Автор: Пчелина Ольга Алексеевна Должность: преподаватель истории и обществознания Учебное заведение: МО МО ГОУ ВОМО ГГТУ "Социально-Технологический техникум" Населённый пункт: г.о. Орехово-Зуево Московской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: Тема урока по обществознанию "Мировоззрение" Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет» ( ГГТУ)
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Социально-технологический техникум» (СТС МО)
СОГЛАСОВАНО:
ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА ГРУШЕВСКАЯ,
МЕТОДИСТ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
ПО ТЕМЕ « МИРОВОЗЗРЕНИЕ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН
ПЧЕЛИНА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
Рассмотрено и одобрено на заседании
цикловой комиссии
ПРОТОКОЛ № от « »_______________2015
Дата: 19.11.2015
уровень усвоения: 2
Тема урока: «Мировоззрение»
Эпиграф « Как хороши, как свежи были розы…»
И.С. Тургенев
Цель урока: В ходе занятия учащиеся должны усвоить основные понятия;
Создать базу для последующих уроков этой темы
Задачи урока:
- Формирование знаний по изучаемой теме при новизне для учащихся философско-
мировоззренческой тематики, в познании которой они только начинают изучать раздел
философии, редко задумываясь о мире в целом...;
- актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме. Дать представление о
различных видах деятельности в духовной сфере, ее отличия от деятельности в сфере
материального производства.
- Происходящая в сегодняшнем обществе смена ценностных личностных ориентаций
требует оказывать положительное влияние на формирование личности: посредством
различных ситуаций воспитать доброту, порядочность, интеллигентность, нравственность.
-Посредством учительского слова, книги, презентации развить у студентов
гуманистическую направленность на жизненные ситуации, умение составлять синквейн.
Компетенции: 01; 02; 05; 06; 07; 09; 10; 12.
Тип урока: урок изложения нового материала.
Форма проведения: комбинированный урок.
Педагогические технологии: «Технология формирования критического мышления» (Дж. Дьюи и
Чикагская лабораторная школа. Цирлина Т.В.)
Метод урока: Беседа; работа с презентацией; работа с книгой; составление кластера: синквейна;
выполнение творческих заданий
Средства обучения
Учебник «Обществознание» под редакцией Горелова А.А. и Гореловой Т.А. философский словарь;
« Сказка о розе и жабе» Гаршина. Книга «Мировоззрение» (Д. Леннокс, Д. Гудинг)
Задания для групповой работы.
Розы; Посуда с символикой розы, текстиль, оформление
предметов.
Компьютер, презентации.
1.
Сущность мировоззрения
- Орг. момент: поздороваться с учащимися, отметить отсутствующих на уроке. (2 мин)
Ход урока:
Повторение: 1.Влияет ли искусство на ваше отношение к жизни?
2.Какие знаете виды искусства? (2 мин.)
Постановка цели занятия:
1.Сущность мировоззрения
-Слово учителя. Сегодня у нас сложная философская тема, которую мы попробуем
разобрать и понять.
На доске написано слово - «МИРОВОЗЗРЕНИЕ»-составим кластер- миросозерцание-
мировосприятие-миропонимание- взгляд на мир.
Новое слово «воззрение» по философскому словарю означает - образ мыслей, точка
зрения (3 мин)
Что же такое обозначает понятие « Мировоззрение»?
Рассмотрим это понятие через предмет. РОЗА:
Откуда вообще взялись розы?
Создали люди?
Бог?
Из чего они состоят?
Куда обратиться, чтобы о них узнать? Сегодня начинает работать фестиваль « Славянская
Русь». Русь - страна, принявшая христианство в 988 году. Религиозное мировоззрение
представляет символ розы: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Этот цветок посвящен и
пресвятой Деве Марии. Презентация о розе.
1.Обращаясь к каждому учащемуся - Что для тебя значит - роза? Составляем каждый
устный кластер.
