Автор: Мартынюк Вера Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №181 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: конспект образовательной деятельности Тема: Путешествие по сказкам Раздел: дошкольное образование
«Путешествие по сказкам»
Составила воспитатель МБДОУ № 181 В.В. Мартынюк
Программное содержание:
1.
Уточнить и обогатить знания детей о знакомых изученных сказках.
2.
Учить узнавать сказку по заданию.
3.
Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
4.
Вспомнить порядок появления героев в сказках.
5.
Развивать умение действовать согласованно.
6.
Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
7.
Воспитывать
интерес
к
чтению,
любовь
к
устному
народному
творчеству.
8.
Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование кукол).
Словесный (напоминание, указание, опросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Словарная работа:
Волшебная,
чудесная,
забавная,
поучительная,
остроумная,
умная,
интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки,
помощь в отгадывании загадок.
Предварительная работа:
Чтение
русских
народных
сказок,
отгадывание
загадок,
знакомство
с
пальчиковой гимнастикой и физкультминуткой.
Материал:
Игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), иллюстрации к сказкам, схема
сказки
«Ховрошечка»,
модели
ко
всем
сказкам,
шапочки
героев
сказки
«Зимовье», избушка с Бабой-ягой, клубочек, письмо.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель . Здравствуйте, ребята. Хорошо ли вы знаете и помните сказки?
Да сказок мы с вами прочитали много. Ребята, а вы верите в сказки? А как
можно сказать о сказке, какая она?
Дети.
Волшебная,
чудесная,
забавная,
поучительная,
остроумная,
умная,
интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель: А где живут сказки?
Дети: В голове и в книгах.
Воспитатель:
- Ребята,
хотите
в
сказку
вы
попасть?
И
по
сказкам
прогуляться?
Сказки гуляют по свету,
Ночь, запрягая в карету.
Сказки живут на полянах
Бродят по зорьке в туманах.
А принц Белоснежку полюбит,
А жадность кощея погубит…
Пусть зло на проделки хитро
Но всё ж побеждает добро!
Раз, два, три, четыре, пять будем сказки вспоминать. Ребята, мы сейчас
отправимся в путешествие. Это не простое путешествие в лес или по городу.
Это путешествие в мир знакомых сказок, которые мы с вами изучали.
Мир, который любят взрослые и дети. Помните, какие это были сказки, но
сейчас мы не будем их называть, мы их узнаем во время нашего путешествия.
Ребята
какие
вы
знаете
волшебные
предметы, которые
помогают
сказочным героям путешествовать.
(Сапоги-скороходы,
ковер-самолет,
летучий
корабль,
клубочек,
метла,
ступа, печка)
А
у
меня
есть
волшебный
клубочек.
Он
тоже
поможет
нам
путешествовать. Куда он покатится, туда мы и пойдём. Дорога будет трудной,
ведь сказки приготовили для вас задания. Вы готовы встретиться с чудесами
и загадками, ответить на все вопросы. Тогда в путь! Бросим клубочек и
пойдём за ним. Куда же он нас приведёт?
( Клубочек будет катиться по сказка)
II. Основная часть.
1-остановка «Осколки»
Воспитатель:
Ребята
посмотрите,
здесь
сказка
раскололась
на
кусочки.
Узнать какая это сказка мы сможем лишь тогда, когда их соберём осколки.
Здесь три эпизода сказки. Поможем сказке. Тогда давайте распределимся и
соберём их.
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
Мы возьмёмся все за дело!
(Дети собирают картинки к сказке «Сестрица Алёнушка…»)
Какая сказка у вас собралась на картинках? Правильно. Кто в этой
сказке главный герой? Какие они? (описать Алёнушку и Иванушку, используя
прилагательные) Молодцы ребята хорошо вы знаете эту сказку.
Но смотрите наш клубочек покатился дальше.
2-остановка « Из какой сказки слова»
Воспитатель: Ребята, здесь перевёрнутая картинка, сказка спряталась. Вы
должны будете отгадать эту сказку. Я буду вам сейчас читать слова из сказки.
А вы должны будете угадать название сказки и к какому герою относятся
слова. Понятно? Тогда слушайте.
1)Прыг-скок, Прыг-скок,
Прыг-скок, Я — масленый бок! (БЛИН)
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
2)«Я, целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как
работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед
берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на
бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на
тяжкой работе. Не бывать больше этому!» (ВОРОБЕЙ)
3) «Хорошо поешь, Так, говоришь, на сметане мешан? —
Прыг-скок, говоришь?»
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
(ЛИСА)
Молодцы ребята! Как называлась эта сказка?. А какой ещё герой был в этой
сказке? – Мышь. Правильно. (картинка со сказкой переворачивается)
Ребята, наше путешествие длинное, давайте сделаем привал и немного
отдохнём.
Физкультминутка.
Будем сказки считать, (шагают на месте)
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, (имитация сказки) Ручки - крыша
Колобок – румяный бок. Круг
Есть Снегурочка – краса, Косы
Три медведя, Волк – Лиса. Хлопки
Не забудем Сивку-Бурку, Лошадку
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем, Хвост
Репку мы не забываем Присели и руки вверху
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши)
Ой наш клубочек опять покатился. Вперёд за ним.
