"Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений"
Автор: Малева Анна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик" Населённый пункт: пгт. Тяжинский Наименование материала: статья Тема: "Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и упражнений" Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики руки с помощью специальных игр и
упражнений»
Уровень
развития
мелкой
моторики
-
один
из
показателей
интеллектуальной
готовности
к
школьному
обучению.
Обычно
ребенок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
Учителя
отмечают,
что
первоклассники
часто
испытывают
серьезные
трудности с овладением навыков письма. Письмо - это сложный навык,
включающий
выполнение
тонких,
координированных
движений
руки.
Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а
также
хорошо
развитого
зрительного
восприятия.
Неподготовленность
к
письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия,
внимания,
может
привести
к
возникновению
негативного
отношения
к
учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Вот
почему
так
важно
в
дошкольном
возрасте
развивать
механизмы
необходимые
для
овладения
письмом,
создать
условия
для
накопления
двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Влияние мануальных (ручных действий) на развитие мозга человека было
известно
еще
во
втором
веке
до
нашей
эры
в
Китае.
Специалисты
утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные
отношения тела и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном
состоянии.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с
грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие
оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Работы в В.Н. Бехтерева (известного российского физиолога) доказали
влияние
манипуляции
рук
на
функции
высшей
нервной
деятельности,
развитие речи.
Простые движения пальцев помогают убрать напряжение не только с
самих
рук,
но
и
с
губ,
снимают
умственную
усталость.
Они
способны
улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Исследование М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет
довольно
обширное
представительство
в
коре
больших
полушарий
головного мозга. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция
«схемы
человеческого
тела»,
а
речевые
реакции
находятся
в
прямой
зависимости от тренированности пальцев.
По данным медиков к 6 - 7 годам, в основном, заканчивается созревание
соответствующие зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Исходя из этого работа по развитию мелкой моторики должна начинаться
задолго до поступления в школу.
Очень важно, чтобы ребенок, еще не достигший возраста двух лет, дома
с мамой уже играл в самые первые пальчиковые игры: “Ладушки, Сорока –
белобока”.
Даже
легкое
перебирание
пальчиков
малыша
мамиными
пальцами, легкое поглаживание ладошек малыша, каждого пальчика, касание
пучек
пальчиков,
потирание
ладошки
о
ладошку
является
преддверием
пальчиковых игр.
Подрастая,
ребенок
более
умело
владеет
пальчиками,
кистями
рук.
Теперь можно переходить к играм, где участвуют обе руки. Синхронное,
одновременное
выполнение
действий
обеими
руками
способствует
активизации работы обоих полушарий головного мозга.
Пальчиковые игры с текстом способствуют развитию у детей речи,
внимания, памяти, координации движений.
В
среднем
и
в
старшем
дошкольном
возрасте
целесообразно
использовать
для
развития
мелкой
моторике
рук
элементы
теневого
пальчикового театра.
Кроме игр с пальчиками развитию мелкой моторике рук способствует
рисование
пальчиками
пучками
пальчиков,
ладошками,
кулачками.
Аппликация
из
готовых
форм
в
раннем
возрасте
и
самостоятельное
вырезание в старшем дошкольном возрасте также способствует развитию
мелкой моторике рук.
«Игра – огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем
мире….» (В.А. Сухомлинский).
Например, упражнение Черепаха.
Черепаха, черепаха - Положить кулачки на стол,
В панцире живёт можно тихонько постукивать ими.
Высунет головку, - высунуть указательные пальцы
Обратно уберёт. - убрать обратно .
Так же использую игры – упражнения «С веток ягоды снимаю», «Апельсин»,
«Дерево», «Цветы» и.т.д.)
Затем
показываю
детям
и
обучаю
приёмам
самомассажа
рук.
В
упражнениях дети учатся выполнять массажные движения: надавливание,
пощипывание,
разминания,
потягивание
за
кончики
пальцев.
Стараюсь
сопровождать массаж весёлыми стихами, приговорками. Самомассаж кистей
и пальцев рук всегда доставляет детям удовольствие, радость.
