Напоминание

Текст как дидактическая единица обучения на уроках русского языка в начальной школе


Автор: Сидорова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31"
Населённый пункт: город Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Текст как дидактическая единица обучения на уроках русского языка в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Текст как дидактическая единица обучения на уроках русского

языка в начальной школе

Учитель начальных классов: Сидорова О.А.
Важнейшей задачей обучения русскому языку в начальных классах является речевое развитие учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника. В связи с этим в современной методике утвердился коммуникативно-деятельностный подход к обучению, направленный на формирование коммуникативной компетенции учеников, под которой понимается «способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения» . Поскольку высшей единицей коммуникации является текст, то именно текст должен выступать и в качестве единицы обучения. Основы методики изучения текста закладывались в 19 веке. Однако целенаправленная, систематическая работа с текстом как единицы языка и речи вошла в практику школьного обучения в 70 годы 20 века, что связано с возрастанием интереса к речевой деятельности и тексту как её продукту. Тем не менее, вопросы формирования текстовых умений ещё не решены до конца. Одной из причин, как мы уже писали, является отсутствие в лингвистике общепринятого определения понятия «текст». Обратим внимание, что во всех исследованиях (по психологии, методике) отмечается, что текстовые умения при их спонтанном развитии не достигают тогоуровня, который необходим для полноценного общения и обучения учащегося в школе. Текстовые умения необходимо формировать специально, несмотря на то, что методика обучения текстовой деятельности только складывается. Процесс формирования текстовых умений трудоемкий и предполагает разные методологические подходы.
Так, в 19 веке при обучении языку использовались образцовые тексты, анализ и воспроизведение которых содействовали совершенствованию речи учащихся. Основное внимание на уроках развития речи уделялось чтению и анализу текстов. Обучение чтению, восприятию и интерпретации прочитанных текстов представлялось чрезвычайно важным направлением в работе. Работа с текстом строилась поэтапно: сначала школьники учились воспринимать (анализировать, понимать) текст, затем воспроизводили его в устной и письменной форме, в последнюю очередь – на базе исходного текста излагали собственные мысли. Таким образом, акцент русских методистов 19 века был сделан на формировании следующих умений: видеть и формулировать главную мысль текста, его логическую структуру, определять особенности употребления слов и предложений, использовать образную систему языковых единиц в создаваемом тексте. Фактически текст, на основе которого проводилось обучение чтению, выступал для учащихся в роли текста - образца: анализируя и интерпретируя его, учащиеся усваивали нормы и возможности построения различных высказываний. Таким образом, учащиеся опирались на текст как на наглядность. Такое обучение по образцам, или имитативное обучение, получило широкое признание в конце 19 - начале 20 вв. Образцы использовались и в системе чтения, и в устных пересказах, и в письменных изложениях . С середины 20 века текст рассматривается не столько в качестве иллюстрации, сколько как средство обучения русскому языку. Изучение опыта преподавания русского языка в школе свидетельствует о том, что текст в качестве дидактического материала используется при решении задач различного характера в процессе усвоения школьниками лингвистических и речеведческих понятий и формирования соответствующих умений. Текст – основная дидактическая единица на уроках обучения орфографии, лексики, грамматики. Как известно, главной целью обучения орфографии и пунктуации является развитие у учащихся потребности и способности писать грамотно
при создании собственных письменных высказы ваний
.

