношения
к
взрослым
и
сверстникам
,
предметному
миру
,
частота
и
длительность
острых
заболеваний
.
Период
легкой
адаптации
длится
1–2
недели
.
У
ребенка
постепенно
нормализуется
сон
и
аппетит
,
восстанавливается
эмоциональное
состояние
и
интерес
к
окружающему
миру
,
налаживаются
взаимоотношения
со
взрослыми
и
сверстниками
.
Отношения
с
близкими
людьми
не
нарушаются
,
ребенок
достаточно
активен
,
но
не
возбужден
.
Снижение
защитных
сил
организма
выражено
незначительно
,
и
к
концу
второй
-
третьей
недели
они
восстанавливаются
.
Острых
заболеваний
не
возникает
.
Во
время
адаптации
средней
тяжести
нарушения
в
поведении
и
общем
состоянии
ребенка
выражены
ярче
,
привыкание
к
яслям
длится
дольше
.
Сон
и
аппетит
восстанавливаются
только
через
30–40
дней
,
настроение
неустойчиво
,
в
течение
месяца
значительно
снижается
активность
малыша
:
он
часто
плачет
,
малоподвижен
,
не
проявляет
интереса
к
игрушкам
,
отказывается
от
занятий
,
практически
не
разговаривает
.
Эти
изменения
могут
длиться
до
полутора
месяцев
.
Отчетливо
выражены
изменения
в
деятельности
вегетативной
нервной
системы
:
это
могут
быть
функциональное
нарушение
стула
,
бледность
,
потливость
,
тени
под
глазами
,
пылающие
щечки
,
могут
усилиться
проявления
экссудативного
диатеза
.
Особенно
ярко
эти
проявления
отмечаются
перед
началом
заболевания
,
которое
протекает
,
как
правило
,
в
форме
острой
респираторной
инфекции
.
Особую
тревогу
родителей
и
воспитателей
вызывает
состояние
тяжелой
адаптации
.
Ребенок
начинает
длительно
и
тяжело
болеть
,
одно
заболевание
почти
без
перерыва
сменяет
другое
,
защитные
силы
организма
подорваны
и
уже
не
выполняют
свою
роль
.
Другой
вариант
тяжелого
протекания
адаптационного
периода
—
неадекватное
поведение
ребенка
,
которое
граничит
с
невротическим
состоянием
.
Аппетит
снижается
сильно
и
надолго
,
может
возникнуть
стойкий
отказ
от
еды
или
невротическая
рвота
при
попытке
накормить
ребенка
.
Ребенок
плохо
засыпает
,
вскрикивает
и
плачет
во
сне
,
просыпается
со
слезами
;
сон
чуткий
и
короткий
.
Во
время
бодрствования
ребенок
подавлен
,
не
интересуется
окружающим
,
избегает
других
детей
или
ведет
себя
агрессивно
.
Тихо
плачущий
и
безучастный
,
равнодушный
ко
всему
ребенок
,
прижимающий
к
себе
свою
любимую
домашнюю
игрушку
,
не
реагирующий
на
предложения
воспитателей
и
сверстников
,
или
,
наоборот
,
ребенок
,
бурно
выражающий
свой
протест
против
новых
условий
криком
,
капризами
,
истериками
,
разбрасывающий
предлагаемые
ему
игрушки
,
агрессивный
—
таким
может
быть
ребенок
в
период
тяжелой
адаптации
.
Улучшение
его
состояния
происходит
очень
медленно
—
в
течение
нескольких
месяцев
.
Темпы
его
развития
замедляются
по
всем
направлениям
.
Факторы
влияющие
на
успешность
привыкания
ребенка
к
детскому
учреждению
?
1.
Физическое
состояние
как
фактор
,
влияющий
на
адаптацию
.
Прежде
всего
характер
адаптации
связан
с
физическим
состоянием
ребенка
.
Здоровый
,
физически
развитый
малыш
обладает
лучшими
возможностями
,
он
лучше
справляется
с
трудностями
.
Дети
нервно
и
соматически
ослабленные
,
быстро
утомляющиеся
,
имеющие
плохой
аппетит
и
плохой
сон
,
испытывают
,
как
правило
,
большие
трудности
в
период
адаптации
.
Частые
заболевания
неблагоприятно
сказываются
на
иммунитете
,
могут
затормозить
психическое
развитие
.
