Автор: Заевская Елена Николаевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: ГАПОУ КК Лабинский аграрный техникум Населённый пункт: г. Лабинск Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Практикум по русскому языку и культуре речи Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Лабинский аграрный техникум
Практикум по русскому языку и культуре речи
1
РАССМОТРЕН
на заседании
учебно- методического объединения
социально- гуманитарных дисциплин
протокол № 1 от 26 августа 2015г.
Председатель _________ И.А.Григоренко
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГАПОУ КК ЛАТ
«28» августа 2015г.
______________ Н.А. Гречанный
Рассмотрен
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от 27 августа 2015 г.
Практикум
по
русскому
языку
и
культуре
речи
предназначен
для
студентов,
обучающихся
в
средних
профессиональных
заведениях.
Основной
целью
данного
пособия
является
формирование
у
студентов
практических
навыков.
Структура
пособия позволяет отработать на практике
вопросы стилистики и культуры речи,
нормы
русского
литературного
языка,
функциональные
стили
и
их
особенности,
а
также
орфографические,
пунктуационные
навыки.
Весьматериал
размещен
в
виде
трех
блоков:
стилистика,
культура
речи,
правописание.
Задачей
практикума
является
формирование
и
развитие
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
и
культуроведческой
компетенции
Организация разработчик: Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края «Лабинский аграрный техникум»
Разработчик:
Преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ КК ЛАТ
Квалификация по диплому:
учитель русского языка и литературы Е.Н.Заевская
Рецензенты:
Директор МОБУ СОШ №5 г. Лабинска Л.К.Казимирова
Квалификация по диплому:
Учитель русского языка и литературы
Зам. директора по УР МОБУ СОШ №5 г. Лабинска
Квалификация по диплому:
Учитель русского языка и литературы Н.В. Яковенко
2
1. Стилистика
Задание 1
Исправьте ошибки в данных предложениях.
1) Сейчас диктор подтвердил о том, что шайбу забросил Фирсов.
2) Что можно комментировать о том ударе?
3) Сегодня погода благоприятствует для хорошего темпа лыжных гонок.
4) На конференции состоялся обмен мнений.
5) Такие встречи помогают наладить обмен передового опыта.
6) Нам остается позавидовать о том, что у вас есть такой музей.
7) Эта песня доставила для меня большое удовольствие.
8) Большая группа ученых была удостоена правительственными наградами.
9) Солдаты, полные жгучей ненавистью к врагу, сражались мужественно и бесстрашно.
10) Большая сила воли характерна этому герою.
11) Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человеческих.
12) Герои этого рассказа предпочитают смерть, чем покорность и рабство.
13) Награда еще раз напоминает о знании литературного творчества писателя.
14) Разведчик не раз побывал в тылу врага.
15) Знание русской грамматики помогает избежать многие ошибки.
16) Дипломная работа студента показывает о его умении анализировать и обобщать
материал.
17) Выводы комиссии противоречат с мнением коллектива лаборатории.
18) Болезнь и связанные с ней пропуски занятий повлияли на знаниях школьника.
Задание 2
I. Составить словосочетания, правильно используя связь слов.
1) Упрекать (бездеятельность)
2) Ругать (беспечность)
3) Повлиять (решение)
4) Свидетельствовать (работа)
5) Информировать (ход выполнения задания)
6) Видеть (картина)
7) Интересоваться (искусство)
8) Любовь (родина)
9) Исследовать (территория)
3
10) Благодаря (помощь)
11) Согласно (предписание)
12) Вопреки (угроза)
13) Полон (бодрость)
14) Предложить (входить)
15) Превосходство (противник)
16) Ориентироваться (мир книг)
17) Информация (погода)
18) Чуждый (музыка)
II
Приплыть
Добраться (берег)
Достичь
Восхищение (подвиг космонавта)
Уважение
Гордость
Препятствовать (движение
Тормозить)
Страдать
Сетовать (разлука)
Тосковать
Скучать (вы)
Касаться
Прикасаться (стол)
Оплатить (квартира)
Уплатить
Гордиться (успехи)
Радоваться
Жажда (деятельность)
Потребность
Стремление
Участие
Принадлежность (организация)
Стремление
Убежденность (правота дела)
Верящий
Сопротивляться
Бороться (враг)
Приговаривать (казнь)
Осудить
Внушать страх (противник)
Вселять страх
Задание 3
I Исправьте ошибки, вызванные нарушением связи между подлежащим и сказуемым.
1) Вот это смелость, дерзость, сила любви к Родине, стремление уничтожить
несправедливость, особенно дорога мне в поэте.
2) Копившаяся много лет ненависть против крепостников вылилось в подлинно народное
восстание.
4
3) Жесткость крепостников - помещиков, поборы, голод приводит к тому, что народ
поднимает восстание.
4) На свободу русского народа пытались посягнуть множество опасных врагов.
5) Сборник рассказов Бабеля «Конармия» произвели бурю в литературном мире.
6) Вся наша литература, в том числе и Казахстан, развивались под влиянием Пушкина.
7) Много молодежи пришли на вечер танцев.
8) Никто из пришедших не поздоровались с ней.
II Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания.
1)Ряд специалистов направлен... на заводы Урала, часть инженеров командиру...тся в
Казахстан.
2)Установлен... три новых рекорда по тяжелой атлетике.
3)Больше половины поступивших в институт был... хорошо подготовлен... по всем
предметам
4)Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть - образцовые писатели, всегда считал.. .сь
хранителями... чистоты литературного языка.
5) Первые, кто приш... на избирательный участок для голосования, были мои соседи,
пенсионеры.
6)Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширяя...т
информационные материалы.
7) Немало военных преступников нашл... себе после войны приют в Испании.
8) За короткий срок построен... и сдан... в эксплуатацию пятьдесят один промышленный
объект.
9)Полмесяца прошл... с тех пор, как начались экзамены.
Задание 4
I Раскройте скобки и поставьте глагол в прошедшем времени.
1) В углу в свернутом виде (лежать) плащ - палатка.
2) Библиотека - музей (приобрести) неизданные рукописи писателя.
3) ФРГ (заключить) договор о перемирии.
4) ЦСУ (выпустить) очередной бюллетень.
5) Диван - кровать (стоять) у правой стороны.
6) На самом берегу моря (раскинуться) Батуми.
7) Музей - квартира Булгакова (приобрести) его личные вещи.
8) Платье - халат (висеть) на вешалке.
9) «Спартак» (выйти в) финал соревнований.
5
II
1) Подгорела картошка. Что (подгореть)?
2) Подгорел лук. Что (подгореть)?
3) Подгорели картошка и лук. Что (подгореть)?
4) Поехал брат. Кто (приехал)?
5) Приехала сестра. Кто (приехать)?
6) Приехали брат и сестра. Кто (приехать)?
7) Кто такая (приехать)?
8) Об этом нам (рассказывать) не кто иной, как Светлана.
9) Никогда не забудут ужасов войны те, кто ее (пережить).
10) Никто из сестер, даже старшая, не (знать) о случившимся.
11) Журнал «Москва» (опубликовать) повесть молодого писателя.
12) «Известия» (поместить) подробную рецензию на премьеру в театре "Современник".
13) Команда «Динамо» значительно (обновить) состав нападающих.