С
ледовательно, необходимо использовать соответствующий дидактиче ский материал, т.е. текст. Орфографические упражнения, например, списывание или диктант, подразумевают работу с текстом, которая строится и как выполнение орфографических действий, и как задание на развитие речи учащихся. Н.Ф. Бунаков указывал: «Списывание хорошо соединять с работой мысли: тогда оно не так притупляет внимание, более занимаем учеников, внимательнее исполняется ими, а поэтому приносит больше пользы». Так, при организации списыва ния необходимо направить внимание учащихся на осмысление содержания текста, его композиционного членения, стилистической характеристики. С этой целью упражнения на списывание текста сопровождаются заданиями аналитического характера: пересказ записанного текста, составление плана, определение основной мысли, озаглавливание текста, определение роли тех или иных языковых средств в передаче содержания, в композиционном членении текст а, в с о зд а н и и соответствующей стилистической окраски. Приведем пример упражнения. Задание: Прочитай текст. Составь план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть. Выдели прилагательные, подчерни в них известные тебе орфограммы. Калина Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки. Подобные задания позво ляю т сочетать решение орфографических и пунктуационных задач с ана лизом текстов. Перечислим т акие комбинированные задачи:
- осмысление содержания текста в процессе расстановки знаков препинания, - сравнение и анализ вариантов расстановки знаков препинания в одном и том же тексте, - анализ расстановки знаков препинания в стихотворном тексте и осознание ее влияния на смысл сказанного, на придание ему эмоционального звучания, - исправление орфографических и пунктуационных ошибок в специально подобранных текстах, где подобные ошибки приводят к искажению смысла высказывания, - сравнение и анализ вариантов написания слов в текстах, где выбор того или иного варианта обусловлен содержанием, смыслом текста, его жанровой и стилистической характеристикой. При изучении лексического и грамматического материала текст в каче- стве дидактического материала используется для ознакомления учащихся с особенностями функционирования в разных типах текстов различных пла- стов лексики, синтаксических конструкций, частей речи и т.д. В ходе обучения учащихся исследуются грамматические формы слов и модели предложений, которые эффективны в речевом общении. Важное умение, которое целенаправленно отрабатывается на базе работы с текстом, - умение правильно отбирать лексические единицы и грамматические конструкции при оформлении связных высказываний с учетом их свойств и возможностей в решении определенной коммуникативной задачи. Упражнения, связанные с анализом текста, играют большую роль в познании и осознании сущности грамматического материала, в организации словарной работы в школе. Виды подобных упражнений: анализ текстов с целью определения роли соответствующего явления в передаче содержания и создания определенной стилистической и эмоциональной окраски; анализ текста с целью определения роли целой группы изученных явлений в
оформлении связного высказывания; анализ текста с целью определения роли всей совокупности имеющихся в нем языковых средств в оформлении связного высказывания определенного типа; замена имеющихся в тексте языковых средств синонимичными; составление самостоятельных высказываний различного характера (составление микротекстов, составление элементов текста с учетом предполагаемого содержания текста в целом, составление текста по описанной ситуации и целенаправленным использованием лексических и грамматических средств языка, составление вариантов текста), подготовка высказываний, написание изложений и сочинений, редактирование текстов. Приведем пример упражнения. Задание: Прочитайте два текста. 1. Люблю березку в сарафанчике, с платочками в карманчиках, с застежками, с сережками. Люблю ее. 2. Люблю березку русскую, То светлую, то грустную. В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками, Люблю ее нарядную, Родную ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Сравните оба текста. Чем они похожи? Чем отличаются? Какой текст приятнее слушать? Почему? Почему второй текст получился выразительнее, ярче? Какая часть речи «украсила» стихотворение? Назовите имена прилагательные из второго текста. Какую роль выполняют имена прилагательные в языке и речи? Именно текст составляет основу обучающего материала, с помощью которого учащимся предъявляются соответствующие знания и формируются основные умения.
