Напоминание

Адаптация ребенка к ДОУ


Автор: Лю-Дин-Чин Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Родничок"
Населённый пункт: Бурятия город Улан-Удэ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация ребенка к ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Адаптация ребенка к ДОУ

Что

такое

«

период

адаптации

к

детскому

учреждению

»?
Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей раннего возраста — это проблема адаптации к новым условиям и к детскому учреждению . Поступление ребенка в ясли вызывает , как правило , серьезную тревогу у взрослых . И она не напрасна . Известно , что изменение социальной среды сказывается и на психическом , и на физическом здоровье детей . Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст , поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных , более слаб и раним . В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее , чаще сопровождается болезнями . Некоторые дети с большим трудом переживают даже кратковременную разлуку с мамой : громко плачут , всего боятся , сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое - либо занятие . Понятно , что хотя бы один такой ребенок может « парализовать » работу всей группы . Здесь требуется терпение , умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребенка . И , конечно же , индивидуальный подход : одним детям нужны ласка и физическая близость , другие , напротив , избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве , третьих можно заинтересовать новой игрушкой . Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют и от ребенка , и от взрослого больших усилий . От того ,
насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение , и от того , как организуют период его адаптации воспитатели и родители , зависят и течение адаптационного периода , и дальнейшее развитие малыша . Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка .
Особенности

адаптационного

периода

:
1. Эмоциональная напряженность , беспокойство или заторможенность . Ребенок много плачет , стремится к физическому контакту со взрослыми или , наоборот , раздраженно отказывается от них , сторонится сверстников . Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента . Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено , а дети с холерическим темпераментом , наоборот , будут излишне возбуждаться , часто плакать . В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными , а иногда и полностью нарушенными . 2. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне , аппетите . Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно , экзальтированно : малыш не отпускает от себя родителей , долго плачет после их ухода , а приход вновь встречает слезами . 3. При этом меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру . Игрушки оставляют его безучастным , интерес к окружающему снижается . 4. Падает уровень речевой активности , сокращается словарный запас , новые слова усваиваются с трудом . 5. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством , что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования , что приводит к частым болезням .
Степени

адаптации
Врачи и психологи различают три степени адаптации : легкую , среднюю и тяжелую . Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша , его отношения к взрослым и сверстникам , предметному миру , частота и длительность острых заболеваний . Период
легкой

адаптации
длится 1–2 недели . У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит , восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру , налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками . Отношения с близкими людьми не нарушаются , ребенок достаточно активен , но не возбужден . Снижение защитных сил организма выражено незначительно , и к концу второй - третьей недели они восстанавливаются . Острых заболеваний не возникает .
Во время адаптации
средней

тяжести
нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче , привыкание к яслям длится дольше . Сон и аппетит восстанавливаются только через 30–40 дней , настроение неустойчиво , в течение месяца значительно снижается активность малыша : он часто плачет , малоподвижен , не проявляет интереса к игрушкам , отказывается от занятий , практически не разговаривает . Эти изменения могут длиться до полутора месяцев . Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы : это могут быть функциональное нарушение стула , бледность , потливость , тени под глазами , пылающие щечки , могут усилиться проявления экссудативного диатеза . Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания , которое протекает , как правило , в форме острой респираторной инфекции . Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние
тяжелой

адаптации
. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть , одно заболевание почти без перерыва сменяет другое , защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль . Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода — неадекватное поведение ребенка , которое граничит с невротическим состоянием . Аппетит снижается сильно и надолго , может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка . Ребенок плохо засыпает , вскрикивает и плачет во сне , просыпается со слезами ; сон чуткий и короткий . Во время бодрствования ребенок подавлен , не интересуется окружающим , избегает других детей или ведет себя агрессивно . Тихо плачущий и безучастный , равнодушный ко всему ребенок , прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку , не реагирующий на предложения воспитателей и сверстников , или , наоборот , ребенок , бурно выражающий свой протест против новых условий криком , капризами , истериками , разбрасывающий предлагаемые ему игрушки , агрессивный — таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации . Улучшение его состояния происходит очень медленно — в течение нескольких месяцев . Темпы его развития замедляются по всем направлениям .
Факторы

