Автор: Сургаева Елена Михайловна Должность: педагог - психолог Учебное заведение: Детский сад "Сказка" г. Нефтегорска Населённый пункт: г. Нефтегорск Самарская область Наименование материала: Статья Тема: "Родительское собрание: неизвестное об известном" Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание: неизвестное об известном.
Родительское
собрание,
как
форма
работы,
наверное,
стара,
как
и
педагогика,
и
в
тоже
время
нова
в
связи
с
изменяющимися
условиями
образования.
Какую роль играет педагог на родительском собрании? Естественно, это
будет зависеть от целей собрания. Но практически всегда перед родительским
собранием стоит информационная задача. А, следовательно, педагог выступает
в роли информатора. Эта роль для педагога привычна. Но только на первый
взгляд. Учить и информировать – задачи совершенно разные. Достаточно часто
педагоги не информируют родителей, а учат родителей. Учить родителей – дело
неблагодарное.
Взрослым
людям
не
нравится,
когда
их
учат.
В
результате
информация не воспринимается и не осмысливается, а вызывает сопротивление
слушателей, независимо от ее содержания.
И все-таки педагог проводит родительское собрание с той целью, чтобы
его не только послушали, но и услышали.
Начало родительского собрания
В
общем
объявлении
или
в
пригласительных
для
родителей
обязательно должна содержаться следующая информация: дата
родительского собрания, время начала и конца, повестка дня
родительского собрания с точным указанием времени каждого
составляющего момента.
Например: Уважаемые родители!
16 декабря 2015 года состоится родительское собрание. Начало
родительского собрания – 17-30. Продолжительность – 60 минут.
Тема родительского собрания: Подготовка к Новому году.
Повестка дня:
1.
Украшение
групповой
комнаты
–
Иванова
М . И . ,
воспитатель,15 минут.
2.
Организация
и
проведение
видеосъемки
новогоднего
утренника – Петрова Е.Ю., родитель, 10 минут.
Начинайте родительское собрание в то время, что указано в
объявлении.
Если
начало
родительского
собрания
запаздывает
по
вашей
причине
–
не
начинайте
с
извинений.
Просто
тактично
констатируйте,
что
встреча
началась
несколько
не
так
как
планировалось. Извинения ставят педагога в позицию «ниже»
родителей и снижают значимость всего собрания в целом.
Важно начать разговор в тишине. Педагог должен постараться и
найти
способ
привлечь
к
себе
внимание.
Лучше,
если
это
произойдет
нестандартно,
но
так,
чтобы
этот
способ
не
напоминал занятие или урок, где учат. Например: можно без слов
решительно встать и передвинуть любые предметы на край стола
и начать разговор.
Начало родительского собрания, это не основная часть. Поэтому
оно
должно
быть
кратким,
четким
и
эффективным
по
содержанию,
начать
нужно
с
сообщения
повестки
дня:
что
вначале, что потом, а что в конце. Когда родители могут задать
педагогу вопросы: походу собрания или в конце.
Если педагог впервые встречается с родителями на родительском
собрании ему необходимо правильно представиться: не только
ФИО, но и те данные о себе, которые дадут значимость в глазах
родителей
(ну
например:
стаж,
опыт
работы,
образование,
инновации, которыми владеет педагог и т.д.) но необходимо,
чтобы эта информация была краткой.
Педагогу также необходимо в начале родительского собрания
представить родителей друг другу, если они не знакомы. Даже
если это один родитель вновь принятого ребенка.
Родительское собрание почти всегда происходит вечером после
рабочего
дня,
а
это
большая
нагрузка
и
на
педагога,
и
на
родителей, вернее на концентрацию внимания и тех, и других.
Для
большей
включенности
родителей
и
для
их
и
своего,
раскрепощения приведите какой – либо случай из жизни группы
или
детского
сада,
покажите
нечто
интересное
и
смешное,
сделанное детьми.
Основная часть родительского собрания
Ели собрание проводится в небольшом помещении или родителей
немного,
педагогу
лучше
сидеть
в
общем
кругу
или
сбоку
от
собственного стола.
Если помещение большое и родителей много – педагогу придется
стоять. Опять таки сбоку от стола, но не за столом. Стол коварное
место.
Он
молниеносно
оживляет
в
сознании
и
педагога
и
родителей вполне конкретные ассоциации: учитель и ученики.
Перемещайтесь
во
время
разговора:
это
позволит
управлять
вниманием родителей. Если говорите важные вещи – подайтесь
вперед
к
родителям.
Если
педагог
дает
родителям
время
для
обдумывания – лучше отступить от родителей, как бы оставив их
наедине с мыслями.
Педагогу
в
разговор
нужно
ввести
обязательные
паузы
для
обдумывания информации родителями. Взрослые родители – не их
подвижные дети. Им лучше давать время на обдумывание.
Педагогу
необходимо
контролировать
силу
голоса,
тональность
высказываний и собственные жесты с содержанием того о чем он
говорит. Заинтересованного информатора слушать интереснее.
Педагог
не
должен
позволять
себе
отвлекаться
от
темы
родительского собрания и уходит в сторону. Родители должны быть
у в е р е н ы ,
ч т о
р о д и т е л ь с ко е
с о б р а н и е
–
н е
п у с т о е
времяпрепровождение:
они
собираются
с
определенной
целью,
проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом.
Заключительная часть родительского собрания
Любое
собрание
должно
быть
закончено
подведением
итогов
и
принятием решения. Иначе для чего педагог приглашал родителей?
А для того чтобы это произошло необходимо после изложения
информации педагогом, организовать ее обсуждение родителями.
Пусть
желающие
выскажутся
по
поводу
услышанного.
Нерешительных
родителей
можно
мягко
простимулировать
конкретным вопросом: а что вы думаете по этому поводу?
Педагог
всегда
заинтересован
в
том,
чтобы
как
можно
больше
родителей
посещало
родительское
собрание.
Поэтому
не
будет
противопоказан элемент интриги по поводу следующей встречи:
«Мы могли поговорить и об этом…» Пусть у родителей останется
ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит
откладывать из их же собственных интересов.