Автор: Бирюков Дмитрий Сергеевич Должность: преподаватель физики Учебное заведение: ГКПОУ "Профессиональное образование" Населённый пункт: Волгоград Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по физике Раздел: среднее профессиональное
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 54.
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании методической комиссии Директор ГКПОУ ПУ №54
Принято протокол № 1 от 30.08.2016 ______________ А.В.Рябцев
«___» сентября 2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЗИКА
2016г.
Рабочая
программа
учебной
дисциплин Ф И З И К А разработана
в
соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы
среднего
общего образования в образовательных учреждениях
среднего
профессионального образования в соответствии с федеральным базисным
учебным планом и примерными учебными планами для образовательных
учреждений
Российской
Федерации,
реализующих
программы
общего
образования»
(письмо Департамента
государственной
политики
и
нормативно-правового
регулирования
в
сфере
образования
Минобрнауки
России
от
29.05.2007
№
03-1180) и
в
соответствии
с
«Примерными
программами учебных общеобразовательных дисциплин для специальностей
среднего профессионального образования, одобренных и рекомендованных
для
использования
на
практике
в
учреждениях
СПО
Департаментом
государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере
образования Минобрнауки России от 16.04.2008г.»
Организация разработчик: ГКПОУ «Профессиональное училище № 54»
Разработчик:
Бирюков Дмитрий Сергеевич,
преподаватель первой квалификационной категории
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2.
СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
7
3.
У С Л О В И Я
Р Е А Л И З А Ц И И
У Ч Е Б Н О Й
ДИСЦИПЛИНЫ
24
4.
К О Н Т Р ОЛ Ь
И
О Ц Е Н К А
Р Е З УЛ ЬТАТ О В
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
25
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЗИКА»
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения
физики
в
учреждениях
среднего
профессионального
образования,
реализующих
образовательную
программу
среднего
(полного)
общего
образования,
при
подготовке
квалифицированных рабочих, служащих
При освоении профессии МОСР (мастер строительных и отделочных работ) физика
изучается как профильный учебный предмет в объёме 180 часов.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
программы
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина входит в общеобразовательный
цикл.
1.3.
Цели
и
задачи
учебной
дисциплины
–
требования
к
результатам
освоения
дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в
основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в
области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и
технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для
объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического
использования физических знаний; оценивать достоверность естественно - научной
информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования
достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости
сотрудничества
в
процессе
совместного
выполнения
задач,
уважительного
отношения
к
мнению
оппонента
при
обсуждении
проблем
естественнонаучного
содержания;
готовности
к
морально-этической
оценке
использования
научных
достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование
приобретенных
знаний
и
умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
В
результате
освоения
учебной
дисциплины
«
Физика»
обучающийся
должен знать/
понимать :
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество,
взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро,
ионизирующие излучения, планета, звезда, Солнечная система, галактика,
Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя
кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный
электрический заряд;
4
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения,
сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,
электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных ученых , оказавших наибольшее влияние на
развитие физики;
уметь:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение
небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и
твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных
волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются
основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность
теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять
известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные
явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов
механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов
электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой
физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать
информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования
транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и
телекоммуникационной связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей
среды;
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.4.Рабочая программа ориентирована на достижение следующих общих
компетенций (согласно ФГОС):
ОК. 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов
ее достижения, определенных руководителем:
Рациональность планирования и организации деятельности работы на уроке и по
выполнению ДЗ, самостоятельных и творческих работ. Своевременность сдачи
заданий. Аргументированность выбора.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести
ответственность за результаты своей работы:
Анализировать
полученные
знания
на
уроке.
Выявлять
и
подразделять
новые
знания. Устанавливать связь между физическими величинами, Классифицировать и
сравнивать
наблюдения
за
физическими
явлениями.
Делать
выводы
по
ходу
занятий. Оценивать и объяснять результаты самостоятельной работы.
5
ОК
4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения профессиональных задач:
Собирать и анализировать информацию в физических справочниках и таблицах.
Делать выводы и обобщать полученную информацию.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности:
Сделать
обзор
информации
по
источникам
(справочники,
интернет
ресурсы,
преподаватель,
одногрупники).