14) Издательство «Наука» (выпустить) в свет серию книг об аномальных явлениях.
Задание 5
Исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением деепричастного оборота
(деепричастный оборот оставьте без изменения).
1) Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость.
2) Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, с меня слетела шляпа.
3) Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду.
4) Прочитав это письмо, мне стало даже смешно.
5) Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать.
6) Думая о ней, мне становится грустно.
7) На катке всегда весело и интересно, хотя, покатавшись, боля ноги.
8) Приехав домой, мне стало значительно лучше.
9) Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.
10) Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками.
11) Взяв ее под руку, они пошли вместе.
12) Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе.
13) Взобравшись на крышу сарая, Павке хорошо был виден сад Лещинских.
6
14) Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее.
15) Увидев Марину в новом платье, у него дух захватывало от радости.
16) Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще.
17) Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежесть жасмина.
Задание 6
Исправьте ошибки в предложениях. Здесь нарушено правило об однородности членов
предложения.
I.
1) В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
2) За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений,
повестей и рассказов.
3) Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши.
4) В майские дни толпы людей можно было видеть повсюду: на улицах, площадях,
бульварах, скверах.
5) Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей- классиков:
Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов.
6) В нашем отделе можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу.
7) Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
8) В качестве материала для романа «Война и мир» Толстой использовал семейные
архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы.
II.
1) Я люблю игру на скрипке и петь.
2) Она молода, умна, красивая.
3) Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям.
4) В своем сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги.
5) Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное
чириканье птиц.
6) Недорослями называют молодых людей, не получивших образования и которые
стремились к праздной жизни.
1) Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в
Михайловском.
2) «Записки охотника» Тургенева интересны тем, что в этом произведении не только
фигурирует представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне.
7
3) Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, а также и зимой.
4) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и
журналов.
5) Для правильного письма не сколько важно знание формулировки правил, столько
умение его применять.
6) Сведений о Дубровском не было и на второй и третий день.
Задание 7
Перепишите предложения, числительные запишите словами.
1. Государственная казна пополнилась еще 678000 (рубль).
2. Забастовки произошли еще в 281 (город).
3. Стипендии были выплачены 1552 (студент).
4. Наши охотники за один сезон уничтожили 54 (волк).
5. Учитель проэкзаменовал 22 (ученик).
6. Письмо датировано 1831 (год).
7. Мне пришлось пожертвовать еще 16 (доллар).
8. К 2567 (наименование) в список приписали еще и 1033 (наименование).
9. В трех зрительных залах – по 70 (место).
10. Потери составили более 843 (килограмм).
Задание 8
Исправьте ошибки, вызванные наличием лишнего слова.
1. Рождество я отмечал на даче у коллеги по работе.
2. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от
другого.
3. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.
4. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много
образных слов и выражений.
5. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.
6. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна
Задание 9
Найдите в тексте стилистические ошибки, отредактируйте его, перепишите в
исправленном виде.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в
истории русской литературы. Прочитав их., нам стало понятно, как благодаря реакции,
обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила
8
молодежь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя
превосходство перед другим, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет
назад.
Задание 10
Перепишите предложения, устранив двусмысленность, связанную с неправильным
употреблением личных местоимений.
1. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена.
2. Отец умер, когда ему было девять лет.
3. Народ не знает, против кого надо бороться. Они не знают, кто их главный враг.
4. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не
кончилась.
5. Молодежь осталась довольна концертами, они просили почаще устраивать такие
встречи с артистами.
6. За дорогой на вершине холма - хвойной лес, а на его склонах раскинулись луга.
7. Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколько секунд съел его.
8. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.
Задание 11
Отредактируйте отрывок, устранив неясности, вызванные неправильным употреблением
местоимений.
Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку,
взял рюкзак и побежал за ним. «Поймай живым,»- решил Мартын Павлович. Мартын
Павлович накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить,
он вмиг очутился на нем верхом.
Задание 12
Исправьте речевые ошибки.
1) Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
2) Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.
3) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода.
4) По не зависящим причинам от Центрального телевидения мы не можем продолжить
передачу.
5) Прошу вас ответить на волнующие вопрос не только меня, но и многих других.
6) Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на высоте «830».
7) Состав играющих хоккеистов за московский «Спартак» сегодня несколько изменен.
9
8) Поэт обратился к самому сокровенному, созданным самим народом.
9) Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.
10) Прочитав эту книгу, невольно хочется стать похожей на этого внешне ничем не
отличающихся от других людей мальчишку.
11) На краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинающихся
Казбеком и кончающихся Эльбрусом.
12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испареньями земли, незадолго
до вечера смоченными дождем.
13) Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к
их разговору.
14) Мы любовались картиной бушующего моря у наших ног.
15) По узкой тропинки мы поднялись на площадку, извивающуюся между скал.
Задание 13
Отредактируйте текст.
Помните Остапа Бендера, отпуская витиеватый комплимент жене «голубого воришки»
Альхена, запутался в придаточных предложениях и так и не смог закончить свою мысль?
Неумение строить сложные предложения - серьезный пробел в знаниях. Многие писатели
специально используют в речи некоторых персонажей корявые нагромождения
придаточных предложений для того, чтобы подчеркнуть бескультурье и невежество
говорящего. Например, Ф. М. Достоевский вкладывает в уста отрицательного персонажа
Ставрогина (из романа «Бесы») такую неприглядную фразу: «Я так был низок, что у меня
дрогнуло сердце от радости, что выдержал характер и дождался, что она вышла первая».
Задание 14
Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов.
1) В составах команд немало именитых спортсменов много раз добивавшихся отменных
результатов на соревнованиях.
2) Преподаватель обязан содействовать исправлению допущенных студентами ошибок.
3) Его деятельность по распространению билетов была отлична.
4) Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их
удешевлению.
5) Промышленный и постперестроечный период переживает кризис.
6) Сейчас набирают спортивную команду, лучшие спортсмены поедут в Москву.
7) Повышение ответственности на старших курсах приводит к высоким результатам в
учебе.
10
Задание 15
Исправьте стилистические недочеты в употребленных существительных, прилагательных,
числительных.
1) Во время перерыва в холле продолжают спорить. Пойдем поближе к этим троим
студентам, послушаем, что они говорят.
2) Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем леспромхозе.
3) Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский,
преодолеть не так уж трудно.
4) Вера оказалась в преглупейшем положении.
5) Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.
6) Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы.
7) Благодоря рационализации на новой линии сейчас занято вместо семерых только пять
человек.
Задание 16
Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости и
порядок слов.
I
1) Скрутившись клубком в своем гнезде, спит белка.
2) После катка я иду домой радостная, с веселыми впечатлениями.
3) Роль книги в жизни человека велика: ведь он должен пополнять свой кругозор
4) Побыв в кино, я обычно думаю, способна ил я на такие поступки, которые делают герои
фильма.
5) Успехами мы не блестим.
6) Задача, поставленная нами, достигнута.
7) На демонстрации Сизов приобщается к революционерам.
8) Воздух чист. Солнце греет ярче. Дыхание свежо.
II.
1) Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента
Юрьева.
2) Всем членам кассы взаимопомощи просьба подтвердить свои остатки.
3) Организовано общежитие для мужчин и женщин с железными койками на сетках.
4) Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками.
5) Общественность города широко готовится отметить юбилей известного писателя.