3-остановка «Составь схему»
Смотрите здесь какое-то письмо. Интересно как оно сюда попало. Или его
потерял кто-то. Может узнаем от кого оно и кому. (Читают на конверте и в
письме)
«Здравствуйте, дорогие ребята! С огромным приветом к вам кот
Леопольд! Я не знаю как мне быть: я послал мышатам сказку про Крошечку –
Ховрошечку, но совсем забыл, что мышата не умеют читать, а сам я приехать
к ним не могу. Если можете – помогите мне и мышатам. Им очень хочется
узнать, о чём эта сказка. Кот Леопольд».
Странно ребята, но как мы можем им помочь?. (Составить схему)
Правильно, читать они не умеют, а по схеме поймут, о чём сказка.
- Молодцы ребята! После нашего путешествия мы отправим по почте схему
мышатам. А сейчас вперёд за клубочком.
4-остановка «Инсценировка»
Воспитатель: Куда это прикатился наш клубочек.
Здесь ребята лежат шапочки, их для вас приготовили герои одной сказки. Но
сказку вы угадаете, угадав героев.
А на лавочке есть загадочки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
Четыре копытца,
Пестры все бока,
Похож на корову,
Но нет молока! (Бык)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
Пятачком в земле копаюсь,
В грязной луже искупаюсь. (Свинья)
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами.(Петух)
Молодцы! Все загадки отгадали и героев всех назвали.
А как называется сказка? Правильно «Зимовье». Все эти герои из этой сказки.
А теперь немного поиграем в артистов и разыграем из этой сказки маленький
отрывок, о том, как все эти герои встретились.
(Распределить роли с помощью считалки)
РОЛИ: автор, бык, баран, свинья, гусь, петух.
Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.
— Куда, баран, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — говорит баран.
— Пойдем со мною!
Вот пошли вместе, попадается им навстречу свинья.
— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.
— Иди с нами.
Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.
— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.
— Ну, иди за нами!
Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.
— Куда, петух, идешь? — спросил бык.
— От зимы лета ищу, — отвечает петух.
— Иди за нами!
Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились.
5-остановка «Найди модель»
Посмотрите ребята, перед вами модели всех
знакомых вам сказок. Вам
нужно найти модель которая подходит к сказке:
Осёл, петух, собака и кот –
Вперёд компания идёт,
Надеясь в скором времени
Концерт устроить в Бремене.
Что это за сказка? Найдите среди моделей сказок модель которая подходит к
этой
сказке.
Правильно
ребята,
именно
эта
модель
подходит
к
сказке
«Бременские музыканты». Молодцы.
Воспитатель: - Чтобы отправиться дальше, надо немного передохнуть и
поиграть.
Физминутка
Пришла пора
Общаться жестами, да-да! Давайте встанем в кружок.
Я вам слово говорю,
В ответ я жестов жду: Покажите жестами то что я вам скажу.
1) "Иди сюда";
2) "Уходи";
3) "Здравствуйте";
4) "До свидания";
5) "Тихо";
6) "Не балуй";
7) "Погоди у меня";
8) "Нельзя";
9) "Думаю";
10) "Здорово";
11) "Замечательно",
- Передохнули. Тогда в путь, наш клубочек покатился дальше
6-остановка «У Бабы яги»
Наш клубочек прикатился к какой-то избушке. Вы знаете, кто в ней живёт?
Правильно мы пришли к избушке Бабы-яги. Но как нам попасть в избушку.
А давайте мы расскажем смешное стихотворение про Бабу-ягу, может она и
выйдет к нам:
В темном лесу есть избушка.
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет.
Нос крючком,
Глаза большие,
Уши длинные торчат.
Фу, сердитая какая!
Дыбом волосы стоят. (Выполнение движений по тексту)
Появляется Баба Яга
Фу-фу-фу- русским духом запахло. Кто это ко мне сюда пришёл? А это мои
старые знакомые. Узнала-узнала. Что же вы тут делаете? Зачем пожаловали?
А знаете ли вы сказку, где я была? Тогда послушайте меня:
-Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.
Родители наказывали дочке: «Будь умна, береги братца, не ходи со двора». А
девочка заигралась, и получилось так, что братец оказался у меня. Как звали
девочку и мальчика? (Маша и Ваня). Как Ваня у меня оказался? (его отнесли
гуси – лебеди). Кто помог Машеньке найти Ванечку и вернуться с ним
домой? (Яблонька, молочная речка, ёжик и печка).
Как называется сказка? (гуси – лебеди).
Какие молодцы ребятки. Отгадали мою сказку. Спасибо, что в гости
приходили. А мне пора в другие сказки. Меня там ждут. Всего вам хорошего.
Воспитатель: А нам пора домой возвращаться. Бросим последний раз наш
клубочек и вернёмся домой.
III. Заключительная часть.
Воспитатель.
Вот мы и дома. Понравилось вам путешествовать по сказкам?
А что особенно запомнилось и понравилось? А я хочу вас поблагодарить за
замечательное путешествие.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок всем сейчас покажу.
За то что вы хорошо трудились, старались по большому секрету Баба-яга
передала вам подарок- две настольные игры.
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит
Сказка обязательно
Отворит все двери.