Обратимся к анализу текста как дидактической единицы в целях развития речи учащихся. Естественно, что этот процесс не будет полноценным без опоры на текст как единицу языка и речи. Чтобы научить школьников создавать тексты, обеспечивающие результативное общение, нужно показать им образцы подобных текстов, изучить их структуру, языковые особенности, коммуникативные возможности. Современная методика русского языка предполагает проводить работу с текстом с позиций системного подхода. Такой подход включает в себя формирование текстовых понятий и соответствующих им текстовых умений. Формируемые умения должны быть осмысленными, то есть опираться на определенные теоретические знания о тексте . Поскольку текст является единицей общения, но разнообразие речевых ситуаций связано с использованием разных моделей текста, типов текста, то необходимо рассматривать текст как единицу обучения. Знания о тексте, о текстовых признаках, типах
,
жанрах текста являются базой для формирования текстовых умений. В методической литературе сформулированы те текстовые умения, которые формируются в начальной школе: умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать собранный материал к высказыванию; умение редактировать текст; умение строить текст в определённой композиционной форме и т.д. Покажем взаимосвязь между основными текстовыми понятиями, с которыми знакомятся в начальной школе, и текстовыми умениями, которые вырабатываются при работе с текстом у младших школьников (табл. 1).
Таблица 2

Система текстовых понятий и умений
Текстовые понятия Текстовые умения Тип умений Понятие «текст». Различать текст и отдельные предложения, не объединенные темой. Умения информа- ционно-со- держательного характера. Понятие коммуникативной цели текста. Умение определять задачу высказывания.
Сильные позиции текста: заголовок, к л юч е в ы е с л о в а , начальное и конечное предложения. Умение находить ключевые с л о ва , с т р о и т ь п е р во е и последнее предложение. Содержание текста Умение подбирать информацию для высказываний. Тема текста Умение определить тему текста. О с н о в н а я м ы с л ь текста Умение определять основную мысль текста. Заголовок текста Умение озаглавливать текст. Структура текста Умение разделить текст на части. Структурно- композиционные умения. Связь между частями текста с помощью слов. У м е н и е н а й т и с л о в о , связывающее части текста, умение устанавливать связь межу частями создаваемого текста. С в я з ь м е ж д у предложениями У м е н и е н а х о д и т ь и и с п о л ь з о в а т ь с л о в а , связывающие предложения. План текста. Ум е н и е д е л и т ь т е кс т н а логически законченные части и озаглавливать их. Изобразительные средства в тексте. Умение выделить сравнения, метафоры, олицетворения, использовать их в речи. Умения использовать изобразительно- выразительные средства языка. Стиль текста, жанр текста. Умение определять стиль, жанр т е к с т а и с о з д а в а т ь высказывания определенных стилей и жанров. Типы текстов. У м е н и е р а з л и ч а т ь повествовательные, описательные, аргументативные тексты. П о н я т и е о б изложении. Умение воспроизводить чужой текст. П о н я т и е о сочинении. Умение создавать текст в устной или письменной форме. Редактирование т е к с т а . Р е ч е в ы е ошибки и недочеты. У м е н и е з а п и с ы в а т ь и редактировать текст. Умения, с в я з а н н ы е с совершенствова-
нием текста. Последовательность проведения текстовой работы определяется системой методов развития речи. 1. Рецептивный метод (беседа, рассказ учителя, чтение текста, чтение правила или памятки, показ речевого образца, знакомство со словарной статьей в словаре и т. п). Этот метод используется для формирования знаний о речи и речеведческих понятиях (тексте, текстовых признаках), о способах речевой деятельности. 2. Репродуктивный метод. С его помощью формируются коммуникативно-речевые (текстовые) умения. Учащиеся реализуют на практике полученные знания о тексте, в частности, решают типовые речевые задачи, выполняют анализ слова или текста по данному ранее образцу (при этом, например, формируются алгоритмы порождения и алгоритмы восприятия текста). Типичными приемами репродуктивного метода можно считать составление словосочетаний, предложений, изложение и пересказ текста. 