Проанализировать,
обобщить
информацию
для
использования по назначению.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством:
Разрабатывать, систематизировать, подытоживать работу в группе. Формулировать,
находить решение, описывать, обосновывать свой вклад в групповую работу.
Критиковать, делать выводы.
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки - 270 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки - 180 часов;
самостоятельной работы -90 часов.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количеств
о часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
270
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
180
Внеаудиторная самостоятельная работа (всего)
90
Итоговая аттестация в форме экзамена
7
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала,
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
Компи-
тенция
1
2
3
4
5
Раздел 1. Введение
1
Введение
1.
Научный метод познания окружающего мира.
(Мякишев Г.Я. 10 кл. стр 3-5)
1
1
Механика
Раздел 2. Механика
33
Тема 2.1. Кинематика.
2.
Кинематика. Движение точки и тела. (
§ 3, раздача
тем для сам. работ)
3.
Прямолинейное движение. (
§ 3, раздача тем для
сам. работ)
4.
Скорость, ускорение, траектория. (
§ 10-12)
5.
Свободное падение тел. (
§ 17)
6.
Движение по окружности. (
§ 19)
7.
Вращательное движение твердого тела. Угловая
и линейная скорости. (
§ 21)
6
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
Тема 2.2. Динамика.
8.
Основное утверждение механики. Первый закон
Ньютона. (
§22,24)
9.
Взаимодействие
тел.
Принцип
суперпозиции
сил. (
§25,26)
10.
Второй и Третий законы Ньютона. (
§27,28)
11.
Принцип относительности. (
§30)
4
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
12.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
13.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
14.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
3
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
15.
Урок
обобщающего
повтор ения (повтор
1
3
ОК 2
пройденного материала)
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
16.
Контрольная работа № 1 (повтор пройденного
материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Тема 2.3. Силы в механике
17.
Силы
в
природе.
Сила
тяготения.
Закон
всемирного тяготения. Движение под действием
сил тяготения. (
§31-33)
18.
Первая
космическая
скорость.
Невесомость.
(
§34,35)
19.
Сила упругости. Закон Гука. (
§36,37)
20.
Роль силы трения силы трения. Силы трения
твёрдых тел. (
§38,39)
21.
Силы сопротивления при движении твердых тел
в жидкостях и газах. (
§40)
5
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
Тема 2.4. Законы сохранения энергии
22.
Импульс материальной точки. Закон сохранения
импульса. (
§41,42)
23.
Реактивное
движение.
Реактивные
двигатели.
(
§43)
24.
Работа силы. Мощность. (
§45,46)
25.
Энергия. (
§47)
26.
Кинет ич е ская
э нергия,
её
и з м е н е н и е .
Потенциальная энергия. (
§48,51)
27.
Закон сохранения энергии в механики (
§52)
6
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
Тема 2.5. Статика
28.
Первое условие равновесия (
§53)
29.
Второе условие равновесия (
§54)
2
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
30.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
31.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
32.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
3
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
33.
Урок
обобщающего
повтор ения (повтор
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
34.
Контрольная работа № 2 (повтор пройденного
материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Что такое механика.
Классическая механика.
Векторные величины.
Способы описания движения.
Мгновенная скорость.
Движение с постоянным ускорением свободного
падения.
Связь между ускорением и силой.
Освоение космического пространства.
Равновесие тел.
Первое условие равновесия твёрдого тела.
Исаак Ньютон.
Галилео Галилей.
Роберт Гук.
Циолковский К.Э.
Королёв С.П.
Гагарин Ю.А.
16
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Молекулярная физика.
Термодинамика
Раздел 3. Молекулярная физика.
Термодинамика
28
Тема 3.1. Основы молекулярно-
кинетической теории.
35.
Основные
положения
МКТ.
Размеры
молекул.
(
§58)
36.
Постоянная Авогадро. (
§59)
37.
Силы взаимодействия молекул. (
§60,61)
38.
Строение веществ. (
§62)
39.
Идеальный
газ.
Основное
ур-ие
МКТ
газа.
(
§63,65)
5
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
Тема 3.2. Температура. Энергия
теплового движения молекул
40.