11
6) Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.
7) Гоголь прекрасно описал о похождениях Чичикова.
8) Царское правительство устроило гонение за передовыми людьми.
Задание 17
Отредактируйте отрывок. Необходимо не только исправить стилистические ошибки, но и
усилить стилистическую выразительность текста, заменив отдельные слова более
экспрессивными синонимами.
Павел расстегнул кобуру, взял блестящий револьвер и пообедал домой. Вбежав в дом, мать
возилась в кухне и не обратила на него внимания. Он взял лежащую за сундуком тряпку и
положил ее в карман. Потом он вышел в дверь и пошел на дорогу, ведущей к старому
кирпичному заводу.
Там в полуразрушенных обжигных печах было много потаенных местечек. В одно из них
он спрятал завернутый револьвер в тряпку и завалил его кирпичами.
Задание 18 (контрольное)
Найдите недочеты и исправьте их.
1) Начинается с декабристов, русская интеллигенция повела борьбу с царизмом против
эксплуатации и угнетения.
2) Но их мысли были утопическими: они намеревались изменить существующий строй без
помощи народа.
3) У вас есть пример, когда дворянство с оружием в руках выступало против царизма
(восстание декабристов), но они потерпели поражение.
4) Но вот в конце XIX - начале XX в. на арене революционной борьбы появилась новая
интеллигенция, оружие которых был марксизм.
5) Как раз роман Горького «Мать» и освещает тот период, когда интеллигенция начинает
сеять зерна мысли о необходимости революционной борьбы среди рабочих.
6) Кто же такая интеллигенция?
7) Первая, кто встречается нам, - это Наташа.
8) В детстве ей ни в чем не отказывали, и будущее будет у нее светлым.
9) Но, повзрослев, у нее появилась точка зрения на жизнь.
10) Она увидела вокруг, что кругом жестокость и произвол.
11) Больше Наташа не могла жить в родительском доме, и отец выбрал ее с такими
настроениями.
12) И она оказалась наедине с жизнью.
12
13) Но тем и отличается революционная интеллигенция: сила воли и стойкий характер
помогли ей справиться со всеми трудностями.
14) Сейчас мы видим ее как стойкого борца.
15) Возьмем, к примеру, Егора Ивановича, вспомним, когда посадили Павла в тюрьму за
историю с «болотной копейкой», он пришел к Ниловне.
16) Он пришел к Ниловне и сказал, что ей надо делать, чтобы спасти сына и его
товарищей.
17) Нужно было восстановить доставку листов на завод, тогда полицейские отпустят
Павла, так как без них продолжали листовки печатать, значит, заключенные не виноваты.
18) Егор Иванович мог не приносить листовки матери, но высокое чувство долга не
позволяло ему ждать освобождение товарищей.
19) О прошлом Егора Ивановича мы знаем мало.
20) Но по тому моменту, как Егор тяжело дышит, можно догадаться, какая судьба была у
него в прошлом.
21) Жизнь политического заключенного, тянувшего лямку нелегкой судьбы каторжника.
22) О его высоких идеалах говорит тот факт, когда он, умирая, не мог докончить дело до
конца
23) А Саша, которая любила Павла, вместе с Ниловной ходила по деревням, селам и
рабочим поселкам, чтобы вернуть правду мужику, который не может найти дорогу в этой
жизни.
24) Но не все рабочие верили интеллигентам, например, Рыбин.
25) Он говорил Ниловне, что листовки печатают сами господа, а эти воззвания направлены
против господ.
26) Это он не мог понять, что «господа», печатающие литовки, отказались от мирских благ
и отдались революции.
27) Вот такие это были люди. Они были и высокообразованные: учителя, доктора, юристы.
28) В самом начале своего революционного пути Павел много читал и ходил в театр: он
брал пример с этих людей.
29) И в заключении я хочу сказать, что это были добрые и веселые люди, сохранившие
свои качества в нелегкой борьбе за воплощение своих идеалов в жизни.
Задание 19
Охарактеризуйте стили по следующим параметрам, внося данные в таблицу.
Характеристика
Стили
Цель
использования
Сфера
использования
Жанры
Языковые
средства
13
Официально-деловой
Научный
Художественный
Публицистический
Разговорный
Задание 20
Прочитайте текст.
Были глаза: черные, прекрасные. Взглянут - смотрят, и спрашивают.
И были глазенки: серые, плутоватые- все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.
Спросили глаза:
- Что вы бегаете? Чего ищете?
Забегали глазенки, засуетились, говорят:
- Да так себе, понемножку, полегоньку, нельзя - помилуйте, надо же - сами знаете. И были
гляделки: тусклые, ... Уставятся и глядят. Спросили глаза:
- Что вы смотрите? Что видите? Скосились гляделки, закричали:
- Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!
Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.
Вопросы и задания.
1) Глаза - глазенки - гляделки.
С какой целью использует автор синонимы в тексте?
2) Как меняют прилагательные и глаголы, оказавшись рядом с этими синонимами?
3) Что будут представлять собой люди - обладатели глаз, глазенок, гляделок?
4) Определите разницу между этими словами в лексическом и стилистическом планах.
5) Глазищи - буркалы - очи.
Дайте стилистическую характеристику этих слов.
II. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
Задание 1.
Поставьте ударение в словах.
14
Алфавит, агент, баловать, диалог, договор, документ, звонит, изображение, индустрия,
искра, каталог, квартал, километр, коклюш, комбайнер, лыжня, металлургия, мизерный,
намерение, обеспечение, облегчить, начать, предложить, усугубить, партер, револьвер,
свекла, силос, соболезновать, феномен, фундамент, шофер.
Задание 2.
Образуйте множественное число от существительных, придерживаясь правильного
литературного стиля.
Директор, доктор, инспектор, профессор, инженер, шофер, фельдшер, редактор, отпуск,
якорь, трактор, договор, выбор, цех, фронт, лектор, катер, торт, порт, слесарь, суп,
бухгалтер, библиотекарь, аптекарь, раз, почерк, дно, (кастрюли).
Задание 3.
Исправьте ошибки в предложениях, отредактируйте стиль.
1) Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.
2) В магазине завезли импортные моющие обои.
3) К праздничному столу купили пять кило банан.
4) Врачиха выписала мне лекарство.
5) В Индии живут индейки, а в Корее - корейки.
6) Я познакомился с ужасно красивой девушкой.
7) Библиотеку перенесли в более худшее помещение.
8) В институт я не пошла, так как была заболевшей.
9) Речь этого депутата произвела негативный эффект на аудиторию.
10) Становьте сюда свой чемодан.
11) В личной жизни я потерпел полное фиаско.
12) На концерте мы видели всех знаменитых артистов, ихние наряды были потрясные.
13) Отсюдова было хорошо видно море.
14) Я предъявил оплоченный чек.
15) Мальчик добился пересиления чувства страха.
16) Красноречие юноши произвело на девушку надлежащий эффект.
17) Работу нужно закончить к пятому апрелю.
18) Ребенок держался за коляску обоими руками.
15
Задание 5.
Раскройте скобки.
1) Мать велела мне купить несколько (простыни).
2) Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила 2
(килограммы) (помидоры) и (килограммы) (яблоки).
3) В углу стояло несколько (кочерга).
4) Рим пал от нашествия (варвары).
5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли).
