Автор: Горбушина Любовь Олеговна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ"Качкашурская СОШ" Населённый пункт: д. Качкашур Наименование материала: статья Тема: Оценивание как основное требование Раздел: начальное образование
Оценивание как основное требование в условиях реализации ФГОС
Взаимоотношения учитель-ученик переживаются каждым учеником и учителем-
предметником. Дети начальной школы привыкли не только к оценке своих действий, но и
к
критериям
этой
оценки. В
среднем
звене
учителей,
которые
оценивают знания
учащегося, стало много. К тому же они не похожи на первого учителя. Итак, задача
учителей начальной школы и учителей среднего звена сгладить дискомфорт учащихся на
переходном этапе.
С введением ФГОС учитель вынужден изменить традиционные подходы к
оцениванию
достижений
учеников,
расширяя
оценочный
инструментарий.
Следует
отметить, что процесс оценивания крайне важен в образовательном процессе. Именно он
является обратной связью между учителем и учеником, позволяющей направлять процесс
обучения в нужное русло.
Принятый
Стандарт
предлагает
внедрить
новую
систему
оценивания
в
классе,
построенную на следующих основаниях:
1.
Оценивание
постоянно,
естественным
образом
интегрировано
в
практику
образовательного процесса.
2. Оценивание критериально. Основные критерии - это ожидаемые результаты в
соответствии с учебными целями.
3. Критерии и алгоритм оценивания заранее известны педагогам и учащимся. Они могут
быть вырабатываться ими сообща.
4. Система оценивания вовлекает
в контрольно-оценочную деятельность и самих
учащихся. Таким образом, формируются навыки и привычки самооценки.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания:
•
стартовая диагностика;
•
текущее оценивание;
•
итоговое оценивание.
В
текущем
оценивании
используются
наблюдения,
самооценка,
самоанализ,
а
также
методы, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся.
Итоговое
оценивание
(диагностическая
контрольная
работа,
диктанты,
изложения,
контроль техники чтения) происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной
школе. Здесь наиболее целесообразна форма накопительной оценки, предполагающая
синтез всей информации об учебных достижениях школьника за 4 года.
Также необходимо учитывать и деятельность ученика вне уроков: участие в выставках,
соревнованиях, конкурсах, активность в проектах и программах, творческий отчет.
Ведущими
в
диагностике
становятся
продуктивные
задания
(задачи)
по
применению
знаний и умений, итогом решения которых становится информационный продукт: вывод,
оценка.
Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика
результатов
личности
развития.
Первые
требуют
от
ученика
помимо
познавательных
действий, регулятивные и коммуникативные. Вторые, предполагают, что ученик проявит
качества
своей
личности,
сможет
оценить
поступки,
обозначить
свою
жизненную
позицию, культурный выбор, мотивы, личностные цели. Всё это достаточно интимно,
поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, анонимны. Поэтому данные,
должны
показывать
результаты
только
класса
или
школы
в
целом,
но
не
каждого
конкретного ученика.
Школой выдвигается набор правил для выставления оценки.
1.
Любое, в особенности успешное, действие оценивается, а отметка выставляется
только при решении полноценной задачи.
2.
Оценка определяется в диалоге учитель и ученик, при этом ученик имеет право
оспаривать выставленную оценку, но аргументированно.
3.
Каждая учебная задача или группа задач, показывающая овладение отдельным
умением, фиксируется отдельной отметкой.
4.
Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник
школьника).
5.
По итогам решения задач проверочной или контрольной работы в конце темы
отметки ставятся всем ученикам. Отметка за задачи, решённые
при изучении
новой темы, ставится только по желанию ученика.
Растёт разнообразие видов и форм учебных работ, показывающих результаты учебной
деятельности и подлежащих оценке: работы учащихся, индивидуальная и совместная
деятельность учащихся в ходе выполнения работ, статистические данные, получаемые в
ходе наблюдений исследований, результаты тестирования. Уместно строить всю систему
оценивания в школе на данных основаниях.
Но как развить оценочную самостоятельность.
В данном случае наиболее эффективно формирующее оценивание, иными словами,
оценивание для обучения. Оно направлено на самооценку своих учебных достижений,
выявление
у
себя
слабых
мест,
а
самое
главное
–
определения,
что
делать,
чтобы
продвинуться и сделать собственные результаты лучше.
Формирующее оценивание происходит в ходе обучения, являясь при этом его частью.
•
оценивание
обеспечивает
преподавателя
информацией,
которая
нужна,
чтобы
совершенствоваться и мотивировать учеников более активно
включаться в процесс
обучения.
•
оценивание обладает обратной связью. Оно информирует о том, чему
ученики
обучились, как учатся, а также о том, насколько полно преподаватель реализовал цели
обучения.
•
оценивание направляет учение. Выполнив задания, ученики узнают о том, какого
уровня они достигли и в каком направлении им нужно двигаться дальше.
Формирующее
оценивание
–
это
наиболее
эффективный
способ
повысить
образовательные достижения каждого ученика и сделать минимальным разрыв между
наиболее успешными учащимися и теми, чьё обучение затруднено. Это крайне важно для
современной школы в ситуации введения новых требований к результатам образования,
которые с другой стороны строго контролируются ЕГЭ и ОГЭ и другими проверочными
процедурами.
Принципы такого оценивания отличаются от традиционного.
Во-первых, оно центрировано на ученике. Внимание участников обучения в большей
степени сконцентрировано на отслеживании и корректировке учебной работы учащихся. И
учитель, и ученик получают информацию, позволяющую улучшить процесс обучения.
В о - в т о р ы х ,
о н о
н а п р а в л я е т с я
у ч и т е л е м . Оценивание
предполагает
высокопрофессиональный уровень учителя, его автономию и академическую свободу.
Учитель не обязан обсуждать с кем – либо результаты оценивания, помимо собственного
класса.
В-третьих,
оно
разносторонне
результативно. Поскольку оценивание направлено на
учение, оно заставляет школьников глубже погружаться в материал и развивать навыки
самооценки.
Следовательно,
растёт
их
мотивация
к
учёбе.
Дети
видят
интерес
преподавателя, который желает, чтобы его ученики достигли успехов в учёбе. Учитель и
сам находится в постоянной рефлексии собственной преподавательской деятельности.
В-четвёртых, оно
формирует учебный процесс. Цель данного оценивания – улучшать
качество учения.
В-пятых,
оно
определено
контекстом. Оценивание должно отвечать особенностям и
нуждам учителя, учеников и изучаемого предмета. Формы и критерии оценивания зависят
от конкретного класса.
В-шестых, оно непрерывно. Механизм обратной связи постоянно поддерживает его в
работающем состоянии и внедряется в ежедневную работу, происходящую в классе.
В-седьмых, оно о пирается на качественное преподавание. Преподавание на высоком
уровне и механизм обратной связи информируют учителя о том, насколько успешны в
учёбе его ученики. Это позволяет ему работать не только подвижно, но систематично и
эффективно.
Техник
формирующего
оценивания
немало,
но
особенно
выделяются
те,
которые
обеспечивают обратную связь для учителя и учеников: составление тестовых вопросов,
недельный отчёт, карты понятий, мини-обзор, цепочка заметок, матрица запоминания и др.
А
также
рефлексивные
оценочные
техники:
опросники
самодиагностики,
оценочные
рубрики; рефлексия, саморефлексия и др.