"ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В."
Автор: Никифоров Александр Иванович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств №6" г.о. Самара Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: методическая разработка Тема: "ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ: ИСТОКИ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В." Раздел: дополнительное образование
На рубеже ХХ и XXI вв. в американском и европейском художественном
танце
высоко
ценится
импровизация
как
исполнительская
практика
и
является отличительной чертой эстетики современного танца. Уже в 1980-х и
1990-х
гг.
импровизация
становится
одним
из
ключевых
компонентов
танцевальных постановок и хореографических систем. Импровизационные
методы используются в качестве средств создания и постановки хореографии,
тем самым становясь неотъемлемыми составляющими хореографического
п р о ц е с с а
и
т а н ц а
с а м о г о
п о
с е б е ,
а
т а к ж е
о н и
систематически используются в рамках непосредственного исполнения танца
и
с л у ж а т
р а с ш и р е н и ю
и с т о ч н и к о в
д в и ж е н и я .
Истоки танцевальной импровизации лежат на рубеже XIX и ХХ вв. На этом
же
этапе
формируются
принципы
работы
с
импровизацией.
Термин
«импровизация»
происходит
от
латинского
«improvisus»
и
означает
«непредвиденный,
неожиданный».
Основными
областями
импровизации
в
искусстве
являются
музыка,
живопись,
театр
и
танец.
В
музыке
импровизация встречается в вариациях, фуге, каденции, переработке хорала,
алеаторике
и
т.
п.
Такие
композиторы,
как
Джон
Кейдж,
Пьер
Булез
и
Карлхайнц Штокхаузен, экспериментировали с новыми композиционными
формами
и
находили
различные
композиционно-теоретические
основания
для использования импровизации. В театре импровизация характеризуется
как
спонтанная,
свободная
игра
без
норм
или
с
некоторыми
нормами.
Как элемент действия импровизация встречается в следующих театральных
формах: народная комедия античности, интерлюдия средневековой драмы,
комедия дель-арте, выступление экспромтом. Правда, из-за литературного
театра и наступающей тенденции верности тексту в XVIII и XIX столетиях
импровизация
отошла
на
задний
план,
и
ей
вновь
заинтересовываются
в
искусстве
авангарда
в
ХХ
в.
в
изобразительном
искусстве.
В
работе
Фредерики Ламперт «Tanzimprovisation. Geschichte – Theorie – Verfahren –
Vermittlung»
отмечается,
что
импровизация
возрождается
как
форма
публичных
театральных
форм.
«Художники
дадаизма
и
сюрреализма
развернули
в
своих
экспериментах
импровизацию
и
случайность
как
художественные формы. Проникновение феномена случайности приводит к
появлению
искусства
перформанса
в
60-х
и
70-х
гг.
ХХ
в.,
при
этом
происходит смещение и пересечение границ различных искусств – живописи,
музыки, театральной игры, танца.
Практика
импровизации
в
танце
формируется
значительно
позже
(в
сравнении с музыкой и драматической игрой, где она учреждается в методе
композиции и как средство обучения), особенно в сценическом танце. Лишь в
начале ХХ в. импровизация начинает играть значительную роль в танце
благодаря
представительницам
танцевального
авангарда
Лои
Фуллер
и
Айседоре Дункан в рамках так называемого «свободного танца». Пионеры
современного танца искали новое, естественное («природное») движение,
которое
не
имело
дела
с
движениями,
сформированными
в
рамках
академического балета, господствующего на тот момент в сценическом танце.
Импровизация прежде всего играла значительную роль при обучении танцу.
В рамках подготовки танцоров происходит смещение акцентов: с чистого
копирования движения к созданию индивидуального движения. «Начались
поиски первоначального и аутентичного движения, которые должны быть
найдены
в
глубине
собственной
личности,
«подлинного»
и
«чистого»
выражения индивида». А. Дункан, «мать» современного танца, была первой
танцовщицей
в
начале
ХХ
в.,
которая
исследовала
«первоначальные»
движения.