Температура и тепловое равновесие. (
§66)
41.
Измерение
температуры.
Температура
мера
энергии. (
§67,68)
2
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
Тема 3.3. Газовые законы
42.
Уравнение
со стояния
иде а льного
г а з а
(Менделеева-Клапейрона). (
§70)
43.
Газовые законы. (
§71)
2
53.
Внутренняя энергия газа. Работа в
термодинамике. (
§77,78)
54.
Количество теплоты. (
§79)
55.
Первый закон термодинамики. (
§80)
5
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
56.
Применение первого закона термодинамики.
(
§81)
57.
Второй закон термодинамики. КПД теплового
двигателя. (
§82,83)
58.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
59.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
60.
Практические занятия по решению задач
(повтор пройденного материала)
3
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
61.
Урок
обобщающего
повтор ения (повтор
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
62.
Контрольная работа № 4 (повтор пройденного
материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Тепловые явления.
Броуновское движение.
Среднее значение квадрата скорости молекул.
Определение температуры.
Измерение скоростей молекул газа.
Зависимость
давления
насыщенного
пара
от
температуры.
Кипение.
Работа в термодинамике.
Необратимость процессов в природе.
Статистическое
истолкование
необратимости
процессов в природе.
Френкель Я. И.
Людвиг Больцман.
Менделеев Д.И.
Ломоносов М.В.
14
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Электродинамика.
Раздел 4. Электродинамика.
48
Тема 4.1. Электростатика.
63.
Закон сохранения электрического заряда. (
§88)
64.
Закон Кулона. (
§89)
65.
Электрическое поле. (
§92,93)
66.
Линии напряжённости. (
§93,94)
67.
Проводники в электростатическом поле. (
§95)
68.
Диэлектрики в электростатическом поле. (
§96)
69.
Р а б о т а
э л е к т р о с т ат и ч е с ко го
п о л я
п о
перемещению статического заряда. (
§97,98)
70.
Разность потенциалов. (
§99)
71.
С в я з ь
м е ж д у
н а п р я ж ё н н о с т ь ю
электростатического
поля
и
разно сть ю
потенциалов. (
§100)
72.
Эквипотенциальные поверхности. (
§100)
73.
Электроёмкость
конденсатора
Конденсаторы.
(
§101,102)
74.
Энергия конденсатора.(
§103)
12
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
75.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
76.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
77.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
3
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
78.
Урок
обобщающего
повтор ения (повтор
пройденного материала)
1
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
79.
Контрольная работа № 5 (повтор пройденного
материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Электрический заряд и элементарные частицы.
Заряженные тела. Электризация тел.
Принцип суперпозиции полей.
8
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Поляризация диэлектриков.
Виды диэлектриков.
Кулон Шарль Огюстен
Максвелл Джеймс Клерк
Фарадей Майкл
Тема 4.2. Постоянный электрический
ток.
80.
Электрический ток. Сила тока. (
§104)
81.
Закон Ома для участка цепи. (
§105,106)
82.
Электрические
цепи.
По след овательно е
соединение проводников. (
§107)
83.
Электрические цепи. Параллельное соединение
проводников. (
§107)
84.
Работа и мощность постоянного тока. (
§108)
85.
Электродвижущая сила. (
§109)
86.
Закон Ома для полной цепи. (
§110)
7
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
87.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
88.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
89.
Практические
занятия
по
решению
задач
(повтор пройденного материала)
3
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
90.
Урок
обобщающего
повтор ения (повтор
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
91.
Контрольная работа № 6 (повтор пройденного
материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Условия
необходимые
для
существования
электрического тока.
Аккумуляторы.
Электрические цепи.
Действие тока.
6
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Ом Георг Симон
Ампер Андре Мари
Тема 4.3.
Электрический ток в
различных средах, магнитное поле,
электромагнитная индукция
92.
Электрическая проводимость различных
веществ. Электронная проводимость. (
§111,112)
93.
Зависимость сопротивления от температуры.
(
§113)
94.
Электрический ток в полупроводниках. (
§115)
95.
Электрическая проводимость полупроводников
при наличии примесей. (
§116)
96.
Электрический ток в вакууме. (
§120)
97.
