Автор: Бахитова Вероника Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Балабаш-Баишевская СОШ" Батыревского района Чувашской Республики Населённый пункт: село Балабаш-Баишево Наименование материала: конспект Тема: Пути,которые мы выбираем... Раздел: полное образование
Цели:
1 )Рассмотреть нравственные проблемы повести, сопоставить евангельскую притчу о
“блудном сыне” с пушкинской историей; .
2) Совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов.
3)Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои
ошибки и прощать других.
Оборудование : электронная презентация, романс на слова А.Пушкина из кинофильма
Сергея Соловьева «Станционный смотритель», прослушивание притчи «О блудном
сыне», повесть «Станционный смотритель»
Эпиграф к уроку:
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
1. Вступительное слово учителя . --
--Добрый день, уважаемые ребята и наши гости.
Каждое утро родители провожают вас в школу, говоря «до свидания», желая удачи и
успехов, надеясь увидеть вас вечером дома – набравшимися ума-разума и немного
повзрослевшими (ведь каждый день вы растете не только умственно, но и
нравственно). Но наступит день, когда вы уйдете из дома уже не в короткий путь по
направлению к школе, а в большую жизнь, где вас будут ждать не школьные учителя,
что всегда поддержат и помогут, а трудности и испытания. В большой жизни вам уже
никто не будет ставить оценки за успеваемость, но будут оценивать за ваши поступки
– прежде всего с нравственной точки зрения – люди, Бог и сама жизнь. Какой же
путь вы изберете для себя?.. Путь к деньгам и удовольствиям? Путь, на котором
вы не заметите боль, забудете родителей? Или путь добра, милосердия, любви,
сострадания?.
Именно такие вопросы волнуют и будут волновать нас, именно такие вопросы
волнуют и волновали многих писателей и поэтов.
Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных
произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель”.
А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим эпизоды из повести с
евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности.
Ребята,а что вы понимаете под словом НРАВСТВЕННОСТЬ?
--Давайте составим кластер с этим словом.
Индивидуальное домашнее задание
Давайте совершим экскурсию в единственный музей литературного героя, история
возникновения которого занимательна и по сей день.
Сообщение. Музей “Дом станционного смотрителя”
Путешествия по почтовым трактам становились для современников Пушкина настоящим
событием, тему дороги можно встретить у Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина и
М.Ю.Лермонтова. А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он
по дорогам России, не менее 13-ти раз бывал поэт и на Вырской станции. Предполагают,
что и имя главному герою повести "Станционный смотритель" Пушкин дал от названия
этой станции – древнерусского села Выра. История Вырской почтовой станции берет свое
начало в 1800 году. В то время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была
третьей по счету станцией от Петербурга. Типичная почтовая станция, отнесенная по
"Табелям о рангах" к третьему разряду (18 ямщиков, 55 лошадей), она имела два корпуса:
северный и южный – два одноэтажных домика, выложенных из кирпича, оштукатуренных
и выкрашенных в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись
между собой кирпичной оградой с большими воротами посередине. Внутри находились
две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, пожарная каланча и колодец. Северный
корпус станции служил также жилищем смотрителя, за ним и сохранилось название –
"Дом станционного смотрителя". Полосатый верстовой столб с цифрами "69" на тракте
официально зафиксировал расстояние до Петербурга.
"Дом станционного смотрителя" – первый в нашей стране музей литературного героя, где
сделана попытка исторически достоверно воссоздать образ и подобие той обстановки,
которую видел каждый, "входя в бедное его жилище", и которую описал Пушкин.
Учитель : Музей создан по повести Пушкина «Станционный смотритель» и по архивным
документам. Также именно через станцию Выра лежал последний путь поэта.
--Теперь обратимся к повести. Вспомним, когда было создано произведение?
-- «Повести Белкина» были созданы знаменитой Болдинской осенью в 1830 году. Под
общим названьем объединены 5 повестей:(«Выстрел», «Метель», «Гробовщик»,
«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».) Пушкин выдает написанные им
повести за некоего Ивана Петровича Белкина. Иван Белкин—человек вымышленный.да и
еще покойный.Это был кроткий. Честный,добрый юноша,отставной помещик и
офицер.Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков.
Теперь обратимся к анализу повести.
-- Что вы можете сказать о главном герое произведения?
А.С.Пушкин в своем эпиграфе к повести шутливо и иронично станционного
смотрителя называет “диктатором”. Какова жизнь смотрителя на самом деле?
(…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто
не почитал их извергами человеческого рода”?)
Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор?
Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он
ежедневно сталкивался на службе?
Найдем описание комнаты ,где остановился повествователь.Почему Пушкин
обращает внимание на картинки в комнте? Что было изображено на картинках?
(история блудного сына. Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба наших
героев, Дуни).
Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части
повести?
Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы
мы попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному
накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского . Прочитайте его
выразительно. (“Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).
--Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца.? (Происходит
психологическая схватка между Минским и станционным смотрителем. Минский
хотел купить свое благополучие и заглушить работу проснувшейся совести.
Деньги, мятые и небрежно врученные смотрителю, оскорбляют его (Вырина)
человеческое достоинство. Впервые в русской критике вместе с образом Вырина
рождается определение “маленький человек”).
Учитель: “ Маленький человек” – это человек, который относится к среднему
или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и
духовными качествами.