3. Продуктивный (творческий) метод. В ходе применения данного метода совершенствуются творческие умения, так как продуктивный метод связан с созданием текста, продуцированием высказывания. Этот метод реализуется при составлении плана текста или текста по определенному плану (сочинение), решении речевых задач проблемного характера, в собственном словесном творчестве детей . Н.А. Ипполитова указывает несколько путей использования текста в работе по развитию речи учащихся. Прежде всего, текст используется для иллюстрации тех явлений, суть которых разъясняется учащимся в процессе изучения новых сведений о тексте как единице языка и речи. Давая определение этим понятиям, перечисляя их признаки, мы иллюстрируем сказанное примерами, которые подаются не изолированно, а в структуре текста. В данном случае текст является компонентом объяснительно-
иллюстративного метода и выступает в качестве примера, доказывающего сущность основного теоретического положения в изучаемой теме. Такой прием позволяет проиллюстрировать новые для учащихся понятия, явления и факты: способы связи предложений в тексте, композиционное членение текста, тему текста и т. п. Таким способом учащиеся усваивают новые текстовые знания и стараются при этом произвести ход рассуждений, предложенный учителем или автором учебника. Это дедуктивный путь познания. Прием иллюстрирования изучаемых понятий нужно проводить постепенно, увеличивая долю активности учащихся в познании нового. Сначала учитель дает определение понятия, разъясняет его сущность, затем переходит к анализу текста, с помощью которого и демонстрирует изученные факты. Примеры такого использования текстов в работе по развитию речи содержатся в учебниках русского языка, в различных пособиях для учащихся и учителей. Приведем задание, в котором продемонстрируем текст в качестве иллюстрации к изучаемому явлению: Задание: Прочитайте текст. О чем говорится в тексте? Озаглавьте текст. Что отражено в заголовке? Как еще можно придумать заголовок? Спишите, вставляя пропущенные буквы. Зимний лес 3..мой рус..кий лес сказочен и ч..десен. Снег укр...шает пуш..стые ветки деревьев. См..листые ш..шки в..сят на елях. В серебряном уборе ст..ят кр.. савицы-б. .ре.. ки. Другой путь использования текста в процессе изучения речеведческих (текстовых) явлений - организация наблюдения учащихся над реализацией определенных текстовых категорий определенных на примере конкретного текста с последующими выводами, обобщениями, определениями, способствующие осознанию новых понятий. Следовательно, с помощью текста мы осуществляем эвристический способ объяснения, в основе которого лежит индуктивный путь познания: от конкретных фактов, от анализа конкретных явлений к попытке самостоятельных обобщений и
выводов. Этот способ работы предполагает ознакомление учащихся с такими понятиями, сущность которых проявляется в тексте наиболее ярко, от- четливо: композиционное членение текста, функционально-смысловые типы текста и т. п. При этом в выводах учащихся важным представляется уяснение сущности понятия, а не терминологическая точность и оформленность формулировок и выводов. Примером этой методики может послужить процесс ознакомления учащихся с понятием композиции произведения. Сначала излагаются признаки зачина, средней части, концовки, затем дается произведение, иллюстрирующее изложенное. Учащиеся наблюдают за композиционной структурой текста, отвечают на вопросы, выполняют специальные задания, затем следует обобщение . Приведем пример задания, где реализуется данный принцип: Знакомствос типом текста - повествование. 1. Дается определение, что такое повествование. Теория: Текст-повествование – это такой тип текста, в котором изложена последовательность событий. Текст-повествование отвечает на вопросы: что случилось? что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка. Ключевые слова текста представлены глаголами. 2. Анализ текста-образца. Задание: Прочитайте текст. О чем в нем говорится?Какой вопрос можно задать ко всему тексту: что произошло? какой? почему?О каких событиях идет речь в тексте?Перечислите их. Выделите в тексте ключевые слова. Сравните свои ответы с теорией. Какой перед нами тип текста? Аистята. Мы жили в небольшой станице. За высокой изгородью росло большое дерево. На дереве свили гнездо аисты. Однажды один из родителей аистят пропал. Остался один аист. Он улетал с утра и прилетал, и кормил птенцов вечером. Аистята требовали больше пищи.