Электрический ток в жидкостях. Закон
электролиза. (
§122,123)
98.
Электрический ток в газах. (
§124)
99. Магнитное поле. Сила Ампера. (
Мякишев
Г.Я.Физика 11кл.§ 1-3)
100. Применение закона Ампера. Сила Лоренца. (
§ 5-
6)
101. Электромагнитная индукция. Магнитный
поток. (
§ 8-9)
102. Направление индукционного тока. Правило
Ленца. (
§ 10)
103. Закон электромагнитной индукции. (
§ 11-12)
104. ЭДС индукции. Самоиндукция. Индуктивность.
(
§ 14-15)
105. Энергия магнитного поля тока. (
§ 16)
14
работа
Э л е к т р и ч е с к и й
т о к
ч е р е з
к о н т а к т
полупроводников p- и n- типов.
Полупроводниковый диод.
Транзисторы.
Электронные пучки.
Электронно-лучевая трубка.
Плазма.
Мандельштеин Л.И.
Вихревое электрическое поле.
Электродинамический микрофон.
Электромагнитное поле.
Фарадей.
11
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Колебания и волны.
Раздел 5. Колебания и волны.
21
Тема 5.1. Электромагнитные колебания
111.
Свободные и вынужденные колебания. (
§
27)
112.
Колебательный контур. (
§ 28)
113.
Аналогия
между
механическими
и
электромагнитными колебаниями. (
§ 29)
114.
Уравнение
описывающее
процессы
в
колебательном контуре.(
§30)
115.
Автоколебания. (
§ 36)
5
2
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
116.
Контрольная
работа
№8 .
( п о вто р
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
117.
Урок обобщающего повторения за 1 и 2
семестры (повтор пройденного материала)
1
3
Тема 5.1. Электромагнитные колебания
118.
/1/.Генератор
электрической
энергии.
Трансформатор. (
§ 37,38)
119.
/2/.Передача электрической энергии и её
использование. (
§ 39,40)
2
работа
Условия
необходимые
для
возникновения
свободных колебаний.
Динамика колебательного движения.
Гармонические колебания.
12
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Фаза колебаний.
Резонанс.
Скорость
распространения
звуковых
волн
в
различных средах
Первый телевизор
Телевидение
Сотовая связь
Условия
необходимые
для
возникновения
вынужденных колебаний
Электромагнитная волна.
Герц Генрих.
Попов А.С.
Оптика
Раздел 6. Оптика.
20
Тема 6.1. Световые волны
132.
/15/.Световые волны. Скорость света. (§
59)
133.
/16/.Принцип Гюйгенса. Закон отражения
света. (
§ 60)
134.
/17/.Закон преломления света. (
§ 61)
135.
/18/.Полное отражение света. (
§ 62)
136.
/19/.Линза. (
§ 63)
137.
/20/.Построение изображения в линзе. (
§
64)
138.
/21/.Формула
тонкой
линзы.
Увеличение
линзы.(
§ 65)
139.
/22/.Дисперсия света. (
§ 66)
140.
/23/.Интерференция механических волн,
света. (
§ 67,68)
141.
/24/.Дифракция
механических
волн.
Дифракция света. (
§ 70,71)
142.
/25/.Поляризация света.
(§ 73)
143.
/26/.Виды излучений. (
§81)
144.
/27/.Виды
спектров.
Спектральный
14
/ 33 /.Контрольная работа № 10. (повтор
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
151.
/ 34 /.Урок обобщающего повторения за 3
семестр (повтор пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Геометрическая оптика.
Волновая оптика.
Скорость света.
Применения полного отражения.
Кольца Ньютона.
Христиан Гюйгенс.
Френель Огюстен.
Электромагнитная теория света.
Источники света.
Рентген Вильгельм.
Давление света.
11
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Квантовая физика
Раздел 7. Квантовая физика
18
Тема 7.1. Световые кванты.
152.
/35/.Теория фотоэффекта. Фотоны. (
§88-90)
153.
/36/.Применение фотоэффекта.
Химическое действие света. (
§91,93)
2
/ 52/. Контрольная работа № 11. (повтор
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Модель атома водорода по Бору.
