Напоминание

Основная цель


Автор: Донгак Сайлык Викторовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ "Саглынская СОШ Овюрского кожууна"
Населённый пункт: Республика Тыва Овюрский район с. Саглы
Наименование материала: учебная программа для кандидатов поступления кадетское училище среди учащихся
Тема: Основная цель
Раздел: среднее образование





Назад





Учебная программа по психологическому развитию учащихся

4-7 классов на 2015-2016 учебный год

Основная

цель
программы – формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.
Задачи
программы направлены на формирование в мировоззрении ученика картины мира, позволяющей развиваться его личности в гуманистическом ключе.
Задачами
учебно-развивающего и воспитывающего процесса являются:  воспитание психологической культуры учащихся школы;  формирование системообразующей теоретической базы для сознательного управления учащимися своего развития;  ознакомление учащихся с основными путями психологического познания человека (познавательные процессы, состояния, свойства, отношения и др.);  формирование важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе;  формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развития социальной компетентности;  оказание помощи пятиклассникам в период адаптации к обучению в среднем звене школы, снижение школьной тревожности;  формирование у школьников средних классов навыков самопознания и саморегуляции;  формирование у учащихся базовой школы личностной готовности к первичному профессиональному самоопределению и выбору профиля обучения в старшей школе;  содействие профессиональному самоопределению учащихся старших классов;  профилактика отклоняющегося поведения учащихся;  содействие раскрытию творческих возможностей личности ученика. Обучение основано на использовании традиционных принципов дидактики: принцип воспитывающего обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, систематичности, прочности, доступности. Индивидуальный подход, учет возрастных возможностей для преподавания психологии в подростковой аудитории имеют исключительное значение. В преподавании курса психологии применяются известные в мировой педагогической и психологической практике
методы

обучения
: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др. А также методы, адаптированные к условиям школьного обучения. К ним относятся: 
активные групповые методы социального тренинга
: а) дискуссионные методы (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора); б) игровые методы – дидактические (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, т р а н с а к т и в н ы й м е т о д о с о з н а н и я к о м м у н и к а т и в н о г о п о в е д е н и я ) ; в) сензитивный треннинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии); 
метод творческого самовыражения
(через литературное, научное, художественное и др. виды творчества); 
методы психической саморегуляции и тренировки психических функций
(аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки);

метод экспрессий
, а также
метод чтения вслух, метод интроспективного анализа;

метод по развитию творческого самочувствия; рефлексивный тренинг.
В силу специфики предмета психологии полагается целесообразным применять
диагностические методики
. Все применяемые в курсе «Психология» психодиагностические методы по целевому назначению можно разделить на три группы: диагностика внутри предмета (как дидактический прием), диагностика усвоения знаний и диагностика развития личности.
Диагностика

внутри

предмета
включается в структуру урока и позволяет быстро проиллюстрировать теоретический материал. От конкретной методики можно оттолкнуться во введении к теме, использовать ее как прием в проблемном обучении, а также показать, каким образом психологическое знание реально работает на практике. Для диагностики внутри предмета наиболее подходят популярные методики, которые достаточно просты в использовании и обработке: опросник Айзенка, методики незаконченных предложений, анкеты, некоторые рисуночные методики. Информация, полученная учащимися в ходе таких занятий, способствует развитию у них интереса к интроспективному анализу, формированию рефлексивных компонентов психики, пониманию психологических особенностей отдельных людей и механизмов человеческого поведения; дает возможность почувствовать действительное разнообразие людей. Таким образом, диагностика внутри предмета – это методы психологического и с с л е д о в а н и я , п р и м е н я е м ы е н е п о с р е д с т в е н н о д л я у с в о е н и я з н а н и й .
Диагностика усвоения знаний
предполагает использование методик, позволяющих выявить объем и структуру усвоенных знаний, диапазон и качество их применений. Здесь могут быть рекомендованы вербальная ассоциативная методика «Пятиминутка» и методика «Диагностика усвоения знаний» (Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: учебно-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.) с оч и н е н и я н а п с и хол о г и ч е с ку ю т е м у и д ру г и е ко н т р ол ь н ы е з а д а н и я . Критерием оценки успешного продвижения служит сформированность соответствующих отношений, и эта оценка может быть выражена в характеристиках: хорошо владеет знаниями, правильно применяет их на практике, анализирует ситуацию, может управлять своим поведением В результате обучения предполагается формирование некоторых качеств личности в соответствии с программой , где декларируется, что выпускник школы должен: быть
творческим
, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации; 
самоопределяться
, уметь брать на себя ответственность за свое образование; 
решать