Например, упражнение Карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
( Грани
карандаша
легко
«укалывают»
ладони,
активизируют
нервные
окончания,
снимают
напряжение.
Пропустить
карандаш
между
одним
и
двумя - тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой
и левой руке).
Массаж ладоней мячиком – ёжиком. Вертеть их в руках, щёлкать по
ним пальцами.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – влево, снизу –правой
Я его катаю. Браво!
(Упражнения «Краб», «Медведь», «Кормление птенцов» и.т.д. Самомассаж в
«сухом бассейне», сопровождая стихотворным текстом или под музыку).
После
самомассажа
приступаю
к
упражнениям,
направленным
на
развитие тактильных ощущений и упражнений, способствующих развитию
динамической координации движений пальцев рук.
«Опознание предмета» – ребёнок одной рукой ощупывает предмет,
другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает на листе бумаги.
«Резиночка» - для этого упражнения можно использовать резинку для
волос
диаметром
4-5
см.
Все
пальцы
вставляются
в
резинку,
задача
передвинуть её на 360 градусов сначала в одну, затем в другую сторону.
Выполняется поочерёдно правой и левой рукой.
На следующем этапе дети осваивают игры и упражнения с предметами.
Например,
- Из пуговиц разного размера и цвета выложить рисунок.
- В ярком подносе рассыпана мелкая крупа.
Нарисовать
пальчиком
по
крупе
заданный
рисунок.
- Насыпать горох на блюдце. Ребёнок большим
и указательным пальцами берёт горошинку и
уд е ржива е т
е ё
о с т а льны ми
п а л ь ц а м и
( «собираем ягоды), потом берёт ещё и ещё –
набирает целую горсть.
- Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы он весь
уместился в кулачке.
- Создать на бархатной бумаге узоры из цветных нитей ( ниткопись).
- Работа с цветной проволокой (сгибание из проволоки различных фигур).
- Перенос воды из одной ёмкости в другую при помощи губки.
-
Игры
с
бумагой
(складывание,
разворачивание,
скручивание,
перелистывание, измельчение и. т. д.)
Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается
мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие
движения руки и пальцев, т.е. развивается ручная умелость, так необходимая
детям с нарушением зрения.
Универсальность
обучающих
возможностей
дидактических
игр
и
упражнений состоит в том, что их можно использовать и на занятиях, и в
быту, в трудовых действиях, и в общении между детьми, и в самостоятельной
деятельности.
По развитию тонкой моторики, тактильной чувствительности, умению
ориентироваться
большую
помощь
оказывают
специальные
пособия
и
подручные предметы.
Тренажеры: «Шнуровка», «Гвоздики», «Тактильные дощечки»
Упражнение «Башмачки».
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули
И пошли по переулку
На веселую прогулку.
Пальцы, словно балеринки,
Но одетые в ботинки,
Каждый пальчик, будто ножка,
Только шаркает немножко.
(Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится
стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их
от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.)
Упражнения с грецким орехом
1.Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".
(Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг
другого).
2. (Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией)
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!
Игры с прищепками
Для развития памяти у детей при заучивании стихотворений и для развития
мелкой
моторики
существуют
игры
с
прищепками,
когда
недостающие
детали
в
рисунке
заменяют
прищепками.
Цель
данной
игры:
развивать
творческое
воображение
дошкольников.
Учить
детей
манипулировать
с
предметами
по
образцу,
проявлять
фантазию,
выбирая
из
предложенных
нескольких фигурок нужную. Способствовать расширению и активизации
словаря дошкольника, а также развитию памяти и мышления.
Солнышко
Солнышко утром рано встаёт.
Лучики тянет –тепло нам даёт.
Ёжик
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
Наша любовь, забота, профессиональная помощь детям с нарушением
зрения
обеспечивают
гармоничное
развитие
каждого
ребёнка,
радостное
восприятие им окружающего мира и уверенность в себе.
Предложенный материал актуален как в работе с детьми с патологией
зрения, так и в работе со здоровыми дошкольниками.