Запись на лист с розой: ответ о розе (3мин.)
Проверить с соседом
Презентация о розе
Научное мировоззрение:
Работаем с книгой «Мировоззрение»: а) стр. 130. Посмотрим фото. Что еще узнали о розе?
Б ) стр. 10-11. Прочесть. Карандашом сделать пометки : ЗНАЮ : +; Не знал - ; Хочу узнать -!;
Записываем на лист с РОЗОЙ свои открытия о розе. Проверяем вслух .
Рассмотрим обыденное мировоззрение: (5 мин)
В) стр. 12-13. Ролевая игра. Дети разбиты на группы. Каждая группа получает задание.
1 группа:
Первая группа получает задание: Женщина наскребла немного денег, чтобы порадовать
себя букетом роз. Она очень любит эти цветы и хочет, чтобы они простояли у нее как
можно дольше. Но у нее есть бедная и тяжелобольная соседка. И у женщины возникает
мысль. Что нужно отдать больной хотя бы часть цветов.
В душе женщины борются два противоположных чувства: а )чувство эгоизма, которое
диктует ей оставить цветы себе. Б) чувство долга, которое диктует ей « возлюбить
ближнего как самого себя» и потому отдать цветы больной соседке.
Здесь прослеживается тип мировоззрения- социального., гуманистического.
Распределить роли и обыграть ситуацию.
2 группа рассматривает другую ситуацию и , распределяя роли , обыгрывает : один человек
любит розы, но у него нет денег купить себе букет. Он знает. Что может украсть розы из
чужого сада и что никто об этом не узнает. Правильно ли он поступит ,если залезет в чужой
сад и украдет цветы? Если ни хозяин, ни полиция , ни органы правосудия не узнают о его
поступке. Почему ему все-таки не следует воровать? Кто имеет право утверждать, что
воровать нельзя?
3 группа: Задание:
Другой человек постоянно преподносит целые охапки роз женщине, муж которой уехал в
заграничную командировку. Не исключено, что этот человек пытается соблазнить
женщину, толкнуть ее на супружескую неверность. Как расценивать супружескую
неверность? Всегда ли она заслуживает осуждения? Кто имеет право судить неверных
супругов?
Разыграть ситуации по ролям. (10 мин.)
Мифологическое мировоззрение:
Прочесть отрывок сказки « О розе и жабе» Гаршина.(2 мин)
Интерес к знакомой вещи, такой как роза, выводит нас на глубокие фундаментальные вопросы об
устройстве мира, частью которого являются розы. Ваши ответы в своей совокупности формируют
систему представлений, в которую встраиваются знания, представления о мире.
Что формирует мировоззрение?
Вывод : многовековая и сегодняшняя духовно-теоретическая и духовно-практическая
деятельность оказывают влияние на мировоззрение человека. (2 мин)
Система представлений о мире, о нас , об обществе- мировоззрение.
Составить синквейн. Схема составления синквейна:
1.
В первой строчке – тема – одно слово (существительное)
2.
Во второй – описание темы (два прилагательных)
3.
В третьей – описание действия в рамках этой темы (3 глагола)
4.
4 – фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме.
5.
5 – это синоним, одного слова, который повторяет суть темы.
(10 мин)
Например:
Мировоззрение
Обыденное. Религиозное.
Направляет, созерцает, наблюдает
Совокупность взглядов на мир и на меня.
Философия
Вывод: мировоззрение способствует тому, чтобы личность понимала мир, тенденции его
развития, возможности человека и смысл его деятельности.
На дом: параграф 14, конспект. Оценки за урок
______\_______\_______\_______\______\
Поставь себе оценку (3 мин.)
Критерии оценок за урок:
Оценка «5»- составить кластер, работать в группе, составить «синквейн»;
Оценка «4»-выполнили 2 задания из трех.
Оценка «3» выполнили 1 задание из трех.
Задание на дом записать на доске: Написать эссе на тему «Мировоззрение»