Одним из первых, кто выдвинул в литературе 19 века «проблему маленького человека»,
был Пушкин. Писатель делает попытку объективно , правдиво изобразить маленького
человека.
-- Ребята,а Самсон Вырин —маленький человек? Докажите. Какие качества в
его характере вам понравились? ( Вырин-- всеми унижаемый человек, но
исполненный чувства достоинства.Это вызывает уважение к нему, сочувствие его
горю.
Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью? (Хочет лично
увидеть дочь и убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять,
как она без него живет: ест и спит…)
Как живет его дочь в Петербурге? (“ Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела
на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью
смотрела на Минского…Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему
столь прекрасною”.) (Она здорова, богата и нисколько не горюет от тех перемен,
которые с ней произошли…)
Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в
продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня
историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу;
по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в
этом мире.)
Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить
прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них
на стене, а испугалась и упала в обморок? (Ей стыдно за то, что она живет с
любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и
обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что
было в прошлом: отца, память о себе – контакта “ глаза в глаза” не
получилось…)
Учитель: В повести есть такие моменты, которые корнями уводят нас в Библию.А теперь с
вами послушаем притчу о блудном сыне.
--Ребята, а что называется притчей? Запишем определение термина.
( Краткий поучительный иносказательный рассказ – притча.) Среди евангельских
притч есть притча о блудном сыне. Она едва ли не самая популярная, так как тема
сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна как для простого смертного,
так и для художников. (Напомним ее содержание…)
Прослушивание притчи в чтении артиста.\ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу:
отче! дай мне следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии
немногих дней младший сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое,
живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он
пошел к одному из жителей страны той, а тот послал его пасти свиней; и он рад был
наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в себя, сказал:
сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и
сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я
согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А
отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень
на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите; станем
есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и,
призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и
отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он
осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: я
столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не
дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын
твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое
твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и
ожил, пропадал и нашелся (Лк.15,11-32).
-- Чем же нравоучительна притча? ( Раскаяться никогда не поздно, тема сбившегося с пути
и покаявшегося человека всегда актуальна..)
О БЛУДНОМ СЫНЕ
Проверка индивидуального домашнего задания. Экскурсия по картине
Рембрандта “Возвращение блудного сына” .
Картины Рембрандта являются вершиной голландской живописи, а одной из таких
вершин стала картина "Возвращение блудного сына". Он писал ее в последний год
жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным.
Сообщение ученицы: Темой для написания картины послужила известная
евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний блудный сын
вернулся к отцу. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой
головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика.
Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил
тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к "бродяге", с бережной
нежностью прижимает его к себе. Эта минута по своему психологическому
состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг
без друга и принесшие столько душевных мук. Лоб отца как бы излучает свет, и это
самое светлое место в картине. С напряженным вниманием наблюдают за встречей
отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в
красном плаще. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Из
глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает
фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Старик производит
впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте.Искусствовед М.
Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын – лишь повод для
того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина
могла бы называться "Отец, прощающий блудного сына».
Составление таблицы.
--Ребята,попробуем теперь провести некоторые параллели в содержании притчи и
истории Дуни? Докажем это.
Таблицу нарисуем в ваших тетрадях.
Притча
История Дуни
1. Блудный сын добровольно уходит из
родного дома с благословлением отца.
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга,
уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления
отца.
2. Никто не ищет его.
2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе
никакой информации
3. Ведет разгульный образ жизни.
3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве,
становится матерью…
4. Радостная встреча сына с отцом.
4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня,
посещает родные места, оплакивая могилу.
5. Сын вернулся домой нищий и голодный.
Он раскаялся в содеянном.
5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая
мимо.
6. Произошло примирение с отцом и
покаяние блудного сына.
6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти
отца.
Аналитическая работа. Совершим еще одну экскурсию по картине.
Прокомментируй картину А.В Венециана «Дуня на могиле отца». Какой эпизод
изображен на картине?
Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою
картину?
Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери?
Подведение итогов урока. Вернемся к началу урока . Найдем эпиграф и прочитаем
его еще раз..
Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
Как вы понимаете их смысл?
У святителя Тихона Задонского отдельно выделены в писании “Обязанности детей
по отношению к родителям” . Давайте познакомимся с этими правилами.
1. Дети должны испытывать чувство благодарности к своим родителям за то, что они
дали им жизнь и воспитали их.
1.
Быть послушными.
2.
Словом и делом показывать родителям своё почтение.
3.
Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них, а,
признавая свои ошибки, просить прощения.
4.
В нужде и старости родителей питать и со всяким усердием служить им.
5.
Детям, которые родителей своих не почитают, Господь законом своим
определяет страшные казни.
Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?
Учитель: Над многгим заставляет задуматься повесть. Какую же заповедь
нарушила Дуня? Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься
ее судьба?
(Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень
страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за
свои поступки перед близкими нам людьми..)
--В каких еще произведениях, прочитанных вами, поднимается проблема “блудных”
детей?
Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?
--Ребята, не приходилось ли вам в жизни сталкиваться с подобными историями?
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения
проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а
словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и
чувствами, предупреждает о возможных ошибках.
Выставление оценок за урок.
Написать творческую работу по теме:
Можно ли считать, что возвращение Дуни состоялось?