Автор: Руденко Марина Михайловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ Раздолинский детский сад "Умка" Населённый пункт: Раздолинск Наименование материала: Методическая разработка фольклорного праздника Тема: "Весна-красна" Раздел: дошкольное образование
Автор-составитель Руденко М. М.
«Весна-красна»
Фольклорный праздник для детей средней группы
Ведущие: воспитатель, бабушка.
Оформление: бутафорская печь, стол, на нём красивая скатерть,
самовар, ложки деревянные. На стенах – изображение солнца, птичек,
надпись «Весна-красна».
Реквизит:
имитация
поленьев(10-12
штук),
2
ведёрка,
2
миски,
2
деревянные
ложки,
платочек,
музыкальные
инструменты
(русские
народные).
Дети под музыкальное сопровождение(01) входят в зал,
останавливаются в кругу.
Ведущий:
Собрались
мы
с
вами
на
весенний
праздник,
чтобы
ещё
раз
порадоваться приходу красавицы Весны, доброму, весёлому, тёплому
солнышку. Ребята, а вы знаете, что весной к нам из тёплых краёв
прилетают птицы? А какие птицы к нам прилетают?
Дети:
Грачи, скворцы…
Ведущий:
Правильно,
ребята.
А
ещё
есть
такие
птицы
–
жаворонки,
они
прилетают, когда на улице становится совсем тепло. Давайте с вами
позовём жаворонков.
Дети исполняют закличку:
(исполнение заклички сопровождается соответствующими
движениями)
Чу-виль-виль-виль, жаворонушки,
Прилетите к нам, принесите нам
Лето тёплое, весну красную.
Нам зима надоела, весь хлеб переела.
Весна-красна, на чём пришла?
На кнутике, на хомутике.
Чу-виль-виль-виль, жаворонушки-и-и-и!
Дети садятся на стульчики (музыкальное сопровождение 02).
Ведущий:
Все радуются весеннему солнышку. И птички, и зверюшки, и цветочки,
и, конечно же, дети! Вы любите весну?
Дети:
Да!
Ведущий:
А вы знаете стихи о весне?
Дети:
Да!
Звучат стихи о весне в исполнении детей.
***
Синее небо, синие трели,
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник, житель весенний
На синей проталинке смело растёт.
***
Милая певунья, ласточка родная
К нам домой вернулась из чужого края.
Под окошком вьётся с песенкой живою:
«Я весну и солнце принесла с собою»!
***
Если ласточка летит,
Значит, к нам весна спешит.
Значит, солнышко проснётся,
Всех согреет, улыбнётся.
Позовёт в просторы птиц.
Посмотри: весна летит!
Ведущий:
Ребята, а вы знаете, какой месяц сейчас на дворе?
Дети:
Апрель!
Ведущий:
Правильно! А тепере послушайте стихотворение про апрель.
Звучит стихотворение в исполнении ребёнка.
Апрель, апрель! На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник!
Загадывается загадка о весне.
Она приходит с ласкою,
Со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник зацветёт!
Дети:
Весна!
Звучат стихи в исполнении детей.
***
К нам весна шагает быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталинки на полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны.
***
Идёт матушка-весна, отворяйте ворота!
Первый – март пришёл, белый снег сошёл.
А за ним и апрель отворил окно и дверь.
А уж как придёт май – солнце в терем приглашай!
Ведущий:
А где же наша Весна-красна, ребята?
Входит Весна (музыкальное сопровождение 03).
Девочка в русском народном костюме, с веночком на голове. Проходит
по кругу, пританцовывая.
Ведущий: - Ну, Весна, как дела?
Весна: - У меня уборка.
Ведущий: - Для чего тебе метла?
Весна:
- Снег смести с пригорка.
Ведущий: - Для чего тебе ручьи?
Весна: - Мусор смыть с дорожек!
Ведущий: - Для чего тебе лучи?
Весна: - Для уборки тоже.
Всё промою, просушу,
Вас на праздник приглашу!
Весна проходит по кругу под музыку (03) садится на стульчик.
Ведущий:
Хорошо весной, тепло, радостно, так и хочется гулять. Пойдёмте,
ребята, погуляем на зелёный лужок.
Ведущий заводит хоровод с детьми.
Выполняется инсценировка песни «Мы на луг ходили» (04):
(Из детей выбирается «зайчик», ему надеваются «ушки»)
Мы на луг ходили, хоровод водили.
Вот так, на лугу хоровод водили/2 р.
Задремал на кочке зайка в холодочке.
Вот так задремал зайка в холодочке/2 р.
Разбудить хотели, в дудки задудели:
Ту-ту, ру-ту-ту, в дудки задудели/2 р.
Зайку мы будили, в барабаны били:
Бум-бум, та-ра-рам, в барабаны били/2 р.
Зайка, просыпайся, ну-ка, поднимайся:
Вот так, не ленись, ну-ка, поднимайся/2 р.
Весело попляшем в хороводе нашем,
Вот так, мы с тобой весело попляшем/2 р.
Под русскую народную(05) мелодию входит бабушка.
Бабушка:
Здравствуйте, ребята! Зовут меня бабушка Маша! Какие вы здесь,
ребята,
собрались
хорошие,
нарядные!
А
вот
помню,
раньше,
в
старину, соберётся народ и песни поёт, пляски да игры затевает, шутки
да смех у всех. Давайте и мы с вами повеселимся!
Бабушка с детьми водит хоровод (06).