Мы один раз принесли рыбу и начали кормить аистят каждый день. Аист теперь не приносил пищу. Он сидел и дремал на дереве. Аистята бегали за нами, бегали и требовали пищу. Описанные приемы применения текста позволяют разъяснить школьникам сущность изучаемых явлений, необходимых для осознания норм и правил построения высказываний различного характера. Данные упражнения связаны с анализом текста. Умений аналитического характера недостаточно школьнику для создания собственного текста, но они необходимы для его дальнейшей текстовой деятельности. Специфика процесса формирования текстовых умений заключается в том, что они формируются последовательно, например, сначала учащиеся пишут подробное изложение, а затем сжатое, далее учатся создавать свой собственный текст. Относительно текстовых умений последовательность их формирования выглядит следующим образом: аналитические – репродуктивные (воспроизведение чужого текста) – творческие (создание собственного текста). Для организации восприятия и воспроизведения текста используются высокохудожественные тексты разных жанров, на базе которых проводятся устные и письменные формы работ: различные виды пересказа, изложения, анализа. Для формирования умений создавать собственный текст учащимся предлагаются задания написать тексты разных жанров, типов и стилей речи. Большое внимание уделяется умению совершенствовать текст, способам и приемам его редактирования, нахождению и исправлению текстовых ошибок самими учащимися как на специальных уроках работы над ошибками, так и в процессе изучения и повторения программных тем. Работа с текстом (развитие речи) младших школьников осуществляется на основе специально разработанной системы текстовых упражнений, соответствующих перечисленным выше методам. Традиционно выделяются три группы текстовых упражнений .
Первая группа – аналитические упражнения, которые формируют умения, связанные с анализом готового текста (умение отличать текст от предложения и группы предложений, умение определять тему текста, умение определять основную мысль текста, умение выделять опорные слова из текста, умение делить текст на три структурные части, умение определять стиль готового текста и т.п.). Приведем пример аналитического упражнения. 1. Прочитайте текст. Определите жанр текста (дразнилка, шутка или поговорка)? Объясните свой выбор. Как по речке, по реке Ехал рыжий на быке. Рыжий красного спросил: - Чем ты бороду красил? - Я не краской, не помазкой, Я на солнышке лежал, Кверху бороду держал. Вторая − конструктивные (или реконструктивные) упражнения, направленные на формирование умений, связанных с переработкой данного текста (умение устанавливать последовательность предложений в тексте, умение членить текст на абзацы, соответствующие микротемам, и обозначать абзацы на письме красной строкой, умение устранять повторы-недочеты в тексте, умение восстанавливать текст определенного типа и т.п.). Приведем пример. 2. Прочитайте текст. Расположите части текста в нужной последовательности. Выйдешь из леса на луг с высокой травой и от радости ахнешь: сколько красуется разных цветов, похожих на праздничный хоровод. Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики.
По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики. А выше всех – лиловые колокольчики. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов. Третья − продуктивные упражнения, формирующие умения, связанные с созданием текста (умение конструировать текст на заданную тему, умение конструировать текст по опорным словам, умение соотносить цель создания текста с его стилем, умение соотносить содержание текста со схемой текста определенного типа и т.п.). Приведем пример. 3. Спишите рассказ мальчика о зоопарке. Дополните его. В зоопарке живут бурые и белые медведи. На площадке для молодняка бурый медвежонок играет с лисенком и козленком. На пруду плавают прекрасные белые лебеди. Таким образом, работа с текстом предполагает его восприятие, воспроизведение и создание. Обучение тексту будет результативным, если оно направлено на формирование у учащихся выполнения осознанных речевых действий, понимание мотивации обучения родному языку, воспитание потребности в речевом оформлении мысли (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.И. Политова, Т.Г. Рамзаева и др.). В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает все более чёткую коммуникативно-речевую направленность. Это обусловлено одной из ведущих задач обучения родному языку - подготовкой учащихся к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Н. А. Ипполитова отмечает, что развить связную речь учащихся - это значит научить их воспринимать и создавать коммункативно- ориентированные тексты в процессе трудовой, учебной, бытовой, общественной деятельности, т.е. научить школьников полноценно общаться.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!