Отсутствие
правильного
режима
и
достаточного
сна
приводит
к
хроническому
переутомлению
,
истощению
нервной
системы
.
Такой
ребенок
хуже
справляется
с
трудностями
адаптационного
периода
,
у
него
возникает
стрессовое
состояние
и
,
как
следствие
этого
, —
заболевание
.
2.
Возраст
ребенка
как
фактор
,
влияющий
на
адаптацию
.
Следующим
фактором
,
влияющим
на
характер
адаптации
ребенка
к
новым
условиям
,
является
возраст
,
в
котором
малыш
поступает
в
детское
учреждение
.
Этот
фактор
имеет
глубинную
связь
с
привязанностью
ребенка
к
маме
и
возникающими
на
этой
основе
невротическими
формами
поведения
.
Привязанность
к
матери
—
необходимое
условие
нормального
психического
развития
ребенка
.
Она
способствует
формированию
таких
важных
качеств
личности
,
как
доверие
к
миру
,
положительное
самоощущение
,
инициативность
,
любознательность
,
развитию
социальных
чувств
.
Для
возникновения
привязанности
необходим
продолжительный
и
устойчивый
эмоциональный
контакт
матери
с
ребенком
с
первых
дней
его
жизни
.
Привязанность
начинает
формироваться
уже
в
первом
полугодии
жизни
ребенка
и
к
концу
первого
года
оформляется
в
виде
устойчивых
аффективно
-
личностных
связей
с
близкими
,
особенно
с
матерью
.
В
первой
половине
первого
года
жизни
привязанность
выражается
в
основном
в
положительных
эмоциях
,
особенной
радости
ребенка
при
появлении
мамы
.
В
7
месяцев
ребенок
начинает
реагировать
на
ее
уход
отчетливым
волнением
,
беспокойством
,
тревогой
.
В
период
от
7
месяцев
до
1,5
лет
привязанность
к
матери
выражается
наиболее
интенсивно
.
Иногда
чувство
тревоги
при
разлуке
с
ней
становится
столь
травмирующим
,
что
остается
на
всю
жизнь
как
страх
одиночества
.
Ярко
выраженный
страх
в
семимесячном
возрасте
свидетельствует
о
врожденной
чувствительности
ребенка
и
должен
учитываться
как
в
его
воспитании
,
так
и
при
решении
вопроса
о
том
,
стоит
ли
рано
отдавать
его
в
ясли
.
В
8
месяцев
малыши
начинают
бояться
незнакомых
взрослых
,
прижимаются
к
матери
,
как
бы
подчеркивая
привязанность
к
ней
.
Происходит
дальнейшая
дифференциация
социального
мира
.
В
нём
появляются
«
другие
».
Обычно
страх
перед
другими
длится
недолго
,
до
1
года
2–4
месяцев
.
В
последующем
дети
спокойнее
воспринимают
других
людей
,
но
могут
смущаться
при
них
.
Страх
,
беспокойство
,
испытываемые
детьми
от
7
месяцев
до
1
года
2
месяцев
,
может
стать
предпосылкой
последующего
развития
тревоги
и
страха
.
При
неблагоприятных
условиях
тревога
перерастает
в
тревожность
,
страхи
—
в
боязливость
,
становясь
устойчивой
чертой
характера
.
Часто
существует
невротическая
привязанность
ребенка
к
матери
,
к
родным
,
которая
во
многом
объясняется
тревожностью
близких
.
Многие
дети
в
возрасте
от
6
месяцев
до
2,5
лет
трудно
адаптируются
к
яслям
,
но
особенно
это
заметно
в
возрасте
от
8
месяцев
до
1
года
2
месяцев
,
т
.
е
.
в
период
,
когда
совпадают
беспокойство
при
разлуке
с
матерью
и
страх
посторонних
.
3.
Степень
сформированности
общения
и
предметной
деятельности
.
Не
менее
важным
фактором
,
влияющим
на
характер
адаптации
,
является
степень
сформированности
у
ребенка
общения
с
окружающими
и
предметной
деятельности
.
Каким
образом
ведущая
деятельность
и
общение
отражаются
на
характере
взаимоотношений
ребенка
с
другими
людьми
,
в
том
числе
посторонними
?
Как
они
могут
повлиять
на
характер
адаптации
к
детскому
учреждению
?
В
ходе
делового
общения
у
ребенка
формируются
особые
связи
с
окружающими
людьми
.