Макс Планк
Бор Нильсон.
М е т о д ы
н а б л ю д е н и я
и
р е г и с т р а ц и и
элементарных частиц.
Радиоактивные превращения.
Применение ядерной энергии.
Биологическое
действие
радиоактивных
излучений.
7
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Астрономия
Раздел 8. Астрономия.
11
Тема 8.1. Эволюция Вселенной
.
170.
/53/.Видимые
движения
небесных
тел.
(
§116)
171.
/54/.Законы движения планет. (
§117)
172.
/55/.Физическая природа планет и малых
тел Солнечной системы. (
§118)
173.
/56/.Планеты
земной
группы.
Планеты-
гиганты. (
§119)
174.
/57/.Основные
характеристики
Солнца.
(
§120)
175.
/58/.Основные характеристики звёзд (
§121)
176.
/59/.Млечный
Путь
–
наша
галактика.
(
§124)
7
1
ОК 2.
ОК 3
ОК 4.
177.
/60/.
П р а к т и ч е с к и е
з а н я т и я
п о
р е ш е н и ю
з а д а ч (повтор
пройденного
материала)
1
2
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
178.
/61/. Урок
обобщающего
повторения
(повтор пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
179.
/62/. Контрольная работа № 12. (повтор
пройденного материала)
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
180.
/63/. Урок обобщающего повторения за
весь курс физики
1
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
Внеаудиторная
самостоятельная работа
Система Земля – Луна.
Галактики.
Чёрные дыры.
Строение и эволюция Вселеной.
Кеплер
5
3
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
Итоговая аттестация в форме экзамена.
Всего:
Аудиторных
Внеаудиторных
180
90
Всего:
270
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Физика»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор .
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной
литературы
Основные источники:
Для студентов
1.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика; Учебник для 10 класса
общеобразовательных учреждений: 16-19-е изд. - М. Просвещение.
2.
Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика; Учебник для 11 класса
общеобразовательных учреждений: 16-19 изд. - М.; Просвещение.
3.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2011.
4.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2011.
5.
Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика:
Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
6.
Громов С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества:
Учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2011.
7.
Дмитриева В.Ф. Задачи по физике: учеб. пособие. – М., 2012.
8.
Дмитриева В.Ф. Физика: учебник. – М., 2012.
9.
Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. – М., 2012.
10. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Сборник задач и вопросы по физике: учеб.
пособие. – М., 2012.
11. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Физика (для нетехнических специальностей):
учебник. – М., 2012.
Для преподавателей
1.
Громов С.В. Шаронова Н.В. Физика, 10—11: Книга для учителя. – М., 2011.
2.
Касьянов
В.А.
Методические
рекомендации
по
использованию
учебников
В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на
базовом и профильном уровне. – М., 2011.
3.
Федеральный
компонент
государственного
стандарта
общего
образования
/
Министерство образования РФ. – М., 2004.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
учебной
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
Умения:
описывать и объяснять физические явления и свойства
тел: движение небесных тел и искусственных спутников
Земли;
свойства
газов,
жидкостей
и
твердых
тел;
электромагнитную
и н д у к ц ию,
распространение
электромагнитных
волн;
волновые
свойства
свет а;
излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
внеаудиторные
самостоятельные работы
отличать гипотезы от научных теорий;
внеаудиторные
самостоятельные работы
делать выводы на основе экспериментальных данных;
выполнение
индивидуальных
проектных заданий
приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и
эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и
теорий,
позволяют
проверить
истинность
теоретических
выводов; физическая теория дает возможность объяснять
изве стные
явления
природы
и
научные
ф а кт ы ,
предсказывать еще неизвестные явления;
внеаудиторные
самостоятельные работы
приводить
примеры
практического
использования
физических
знаний: законов механики, термодинамики и
электродинамики
в
энергетике;
различных
видов
электромагнитных
излучений
для
развития
радио
и
телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной
энергетики, лазеров;
внеаудиторные
самостоятельные работы
воспринимать
и
на
основе
полученных
знаний
самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в
сообщениях
СМИ,
Интернете,
научно-популярных
статьях.
