Напоминание

"Родительское собрание: неизвестное об известном"


Автор: Сургаева Елена Михайловна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: Детский сад "Сказка" г. Нефтегорска
Населённый пункт: г. Нефтегорск Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Родительское собрание: неизвестное об известном"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Родительское собрание: неизвестное об известном.
Родительское собрание, как форма работы, наверное, стара, как и педагогика, и в тоже время нова в связи с изменяющимися условиями образования. Какую роль играет педагог на родительском собрании? Естественно, это будет зависеть от целей собрания. Но практически всегда перед родительским собранием стоит информационная задача. А, следовательно, педагог выступает в роли информатора. Эта роль для педагога привычна. Но только на первый взгляд. Учить и информировать – задачи совершенно разные. Достаточно часто педагоги не информируют родителей, а учат родителей. Учить родителей – дело неблагодарное. Взрослым людям не нравится, когда их учат. В результате информация не воспринимается и не осмысливается, а вызывает сопротивление слушателей, независимо от ее содержания. И все-таки педагог проводит родительское собрание с той целью, чтобы его не только послушали, но и услышали.
Начало родительского собрания
 В общем объявлении или в пригласительных для родителей обязательно должна содержаться следующая информация: дата родительского собрания, время начала и конца, повестка дня родительского собрания с точным указанием времени каждого составляющего момента. Например: Уважаемые родители! 16 декабря 2015 года состоится родительское собрание. Начало родительского собрания – 17-30. Продолжительность – 60 минут. Тема родительского собрания: Подготовка к Новому году. Повестка дня: 1. Украшение групповой комнаты – Иванова М . И . , воспитатель,15 минут. 2. Организация и проведение видеосъемки новогоднего утренника – Петрова Е.Ю., родитель, 10 минут.
 Начинайте родительское собрание в то время, что указано в объявлении.  Если начало родительского собрания запаздывает по вашей причине – не начинайте с извинений. Просто тактично констатируйте, что встреча началась несколько не так как планировалось. Извинения ставят педагога в позицию «ниже» родителей и снижают значимость всего собрания в целом.  Важно начать разговор в тишине. Педагог должен постараться и найти способ привлечь к себе внимание. Лучше, если это произойдет нестандартно, но так, чтобы этот способ не напоминал занятие или урок, где учат. Например: можно без слов решительно встать и передвинуть любые предметы на край стола и начать разговор.  Начало родительского собрания, это не основная часть. Поэтому оно должно быть кратким, четким и эффективным по содержанию, начать нужно с сообщения повестки дня: что вначале, что потом, а что в конце. Когда родители могут задать педагогу вопросы: походу собрания или в конце.  Если педагог впервые встречается с родителями на родительском собрании ему необходимо правильно представиться: не только ФИО, но и те данные о себе, которые дадут значимость в глазах родителей (ну например: стаж, опыт работы, образование, инновации, которыми владеет педагог и т.д.) но необходимо, чтобы эта информация была краткой.  Педагогу также необходимо в начале родительского собрания представить родителей друг другу, если они не знакомы. Даже если это один родитель вновь принятого ребенка.  Родительское собрание почти всегда происходит вечером после рабочего дня, а это большая нагрузка и на педагога, и на родителей, вернее на концентрацию внимания и тех, и других.
Для большей включенности родителей и для их и своего, раскрепощения приведите какой – либо случай из жизни группы или детского сада, покажите нечто интересное и смешное, сделанное детьми.
Основная часть родительского собрания
 Ели собрание проводится в небольшом помещении или родителей немного, педагогу лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.  Если помещение большое и родителей много – педагогу придется стоять. Опять таки сбоку от стола, но не за столом. Стол коварное место. Он молниеносно оживляет в сознании и педагога и родителей вполне конкретные ассоциации: учитель и ученики.  Перемещайтесь во время разговора: это позволит управлять вниманием родителей. Если говорите важные вещи – подайтесь вперед к родителям. Если педагог дает родителям время для обдумывания – лучше отступить от родителей, как бы оставив их наедине с мыслями.  Педагогу в разговор нужно ввести обязательные паузы для обдумывания информации родителями. Взрослые родители – не их подвижные дети. Им лучше давать время на обдумывание.  Педагогу необходимо контролировать силу голоса, тональность высказываний и собственные жесты с содержанием того о чем он говорит. Заинтересованного информатора слушать интереснее.  Педагог не должен позволять себе отвлекаться от темы родительского собрания и уходит в сторону. Родители должны быть у в е р е н ы , ч т о р о д и т е л ь с ко е с о б р а н и е – н е п у с т о е времяпрепровождение: они собираются с определенной целью, проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом.

Заключительная часть родительского собрания
 Любое собрание должно быть закончено подведением итогов и принятием решения. Иначе для чего педагог приглашал родителей? А для того чтобы это произошло необходимо после изложения информации педагогом, организовать ее обсуждение родителями. Пусть желающие выскажутся по поводу услышанного. Нерешительных родителей можно мягко простимулировать конкретным вопросом: а что вы думаете по этому поводу?  Педагог всегда заинтересован в том, чтобы как можно больше родителей посещало родительское собрание. Поэтому не будет противопоказан элемент интриги по поводу следующей встречи: «Мы могли поговорить и об этом…» Пусть у родителей останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать из их же собственных интересов.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!