"Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника"
Автор: Букин Иван Игоревич Должность: учитель Учебное заведение: МКОУ Мещерская СОШ Населённый пункт: п. Мещерское Наименование материала: Выступление на ШМО учителей начальных классов Тема: "Портфолио как инструмент самооценки личных достижений школьника" Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Мещерская средняя общеобразовательная школа
Выступление на ШМО учителей начальных классов
на тему: «Портфолио как инструмент самооценки
личных достижений школьника»
в рамках проведения недели начальных классов
подготовил учитель начальных классов
Букин Иван Игоревич
2014-2015 учебный год
Портфолио как инструмент самооценки личных достижений
школьника
Для
того чтобы обеспечить качество образования, соответствующее
новым
стандартам,
современному
учителю
необходимо
овладеть
образовательными
технологиями,
которые
основаны
на
деятельностном
подходе.
Одна из таких технологий - технология портфолио, нацеленная на то,
чтобы показать личные достижения ученика начальных классов в процессе
непрерывного образования.
Рассмотрим
создание
портфолио
как
одного
из
инструментов
для
реализации индивидуальных образовательных достижений.
Итак,
портфолио
–
это
«копилка
успехов».
Однако,
в
целях
формирования
активной
познавательной
позиции,
было
бы
неверно
в
портфолио
только
«копить
результаты»
-
это
функция
в
определенной
степени возложена на ученический дневник.
Из
опыта
работы
над
созданием
ученического
портфолио,
можно
констатировать, что дети с невысокой успешностью, не могут вложить в свою
папку даже спортивную грамоту. До настоящего времени не было механизма,
инструмента выявления успешности ребенка в самых малых его успехах,
особенно в 1 классе. Таким инструментом должно стать портфолио, имеющее
в своей структуре не только накопительную часть.
Таким
образом,
мы
будем
рассматривать
портфолио
как
один
из
инструментов
в
формировании
самооценки
и
самопрезентации
личных
достижений ученика.
В
начальной
школе «Портфолио»
прежде
всего
должно
носить
обучающий характер. Это не форма оценивания детей, а «инструмент», с
помощью
которого
формируется
у
младших
школьников
контрольно-
оценочная самостоятельность.
Основное
предназначение
портфолио –
продемонстрировать
достижения
ученика в
различных
областях
деятельности:
учебной,
творческой, социальной, коммуникативной.
Основной целью ведения портфолио в начальных классах является:
-
Создание
ситуации
успеха
для
каждого
ученика,
повышение
самооценки
и
уверенности
в
собственных
возможностях;
максимальное
раскрытие
индивидуальных
способностей
каждого
ребенка,
создание
условий для его самореализации в различных областях школьной жизни и
внешкольной жизни.
Систематическая работа с портфолио поможет учителям,
родителям совместно с младшим школьником решать важные задачи, одной
из которой является формирование самооценки личных достижений ученика.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа
детей и их родителей, под руководством учителя. К созданию его следует
отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо ребенка. Для начала
приобретается в канцелярском магазине самая красивая папка, с большим
количеством пустых файлов (не менее 90 листов), желательно чтобы ее
выбрал сам ребенок. Папка покупается на многие годы, она должна быть
прочной.
Структурно портфолио можно разделить на 4 части – для каждого
класса
начальной
школы.
Оно
включает
такие
разделы:
мой
мир
ознакомительный,
в
котором
ребенок
рассказывает
о
себе
;
моя
учеба
–
учебные
успехи,
мои
достижения
- включает
в
себя
накопление
грамот,
сертификатов, дипломов, похвальных листов, мое творчество - заполняется
рисунками, поделками.
Кроме
представленной
структуры,
в
1
и
2
классах
ребенок
может
наглядно ранжировать на «пьедестале успехов» учебные предметы на основе
своих достижений. Таким образом, осуществляется рефлексивный подход,
который позволяет не только формировать адекватную самооценку, но и
повышает личную ответственность школьника.
В целях формирование активной социальной личности в портфолио
включен
«Лист
моих
взаимодействий»,
отражающий
умения
общаться
с
учителем, одноклассниками, родителями. Также в портфолио могут быть
мини-анкеты,
фиксирующие
общеучебные
успехи,
определяются
правила
успешной учебы.
В 3 классе ученику предлагается проанализировать свое отношение к
различным
видам
деятельности,
что
позволяет
учителю
и
родителям
формировать активную жизненную позицию. Анализируется также мнения
взрослых об участии ребенка в различных видах деятельности.
Итогом 4-летней совместной работы ученика, учителя – руководителя
учебно-воспитательного процесса, родителей – юридически ответственных и
заинтересованных лиц в получении ребенком качественного образования, в
портфолио появится таблица «Лист моих достижений в начальной школе». В
ней школьник отмечает, какие умения, навыки ему удалось сформировать на
минимальном, общем и повышенном уровнях.
В процессе работы над портфолио дети учатся замечать собственные
успехи, а следовательно саморазвиваются и самореализуются; школьники,
которым трудно учиться, могут преуспевать в других видах деятельности, а,
значит,
повысить
самооценку
и
успешно
социализироваться
в
классном
коллективе.
Родители, раскрывая талант ребенка, постепенно и целенаправленно
могут помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.
Классный
руководитель поддерживает
ситуацию
успеха,
оказывает
педагогическую помощь конкретным детям.
Таким образом, совместная деятельность всех участников
образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого
ребёнка, а большая часть материалов, собранных в портфолио, побуждает
ребенка к рефлексии, самооценке и самоконтролю, формируя важнейшие
качества: самостоятельность, активность, ответственность, креативность.
Портфолио дает возможность каждому ученику показать все, на что он
способен.