Для
своих
поисков
она
использовала
различные
техники
импровизации,
чтобы
овладеть
новыми
движениями:
она
имитировала
телесные образы с картин («Весна» Боттичелли) и греческих ваз, пытаясь
воспринимать «первоначальность» движений и поз в танце. Дункан ищет
корни движения и элементарный танец. В основе ее принципа обучения
движению лежал взгляд внутрь себя и поиск движения, лежащего глубоко
внутри тела. «Мы называли это новой системой танцевания, но в реальности
это не было системой. Я следовала своей фантазии и импровизировала,
обучая
любому
образу,
что
приходил
в
мое
сердце».
Вследствие
непостоянства
и
кратковременности
жизни
Дункан,
школа
развивалась
стихийно, что сказалось на отсутствии устойчивой танцевальной системы.
Джанин
Шульц,
одна
из
ее
учениц,
в
своей
книге
описывала
обучение
с л е д у ю щ и м
о б р а з о м :
«Отдельные упражнения имели названия, но в целом резко подчеркивался
отказ от формулирования собственного танцевального кода. Айседора, или
Ирма Дункан, называла упражнения по названию повседневных движений
или музыкальному содержанию, которое определяло ритм движения. Вместе
с тем движения повседневности и музыкальный ритм, вдохновляющие танец,
играли важную роль». Здесь отражается важнейший признак импровизации –
акцент на основании, из которого рождается движение. В случае с Дункан это
могла быть музыка, повседневные движения, литература и изобразительное
искусство. Самому движению не дается названия, не присваивается код. А.
Дункан
изобрела
танцевальную
технику
и
исследовала
новые
источники
движения. Образами, которые порождали те или иные движения, могли быть
текущая река или листья пальмы, развеваемые на ветру, которые танцовщица
переводила в движение. В танцевальной практике Дункан стираются границы
сцены и повседневности, упражнения и выступления. Она импровизировала
при любой возможности и делала различные места своей сценой: ателье,
сады,
салоны,
тем
самым
расширяя
границы
танцевального
искусства,
перенося танец в повседневную практику, а также давая возможность любому
ч е л о в е к у
п р и о б щ и т ь с я
к
х о р е о г р а ф и и .
Благодаря преемницам Дункан, которые выступали в защиту современного
танца,
в
США
развивался
танец-модерн,
а
в
Европе
(прежде
всего
в
немецкоговорящих странах) – выразительный танец. Они основывали свои
школы и развивали новые танцевальные стили. В США важнейшей школой
была «Денишоун» («Denishaun School»), которая была основана Рут Сен-
Дени
и
Тедом
Шоуном.
Ученицы
этой
школы
впоследствии
развивают
собственные
танцевальные
направления,
например
Марта
Грэм,
Дорис
Хамфри, Хелен Тамирис и Чарльз Вайдман. В Европе в 1920-х и 1930-х гг.
активно развивался немецкий выразительный танец (Рудольф фон Лабаг,
Мэри Вигман, Грет Палукка, Харальд Кройцберг, Дори Хойер и т. д.). Они
работали с самодеятельными танцевальными ансамблями, организовывали
собственные
танцевальные
вечера,
участвовали
в
турне,
основывали
современный
танец
как
сценический,
импровизация
при
этом
считается
способом
исследования
движения
для
свободного
танца,
который
противопоставлялся
правилам
и
предписаниям
академического
балета.
Одним из главных танцевальных теоретиков и практиков свободного танца
был Рудольф фон Лабан. Он первым обобщает накопленный на тот момент
опыт
зарождающегося
нового
направления
танца
и
создает
двигательно-
аналитическую систему, которая описывает динамические аспекты движения
через использование параметров пространства, времени, силы и потока, а
также рассматривает само движущееся тело в отношении к окружающей его
кинесфере.
