Напоминание

Интеллектуальное развитие учащихся.


Автор: Каракчиева Мария Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия имени А.С.Пушкина"
Населённый пункт: Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Интеллектуальное развитие учащихся.
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия имени А.С.Пушкина»

г. Сыктывкар, Республика Коми

Интеллектуальное развитие учащихся

на примере организации участия в конкурсах и олимпиадах

младших школьников.
Выполнила: Каракчиева Мария Васильевна, учитель начальныхклассов
2016г.

Общество перед учителем ставит всё новые и новые задачи. Чтобы качественно выполнить социальный заказ современного общества, учитель обязан искать, творить и постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием. Три года назад, когда набирала первый класс и предстояла работа в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов нового поколения, пришлось переоценить опыт своей работы, выделить моменты, которые способствовали бы организации обучения в соответствии с новыми требованиями. Большое значение в достижении планируемых результатов отдаётся внеурочной работе по предметам. В связи с этим становится более актуальной организация олимпиадного и конкурсного движения, успех которого доставляет радость побед, даёт уверенность в дальнейших достижениях. За годы профессиональной деятельности было много ребят, которые успешно справлялись с заданиями повышенной трудности, занимали призовые места в олимпиадах. Но эта работа чаще всего была спонтанной, не направленной на конкретный результат, на раскрытие способностей и возможностей конкретного ученика. Я задалась вопросом «Как участие моих учеников в олимпиадах и конкурсах позволит максимально раскрыть их способности, способствовать индивидуальному развитию, поддерживать интерес к предмету и в целом к обучению?» Хочу представить свой опыт по интеллектуальному развитию учащихся (общеинтеллектуальное направление) на примере организации участия в конкурсах и олимпиадах младших школьников. Свою деятельность в данном направлении разбила на три этапа:
Подготовительный
(изучение положений конкурсов и олимпиад, работа с родителями, первичное участие)
Основной
(участие в различных конкурсах с учётом возрастных особенностей)
Констатирующий
(анализ успешности, выявление интереса, способностей) На первом этапе изучила все предлагаемые конкурсы и олимпиады в соцсетях с учётом возрастных особенностей учащихся. На родительском собрании обсудили вопрос организации участия ребят в олимпиадном и конкурсном движении, обозначили цели и планируемые результаты. На этом же собрании познакомила с имеющимися предложениями. Выбор был сделан в пользу Всероссийской дистанционной мультиолимпиаде- марафоне «Муравейник» по следующим причинам: во –первых, задания первого этапа были на актуальную спортивную тему о зимних видах спорта (по всей стране шла подготовка к проведению олимпиады в г. Сочи, и это облегчало поиск необходимой информации); во – вторых, олимпиада проводилась в два этапа, что позволило бы проанализировать заинтересованность и активность учащихся; в- третьих, все участники получат призы по итогам двух туров (муравейник и наклейки с изображением «муравьишек» по количеству набранных баллов);
в – четвёртых, работы можно было выполнить как в электронном, так и в бумажном варианте. Таким образом, данная мультиолимпиада отвечала психолого – педагогическим и возрастным особенностям первоклассников. В первом туре изъявили желание участвовать 19 человек. Многим ребятам помогали родители, которые проявили большой интерес и творчески подходили к выполнению заданий. Проведя анализ по результатам первого тура, во втором туре уже приняли участие 22 ученика (в классе – 27 учеников). В течение первого года обучения в классе царила обстановка поиска информации, обсуждения ответов, часть заданий требовали творческого подхода крешениям. Наиболее заинтересованные семьи поддержали участие в эвристической олимпиаде младших школьников «Совёнок – 2014». Двое ребят приняли участие и в республиканском конкурсе, посвящённом к 100- летию В.Ю.Драгунского. По окончании первого года обучения были выявлены ребята и их семьи, заинтересованные данным направлением работы. Особо успешно справлялись с работами Андреев Даниил, Кирова Ксения. Передо мной как учителем и организатором предстояла задача поддержать интерес всех участников и правильно подобрать направления развития учащихся, проявивших особые способности. На втором этапе (2 класс) ребята выполняли работы самостоятельно и количество желающих возрастало. «Русский медвежонок» (25 чел), «Кит» (23чел.), «Гелиантус» (20 чел), «Кенгуру» (25 чел.). По итогам участия каждый ученик фиксировал собственные результаты в портфолио. Наиболее успешной оказалась Кирова Ксения («Русский медвежонок», «Кенгуру») первое место по гимназии. Андреев Даниил получил диплом победителя природоведческой игры – конкурса («Гелиантус»). Со второго класса в гимназии проводятся внутригимназические олимпиады по математике, русскому языку и окружающему миру. С 3 класса победители по предметам имеют право представлять гимназиюна уровне муниципалитета. Поэтому во втором классеначинается систематическая индивидуальная работа по предметам с целью подготовки участника муниципального уровня. По результатам всех выполненных работ была выявлена группа ребят из 6 человек, с которыми предстояла индивидуальная работа по трём вышеназванным основным предметам. Подготовка проводилась в основном через ГИС, Сетевой Город.Образование с использованием индивидуальных консультаций по итогам работы над ошибками. Анализ итогов по окончанию второго этапа выявил следующие положительные моменты: интерес учащихся к выполнению конкурсных и олимпиадных заданий возрастает, наиболее успешные ученики подтверждают свои способности Следующий этап, констатирующий, показал, что уровень заинтересованности учащихся не снизился. Учащиеся с удовольствием отмечают свои достижения, сравнивая баллы по годам обучения за участие в аналогичных конкурсах. Повышение баллов оценивается как достижение и поощряется учителем и родителями. Наиболее успешные учащиеся значительно улучшили свои результаты, определились по направлениям. Так, Андреев Даниил в совершенстве владеет компьютерной грамотностью и участвует во всевозможных интернет - конкурсах, добивается высоких результатов. Кирова Ксения подтвердила и значительно улучшила результаты 2 класса, стала дипломантом и обладателем ценного приза конкурса «Русский медвежонок», выполнив 99,24% заданий (1-8 место в регионе) и получила диплом за успешное участие в конкурсе «Кенгуру». На
муниципальном уровне успешно выступила Колос Марина, заняв II место сразу по двум предметам (русский язык и окружающий мир). Подводя итог работы, можно сказать, что мы достигли поставленной цели: пробудили интерес учащихся. Ребята испытали радость побед, научились выполнять разные по содержанию и форме работы. За этими достижениями скрывается кропотливая индивидуальная работа, поддержка и помощь со стороны родителей. В предстоящем учебном году решила продолжить работу в данном направлении. Поставила перед собой более сложные задачи и с этой целью создала свой персональный сайт. На сайте представлены достижения моих учащихся: сканы грамот, дипломов, лучшие творческие работы, олимпиадные задания. Работа сайта прежде всего будет направлена на организацию саморазвития учащихся, осознанного выбора направления собственного развития. Али Апшерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого –то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Эти слова привожу в подтверждение того, что и я с интересом участвую в конкурсах и с удовольствием об этом рассказываю своим учащимся.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!