6) Отец привез из Самарканда несколько (дыня).
7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги).
8) Отряд (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте.
9) Я оставался в лесу долго от синих (сумерки) до полных (потемки).
10) Я встала, сняв ребенка с (колени).
11) В саду много (яблони), (вишни), (смородина).
12) Сколько же (платья) тебе нужно?
13) Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
14) Над болотом кружила пара (цапли).
15) Сколько (доли) от наследства ты получил?
16) В нашем городе много (грузины), (туркмены), (узбеки), (цыгане), (осетины),
(башкиры).
Задание 6.
Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того,
чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух,
данных в скобках.
1) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).
2) У девушки были влажные, (чувствительные - чувственные) губы.
3) В этот день я услышала много (обидных - обидчивых) слов.
4) Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.
5) Все вокруг привлекательно, и (близкие - ближние), и (далекие - дальние) холмы
6) Студент быстро (усвоил - освоил) материал.
7) Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря.
16
8) Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым - виновным) видом.
9) Мать приготовила (сытый - сытный) завтрак.
10) В новых кварталах города находятся самые (высокие - высотные) дома.
11) (Болотистый - болотный), ил является отличным удобрением.
12) Один берег реки был луговой, а другой - (глинистый - глиняный).
13) (Соседний - соседский) кот важно прошел на кухню.
14) После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное - искусственное)
вскармливание
15) Мы живем в одном доме, но на (разных - различных) этажах.
16) В жаркий день приятно походить по (теневым - тенистым) аллеям.
17) В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт.
18) На поляне мы увидели высокий (земельный - земляной) холм.
19) Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная -
бережливая)
20) Давайте найдем в себе (скрытые - скрытные) резервы и доберемся до вершины
21) Мой брат - человек очень (практический — практичный), он не выбрасывает старые
веши
22) С (особым - особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика.
23) Ему была (предоставлена - представлена) возможность поехать на юг.
24) Знатоки во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.
25) Помещики жестоко обращались со своими (придворными - дворовыми).
Задание 7.
Раскройте скобки, выбрав нужную букву, объясните свой выбор.
Иструхляв(е, и)ли солому - пни иструхляв(е, и)ли
враги кровав (е, и) ли руки - нарывы кровав (е, и) ли
реки обезвод (е, и) ли в засуху - обезвод (е, и) ли сырой участок
обезденеж (е. и) л после отпуска - обезденж (е, и) л родителей
обезлес (е, и) ли область - участки обезлес (е, и) ли от вырубок
обезнож (е. и) л от страха - паралич обезнож (е, и) л его
обессил (е, и) л в схватке - обессил (е, и) л противника
пашня обесплод (е, и) ла - нерадивость обесплод (е, и) ла пашню
17
штормовка обледен (е, и) ла на морозе - вьюга обледен (е, и) ла руки
оподл (е, и) ть душой - оподл (е, и) ть мысли
ведро проржаве (е, и) ло - коррозия проржав (е, и) ла железо
яблоки червив (е, и) ли день ото дня - бесхозяйственно гноили и червив(е, и)ли овощи при
хранении
кожа шершав (е, и) ла от мороза - "Черная работа шершав (е, и) т руки" (В.Даль).
Задание 8
Составьте и запишите предложения с каждой из предложенныхконструкций.
Конструкции
Примеры
употребления
Ввиду (чего?)
В силу (чего?)
Вследствие (чего?)
За неимением (чего?)
В связи (с чем?)
Благодаря (чему?)
Согласно (чему?)
Вопреки (чего?)
В случае (чего?)
Задание 9.
Составьте словосочетания по образцу.
Образец. Содействие и координация - Содействие в работе и её координация
Образовывать и распоряжаться
внебюджетные фонды
Руководство и контроль
нижестоящие организации
Распределять и управлять
финансы
Выявление и наблюдение
деятельность партнеров
Координировать и руководить
сотрудники
Задание 10
Найдите ошибки в управлении. Отредактируйте текст.
18
1. Согласно распоряжения декана вход на факультет производится только при
предъявлении студенческого билета.
2. Вопреки неблагоприятных погодных условий график работы аэропорта был
восстановлен.
3. Благодаря умелого руководства, в истекшем году прибыль возросла почти вдвое.
4. Управляющий производства отклонил данное предложение.
5. Заместитель декана, в частности, должен курировать научной работой студентов
старших курсов.
6. Вследствие измененного расписания движение поездов было приостановлено.
7. Согласно приказа ректора университета переходит на шестидневную форму обучения.
8. В обязанности начальника над подразделением гражданской обороны входит
информирование подчиненных о возникновении чрезвычайной ситуации.
Задание 12.
Объясните смысл образных выражений, вспомните их источник. Представьте ситуацию, в
которой можно употребить эти выражения.
1) Метать перуны;
2) курить фимиам;
3) пиррова победа;
4) перейти Рубикон;
5) танталовы муки;
6) грубый топтыгин;
7) Шемякин суд;
8) тришкин кафтан;
9) настоящий Дон Жуан;
10) синий чулок;
11) легкая, как Терпсихора;
12) прокрустово ложе;
13) настоящий Квазимодо;
14) гомерический смех;
15) дамоклов меч;
16) гордиев узел; этакий Голиаф;
17) современный Дон Кихот;
18) мамаево побоище;
19
19) современные монтекристо;
20) робинзонада;
21) фигура как у Аполлона;
22) троянский конь;
23) петь дифирамбы;
24) вылитый Плюшкин;
25) вернуться в свои пенаты.
Задание 13.
Постарайтесь по стилю речи отгадать, из произведений каких писателей и поэтов взяты
отрывки.
Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой- то голубенькой
красной вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с
заложенной закладкою, о которой мы уже имели случай упомянуть, несколько исписанных
бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и,
наконец, насыпан был просто кучею на столе.
1. Настанет день - и миром осужденный,
Чужой в родном краю,
На месте казни - гордый, хоть презренный Я кончу жизнь мою.
2. В марте семнадцатого года в один прекрасный день пропали все калоши, в том числе
две пары моих, три палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка
прекратила свое существование. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить....
Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на
лестнице ковры?
3. Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудив палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты – иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
4. Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
20
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
5. Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
6. Приемная комната знаменитого петербургского адвоката была полна, когда Алексей
Александрович вошел в нее. Три дамы: старушка, молодая купчиха, три господина: один -
банкир - немец с перстнем на пальце, другой - купец с бородой, третий - сердитый
чиновник в вицмундире, с крестом не шее, очевидно, давно уже ждали. Два помощника
писали на столах, скрипя перьями.
Задание 14.
Отредактируйте тексты.
Вариант 1
1. Большинство учителей и методистов объединило свои усилия в решении важной
проблемы.
2. Уж, кажется, на что Татьяна любила Онегина, а нашла в себе силы достойно отказать
ему.
3. 3.0 том, как прошел матч, можно посмотреть по первой программе телевидения.
4. Перстневой нож одевают на вторую фалангу среднего пальца руки вязальщицы.
5. Рабочие места слабо освещались, в силу чего имелось много случаев производственного
травматизма.
6. У всего этого фамусовского сброда на уме одно: балы да веселья.
7. Несколько ниже мы поговорим об этом.
8. Важным фактором успешной сдачи экзаменов является систематическое выполнение
домашних заданий.