На
смену
непосредственным
,
эмоциональным
контактам
младенца
с
матерью
,
которые
имеют
избирательный
характер
,
интимную
,
личностную
основу
,
приходят
контакты
,
в
центре
которых
стоит
предмет
.
Практическое
взаимодействие
с
предметами
и
с
игрушками
более
безлично
.
Для
него
не
так
важна
эмоциональная
близость
партнеров
,
ведь
всё
его
внимание
сосредоточено
на
предмете
.
Конечно
,
любой
ребенок
скорее
предпочтет
игру
с
близким
человеком
,
чем
с
незнакомым
,
но
если
он
умеет
налаживать
деловые
контакты
,
то
ему
легче
отвлечься
от
личности
партнера
,
а
следовательно
—
легче
общаться
с
посторонними
,
чем
ребенку
,
владеющему
одним
только
опытом
личностного
общения
.
Это
означает
,
что
процесс
адаптации
будет
протекать
более
благополучно
у
малыша
,
владеющего
навыками
делового
общения
,
связанного
с
предметами
.
Установлено
,
что
дети
,
которые
испытывают
трудности
в
привыкании
к
детскому
учреждению
,
чаще
всего
имеют
в
семье
преимущественно
эмоциональные
контакты
со
взрослыми
.
Дома
с
ними
мало
играют
,
а
если
и
играют
,
то
не
слишком
активизируют
инициативу
,
самостоятельность
малышей
.
У
таких
детей
чрезмерно
развита
потребность
во
внимании
,
ласке
,
физических
контактах
.
Удовлетворить
эту
потребность
в
общении
с
посторонними
людьми
трудно
.
В
яслях
,
где
воспитатели
не
могут
уделять
ребенку
столько
же
внимания
,
как
в
семье
,
он
чувствует
себя
одиноко
,
неуютно
.
Такой
ребенок
предпочитает
играть
один
,
не
обращаясь
к
взрослому
за
помощью
,
не
привлекая
его
к
совместной
игре
.
Таким
образом
,
общение
и
предметная
деятельность
оказываются
разобщенными
.
Общение
протекает
на
эмоциональном
уровне
,
а
игра
развивается
в
основном
без
участия
партнеров
.
Необходимого
для
этого
возраста
сотрудничества
со
взрослым
не
складывается
.
А
отсутствие
навыков
практического
взаимодействия
и
сниженная
игровая
инициатива
при
повышенной
потребности
во
внимании
приводят
к
сложностям
во
взаимоотношениях
ребенка
с
малознакомыми
взрослыми
.
Психологи
выявили
четкую
закономерность
между
развитием
предметной
деятельности
ребенка
и
его
привыканием
к
детскому
учреждению
.
Легче
всего
адаптация
протекает
у
малышей
,
которые
умеют
длительно
,
разнообразно
и
сосредоточенно
действовать
с
игрушками
.
Впервые
попав
в
ясли
,
они
быстро
откликаются
на
предложение
воспитательницы
поиграть
,
с
интересом
исследуют
новые
игрушки
.
В
случае
затруднения
такие
дети
упорно
ищут
выход
из
ситуации
,
не
стесняясь
,
обращаются
за
помощью
к
взрослому
.
Они
любят
вместе
с
ним
решать
предметные
задачи
:
собрать
пирамидку
,
матрешку
,
элементы
конструктора
.
Для
ребенка
,
умеющего
хорошо
играть
,
не
составляет
труда
войти
в
контакт
с
любым
взрослым
,
так
как
он
владеет
необходимыми
для
этого
средствами
.
Характерной
особенностью
детей
,
которые
с
большим
трудом
привыкают
к
яслям
,
является
низкий
уровень
предметной
деятельности
,
в
том
числе
игровой
.
Их
действия
с
предметами
чаще
имеют
характер
манипуляций
,
игры
с
сюжетными
игрушками
не
увлекают
их
,
они
бедны
по
содержанию
и
по
составу
игровых
действий
.
Возникающие
трудности
либо
оставляют
ребенка
равнодушным
,
либо
вызывают
слезы
или
капризы
.
4.
Отношение
ребенка
к
ровесникам
.
Большое
влияние
на
течение
адаптации
оказывает
и
отношение
ребенка
к
ровесникам
.
