Напоминание

"Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений"


Автор: Малева Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик"
Населённый пункт: пгт. Тяжинский
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и

упражнений»
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких, координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Вот почему так важно в дошкольном возрасте развивать механизмы необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Влияние мануальных (ручных действий) на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Работы в В.Н. Бехтерева (известного российского физиолога) доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Исследование М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий головного мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. По данным медиков к 6 - 7 годам, в основном, заканчивается созревание соответствующие зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Исходя из этого работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Очень важно, чтобы ребенок, еще не достигший возраста двух лет, дома с мамой уже играл в самые первые пальчиковые игры: “Ладушки, Сорока – белобока”. Даже легкое перебирание пальчиков малыша мамиными пальцами, легкое поглаживание ладошек малыша, каждого пальчика, касание пучек пальчиков, потирание ладошки о ладошку является преддверием пальчиковых игр. Подрастая, ребенок более умело владеет пальчиками, кистями рук. Теперь можно переходить к играм, где участвуют обе руки. Синхронное, одновременное выполнение действий обеими руками способствует активизации работы обоих полушарий головного мозга. Пальчиковые игры с текстом способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, координации движений. В среднем и в старшем дошкольном возрасте целесообразно использовать для развития мелкой моторике рук элементы теневого пальчикового театра. Кроме игр с пальчиками развитию мелкой моторике рук способствует рисование пальчиками пучками пальчиков, ладошками, кулачками. Аппликация из готовых форм в раннем возрасте и самостоятельное вырезание в старшем дошкольном возрасте также способствует развитию мелкой моторике рук. «Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире….» (В.А. Сухомлинский). Например,

упражнение
Черепаха.

Черепаха, черепаха -
Положить кулачки на стол,
В панцире живёт
можно тихонько постукивать ими.
Высунет головку, -
высунуть указательные пальцы
Обратно уберёт. -
убрать обратно
.
Так же использую игры – упражнения «С веток ягоды снимаю», «Апельсин», «Дерево», «Цветы» и.т.д.) Затем показываю детям и обучаю приёмам самомассажа рук. В упражнениях дети учатся выполнять массажные движения: надавливание, пощипывание, разминания, потягивание за кончики пальцев. Стараюсь сопровождать массаж весёлыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.
Например, упражнение
Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

(
Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропустить карандаш между одним и двумя - тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке). Массаж ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.
Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Вправо-влево – как хочу.

Сверху – влево, снизу –правой

Я его катаю. Браво!


(Упражнения «Краб», «Медведь», «Кормление птенцов» и.т.д. Самомассаж в «сухом бассейне», сопровождая стихотворным текстом или под музыку). После самомассажа приступаю к упражнениям, направленным на развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию динамической координации движений пальцев рук. «Опознание предмета» – ребёнок одной рукой ощупывает предмет, другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает на листе бумаги. «Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку, задача передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую сторону. Выполняется поочерёдно правой и левой рукой. На следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами. Например, - Из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок.
- В ярком подносе рассыпана мелкая крупа. Нарисовать пальчиком по крупе заданный рисунок. - Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошинку и уд е ржива е т е ё о с т а льны ми п а л ь ц а м и ( «собираем ягоды), потом берёт ещё и ещё – набирает целую горсть. - Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь уместился в кулачке. - Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись). - Работа с цветной проволокой (сгибание из проволоки различных фигур). - Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки. - Игры с бумагой (складывание, разворачивание, скручивание, перелистывание, измельчение и. т. д.) Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая детям с нарушением зрения. Универсальность обучающих возможностей дидактических игр и упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной деятельности. По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению ориентироваться большую помощь оказывают специальные пособия и подручные предметы.
Тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки»
Упражнение «Башмачки».
Крышки пальчики обули,




Смело в них вперед шагнули

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы, словно балеринки,

Но одетые в ботинки,

Каждый пальчик, будто ножка,

Только шаркает немножко.
(Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.)
Упражнения с грецким орехом
1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".
(Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого). 2. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией) Наш орешек непростой, Он волшебный, золотой. С орешком будем мы играть Своим ручкам помогать. Мы с орешком поиграем, (в правой руке) Его с горочки катаем. Вверх и вниз, вверх и вниз Ты по пальчикам катись! Снова весело играем, (в левой руке) По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз Ты по пальчикам катись! В пальцы мы орех возьмём (в правой руке) И немного повернём. Крепко пальцами держи И ещё раз поверни. В другую руку мы возьмём (в левой руке) И немного повернём. Крепко пальцами держи И ещё раз поверни. 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. Пальчики свои встряхни, И немного отдохни!
Игры с прищепками
Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития мелкой моторики существуют игры с прищепками, когда недостающие детали в рисунке заменяют прищепками. Цель данной игры: развивать творческое воображение дошкольников. Учить детей манипулировать с предметами по образцу, проявлять фантазию, выбирая из предложенных нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.

Солнышко
Солнышко утром рано встаёт. Лучики тянет –тепло нам даёт.
Ёжик
Ёжик, ёжик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорей к нам, ёжик. Мы сейчас тебе поможем. Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением зрения обеспечивают гармоничное развитие каждого ребёнка, радостное восприятие им окружающего мира и уверенность в себе. Предложенный материал актуален как в работе с детьми с патологией зрения, так и в работе со здоровыми дошкольниками.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!