внеаудиторные
само стоятельные
р а б о т ы ,
выполнение
индивидуальных
проектных заданий
применять полученные знания для решения физических
задач;
решение задач
определять характер
физического
процесса
по
графику,
таблице, формуле;
внеаудиторные
самостоятельные работы
измерять ряд физических величин, представляя результаты
измерений с учетом их погрешностей;
внеаудиторные
самостоятельные работы
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни :
для
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
в
процессе
использования
транспортных
средств,
бытовых
электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной
связи;
оценки влияния на организм человека и другие организмы
загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и защиты окружающей
среды.
внеаудиторные
самостоятельные работы
Знания:
Смысл
понятий: физическое
явление,
гипотеза,
закон,
теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле,
волна,
фотон,
атом,
атомное
ядро,
ионизирующие
излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
к о н т р о л ь н а я
р а б о т а ,
с а м о с тоя т е л ь н а я
р а б о т а ,
фронтальный опрос
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса,
сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя
энергия,
абсолютная
температура,
средняя
кинетическая
энергия
частиц
веще ства,
количе ство
т е п л от ы ,
элементарный электрический заряд;
к о н т р о л ь н а я
р а б о т а ,
с а м о с т о я т е л ь н а я
р а б о т,
фронтальный опрос
смысл
физических
законов
классической
механики,
всемирного
тяготения,
сохранения
энергии,
импульса
и
электрического заряда, термодинамики, электромагнитной
индукции, фотоэффекта;
к о н т р о л ь н а я
р а б о т а ,
с а м о с тоя т е л ь н а я
р а б о т а ,
фронтальный опрос
вклад
российских
и
зарубежных
ученых ,
оказавших
наибольшее влияние на развитие физики.
с а м о с тоя т е л ь н а я
р а б о т а ,
фронтальный опрос
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только освоения учебной дисциплины, но и развитие общих компетенций
(ОК согласно ФГОС) и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общих
компетенции)
Основные показатели
оценки результата
Формы и методы контроля
и оценки
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
исходя из цели и способов
ее достижения,
определенных
руководителем.
Рациональность
планирования и
организации деятельности
работы на уроке и по
выполнению ДЗ,
самостоятельных и
творческих работ.
Своевременность сдачи
заданий.
Аргументированность
выбора.
П р о в е р к а
Д З ,
самостоятельных
ра бот.
Анализ работы на уроке.
ОК 3. Анализировать
рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и
итоговый контроль, оценку
и коррекцию собственной
деятельности, нести
ответственность за
результаты своей работы.
Анализировать
полученные
знания на уроке.
Выявлять
и
подразделять
н о в ы е
з н а н и я .
Устанавливать
связь
между
физическими
величинами,
К л а с с и ф и ц и р о в а т ь
и
сравнивать
наблюдения
за
физическими
явлениями.
Делать
выводы
по
ходу
занятий.
Оценивать
и
объяснять
результаты самостоятельной
работы.
Анализ
работы
на
уроке.
Самостоятельные
работы,
К о н т р о л ь н ы е
и
п р а к т и ч е с к и е
р а б о т ы .
Творческие работы.
ОК 4. Осуществлять поиск
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач.
Собирать и анализировать
информацию в физических
справочниках и таблицах.
Делать выводы и обобщать
полученную информацию.
Самостоятельные
работы,
К о н т р о л ь н ы е
и
п р а к т и ч е с к и е
р а б о т ы .
Творческие работы.
ОК 5. Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
Сделать
обзор
информации
п о
и с т о ч н и к а м
(справочники,
интернет
ресурсы,
преподаватель,
одногрупники).
Проанализировать,
обобщить информацию для
и с п о л ь з о в а н и я
п о
назначению.
Самостоятельные
работы,
К о н т р о л ь н ы е
и
п р а к т и ч е с к и е
р а б о т ы .
Творческие работы.
ОК 6. Работать в команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством.
Разрабатывать,
систематизировать,
подытоживать работу в
группе. Формулировать,
находить решение,
описывать, обосновывать
свой вклад в групповую
работу. Критиковать,
делать выводы.
Самостоятельные
работы,
К о н т р о л ь н ы е
и
п р а к т и ч е с к и е
р а б о т ы .
Творческие работы. Уроки –
игры, уроки семинары.