проблемы
, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;  быть
уверенным
в своих возможностях и иметь высокую самооценку;  б ы т ь
толерантным
(эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни. Усвоение подростком психологических знаний является фактором развития его интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. В практике обучения используется четыре вида занятий:
теоретические, творческие,

практические, и дискуссионные
.
Теоретические
занятия могут проводиться в форме урока, экскурсии, семинара;
творческие
– в тренинговых формах;
практические
– в ф о р м е л а б о р а т о р н ы х ;
дискуссионные
– в ф о р м е о б с у ж д е н и я . Решение на практике поставленных задач предполагает
создание

специальной

атмосферы
в классе и организацию особого педагогического общения. Принципиальное значение здесь имеют три момента.  Курс «Я и мы» (4 класс)
Задачи курса:

 Оказание психологической помощи учащимся в период адаптации к среднему звену школы.  Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности.  Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков.  Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.  Педагогическое побуждение к самопознанию, формирование мотива самопознания.  Формирование адекватной самооценки, т.е. правильного, отношения к себе.  Развитие навыков здорового образа жизни и предупреждения появления вредных привычек.  Выявление интересов, склонностей и способностей подростка.  Создание условий для осознания учащимися необходимости самосовершенствования.
Учебный план курса «Я и мы»

№ п/п

урока

Название темы.

К-во

Дата
1 Введение Давайте познакомимся 1 2 Создание группы, установление правил 1 3 Здравствуй, четвертый класс! 1 4 Находим друзей 1 5 Узнай свою школу 1 6 Тест исследования самооценки «Лесенка» 1 7 Я-нужен 1 9 Я мечтаю 1 10 Я – это мои цели 1 11-12 Диагностика тревожности ученика 2 13 Корректурная проба 1 14 Диагностика словесно – логического мышления 1 215- 16 Работа с негативными переживаниями 2 19- 20Диа гност Кто вы? 2
ика зрите льной памят и 17-18
Итого

20

Содержание курса «Я и мы»

Введение.
Диагностика особенностей протекания процесса адаптации учащихся пятых классов. Развитие внутригрупповых отношений; диагностика умения работать в группах, по заданию. Осознание особенностей обучения и общения в средней и старшей школе. Помощь в осознании собственных индивидуальных особенностей и особенностей одноклассников.
Создание группы, установление правил.
Формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия на тренинговых занятиях. Выработка ритуала приветствия и прощания участников тренинга.
Сплоченность группы. Закрепление правил.
Закрепление правил регламентирования работы на тренинговых занятиях. Развитие сплоченности группы участников. Формирование мотивации групповой работы, развитие эмпатии. Создание доброжелательной обстановки и а т м о с ф е р а п о д д е р ж к и в г р у п п е .
Здравствуй,

пятый

класс!
Профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умения оказать поддержку себе и другим. Формирование у детей позитивного отношения к своим возможностям. Помощь в осмыслении себя как члена группы, способной о к а з ы в а т ь п о д д е р ж к у .
Находим друзей.
Способствование формированию навыков взаимодействия в группе. Помощь детям в осознании качеств, которые важны в дружбе. Повышение самооценки детей.
Мы и наши близкие.
Развитие представления участников о роли близких в жизни человека. Формирование убеждения в том, что близкие могут быть опорой в жизни. Помощь в осмыслении своих возможностей по оказанию поддержки близким людям.
Мы и наше настроение.
Актуализация представлений о факторах, влияющих на настроение людей. Развитие навыков произвольного контроля и регуляции собственного настроения. П о м о щ ь в о с м ы с л е н и и п р и о б р е т е н н о г о о п ы т а .
Чего я боюсь?
Обучение детей умению распознавать свои школьные страхи, помощь в нахождении спо собов их преодоления. Снижение школьной т р е в ож н о с т и .
Как преодолеть неуверенность в себе.
Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности. Знакомство с навыками у в е р е н н о г о п ов е д е н и я .
У тебя все получится!
Формирование правильного, адекватного отношения к себе. Отработка
н а в ы к о в у в е р е н н о г о п о в е д ен и я в у с л о в и я х к л а с с а , ш к о л ы .
Наша