На первый куплет движение в одну сторону; на второй в другую; на
третий – мальчики делают шаг вперёд из круга и выполняют присядку,
девочки им хлопают; на четвёртый – девочки делают шаг вперёд из
круга и кружатся на притопах, а мальчики им хлопают; на окончание –
все одновременно кланяются.
Бабушка:
А давайте, ребята, поиграем с вами в весеннюю игру.
Проводится игра «Гори-гори ясно» (музыкальное сопровождение
07).
Звучит русская народная мелодия. Дети стоят в кругу и держатся за
руки. В середине - -ребёнок с платочком в руке (водящий). Все идут по
кругу, водящий идёт внутри круга в противоположную сторону, машет
платочком.
Дети
останавливаются
и
хлопают
в
ладоши.
Водящий
движется
поскоками
внутри
круга.
С
окончанием
музыки
останавливается и поворачивается лицом к двум детям, около которых
остановился. Эти дети поворачиваются спиной друг к другу.
Все играющие поют:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Птички летят, колокольчики звенят,
Раз, два, три, беги!
Дети бегут по кругу, каждый стремиться прибежать первым, взять
платочек и поднять его наверх. Игра повторяется.
Бабушка:
Вот молодцы какие!
Дети садятся на стульчики (музыкальное сопровождение 02)
Ребята, весной на деревьях появляются зелёные листочки, на лугах –
травка, а на той травке расцветают красивые весенние цветочки, из
которых я сплела вот эти красивые веночки.
Проводится игра «Веночек» (музыкальное сопровождение 08)
Ведущий
выбирает
4-х
детей:
2-х
мальчиков
и
2-х
девочек.
Под
русскую
народную
мелодию
мальчики
танцуют,
используя
ранее
разучиваемые
движения.
С
окончанием
музыки
мальчики
берут
веночки,
лежащие
на
стульчиках,
наперегонки
бегут
к
девочкам,
стоящим от них на некотором расстоянии, и надевают им на голову
веночек.
Выигрывает
тот,
кто
сделал
это
быстрее
и
аккуратнее.
Ведущий выбирает других детей, игра продолжается.
Бабушка:
Молодцы, ребята! Как хорошо вы играли! А я сегодня собралась
пироги печь. Посмотрите – мука есть, яиц курочка снесла, а вот как же
мне печку истопить, дров-то у меня нет. Может, вы мне поможете
дрова принести?
Проводится игра «Поленница» (музыкальное сопровождение 09)
Дети
(10-12
человек)
делятся
на
две
команды,
каждому
даются
брусочки, имитирующие дрова. С началом музыки дети по очереди
переносят
дрова
поближе
к
печке.
Чья
команда
быстрее
сложит
поленницу, та и выигрывает.
Бабушка:
Ну вот, дрова теперь есть, муки я припасла, яичко курочка снесла, а
вот воды-то у нас нет! Как же тесто замесить? Вёдра-то пустые стоят!
Ведущий:
А мы тебе, баба Маша, наносим воды. Правда, ребята?
Проводится игра «Водица» (музыкальное сопровождение 10)
Ведущий делит детей на две команды и строит их друг за другом у
стульчиков, на которых стоят ведёрки с водой и лежат деревянные
ложки. С началом музыки 1-й ребёнок берёт ложку, зачерпывает ей
воду из ведёрка и бежит, стараясь не пролить воду до стульчика, на
котором
стоит
миска.
Переливает
воду
в
миску,
бежит
обратно
и
передаёт ложку следующему ребёнку. Выигрывает команда, в которой
дети быстрее и аккуратнее перельют воду.
Бабушка:
Вот какие молодцы! Пойду-ка я тесто замешу да пироги испеку. А вы
тут без меня повеселитесь.
Ведущий:
А мы теперь будем пирогов ждать, да гостей веселить.
Дети (4 девочки, 4 мальчика) танцуют танец «Кадриль» (11)
Ведущий:
Ребята, вот послушайте, что я слыхала:
Как у нашего соседа весела была беседа.
Гуси – в гусли, утки – в дудки,
Чечётки – в трещотки, чайки – в балалайки,
Две синицы-крошки заиграли в ложки.
Играют, играют, всех потешают.
А вы, ребята, хотите поиграть на музыкальных инструментах?
Оркестр из детей (музыкальное сопровождение 12) исполняет
русскую народную мелодию на музыкальных инструментах
Бабушка (появляясь):
Разве можно, не танцуя, слушать музыку такую?
Пляшет под музыкальное сопровождение.
Ой, как мне понравилось у вас, какие вы все дружные!
Ведущий:
Да, мы дружные и ещё знаем песенку о дружбе и сейчас её споём!
Звучит «Дружная песенка» (13) бабушка пританцовывает
1 к.:
Всем скажи на свете
Песенка моя,
Всем скажи, что дети –
лучшие друзья.
Пр-в.:
Солнышко светит
Для всех ребят.
Все дети на свете
Дружить хотят!
2 к.:
Мы зовём на праздник
Всех своих друзей.
Вместе поиграем,
Будет веселей!
3 к.:
Если к нам все дети
В гости прилетят,
Вот какой большущий
Будет детский сад!
Бабушка:
Ой, заплясалась я тут! А пироги-то уже подоспели! (Бабушка вносит
пироги). Вы, ребята, не стесняйтесь, пирогами угощайтесь!
Ведущий:
Вот спасибо бабе Маше,
Угостила нас на славу
Песней да пляской,
Пирогом да лаской!
Прощаются с бабушкой. Устраивается чаепитие с пирогами.