В
своей
танцевальной
школе
он
экспериментировал
с
импровизацией,
которая
требовала
не
только
движения,
но
также
использования словесных и звуковых искусств. Но прежде всего он развивал
инструментарий
импровизации
как
обучающий
метод,
который
давал
возможность
подготовить
элементарные
движения
и
варианты
для
комбинаций. В противовес методу, существующему в академическом балете,
который строится на демонстрации и копировании, обучение выразительному
танцу строилось на активных экспериментах и импровизации с движением и
б ы л о
о р и е н т и р о в а н о
н а
п р о ц е с с ,
а
н е
н а
ц е л ь .
«Выразительным танцем» Лабан называл свободную танцевальную технику,
которая описывает важнейшие признаки танцевальной импровизации. Он не
использовал понятие «импровизация», но описывал эту деятельность как
«спонтанную комбинацию»: «В свободной танцевальной технике, то есть в
технике
без
намеченного
или
заранее
предписанного
стиля,
возникает
и
отрабатывается
целый
спектр
элементов
движения.
Из
спонтанных
комбинаций
этих
элементов
возникает
практически
бесконечное
м н о го о б р а з и е
ш а го в
и
ж е с т о в ,
ко т о р ы е
о с т а ю т с я
в
р а с -
поряжении
танцоров».
В
рамках
развития
выразительного
танца
Лабан
занимался
созданием
и
обучением
самодеятельных
танцевальных
коллективов,
при
работе
с
которыми
он
находил
художественную
выразительную
форму,
приспособленную
для
любителей.
При
работе
с
любительскими
ансамблями
использование
импровизации
проходило
две
стадии. На первой ведущий танцор создавал импровизационные движения, а
остальная группа копировала их. Следование за ведущим не требует высокой
степени импровизации, но тем не менее на этой стадии формировалось
спонтанное движение. Роль ведущего танцора, напротив, требует высоких
способностей
в
импровизации,
и
от
его
навыков
и
умений
зависит
формирование
движения
всего
ансамбля.
Затем
благодаря
импровизации
вырабатывались определенные вариации, которые затем использовались для
выступления.
Следовательно,
импровизация
функционирует
главным
образом как метод разработки, а не как метод постановки. Мэрии Вигман,
ученица
Р.
фон
Лабана,
знаменитая
представительница
немецкого
выразительного танца, использовала импровизацию аналогичным способом –
как метод выработки, обнаружения тем движения, которые возникали «из
внутренней необходимости, из творческой неизбежности». Наряду с работой
с
танцевальными
ансамблями,
Вигман
делает
сильный
акцент
на
индивидуальном
сольном
танце.
Индивидуальное
творческое
выражение
было
для
нее
«абсолютным
танцем».
Она
описывает
внутреннюю
необходимость к движению как часть творческого процесса: «Это так же, как
если
бы
танец
давно
дремал
во
мне,
и
стоило
мне
открыть
вентиль,
чтобы
освободить
творческий
поток».
Вигман
понимала
импровизацию
как
предварительную
ступень
хореографии:
на
ступени
импровизации
танцовщица
становится
инструментом
для
воплощения
внутреннего образа. Затем она отрабатывала найденные формы движения
и
составляла
из
них
комбинацию.
Таким
образом,
Вигман
различала
«танцевальное
переживание»,
из
которого
возникает
художественное
содержание, и «танцевальное формообразование», которое отмечало работу
над
формой
и
компоновкой.Ученица
М.
Вигман,
Грет
Палукка
в
своем
творчестве
отстаивала
потенциал
непрерывной
перемены
движения.
Она
занималась поисками новых тем движения в изобразительном искусстве,
музыке и лирике. Например, пианисты должны были импровизировать на
движении танцоров. Используя импровизации как техники, Палукка выводит
танцевальную
импровизацию
на
сцену.