агрессивность.
Актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы. Обучение участников безопасным способам разрядки гнева, агрессивных эмоций. Развитие н а в ы к о в с а м о р е г у л я ц и и .
Работа с негативными переживаниями.
Повышение эмоциональной устойчивости детей. Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций. Формирование умения а д е к в а т н о в о с п р и н и м а т ь о б и дн ы е з а м е ч а н и я .
Что поможет мне учиться?
Помощь участникам группы в осознании правил работы на уроке. Способствование формированию учебных навыков и самораскрытию детей, развитию эмпатии.
Легко ли быть учеником?
Помощь детям в осознании качеств, необходимых хорошему ученику. Способствование развитию воображения и навыков совместной деятельности.
Учимся

планировать
. Раскрытие значения рациональной организации времени для достижения результата (особенно в учебной деятельности). Помощь детям в осмыслении л и ч н ы х ц е л е й н а п е р и о д о б у ч е н и я в п я т о м к л а с с е .
Готовим домашние задания.
Повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков. Осознание учащимися важности правильной подготовки домашних заданий. Отработка навыков приготовления устных и письменных домашних заданий. Обучение учеников основным приемам подготовки к написанию сочинения.
Мы и наши привычки (режим дня).
Актуализация представлений о привычках, их связи с индивидуальными особенностями и повседневными обязанностями людей. Формирование и развитие убеждений в преимуществах предварительного планирования предстоящих дел, ст ремления соблюдать оптима льный распорядок (режим) дня и н е д е л и .
Мы и наши привычки (правила личной гигиены).
Актуализация представления о гигиене и ее правилах. Формирование убеждения в необходимости соблюдать правила личной гигиены. О с м ы с л е н и е и ко р р е к ц и я у ч а с т н и ка м и с во и х г и г и е н и ч е с к и х п р и в ы ч е к .
Мы

и

наши

привычки

(здоровое

питание).
Актуализация представления об основных питательных веществах. Развитие убеждения в преимуществах рационального питания, стремления придерживаться его принципов. Укрепление привычки соблюдать режим питания и и з б е г а т ь п и щ е в ы х р и с к о в .
Я

учусь

отдыхать.
Осознание учащимися необходимости правильного и эффективного отдыха. Знакомство с особенностями состояния сна, с правилами продуктивного сна.
Наши

недостатки

и

наши

достоинства.
Актуализация представлений о человеческих слабостях и достоинствах как неотъемлемых сторонах личности. Развитие умения объективно оценивать сильные и слабые стороны своего характера, стремления преодолевать свои слабости, использования достоинств и преимуществ. Принятие себя и осмысление в о з м о ж н о с т и с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я .
Конфликты или взаимодействие?
Развитие навыков общения и разрешения конфликтов. Обучение детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.
Наши права и наши обязанности.
Актуализация представления о правах и обязанностях. Формирование убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права. П о м о щ ь у ч а щ и м с я в о с м ы с л е н и и п о л у ч е н н о г о о п ы т а .
Мы и наш класс.
Обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. Развитие умения оказывать поддержку окружающим. Осмысление участниками себя как члена группы, с п о с о б н о й о к а з ы в а т ь п о д д е р ж к у .
Все вместе.
Итоговая игра. Осмысление опыта, полученного в ходе занятий, закрепление полученных навыков группового сплочения, умения оказывать и принимать помощь группы.
Курс «Я – это интересно» (V класс)