9. Главное, на чем настаивали рабочие, - это на требовании повышения зарплаты.
10. Читаешь Толстого - и укрепляется вера в то, что жизнь - великая ценность и что она,
жизнь, продолжаться будет, и мысль продолжаться будет.
Вариант 2
1. После случая с «болотной копейкой» Павел носа не повесил, а продолжал с удвоенной
энергией тусоваться с рабочими.
2. Варвара говорит Катерине, что я не умела лгать, но научилась.
3. Виновниками семейных вспышек бывают взрослые, которые переносят грипп на ногах.
21
4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой
гипотезы.
5. Цензура не хотела, чтобы поэма Гоголя увидела свет, но близкие Гоголя подсуетились и
пробили это дело.
6. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.
7. Путь, который избрал герой, ошибочен, неправильный.
8. Появление в рабочей слободке новых людей является прогрессивным явлением.
9. Решение Пьера было воспринято как должное. Никто и оспаривать-то его не стал, так
как против фактов не попрешь.
10. Уши у него торчали кто куда.
Вариант 3
1. Простив Анну, Каренин не понизил своего достоинства.
2. Наша передовая свинарка воспитала 257 поросят.
3. Машина будет использована не только для решения задач, а также для контроля.
4. Водитель должен помнить, что, повернув с проспекта направо, ему придется пересечь
трамвайные пути.
5. Ленский вызвал Онегина на дуэль за то, что тот цеплялся к Ольге.
6. Как вывести личность на новый уровень знания?
7. Содержание банки следует вылить в кастрюлю.
8. В Никитском ботаническом саду открылась для посетителей коллекция хризантем.
9. Андрей Болконский ищет смысл в подвиге, который он хочет завоевать не в штабе, а на
поле боя.
10. Он раскрылся нараспашку.
III. Контрольное тестирование.
Орфография и пунктуация.
Задание к текстам:
22
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Во дворе сразу два события пил...т дрова и летают грачи. Денек окончательно разгулялся.
Грачи с сум...тошным гамом носятся над тополем. Лиш... на один миг пр...саживаются они
на вершине дерева и тогда видно как на сложе...ых крыльях вспыхивают солнечные блики.
Тополь то (же) оз..рен солнцем. Толстые обн...женые ветви выделяются на веселой с...неве.
Ветви заканчиваются спл...шной путаницей мельчайших веточек.
Всю долгую жизнь тополь тян...тся к солнцу. Он протягивает ветви на восток что(бы)
встретить св...тило в самые первые мгн...вения как только оно покаж...тся над краем
земли. На юг простерто ветвей больше чем в любую другую потому что в (полу)де...ные
часы солнце очень щедро. Даже тополь не упускает момента воспользоват... ся последним
теплом светом. Но и северная сторона то(же) во всеоружи... . Дерево и туда простерло свои
ветви на всякий случай если солнце вздумает заглянуть с этого края. Каждый год он
наращивает самые тонкие ветви новыми побегами что (бы) ей пр...близится к св...тилу. Он
не выглядывает из (за) заборов и сараев он поднялся над всем этим что (бы) (н...) что (н...)
мешало видеть источник света и первым встречать его на восходе. Каждый раз он
старат...льно располагает свои листья так что(бы) н... один луч... упавший на него н...
прол...тел мимо в какую(нибудь) пр...реху в его кроне. Он раскинул над собой такой шатер
что даже капля дождя не сможет упасть на землю не(задев) листа. А что (бы) случайная
буря не разрушила вековой работы год от года наращивает мощ... ветвей и все глубже
уходит корнями в землю. Ему еще многие десятилетия держать на себе свое обширное
поднебесное царство.
(По Е. Носову)
Текст 2.
Старый скрипач (музыкант) любил играть у п... дножия памятника Пушкину. Этот
памятник стоял в Москве (в) начале Тверского бульвара на нем написаны стихи и со всех
четырех сторон к нему поднимаются мрам . рные ступени. Поднявшись по этим ступеням
к самому п...ед...сталу старый музыкант обращался лиц...м на бульвар к дальним
Никитским воротам и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас (же)
соб...рались дети прохожие чтецы газет из местного к...оска и все они ум...лкали в
ожидани... музыки потому что музыка ут...ша...т людей она обеща...т им счастье и славную
жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника он был закрыт
и в нем лежал кусок черного хлеба и ябл...ко что(бы) можно было поесть когда захоч.тся.
Обыкновенно старик выходил играть под вечер. Для его музыки было полезней что
(б) в мире стало тише и темней. Старик скучал от мысли, что он не приносит людям (н...)
какого добра и поэтому добр...вольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки
разд...вались в воздух... в сумрак... и хоть (из)редк... они доходили до глубины
человеческого сердца трогая его нежной и мужестве... ой силой увл...кавш...й жить
высш...й пр.. красной жизнью. Некоторые слушатели музыки вын...мали деньги что(бы)
23
под.,.рить их старику но не знали куда их пол...жить футляр от скрипки был закрыт а сам
музыкант находился высоко на п...днож..., памятника почти рядом с Пушкиным.
Уходил домой он поздно иногда уже в (пол) ночь, когда народ становился редким и лиш...
какой (нибудь) случайный одинокий челвек слушал его музыку.
(По А. Платонову)
Текст 3.
В эту (же) зиму узнал я и очень горячо полюбил Писарева который находился еще в
университете благородном п.. нсионате впрочем это было только за(пол)года перед
выпуском воспита...иков. Он участвовал в наших сп...ктаклях хотя сценических
способностей у него не было так (же) как у Загоскина. (Не)смотря на
(восемнадцати)летнюю молодость блестящий острый ум Писарева был уже серьезен и
глубок. Вся пансионская молодеж... признавала его превосходство и все кто знал смотрели
на Писарева как на будущего славного писателя его проза и стихи пр...возносились
(не)только товарищами и начальством пансиона но и всеми; театр литература были его пр..
званием страстью жизни.
С первого свидания Писарев почу...ствовал искре...ность моего участия и полюбил меня
как брата; все время свободное от клас.. .ного ученья он проводил у меня в доме. Писарев
имел раздражительный но сосредоточе... ный характер внешнее выр.. жение у него было
тихо спокойно и холодно даже и тогда когда он задыхался от внутреннего волнения. Он не
краснел (н...) от гнева (н...) от радости а бледнел.
Писарев вышел вторым воспита...ником из университетского пансиона он был очень
дружен только с одним товарищ...м своим Юшневским; оба они получили при выпуск...
десятый класс... но имя Писарева написа...ое золотыми буквами на мраморной доске
осталось (на)всегда между именами Жуковского и других отличных воспита.Ников. В
ту(же) минуту после пансионского акта и за несколько часов до личного со мной свидания
Писарев написал ко мне м...лодое горячее письмо которое к сожалению потеряно.
(По С. Аксакову)
Текст 4.
Пр...хотли во извива...щаяся линия м...ршрута ползет по карте (в)след за ними и врезается
(в)глубь Владимирских земель. Два паренька лет по двенадцати едут с нами за во ..чиков.
Одного зовут Коля другого Николай. Так они просили называть их (что)бы не было пута.
