Напоминание

Путешествие по сказкам


Автор: Мартынюк Вера Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №181 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: Путешествие по сказкам
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект занятия по художественной литературе

для детей старшей группы

«Путешествие по сказкам»
Составила воспитатель МБДОУ № 181 В.В. Мартынюк
Программное содержание:
1. Уточнить и обогатить знания детей о знакомых изученных сказках. 2. Учить узнавать сказку по заданию. 3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. 4. Вспомнить порядок появления героев в сказках. 5. Развивать умение действовать согласованно. 6. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. 7. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. 8. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов). Наглядный (использование кукол). Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки, помощь в отгадывании загадок.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок, отгадывание загадок, знакомство с пальчиковой гимнастикой и физкультминуткой.
Материал:
Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), иллюстрации к сказкам, схема сказки «Ховрошечка», модели ко всем сказкам, шапочки героев сказки «Зимовье», избушка с Бабой-ягой, клубочек, письмо.

Ход занятия:

I.Организационный момент.
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель
. Здравствуйте, ребята. Хорошо ли вы знаете и помните сказки? Да сказок мы с вами прочитали много. Ребята, а вы верите в сказки? А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети.
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель:
А где живут сказки? Дети: В голове и в книгах.
Воспитатель:

-
Ребята, хотите в сказку вы попасть? И по сказкам прогуляться? Сказки гуляют по свету, Ночь, запрягая в карету. Сказки живут на полянах Бродят по зорьке в туманах. А принц Белоснежку полюбит, А жадность кощея погубит… Пусть зло на проделки хитро Но всё ж побеждает добро! Раз, два, три, четыре, пять будем сказки вспоминать. Ребята, мы сейчас отправимся в путешествие. Это не простое путешествие в лес или по городу. Это путешествие в мир знакомых сказок, которые мы с вами изучали. Мир, который любят взрослые и дети. Помните, какие это были сказки, но сейчас мы не будем их называть, мы их узнаем во время нашего путешествия. Ребята какие вы знаете волшебные предметы, которые помогают сказочным героям путешествовать. (Сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, метла, ступа, печка) А у меня есть волшебный клубочек. Он тоже поможет нам путешествовать. Куда он покатится, туда мы и пойдём. Дорога будет трудной, ведь сказки приготовили для вас задания. Вы готовы встретиться с чудесами и загадками, ответить на все вопросы. Тогда в путь! Бросим клубочек и пойдём за ним. Куда же он нас приведёт? ( Клубочек будет катиться по сказка)
II. Основная часть.

1-остановка «Осколки»

Воспитатель:
Ребята посмотрите, здесь сказка раскололась на кусочки. Узнать какая это сказка мы сможем лишь тогда, когда их соберём осколки.
Здесь три эпизода сказки. Поможем сказке. Тогда давайте распределимся и соберём их. Трудно сказочку сложить, Но не надо нам тужить. Дружно, смело и умело Мы возьмёмся все за дело! (Дети собирают картинки к сказке «Сестрица Алёнушка…») Какая сказка у вас собралась на картинках? Правильно. Кто в этой сказке главный герой? Какие они? (описать Алёнушку и Иванушку, используя прилагательные) Молодцы ребята хорошо вы знаете эту сказку. Но смотрите наш клубочек покатился дальше.
2-остановка « Из какой сказки слова»

Воспитатель:
Ребята, здесь перевёрнутая картинка, сказка спряталась. Вы должны будете отгадать эту сказку. Я буду вам сейчас читать слова из сказки. А вы должны будете угадать название сказки и к какому герою относятся слова. Понятно? Тогда слушайте. 1)Прыг-скок, Прыг-скок, Прыг-скок, Я — масленый бок! (БЛИН) Я — масленый бок, На сметанке мешан, На маслице жарен! Прыг-скок, 2)«Я, целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!» (ВОРОБЕЙ) 3) «Хорошо поешь, Так, говоришь, на сметане мешан? — Прыг-скок, говоришь?» Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам! (ЛИСА) Молодцы ребята! Как называлась эта сказка?. А какой ещё герой был в этой сказке? – Мышь. Правильно. (картинка со сказкой переворачивается) Ребята, наше путешествие длинное, давайте сделаем привал и немного отдохнём.

Физкультминутка.
Будем сказки считать, (шагают на месте) Будем сказки называть Рукавичка, Теремок, (имитация сказки) Ручки - крыша Колобок – румяный бок. Круг Есть Снегурочка – краса, Косы Три медведя, Волк – Лиса. Хлопки Не забудем Сивку-Бурку, Лошадку Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Хвост Репку мы не забываем Присели и руки вверху Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши) Ой наш клубочек опять покатился. Вперёд за ним.
3-остановка «Составь схему»
Смотрите здесь какое-то письмо. Интересно как оно сюда попало. Или его потерял кто-то. Может узнаем от кого оно и кому. (Читают на конверте и в письме) «Здравствуйте, дорогие ребята! С огромным приветом к вам кот Леопольд! Я не знаю как мне быть: я послал мышатам сказку про Крошечку – Ховрошечку, но совсем забыл, что мышата не умеют читать, а сам я приехать к ним не могу. Если можете – помогите мне и мышатам. Им очень хочется узнать, о чём эта сказка. Кот Леопольд». Странно ребята, но как мы можем им помочь?. (Составить схему) Правильно, читать они не умеют, а по схеме поймут, о чём сказка. - Молодцы ребята! После нашего путешествия мы отправим по почте схему мышатам. А сейчас вперёд за клубочком.
4-остановка «Инсценировка»