Задачи курса:
 Формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.
 Формирование бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью, закономерным следствием чего становится избегание вредных привычек.  Формирование у учащихся представлений о богатстве внутреннего мира каждого из них.  Познакомить учащихся с основными психическими процессами человека.  Побуждение учащихся к самопознанию, формирование у них мотивов самопознания и самосовершенствования.  Развитие навыков планирования на ближайшую перспективу с учетом своих возможностей, умение минимизировать риск в опасных жизненных ситуациях.  Способствовать формированию адекватной самооценки, снижению уровня тревожности, развитию позитивного образа собственного будущего.  Развивать у учащихся навык конструктивного общения и разрешения житейских конфликтов.
Содержание курса «Я – это интересно»
11 Диагностика тревожности ученика 1 12 Корректурная проба 1 13 Диагностика словесно – логического мышления 1 14 Работа с негативными переживаниями 1 15-16 Диагностика зрительной памяти 2 17-18- 19-20 Кто вы? 4
Итого
20

Давайте

вспомним.
Актуализация имеющихся знаний у участников о психологическом тренинге. Обсуждение способов взаимодействия в тренинговой группе и принятие правил с о в м е с т н о й д е я т е л ь н о с т и .
Я расту, я меняюсь.
Развитие представления о подростковом возрасте как особом этапе в жизни человека. Формирование умения видеть причины изменений в своем физическом и эмоциональном состоянии, понимать временный характер их негативных проявлений. Учить детей управлять своими эмоциями и поведением. Помощь участникам в осмыслении места п о д р о с т к о в о г о в о з р а с т а в ж и з н и ч е л о в е к а .
Я – «сова» или «жаворонок».
Актуализация представлений учащихся о биоритмах человека и связанных с ними индивидуальных особенностях людей. Знакомство участников с особенностями собственной работоспособности на основе темпинг-теста. Отработка умения учитывать индивидуальные особенности при планировании своей деятельности.
Я – уверенный, неуверенный или грубый.
Развитие умения дифференцировать проявления уверенности, неуверенности, грубости в повседневном поведении людей. Формирование убеждения в преимуществах уверенного поведения, стремление избегать грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым. Р а з в и т и е у м е н и я о с м ы с л и т ь п о л у ч е н н ы й о п ы т .
Я и моя безопасность.
Актуализация личного опыта, связанного с типичными опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением. Развитие стремления избегать или минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения. Формирование убеждения, что соблюдение принятых правил поведения может являться гарантией безопасности. Осмысление участниками полученного опыта и отработка а л г о р и т м а п о в е д е н и я в о п а с н ы х с и т у а ц и я х .
Я и конфликты.
Развитие представления о сущности конфликтов, понимания естественности их возникновения в повседневной жизни, их созидательного потенциала. Раскрытие возможности разрешения большинства житейских разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления. Отработка стратегии решения повседневных конфликтов.
Я,

мои

одноклассники

и

одноклассницы.
Актуализация представления об особенностях привычек, взглядов, вкусов, позиций, поведения, деятельности людей, обусловленных половыми различиями. Развитие умения сотрудничать, учитывая эти знания.
Я, мои успехи и мои неудачи.
Развитие представления о взаимосвязи личных качеств с жизненными успехами и неудачами людей. Формирование убеждения, что преуспевание в учебе и других делах зависит, прежде всего, от труда и упорства. Повышение уверенности в с в о и х с и л а х , п о в ы ш е н и е с а м о о ц е н к и у ч а с т н и к о в .
Кто я, какой я?
Развитие представления о многогранности человеческой индивидуальности, умения анализировать и обобщать свой опыт. Сравнение собственных представлений о себе с п р е д с т а в л е н и я м и д р у г и х .
Я сегодня, я завтра.
Развитие позитивных представлений участников об их личном будущем, убеждения, что человек способен влиять на свое будущее. Обобщение полученного опыта, снижение тревожности.
Самопознание

Знакомство

с

собой.
Роль психологии как науки, история ее возникновения, отрасли психологии. Формирование понятия учащихся о том, что узнать себя помогает наука психология. Расширение интереса к самопознанию и самосовершенствованию.


Образ нашего «Я».
Расширение и углубление знаний учащихся о себе. Знакомство учащихся с понятием образ «Я». Образ «Я» – совокупность представлений о себе, о своих внешних и в н у т р е н н и х к а ч е с т в а х .