влияющие

на

успешность

привыкания

ребенка

к

детскому

учреждению

?
1. Физическое состояние как фактор , влияющий на адаптацию . Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка . Здоровый , физически развитый малыш обладает лучшими возможностями , он лучше справляется с трудностями . Дети нервно и соматически ослабленные , быстро утомляющиеся , имеющие плохой аппетит и плохой сон , испытывают , как правило , большие трудности в период адаптации . Частые заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете , могут затормозить психическое развитие . Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хроническому переутомлению , истощению нервной системы . Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода , у него возникает стрессовое состояние и , как следствие этого , — заболевание .
2. Возраст ребенка как фактор , влияющий на адаптацию . Следующим фактором , влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям , является возраст , в котором малыш поступает в детское учреждение . Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения . Привязанность к матери — необходимое условие нормального психического развития ребенка . Она способствует формированию таких важных качеств личности , как доверие к миру , положительное самоощущение , инициативность , любознательность , развитию социальных чувств . Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери с ребенком с первых дней его жизни . Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых аффективно - личностных связей с близкими , особенно с матерью . В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном в положительных эмоциях , особенной радости ребенка при появлении мамы . В 7 месяцев ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением , беспокойством , тревогой . В период от 7 месяцев до 1,5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно . Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим , что остается на всю жизнь как страх одиночества . Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании , так и при решении вопроса о том , стоит ли рано отдавать его в ясли . В 8 месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрослых , прижимаются к матери , как бы подчеркивая привязанность к ней . Происходит дальнейшая дифференциация социального мира . В нём появляются « другие ». Обычно страх перед другими длится недолго , до 1 года 2–4 месяцев . В последующем дети спокойнее воспринимают других людей , но могут смущаться при них . Страх , беспокойство , испытываемые детьми от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев , может стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха . При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность , страхи — в боязливость , становясь устойчивой чертой характера . Часто существует невротическая привязанность ребенка к матери , к родным , которая во многом объясняется тревожностью близких . Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям , но особенно это заметно в возрасте от 8 месяцев до 1 года 2 месяцев , т . е . в период , когда совпадают беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних . 3. Степень сформированности общения и предметной деятельности . Не менее важным фактором , влияющим на характер адаптации , является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности .
Каким образом ведущая деятельность и общение отражаются на характере взаимоотношений ребенка с другими людьми , в том числе посторонними ? Как они могут повлиять на характер адаптации к детскому учреждению ? В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми . На смену непосредственным , эмоциональным контактам младенца с матерью , которые имеют избирательный характер , интимную , личностную основу , приходят контакты , в центре которых стоит предмет . Практическое взаимодействие с предметами и с игрушками более безлично . Для него не так важна эмоциональная близость партнеров , ведь всё его внимание сосредоточено на предмете . Конечно , любой ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком , чем с незнакомым , но если он умеет налаживать деловые контакты , то ему легче отвлечься от личности партнера , а следовательно — легче общаться с посторонними , чем ребенку , владеющему одним только опытом личностного общения . Это означает , что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша , владеющего навыками делового общения , связанного с предметами . Установлено , что дети , которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению , чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми . Дома с ними мало играют , а если и играют , то не слишком активизируют инициативу , самостоятельность малышей . У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании , ласке , физических контактах . Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно . В яслях , где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания , как в семье , он чувствует себя одиноко , неуютно . Такой ребенок предпочитает играть один , не обращаясь к взрослому за помощью , не привлекая его к совместной игре . Таким образом , общение и предметная деятельность оказываются разобщенными . Общение протекает на эмоциональном уровне , а игра развивается в основном без участия партнеров . Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым не складывается . А отсутствие навыков практического взаимодействия и сниженная игровая инициатива при повышенной потребности во внимании приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с малознакомыми взрослыми . Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению . Легче всего адаптация протекает у малышей , которые умеют длительно , разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками . Впервые попав в ясли , они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть , с интересом исследуют новые игрушки . В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации , не стесняясь , обращаются за помощью к взрослому . Они любят вместе с ним решать предметные задачи : собрать пирамидку , матрешку , элементы конструктора . Для ребенка , умеющего хорошо играть , не составляет труда войти в контакт с любым взрослым , так как он владеет необходимыми для этого средствами . Характерной особенностью детей , которые с большим трудом привыкают к яслям , является низкий уровень предметной деятельности , в том числе игровой . Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций , игры с сюжетными игрушками не увлекают их , они бедны по содержанию и по составу игровых действий . Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным , либо вызывают слезы или капризы .
4. Отношение ребенка к ровесникам . Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам . Дети , которые с трудом привыкают к детскому учреждению , часто сторонятся сверстников , плачут при их приближении , иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним . Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода . Таким образом , состояние здоровья , умение общаться со взрослыми и сверстниками , сформированность предметной и игровой деятельности ребенка — вот основные критерии , по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в ясли и благополучного привыкания к ним . 5. Характер взаимоотношений в семье . Следует принять во внимание еще один немаловажный фактор , который может осложнить период адаптации ребенка к яслям . Он связан с психологическими особенностями родителей , особенно матери , и характером взаимоотношений в семье . Если мать тревожно - мнительна и слишком опекает ребенка , если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания , если родители испытывают трудности в общении с окружающими , если в семье часто происходят ссоры , — всё это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению .
Как

помочь

ребенку

адаптироваться

к

детскому

учреждению

?
Прежде всего , необходимо предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями . И начинаться такая работа должна до прихода ребенка в детское учреждение . Во многих странах широко практикуется неоднократное посещение воспитателями семьи ребенка , знакомство с ним в привычных для него условиях , налаживание контактов с родителями . Знание об индивидуальных особенностях детей , их темпераменте , о предпочтениях и вкусах в еде , играх и игрушках , о протекании режимных моментов поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в детском учреждении . Если по какой - то причине посещение семьи затруднено , можно организовать встречу с ребенком на территории детского учреждения . Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время , когда на ней играют дети , познакомить ребенка с воспитателем , помочь педагогу организовать совместную игру . То же самое можно сделать в групповой комнате , где ребенок познакомится с игрушками , обстановкой . Такое посещение должно быть достаточно регулярным , но не длительным . Главное — заинтересовать малыша новой для него ситуацией , вызвать у него желание еще раз придти в ясли , предупредить возникновение страха перед посторонними людьми и обстановкой .

Правила

поведения

для

мам

в

период

адаптации

ребенка

к

детскому

учреждению

.
1. Поддерживайте инициативу воспитателя и сотрудничайте с ним во всём . 2. Активно играйте не только со своим ребенком , но и с другими детьми . 3. Если вы поиграли с малышом , соберите игрушки и поставьте их на место , чтобы и другие могли поиграть . 4. Предоставьте выбор игры ребенку . Взрослый следует за ребенком , поддерживает его интерес , становится партнером по игре . 5. Взаимодействуя с ребенком , старайтесь держаться на уровне его глаз . 6. Активно радуйтесь удачам малыша . Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка , его увлеченная игра с игрушками , доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам . Автор статьи воспитатель :


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!