Ницы. Они рове...ники одного р...сточка оба (русо)головые бойкие смышле...ые. Кажется и
разница вся между ними только в произношении их то(же) одинаковых имен. Чу...твуется
что Коля и Николай (не)твердо знают дорогу и волнуются как(бы) не завести чужих людей
куда (не)надо.
Устраивайтесь, как следует (по)хозяйски предлагает Коля. Мальч,..нки уходят в кусты и
возвращаются с двумя охапками (не) давно накош...ной травы перемеш...ной с цветами.
Они разравнивают ее по телеге. Едем (не)спеша. На подъеме в гору я спрыгнул с телеги и
пошел (по)тихоньку (с)зади Коля с Николаем то(же) соск...чили.
24
Так и едем (по) ровному месту на телеге в гору пешком а с горы трусц...й и даже
(в)скач... Плывут (на) встречу перелески осталась (по)зади стари...ая роща и (в) скоре мы
в...езжаем в самый настоящий лес перепута...ый (на)столько что без топора и не
пробраться. Это (в) сущности (не) просто лес а поле битвы (не) прекращающ...ся (не, ни)
днем (не, ни) ночью.
Чем дальше мы ехали (в) глубь леса по у...кой дороге по которой до нас (в) ряд ли кто
проехал в предыдущие два месяца тем тревожнее переш...птывались Коля и Николай.
(Не)ожнданно перед нами возникла (не)широкая но глубокая канава из которой т.. рчали
два облома...ых скользких бревна.
Обязанности распр...делились так я тянул лошадь (под) уз...ы Коля правил а Николай
понукал упира...щуюся лошадь.
(В) сторону вдруг (не)своим голосом закричал один из мальчиков. Инст...нктивно я
отпрянул (в)сторону и в то(же) мгновение на уровне моего лица мелькнуло в воздухе кова..
.ое лошади.. .ое копыто.
Нужно было обладать отнюдь (не)мальчишеской опытностью что(бы) предугадать
прыж...к лошади и (во)время предупредить о нем.
А лошадь уже как н... (в)чем н... бывало стояла на том берегу утопая в разноцветь... и
разнотрав...
Через (пол)часа мы в...ехали в Дубки то(есть) попали на мощ...ную дорогу соединяющую
Владимир с Кольчугин...м. (От)сюда хорошо было оглянуться (на) зад. До г...ризонта
сплош.. .р.. .ст...лались леса черные (в)близи и (темно)синие (в)дали. Там (по)зади прот..
.нулась (не)зримая ниточка пройд...ного нами пути.(По Вл. Солоухину)
Текст 5.
Было далеко (за)полноч... когда я вышел из дома. Все спало кругом и в безмолв... ночи
гулк... и ...диноко... раздавались шаги мои по кр...мневой дороге. Обогнув небо луна стояла
уже над горою и ясным зеленоватым светом заливала Железноводск (по) которому я
пр...ходил и тень моя шла (в)переди меня длин...ая бледная и к...сая.
На плошад... на ступеньках ц...рковной пап...рти меня ждал Халим сидя с поджатыми
(под)себя ногами. Залитый лун...ым светом как серебром базар был пуст и его до...атые
шалаши где целый день галдят татары и казаки стояли безлюдный м...лчаливы и всюду в...
круг было то(же) (без) молвно и пусты..но только топот наших коней ударявших по
кремнию п...дковами нарушал окрес...ную тишину и ...ткликался эхом в горах. Под
лун...ым с...янием развертывалась перед нами вся ширь с лугами и холмами и было видно
далеко окрест.
Миновавши базар Халим п...вернул (в)лев... по лесной тр...пинке. Сразу стало темно
душно и у...ко и лошади пошли шагом то шлепая ногами по лужам то звонко задевая
подковой о камень или сп...тыкаясь о корни. Кривой и чистый лес обступивший тр...пинку
пр...никнутый лу...ным светом ст...новился все глубже и темнее и только листья (на)верху
колеблясь от ветра то св...ркали то чернели то крутились мелкими блес...ками и казалось
что в лесу идет волшебный серебряный дождь. Наконец стало совсем темно. Время шло.в
лесу было совершено темно и душно и я не п...дозр;..вал что в открытых д...линах
поднялся уже предра...светный ветер. (По Н. Телешову)
25
Текст 6.
Охота ок...залась хуже чем ожидал Левин. Болото высохло и дупелей совсем (не)было. Он
проходил целый день и принес только три штуки но (за)то принес как и всегда с охоты
отличный ап...етит отличное расположение духа и то возбужденное умственное состояние
которым всегда сопровождалось у него сильное физическое движение. В то время он
казалось (н...) о чем не думал нет-нет и опять ему вспоминался старик со своей семьёй и
впечатления это как будто требовало к себе не только внимания но и разрешения чего-то с
ним связанного.
Вечером за чаем в присутствии... двух помещиков приехавших по каким (то) делам опеки
завязался тот самый интересный разговор какого и ожидал Левин.
Левин сидел подле хозяйки у чайного стола и должен был вести разговор с нею и
свояченицей сидевшею против него. Хозяйка была кругло(лицая) (бело)курая и (не)
высокая женщина вся сияюшая с ямочками.
Мучительно (не) ловко ему было (от) того что против него сидела свояченица в
особе...ном для него ему казалось надетом платье с особе...ным (в) виде трапеции вырезом
на белой груди этот (четверо) угольный вырез (не) смотря на то что грудь была очень
белая или особе...но (по) тому что она была очень белая лишал Левина свободы мысли. Он
в...ображал себе вероятно ошибочно что вырез этот сделан на его счет и считал себя не (в)
праве смотреть на него и старался не смотреть на него но чувствовал что он виноват уже
за одно то что вырез сделан. Левину казалось что он кого (то) обман...вает что ему следует
объяснить что(то) но что объяснить этого (ни)как нельзя и (по)этому он бе... преста...но
краснел был беспокоен инеловок. Неловкость его сообщалась и хорошенькой свояченице.
Но хозяйка казалось не замечала этого и нарочно втягивала ее в разговор.
Текст 7.
Утром Чагатаев заметил по местности что здесь должна быть вода и нашел заглуше...ный
колодец забитый песком. Назар дорылся руками до влажной глубины начал ж...вать песок
но спл...вывать пр...ходилось больше чем получать (в)нутрь тогда он стал гл...тать мокрый
песок ц...ликом и мучень... жажда оставило его. В следующие четыре дня Чагатаев
старался идти (в)перед по пустыне но от слабости уходил (не)далеко и вновь возвращался
на мокрый песок что (бы) изн...могая от голода не ум...реть от жажды. На пятый день он
остался на месте решив набраться сил в дремоте и (бе...)памятстве а затем догнать свой
народ.Он с ..ел два оставшиеся у него хин...ых порошка и разные карма...ные крошки
(от)чего ему стало лучше. Он понимал что народ его близко он то (же) не имен сил уйти от
него далеко только (не) известно было направление его пути.
Чагатаев закрылся от солнца во влажный песок и пытался впасть в беспамятство для
отдыха и для экономии жизни но не умел и все время думал жил (по)немногу и смотрел в
небо где слабым туманом шел жаркий ветер с (юго)востока и было так пусто что не
верилось в существование твердого настоящего мира.