Наше физическое «Я».
Расширение и углубление знаний учащихся о себе и своем физическом «Я». «Я» физическое – знание своих физических данных. Развитие у детей интереса и с т р е м л е н и я к с а м о п о з н а н и ю и с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и ю .



Я и окружающие.
Расширение и углубление знаний учащихся о себе и об окружающих (семья, друзья, знакомые). Ознакомление с разнообразием социальных ролей человека.
Как мы воспринимаем окружающий мир.
Понятия «ощущение» и «восприятие». Иллюзия как особенность восприятия. «Система восприятия», «типы системы восприятия». Три основных канала восприятия: система А (видеть) – восприятие информации через зрение; система Б (слышать) – восприятие информации через слух; система В (ощущать) – восприятие информации через ощущения тела. Характерные особенности каждой системы.
Как использовать наши сильные и слабые стороны.
Осознание участниками своих сильных и слабых сторон в восприятии информации. У каждого человека развиты все систе мы восприятия информации, но одна из них является преобладающей. Способы определения ведущей системы восприятия: анализ речи человека; наблюдение за движением глаз, когда человек что-то вспоминает; беседа с человеком. Обучение участников приемам эффективного в о с п р и я т и я и н ф о р м а ц и и .
Как мы думаем.
Знакомство учащихся с психологическим понятием «мышление». Знакомство участников с основными операциями мышления: классификация, сравнение, обобщение, синтез, анализ, абстрагирование, понятие. Уроки-практикумы по развитию основных операций м ы ш л е н и я у у ч а щ и х с я .
Внимание,

внимание!
Расширение представления учащихся о понятии «внимание». Особенности внимания. Виды внимания (произвольное и непроизвольное внимание). Связь между развитым вниманием и успешностью обучения, развитие внимания.
О

богине

Мнемозине.
Расширение представления учащихся о психологическом понятии «память». Значение памяти в жизни человека. Связь между развитой памятью и успешностью обучения. Секреты нашей памяти: концентрация внимания, заинтересованность, понимание. Формы памяти: непроизвольная и произвольная. Техника запоминания. Упражнения для р а з в и т и я п а м я т и .
Наше

воображение
. Расширение представления учащихся о психологическом понятии «воображение». Плоды воображения – мечты, фантазии, грезы, сны. Воображение – основа творчества. Рекомендации и упражнения по использованию и развитию воображения.
Мир эмоций.
Расширение представлений учащихся о психологических понятиях «чувства» и «эмоции». Богатство эмоционального мира человека. Учить детей конструктивно реагировать на негативные эмоции партнеров. Развивать навыки регуляции своих чувств и эмоций. Ч у в с т в а , э м о ц и и и н а с т р о е н и е . П р и е м ы п о в ы ш е н и я н а с т р о е н и я .
Наш темперамент.
Темперамент – особенности нервной системы человека. Особенность мозга в обработке информации: подвижность, сила, уравновешенность нервных процессов. Виды темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Основные характеристики темпераментов, положительные и отрицательные стороны. Диагностика темперамента учащихся.
Мой характер.
Характер – совокупность индивидуальных качеств (черт) человека. Основные черты характера: настойчивость, решительность, чуткость, смелость, вежливость и др. Связь характера с темпераментом человека. Воля и самостоятельность как черта характера.
Мои потребности.
Понятие «потребности». Виды потребностей: физические (еда, питье, воздух, жилье, продолжение рода и т.д.), социальные (общение, безопасность, уважение и т.д.), духовные (в вере, в познании, в учении, в поиске нового и т.д) связь потребностей, интересов, ц е н н о с т е й ж и з н и .
Мои способности.
Понятие «способности». Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей. Общие (учебные) способности. Специальные способности. Изучение своих способностей. Необходимость р а з в и т и я с п о с о б н о с т е й .
Богатства

личности.
Актуализация знаний учащихся об основных характеристиках человека, психических процессах и их особенностях. Анализ богатства Я-концепции человека.
Курс «Я управляю собой» ( VI -VII класс)