Однако
она
всегда
разделяла
т е х н и ч е с к и е
в о зм ож н о с т и
и м п р о в и з а ц и и
и
и м п р о в и з а ц и ю
как открытую художественную форму: «Я импровизирую в тренировочном
зале, не на публике. На моих танцевальных вечерах я показываю повторение
импровизаций, созданных на тренировке». Палукка развивала в своей школе
методы
обучения
танцевальной
импровизации,
но
отказывалась
формулировать единый метод. Развитие немецкого выразительного танца, как
и
многие
эксперименты
художественного
модернизма,
прервались
из-за
Второй
мировой
войны.
Деятельность
танцоров
выразительного
танца была запрещена еще при приходе к власти националистов. В 1950-х
выразительный танец не имел возможности для возрождения, так как новая
власть обвиняла деятелей немецкого выразительного танца в пособничестве
ф а ш и с т с ком у
р е ж и м у.
« Н а ц и с т ы
в и д е л и
в
т а н ц е ,
ка к
и
в
любом другом виде искусства, всего лишь средство для воспитания массовой
идеологии».
В
связи
с
политической
обстановкой
исследование
импровизационного движения происходило на американской танцевальной
с ц е н е .
В
Е в р о п е
н а ч и н а е т с я
э р а
т а н ц е в а л ь н о г о
т е а т р а
(Tanztheater). В США танец-модерн развивается благодаря основанной в 1915
г. «DenishawSchool». Ученицы этой школы Дорис Хамфри и Марта Грэм
учредили
в
1920-х
танец-модерн
как
сценический
и
одновременно
разрабатывали специфические техники танца, которые они преподавали в
своих танцевальных компаниях и школах. Из этих школ вышли известные
хореографы Мерс Каннингем, Эрик Хоукинс, Пол Тайлор, Хосе Лимон, Анна
Х
а
л
п
р
и
н
.
Таким образом, мы установили, что практику импровизации в начале ХХ в.
можно рассматривать как исследование первоначального движения, которое
строилось на поиске в глубине собственного «Я». Пионеры современного
т а н ц а
и с ка л и
п у т ь
« н а за д
к
п р и р од е »
и
н а ход и л и
в
э т о м
возможность
для
импровизации.
Айседора
Дункан,
Рудольф
фон
Лабан,
Мари Вигман и Грет Палукка хотя и следовали каждый собственному началу,
но искали и представляли идеал «чистых», «природных» движений, которые
должны были рождаться из творчества конкретного человека.
В
заключение
необходимо
сказать:
изобретение
новых
двигательных
символов в танце приводит к тому, что с основанием свободного танца и
немецкого выразительного танца возникло правило, согласно которому любая
форма
кодировки
образов
нового
«свободного»
танца
должна
исчезнуть.
В
поисках
самобытности
и
аутентичности
возникает
новое
кодирование
танца,
избегающее
фиксированной
танцевальной
техники,
к о т о р а я
и з у ч а е т с я
п у т е м
ч и с т о г о
к о п и р о в а н и я .
Немецкий
выразительный
танец
сделал
акцент
на
импровизации
и
исследовал различные методы обращения с ней. Основным принципом стала
свобода
индивидуального
выражения.
В
ходе
этого
периода
развития
танцевальной импровизации закладываются основы ее техники и первые
методы,
которые
затем
развиваются
в
более
поздних
танцевальных
практиках. Например, поиск первоначального движения является основным
принципом
танцевально-терапевтической
практики,
развивавшейся
приблизительно
с
1950-х
гг.,
а
т акже
использовавшейся
в
такой танцевальной форме, как контактная импровизация, которая возникла в
1970-х
гг.
Итак,
можно
сделать
вывод,
что
случайное,
переходное
и
мимолетное
как
признаки
модерна
соединяются
в
современном
танце
с
п о н я т и е м
и м п р о в и з а ц и и .
В
п е р в о й
п о л о в и н е
Х Х
в .
танцевальная импровизация используется как средство для создания новых
элементов движений в хореографическом процессе, хотя иногда используется
и в постановке, существует как эксперимент и исследование танца.