» Отл...жавшись Чагатаев пополз к ближайшему бархану где он заметил задутый
(на)половину песком куст (перекати)поля. Он добрался до него отломил несколько
высохших ветвей и сж...вал их а оставш...йся куст вырыл из песка и отпустил бродить по
ветру. Куст покатился и (в)скорее исчез за барханами направляясь
26
куда(то) в дальн...ю землю. Скатившись с бархана Назар заснул у его подножия и во сне на
его слабое сознание напали разные воспоминания бе...цельные забытые впеч...тления
воображения скучных лиц виденых когда(то) однажды вся прожитая жизнь вдруг
повернулась | назад и напала на Чагатаева. (По А.Платонову)
Текст 8.
В то утро в Москве стояла (мало) облачная погода со слабым (юго) западным ветерком.
Полю знобило от волнения (не) смотря на ее (темно) синий свитерок связанный матерью
перед от...ездом. По затоптанной лестнице она поднялась на третий этаж и через
казарменный коридор (не)сколько (не)опрятный из(за) множества раскле...ных
уведомлений на стенах вместе со всеми вошла в ауд.. .торию.
Это было (полу)темное и (не)уютное помещение но веселая зелень за окнами отражалась в
вынош...ном п...ркете и тяж...лом нависающ...м потолке чем (не)сколько ра...сеивалось
первое впечатление академического холода и неприязни.
Все было забито (до) отказа кроме новичков со всех факультетов сюда в этот день так (же)
приходили студенты - (старше) курсники. Мест (не) хватало и Поле пришлось усес...ся
(на) верху под потолком и...ч...рканном карандашными надписями.
Ее соседка высокая загорелая девушка (по)видимому ее рове... ница поделилась с ней
восторжен...м воспоминанием о такой(же)лекции прошлого года когда по ее словам стены
здании как(будто)раздвинулись и дремучий брусничный бор живо представился
слушателям.
Попривыкнув Поля огляделась. В переди далеко (в)низу стоял бедный залитый чернилами
стол; дальше на стене теснились портреты бородатых п...триархов отечественной лесной
науки.
Гул голосов схлынул и за столом появился подвижный (не) большого роста старик с
проседью на висках. Он начал говорить с (не) привычной для официального места
образностью избегая ц...фр способных затруднить (не)подготовленное внимание новичков.
(Из)редк... он умолка опираясь кулаком в стол и как(бы) выискивая возможных
оппонентов. Какая (то) сближаюшая искренность возр...стала (по)мере углубления в тему
и (ни)кто не заметил когда и как лекция превратилась в без...скуссвенный разговор старого
лесника с буду...ими товарищами по профессии.
(По Л. Леонову)
К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЁТУ
В соответствии с рабочей программой дисциплины «Русский язык и культура речи» на
дифференцированном зачёте проверяются знания следующих разделов и тем:
Раздел 1. Введение.
27
Тема 1.1. Основные единицы языка.
Тема 1.2. Литературный язык и его нормы. Словари русского языка.
Тема 1. 3. Культура речи. Коммуникативные качества речи.
Раздел 2. Фонетика.
Тема 2.1. Фонема. Орфоэпические нормы.
Тема 2.2. Фонетические средства речевой выразительности.
Тема 2.3. Русское ударение и произношение.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
Тема 3.1. Слово и его лексическое значение.
Тема 3.2. Лексические и фразеологические единицы. Лексико-фразеологические нормы.
Тема
3.3.
Лексико-фразеологические
средства
речевой
вы разительно сти.
Профессионализмы и термины.
Тема 3.4. Лексико-фразеологические ошибки. Афоризмы.
Раздел 4. Словообразование.
Тема 4.1. Способы словообразование.
Тема 4.2. Стилистические возможности словообразования.
Тема 4.3. Словообразование профессиональной лексики и терминов.
Раздел 5. Морфология.
Тема 5.1. Части речи.
Тема 5.2. Морфологические нормы и ошибки в речи.
Тема 5.3. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте
форм слова.
Раздел 6. Синтаксис.
Тема 6.1. Синтаксические единицы и нормы.
Тема 6.2. Типы предложений. Актуальное членение предложений.
Тема 6.3. Синтаксические средства речевой выразительности.
Раздел 7. Орфография и пунктуация.
Тема 7.1. Принципы русской орфографии.
Тема 7.3. Принципы русской пунктуации.
28
Тема 7.4. Пунктуация и интонация. Цитирование.
Тема 7.5. Орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.
Раздел 8. Текст. Стили речи.
Тема 8.1. Текст и его структура.
Тема 8.2. Типы речи.
Тема 8.3. Стили русского литературного языка.
Перечень вопросов
I
вариант
1.
Прочитайте
высказывания
о
родном
языке
русских
поэтов
и
писателей.
Дополните, что вы знаете о современном русском литературном языке. Составьте свой
рассказ о том, зачем необходимо знать русский язык?
I.
Зачем
писателю
не
повиноваться
принятым
обычаям
в
словесности
своего народа, как он повинуется законам своего языка? Он должен владеть своим
предметом, несмотря на затруднительность правил, как он обязан владеть языком,
несмотря на грамматические оковы.
(А.С. Пушкин)
II.
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только
открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят в нем
сообразно с сими законами.
(В.Г. Белинский)
III.
Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от
нечего делать, но несущей необходимостью…
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок,
послушен, ловок и вместителен…
(А.И. Куприн)
2.
Рассмотрите таблицу и расскажите о видовом многообразии словарей
современного русского литературного языка. Дополните ее недостающими словами.
Словари
(объясняют понятие или
реалию)
Толковые
Словари иностранных слов
29
Специальные словари
3.
Исправьте предложения, укажите, какие допущены ошибки. (Какое коммуникативное
качество речи нарушено?)
1.
До офиса надо дефилировать 20 минут. 2. С абонементом своевременно
был
заключен
договор.3. Всем
гостям
подарили
памятные
сувениры.
4.
Это
не
играет
значения.5. Оставьте эту мысль! 6. Он очень смешной рассказал рассказ.
4.
Прочитайте предложения. Определите, какое коммуникативное качество речи в
них нарушено? Найдите ошибки. Исправьте.
1. В подъезде стояло трое, один из которых сидел, а другой стоял. 2. В семье Татьяну
Ларину
не
понимали.
Она
часто
сидела
у
окна.
3.
Желающие
прокатиться
!
Приобретайте билеты у лошадей. 4. Герой не мирился с неудачами, кончая поражением и
даже гибелью самому себе.
5.
Прочитайте
предложения.
Найдите
в
них
фразеологизмы.
Какими
членами
предложения они являются? Расскажите о лексико-фразеологических единицах русского
литературного языка.
1.Сергей Ильич мелким бесом рассыпался перед ними (покупателями), низко кланяясь и
улыбаясь.2. В ту пору он (Шебуев) держался в стороне от товарищей и слыл среди них за
человека себе на уме. 3. Смеется Максим-то: «Больно уж, говорит, забавно глядеть, как
люди от пустяка в страхе бегут сломя голову!». 4. Да, злые языки страшнее пистолета!
5. Успех, бешено растущий, сопровождал первые шаги молодого писателя.
6.
Прочитайте
предложения.
Укажите,
какие
допущены
ошибки?
Какие
лексико-
фразеологические нормы нарушены?