Задачи курса:
 Формирование навыков познания себя, своих сильных сторон.  Развитие у учащихся чувства собственного достоинства и собственной ценности.  Развитие способности преодолевать неуверенность и страх.  Учить детей успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности.  Формирование у учащихся важнейших жизненных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе.  Формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими.  Формирование навыков саморегуляции.  Развитие навыков прогнозирования своего поведения.
Учебный план курса «Я управляю собой»



Название темы
К-во
Часо
1 Введение Давайте познакомимся 1 2 Создание группы, установление правил 1 3 Здравствуй, четвертый класс! 1 4 Находим друзей 1 5 Узнай свою школу 1 6 Тест исследования самооценки «Лесенка» 1 7 Я-нужен 1 8 Я мечтаю 1 9 Я – это мои цели 1 10-11 Диагностика тревожности ученика 2 12 Корректурная проба 2 13 Диагностика словесно – логического мышления 1 14-16 Работа с негативными переживаниями 3 17-19 Диагностика зрительной памяти 3 20 Кто вы? 1
Итого
20

Литература
 Алиева, М.А., Я сам строю свою жизнь. / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова и др.: под ред. Е.Г.Трошихиной. – СПб.: Речь, 2001. – 216 с.  Белановская, О.В. Психология личности: Учебное пособие / О.В.Белановская; науч. ред. Ю.Н.Карандашев, Т.В.Сенько. – Мн.: БГПУ им. М.Танка. 2001.-226с.  Васильев, Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов / Н.Н.Васильев. – СПб.: Речь, 2002. – 174с.  Вачков, И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие / И.В.Вачков. – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.  Джонсон, Д.У. Тренинг общения и развития / Д.У.Джонсон. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. – 248с.  Дерманова, И.Б. Психологический практикум. Межличностные отношения: методические рекомендации / И.Б.Дерманова, Е.В.Сидоренко. – СПб.: Издательство «Речь», 2001.40с.  Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов / М.И.Еникеев. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА*М, 2000.-624с.  Как определить и развить способности ребенка. СПб.: «РЕСПЕКС», 1996., 432с.  Колбик, Е.Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе / Е.Г.Колбик. – М.: Генезис, 2003, -122 с.).  Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для шк. психологов / Л.С.Колмогорова. – Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 360с.  Коломинский, Я.Л. Человек: психология; кн. для учащихся ст. классов / Я.Л.Коломинский. – 2-е изд., доп. – М: Просвещение, 1986. – 223с.  Крейз, Р. Релаксация / Р.Крейз. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 256с.  Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / А.Г.Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.  Микляева, А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 110 с.  Микляева, А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии (8 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 119 с.  Микляева, А.В. Я – подросток. Я среди людей.. Программа уроков психологии (9 класс) / А.В.Микляева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 118 с.  Немов, Р.С. Практическая психология / Р.С.Немов: – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1999. – 320 с.  Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М.Никольская, Р.М.Грановская. – СПб.: Речь, 2001.- 507 с.  Орлова, Л.В. Развитие психологической культуры школьника: учебно-методическое пособие для студентов, изучающих психологию и практических психологов школ /
Л.В.Орлова; под ред. Я.Л. Коломинского. – Мозырь: Издательство «Белый ветер», 2000. – 144 с.  Панкратов, В.Н. Саморегуляция психического здоровья: практическое руководство / В.Н.Панкратов. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 352 с.  Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии. 2-е изд., доп. и перераб. / А.В.Петровский. – М.: Педагогика, 1983. – 224с.  Подхватилин, Н.В. Психокоррекционная профилактика п од р о с т ко в о й наркозависимости: Практичекое руководство к проведению тренинга для школьных психологов, педагогов, социальных работников / Н.В.Подхватилин. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.  Попова, М.В. Психология как учебный предмет в школе: учеб.-метод. пособие / М.В.Попова. – МС.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
МБОУ «Саглынская СОШ Овюрского кожууна Республики Тыва»

Рабочая программа

по психологическому развитию учащихся

4-7 классов на 2015-2016 учебный год.

Разработала программа педагог – психолог: Донгак С.В.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!