Дети
,
которые
с
трудом
привыкают
к
детскому
учреждению
,
часто
сторонятся
сверстников
,
плачут
при
их
приближении
,
иногда
ведут
себя
агрессивно
по
отношению
к
ним
.
Неумение
общаться
с
другими
детьми
в
сочетании
с
трудностями
в
установлении
контактов
со
взрослыми
еще
больше
отягощает
сложность
адаптационного
периода
.
Таким
образом
,
состояние
здоровья
,
умение
общаться
со
взрослыми
и
сверстниками
,
сформированность
предметной
и
игровой
деятельности
ребенка
—
вот
основные
критерии
,
по
которым
можно
судить
о
степени
его
готовности
к
поступлению
в
ясли
и
благополучного
привыкания
к
ним
.
5.
Характер
взаимоотношений
в
семье
.
Следует
принять
во
внимание
еще
один
немаловажный
фактор
,
который
может
осложнить
период
адаптации
ребенка
к
яслям
.
Он
связан
с
психологическими
особенностями
родителей
,
особенно
матери
,
и
характером
взаимоотношений
в
семье
.
Если
мать
тревожно
-
мнительна
и
слишком
опекает
ребенка
,
если
она
обладает
конфликтным
характером
и
предпочитает
авторитарный
стиль
воспитания
,
если
родители
испытывают
трудности
в
общении
с
окружающими
,
если
в
семье
часто
происходят
ссоры
,
—
всё
это
может
явиться
причиной
невротизации
ребенка
и
его
трудной
адаптации
к
дошкольному
учреждению
.
Как
помочь
ребенку
адаптироваться
к
детскому
учреждению
?
Прежде
всего
,
необходимо
предварительное
знакомство
воспитателя
с
ребенком
и
родителями
.
И
начинаться
такая
работа
должна
до
прихода
ребенка
в
детское
учреждение
.
Во
многих
странах
широко
практикуется
неоднократное
посещение
воспитателями
семьи
ребенка
,
знакомство
с
ним
в
привычных
для
него
условиях
,
налаживание
контактов
с
родителями
.
Знание
об
индивидуальных
особенностях
детей
,
их
темпераменте
,
о
предпочтениях
и
вкусах
в
еде
,
играх
и
игрушках
,
о
протекании
режимных
моментов
поможет
воспитателю
лучше
наладить
взаимодействие
с
ребенком
с
первых
дней
его
пребывания
в
детском
учреждении
.
Если
по
какой
-
то
причине
посещение
семьи
затруднено
,
можно
организовать
встречу
с
ребенком
на
территории
детского
учреждения
.
Мама
может
в
течение
нескольких
недель
приводить
ребенка
на
детскую
площадку
в
то
время
,
когда
на
ней
играют
дети
,
познакомить
ребенка
с
воспитателем
,
помочь
педагогу
организовать
совместную
игру
.
То
же
самое
можно
сделать
в
групповой
комнате
,
где
ребенок
познакомится
с
игрушками
,
обстановкой
.
Такое
посещение
должно
быть
достаточно
регулярным
,
но
не
длительным
.
Главное
—
заинтересовать
малыша
новой
для
него
ситуацией
,
вызвать
у
него
желание
еще
раз
придти
в
ясли
,
предупредить
возникновение
страха
перед
посторонними
людьми
и
обстановкой
.
Правила
поведения
для
мам
в
период
адаптации
ребенка
к
детскому
учреждению
.
1.
Поддерживайте
инициативу
воспитателя
и
сотрудничайте
с
ним
во
всём
.
2.
Активно
играйте
не
только
со
своим
ребенком
,
но
и
с
другими
детьми
.
3.
Если
вы
поиграли
с
малышом
,
соберите
игрушки
и
поставьте
их
на
место
,
чтобы
и
другие
могли
поиграть
.
4.
Предоставьте
выбор
игры
ребенку
.
Взрослый
следует
за
ребенком
,
поддерживает
его
интерес
,
становится
партнером
по
игре
.
5.
Взаимодействуя
с
ребенком
,
старайтесь
держаться
на
уровне
его
глаз
.
6.
Активно
радуйтесь
удачам
малыша
.
Признаком
завершения
периода
адаптации
является
хорошее
физическое
и
эмоциональное
самочувствие
ребенка
,
его
увлеченная
игра
с
игрушками
,
доброжелательное
отношение
к
воспитателю
и
сверстникам
.
Автор
статьи
воспитатель
: