Автор: Каракчиева Мария Васильевна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "Гимназия имени А.С.Пушкина" Населённый пункт: Сыктывкар, Республика Коми Наименование материала: Статья Тема: Интеллектуальное развитие учащихся. Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Гимназия имени А.С.Пушкина»
г. Сыктывкар, Республика Коми
Интеллектуальное развитие учащихся
на примере организации участия в конкурсах и олимпиадах
младших школьников.
Выполнила:
Каракчиева Мария Васильевна,
учитель начальныхклассов
2016г.
Общество перед учителем ставит всё новые и новые задачи. Чтобы качественно
выполнить социальный заказ современного общества, учитель обязан искать,
творить и постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием. Три года
назад,
когда
набирала
первый
класс
и
предстояла
работа
в
условиях
внедрения
Федеральных образовательных стандартов нового поколения, пришлось переоценить
опыт
своей
работы,
выделить
моменты, которые способствовали бы организации
обучения
в соответствии с новыми требованиями. Большое значение в достижении
планируемых результатов отдаётся внеурочной работе по предметам. В связи с этим
становится более актуальной организация олимпиадного и конкурсного движения, успех
которого доставляет радость побед, даёт уверенность в дальнейших достижениях. За
годы профессиональной деятельности было много ребят, которые успешно справлялись
с заданиями повышенной трудности, занимали призовые места в олимпиадах. Но эта
работа
чаще всего была спонтанной, не
направленной на конкретный результат, на
раскрытие способностей и возможностей конкретного ученика. Я задалась вопросом «Как
участие моих учеников в олимпиадах и конкурсах позволит максимально раскрыть их
способности,
способствовать
индивидуальному
развитию,
поддерживать
интерес
к
предмету и в целом к обучению?»
Хочу представить свой
опыт
по
интеллектуальному
развитию учащихся
(общеинтеллектуальное направление) на примере организации участия в конкурсах и
олимпиадах младших школьников.
Свою деятельность в данном направлении разбила на три этапа:
Подготовительный (изучение положений конкурсов и олимпиад, работа с родителями,
первичное участие)
Основной (участие в различных конкурсах с учётом возрастных особенностей)
Констатирующий (анализ успешности, выявление интереса, способностей)
На первом этапе изучила все предлагаемые конкурсы и олимпиады в соцсетях с
учётом возрастных особенностей учащихся. На родительском собрании обсудили вопрос
организации участия ребят в олимпиадном и конкурсном движении, обозначили цели
и планируемые результаты.
На этом же собрании познакомила с имеющимися
предложениями.
Выбор
был
сделан
в
пользу
Всероссийской
дистанционной
мультиолимпиаде- марафоне «Муравейник» по следующим причинам:
во –первых, задания первого этапа были на актуальную спортивную тему о зимних видах
спорта
(по
всей
стране
шла
подготовка
к
проведению
олимпиады
в
г.
Сочи,
и
это
облегчало поиск необходимой информации);
во – вторых, олимпиада проводилась в два этапа, что позволило бы проанализировать
заинтересованность и активность учащихся;
в- третьих, все участники получат призы по итогам двух туров (муравейник и наклейки с
изображением «муравьишек» по количеству набранных баллов);
в – четвёртых, работы можно было выполнить как в электронном, так и в бумажном
варианте.
Таким образом, данная мультиолимпиада отвечала психолого – педагогическим и
возрастным особенностям первоклассников. В первом туре изъявили желание участвовать
19 человек. Многим ребятам помогали родители, которые проявили большой интерес и
творчески подходили к выполнению заданий. Проведя анализ по результатам первого тура,
во втором туре уже приняли участие 22 ученика (в классе – 27 учеников). В течение
первого
года
обучения
в
классе
царила
обстановка
поиска
информации,
обсуждения
ответов,
часть
заданий
требовали
творческого
подхода
крешениям.
Наиболее
заинтересованные семьи
поддержали участие в эвристической олимпиаде младших
школьников «Совёнок – 2014».
Двое ребят приняли
участие и в республиканском
конкурсе, посвящённом к 100- летию В.Ю.Драгунского.
По окончании первого года
обучения были выявлены ребята и их семьи, заинтересованные данным направлением
работы.
Особо
успешно
справлялись
с
работами
Андреев
Даниил,
Кирова
Ксения.
Передо мной как учителем и организатором предстояла задача поддержать интерес всех
участников и правильно подобрать направления развития учащихся, проявивших особые
способности.
На втором этапе (2 класс) ребята выполняли работы самостоятельно и количество
желающих возрастало. «Русский медвежонок» (25 чел), «Кит» (23чел.), «Гелиантус» (20
чел), «Кенгуру» (25 чел.). По итогам участия каждый ученик фиксировал собственные
результаты в
портфолио. Наиболее успешной
оказалась Кирова Ксения («Русский
медвежонок», «Кенгуру») первое место по гимназии. Андреев Даниил получил диплом
победителя
природоведческой
игры
–
конкурса
(«Гелиантус»).
Со
второго
класса
в
гимназии проводятся внутригимназические олимпиады по математике, русскому языку и
окружающему миру. С 3 класса победители по предметам имеют право представлять
гимназиюна
уровне
муниципалитета.
Поэтому
во
втором
классеначинается
систематическая индивидуальная работа по предметам с целью подготовки участника
муниципального уровня. По результатам всех выполненных работ была выявлена группа
ребят
из
6
человек,
с
которыми
предстояла
индивидуальная
работа
по
трём
вышеназванным основным предметам. Подготовка проводилась в основном через ГИС,
Сетевой Город.Образование с использованием индивидуальных консультаций по итогам
работы над ошибками. Анализ итогов по окончанию второго этапа выявил следующие
положительные моменты: интерес учащихся к выполнению конкурсных и олимпиадных
заданий возрастает, наиболее успешные ученики подтверждают свои способности
Следующий
этап,
констатирующий,
показал,
что
уровень
заинтересованности
учащихся не снизился. Учащиеся с удовольствием отмечают свои достижения, сравнивая
баллы
по годам обучения за участие в аналогичных конкурсах. Повышение баллов
оценивается как достижение и поощряется учителем и родителями. Наиболее успешные
учащиеся значительно улучшили свои результаты, определились по направлениям. Так,
Андреев Даниил в совершенстве владеет компьютерной грамотностью и участвует во
всевозможных интернет - конкурсах, добивается высоких результатов. Кирова Ксения
подтвердила
и
значительно
улучшила
результаты
2
класса,
стала
дипломантом
и
обладателем ценного приза конкурса «Русский медвежонок», выполнив 99,24% заданий
(1-8 место в регионе) и получила диплом за успешное участие в конкурсе «Кенгуру». На
муниципальном уровне успешно выступила Колос Марина, заняв
II место сразу по двум
предметам (русский язык и окружающий мир).
Подводя итог работы,
можно сказать, что
мы достигли поставленной цели:
пробудили интерес учащихся. Ребята
испытали радость побед, научились выполнять
разные по содержанию и форме работы. За этими достижениями скрывается кропотливая
индивидуальная работа, поддержка и помощь
со стороны родителей. В предстоящем
учебном году решила продолжить работу в данном направлении. Поставила перед собой
более
сложные
задачи
и
с
этой
целью
создала
свой
персональный
сайт.
На
сайте
представлены достижения моих учащихся: сканы грамот, дипломов, лучшие творческие
работы,
олимпиадные
задания.
Работа
сайта
прежде
всего
будет
направлена
на
организацию
саморазвития
учащихся,
осознанного
выбора
направления
собственного
развития. Али Апшерони сказал: «Педагоги не могут успешно кого –то учить, если в это
же время усердно не учатся сами». Эти слова привожу в подтверждение того, что и я с
интересом
участвую в конкурсах и с удовольствием
об этом рассказываю своим
учащимся.