Воспитатель:
Куда это прикатился наш клубочек. Здесь ребята лежат шапочки, их для вас приготовили герои одной сказки. Но сказку вы угадаете, угадав героев. А на лавочке есть загадочки Отгадайте без подсказки Называйте, посмелей Этих сказочных друзей!
Четыре копытца, Пестры все бока, Похож на корову, Но нет молока! (Бык) Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. (Баран) Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь. (Свинья) Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь) Не царь, а в короне, Не всадник, а со шпорами.(Петух) Молодцы! Все загадки отгадали и героев всех назвали. А как называется сказка? Правильно «Зимовье». Все эти герои из этой сказки. А теперь немного поиграем в артистов и разыграем из этой сказки маленький отрывок, о том, как все эти герои встретились. (Распределить роли с помощью считалки) РОЛИ: автор, бык, баран, свинья, гусь, петух. Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран. — Куда, баран, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — говорит баран. — Пойдем со мною! Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья. — Куда, свинья, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — отвечает свинья. — Иди с нами. Пошли втроем дальше, навстречу им гусь. — Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык. — От зимы лета ищу, — отвечает гусь. — Ну, иди за нами! Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух. — Куда, петух, идешь? — спросил бык. — От зимы лета ищу, — отвечает петух.
— Иди за нами! Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились.
5-остановка «Найди модель»
Посмотрите ребята, перед вами модели всех знакомых вам сказок. Вам нужно найти модель которая подходит к сказке: Осёл, петух, собака и кот – Вперёд компания идёт, Надеясь в скором времени Концерт устроить в Бремене. Что это за сказка? Найдите среди моделей сказок модель которая подходит к этой сказке. Правильно ребята, именно эта модель подходит к сказке «Бременские музыканты». Молодцы.
Воспитатель:
- Чтобы отправиться дальше, надо немного передохнуть и поиграть.
Физминутка
Пришла пора Общаться жестами, да-да! Давайте встанем в кружок. Я вам слово говорю, В ответ я жестов жду: Покажите жестами то что я вам скажу. 1) "Иди сюда"; 2) "Уходи"; 3) "Здравствуйте"; 4) "До свидания"; 5) "Тихо"; 6) "Не балуй"; 7) "Погоди у меня"; 8) "Нельзя"; 9) "Думаю"; 10) "Здорово"; 11) "Замечательно", - Передохнули. Тогда в путь, наш клубочек покатился дальше
6-остановка «У Бабы яги»

Наш клубочек прикатился к какой-то избушке. Вы знаете, кто в ней живёт? Правильно мы пришли к избушке Бабы-яги. Но как нам попасть в избушку. А давайте мы расскажем смешное стихотворение про Бабу-ягу, может она и выйдет к нам: В темном лесу есть избушка. Стоит задом наперед. В той избушке есть старушка Бабушка Яга живет. Нос крючком, Глаза большие, Уши длинные торчат. Фу, сердитая какая! Дыбом волосы стоят. (Выполнение движений по тексту) Появляется Баба Яга Фу-фу-фу- русским духом запахло. Кто это ко мне сюда пришёл? А это мои старые знакомые. Узнала-узнала. Что же вы тут делаете? Зачем пожаловали? А знаете ли вы сказку, где я была? Тогда послушайте меня: -Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. Родители наказывали дочке: «Будь умна, береги братца, не ходи со двора». А девочка заигралась, и получилось так, что братец оказался у меня. Как звали девочку и мальчика? (Маша и Ваня). Как Ваня у меня оказался? (его отнесли гуси – лебеди). Кто помог Машеньке найти Ванечку и вернуться с ним домой? (Яблонька, молочная речка, ёжик и печка). Как называется сказка? (гуси – лебеди). Какие молодцы ребятки. Отгадали мою сказку. Спасибо, что в гости приходили. А мне пора в другие сказки. Меня там ждут. Всего вам хорошего.
Воспитатель:
А нам пора домой возвращаться. Бросим последний раз наш клубочек и вернёмся домой.
III. Заключительная часть.

Воспитатель.
Вот мы и дома. Понравилось вам путешествовать по сказкам? А что особенно запомнилось и понравилось? А я хочу вас поблагодарить за замечательное путешествие. За руки умелые, За ум и смекалку Сказать я спасибо хочу! Тем, кто трудился, Тем, кто старался Подарок всем сейчас покажу.
За то что вы хорошо трудились, старались по большому секрету Баба-яга передала вам подарок- две настольные игры. Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит Сказка обязательно Отворит все двери.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!