1.Теперь нас считают закадычными врагами.2. Зимой необходимо одевать шубу.3. Среди
слушателей были студенты, которые лыка не вязали в русском языке. 4. Я обязан Иванову
по гроб доски. 5. Учитель попросил всех сматывать удочки.6. Всем гостям подарили
памятные
сувениры.7.
Я
не
смог
выполнить
задание,
потому
что
мне
постоянно
вставляли палки в велосипед.
7.
Прочитайте
предложения.
Определите,
какие
нормы
в
них
нарушены?
Исправьте
ошибки и объясните почему.
1 . Горячее кофе всегда должно быть на столе. 2. Главная бухгалтерша не выдала нам
зарплату. 3. Обоих студенток задержали после лекции. 4. Отчеты необходимо сдать к
десятому январю. 5. Отец умер, когда ему было девять лет.6. Мой ребёнок способный к
математике.7. Купите 5 килограмм банан.
8.
Прочитайте
предложения.
Определите,
какие
нормы
в
них
нарушены?
Исправьте
ошибки и объясните почему.
1.Когда мать узнаёт, чем занимается сын, у неё появился страх за него.2. Студенты
направляются для прохождения практики. 3. Купивши хлеб, он пошел домой. 4. Навряд ли
он
придет!
5.
Уходя
домой
после
смены,
деньги
и
квитанции
передаются
другому
телеграфисту.6. Войска, сражающие на улицах Грозного, отбили здание комендатуры.
30
9.
Прочитайте
предложения.
Определите,
какие
нормы
в
них
нарушены?
Исправьте
ошибки и объясните почему.
1.Во
встрече
участвовали
представители
трёх
стран:
Англия,
Франция,
Италия.2.
Первый курс окончили сорок один человек. 3. Это было сделано для решения задачи
ускорения
подъёма
уровня
знаний
студентов.
4.
Он
очень
беспокоится
за
мать.
5.
Пережитый страх или мгновенный испуг кажутся через минуту смешным.6. Я люблю
футбол и плавать.
10.
Прочитайте
предложения.
Определите,
какие
нормы
в
них
нарушены?
Исправьте ошибки и объясните почему.
1.
Читая
о
последних
событиях,
происходящих
в
нашей
стране,
мне
становится
страшно.
2. Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.3.
Главное,
на
что
я
хочу
обратить
ваше
внимание,
это
на
характеристику
моего
подзащитного. 4. Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они
живые.5. Докладчик остановился на вопросе, что нередко поднимается на подобных
совещаниях.6. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Казани.
11. Прочитайте
3
отрывка
из
стихотворений
разных
авторов.
Найдите
и
назовите
стилистические фигуры, которые использует авторы. Расскажите о них.
Ветер ты, ветер, какой ты
рассеянный –
Это известно одним небесам!
То ли ты западный,
То ли ты северный,
То ли восточный,
Не знаешь и сам.
И вот пошли по каменной
брусчатке, Пошли
победоносные полки…
Ровесники. Орлы. Единоверы!
Герои-пехотинцы. Моряки.
Усатые гвардейцы-офицеры.
Бывалые солдаты-смельчаки.
Разведчики. Наводчики.
Связисты.
12. Прочитайте
предложения.
Определите,
какие
нормы
в
них
нарушены?
Исправьте
ошибки и объясните почему.
1.
По приезду из Москвы был вызван в часть.
2.
На теле потерпевшей имеются множество синяков и ссадин.
3.
Розыскные мероприятия проводились в соответствии и на основе утверждённого
плана.
4.
Все отмеченные недочёты комиссией должны быть устранены в ближайшие
сроки.
5.
Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о мере наказания.
13. Расскажите
о
своей
будущей
профессии,
используя
для
подтверждения
своих
рассуждений цитаты из авторитетных источников (художественных произведений, книг о
профессии,
учебных
пособий,
биографий
великих
людей,
прославившихся
в
данной
31
профессиональной сфере). Какие способы цитирования вы использовали? Расскажите о
них.
14. Прочитайте
тексты.
Определите
тип
речи
каждого.
Найдите
языковые
средства,
подтверждающие ваше утверждение. Охарактеризуйте каждый текст.
I.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез
висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко –
кажется, за краем земли – хрипло кричит старый петух в избе. В необыкновенной,
никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым
хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток.(К. Паустовский)
II.
«Каждый
обязан
заботиться
о
сохранении
исторического
и
культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (из Конституции).
III.
«Мы, нижеподписавшиеся, осмотрели, обмерили.., сличили чертежи и
приняли одноквартирный щитовой дом» (из акта).
15. Прочитайте тексты. К какому стилю они принадлежат? Докажите это. Какие стили вы
еще знаете? Приведите примеры.
- Кто последний?
- За мной - в синем плаще.
- Значит, я за синим плащом?
- Угу.
- Вчера русский был?
- Ага.
- А математика?
- Была.
- Задание знаешь?
- Я? Не-а.
16. Прочитайте тексты. К какому стилю относится каждый из них. Обоснуйте вывод.
Определите цель, задачу каждого текста, ситуацию, сферу использования.
I.
С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам
тёплым солнечным сиянием; была
непостоянная погода. Небо то всё заволакивалось
рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновение, и тогда из
раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
II.
В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами
небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15 – 17 градусов.
III.
– Сегодня тепло? – спросила Юля, собираясь в школу.
- Да нет, прохладно. Возьми зонт – наверное, будет дождь.
II вариант
1.
Язык и речь: сходства и различия.
2.
Литературный язык и его нормы.
3.
Словари русского литературного языка. Виды. Назначение.
4.
Коммуникативные качества речи: точность, чистота.
5.
Коммуникативные качества речи: логичность и этикетность речи.
6.
Орфоэпические нормы русского литературного языка. Особенности русского ударения.
Фонетические средства речевой выразительности.
32
7.
Лексико-фразеологические единицы русского литературного языка. Происхождение.
Типология.
8.
Лексико-фразеологическая нормы и ошибки.
9.
Лексико-фразеологические
средства
речевой
выразительности:
тропы,
лексическая
синонимия.
10. Профессионализмы
и
термины,
их
использование
в
литературном
языке
и
речи.
Словообразование профессиональной лексики и терминов.
11. Морфологические
нормы:
употребление
имен
существительных,
прилагательных,
числительных и местоимений.
12. Морфологические нормы: употребление глаголов, причастий, деепричастий и наречий.
13. Синтаксические нормы: нормы управления, координация подлежащего и сказуемого.
14. Синтаксические нормы: употребление однородных членов, употребление причастных
и деепричастных оборотов.
15. Синтаксические нормы: употребление сложных предложений.
16. Синтаксические средства речевой выразительности (фигуры речи).
17. Принципы русской пунктуации.
18. Пунктуация и интонация. Гибкость системы русской пунктуации.
19. Цитирование.
20. Пунктуационные нормы русского литературного языка.
21. Текст и его структура. Типы речи.
22. Стили русского литературного языка. Их характеристика.
23. Стилевые черты и средства их выражения.
24. Официально-деловой стиль.
25. Научный стиль. Его языковые особенности.
26. Языковые особенности публицистического стиля.
27. Разговорный стиль: жанры и языковые особенности.
28. Художественный стиль и его особенности.
33
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Стилистика
………….
3
2.
Культура речи
…………. 15
3.
Контрольное тестирование
………..
23
4.
К дифференцированному зачёту
………..
28
34