Автор: Ынаалай Саида Монгун-Ооловна Должность: заведующая сельской библиотеки Учебное заведение: Булун - Бажинской сельской модельной библиотеки МБУК ЦБС Эрзинского района Республики Тыва Населённый пункт: Республика Тыва Эрзинский район с. Булун - Бажы Наименование материала: Методическая разработка Тема: Исследовательская работа "Моя родословная" Раздел: среднее образование
МБУК
ЦКБ
Эрзинского
района
Исследовательская
работа
«
Моя
Родословная
»
Выполнила
:
Саая
Алдын
-
Чечек
Леонидовна
Ученица
10
класса
МБОУ
Саглынской
СОШ
.
Руководитель
:
Ынаалай
Саида
Монгун
-
ооловна
Заведующая
библиотеки
с
.
Булун
-
бажы
Саглы
– 2012
г
.
Содержание
Введение
1. Что такое родословная?
2. Обзор литературы
3. Мои предки
4. Результаты и обсуждения
Заключение
Список литературы
Введение
Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость,
необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и
постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего
рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания
бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно
рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до
третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?
К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего
рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек,
дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в
жизненном цикле.
Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о моей родословной.
Изучение родословной по линии моих родителей, что и является целью нашей работы.
Для достижения цели, нами были определены следующие задачи;
1.
Проследить генеалогию семьи Саая, обобщить полученные данные.
2.
Работа была написана на основе воспоминаний моих родственников, а также
большого количества фото и документов.
Актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из
наиболее значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
Родословное дерево человечества изучалось всегда, но знакомство с ним происходило в
старших классах. С учетом этого и была выбрана тема исследования «Моя родословная».
Объект исследования – мои предки
Предметом исследования является родословная моей семьи.
Целью исследования - создание генеалогического дерева каждого члена семьи, в форме
семейной книги. Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения
следующих задач:
- определить понятийный аппарат используемых терминов;
- познакомиться с историей создания и развития семьи;
- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие потомков.
1.
Что такое родословная?
Род, семья, дети и родители. Все наши родственные связи напоминают огромное дерево,
или, по крайней мере, ветвистый куст. И не прав тот, что говорит, что у него мало
родственников. Это маловероятно, почти невозможно. Просто он, скорее всего, не знает
свою родословную . А ведь может так оказаться, что он тот самый потомок древнерусского
князя, которому завещали 50 Га или сундук с золотом.
Составить родословную сейчас стремятся все больше и больше людей. Они либо сами
тратят уйму времени на то, чтобы перелистать древние архивы в совсем не близкой
областной
библиотеке.
Либо
отдают
баснословные
деньги
специалистам,
которые
в
короткий срок предоставят вам всю имеющуюся информацию, хранящуюся под толстым
слоем времени. И дело ведь не в золоте. Мало кто из составителей задается именно этой
целью,
хотя
эта
версия
и
достаточно
привлекательна,
а
потому
имеет
право
на
существование.
Для начала мы немного расскажем Вам о многогранности, которая заложена в понятие
родословия. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова дает понятию родословие
такое определение: «преемство поколений или систематический перечень поколений
одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, генеалогия». Близкое к
родословию понятие «генеалогия» (с греч. genealogia - родословная) в том же словаре
определяется как «родословная или история рода», а также как «вспомогательная
историческая дисциплина, изучающая родословные». Итак, мы определились, что оба
интересующих нас понятия: «родословие» и «генеалогия», близки, по сути. В дальнейшем
на страницах пособия мы будем употреблять оба этих понятия. Необходимо отметить, что
родословие соблюдалось нашими предками не просто так, оно было исторически
обосновано. Начнем с того, что вспомним, первую Главную книгу человечества – Библию.
Библия рассказывает нам о происхождении и родстве всех многочисленных народов,
населяющих Землю. По традиции наш род ведется от предка мужского пола, и новые ветви
в родословной начинаются также по мужской линии. Если поднять архивы, то мы увидим,
что крайне редко к именам мужчин присоединяли имена жен и писали какие-либо краткие
сведения о них. Эта патриархальная традиция досталась нам в наследство от далеких
предков, когда роль женщины в семье и в обществе считалась менее значимой, чем роль
добытчика, главы семьи - мужчины.
1.
Обзор литературы
При составлении родословной пользуются специальными символами. Полученные
сведения вносят в генеалогические таблицы в виде графической схемы с условными
обозначениями.
Таблицы
снабжены
приложениями
с
подробными
описаниями
каждого члена родословной. Система условных обозначений была предложена в
1931 году Г. Юстом
Пол
обозначается
значком:
квадратом
–
мужской,
кружком
–
женский.
Символическое
изображение
здоровья
или
болезней
на
родословной
помогает
яснее
представить
генетическую
информацию,
чем
письменное
перечисление
родственников.
Если в семье встречается один и тот же признак несколько раз, то в этом случае
можно предполагать наследственную природу заболевания или семейный характер
патологии.
Составление
родословной
и
ее
графическое
изображение
будет
полным
и
объектным,
если
составляется
по
определенному
порядку,
что
помогает
не
пропустить
важные
сведения
об
исследуемом
заболевании.
Этот
порядок
желательно соблюдать постоянно. Можно наметить следующие этапы графического
изображения родословной.
1.
Сбор
данных.
Лицо,
имеющее
заболевание
или
подвергшееся
первым
обследованию
считается
пробандом.
На
родословной
его
обозначают
стрелкой.
Обозначение
абортов,
мертворождений,
выкидышей
и
других
признаков имеет другие знаки.
Обозначения братьев и сестер пробанда располагаются на одной линии с
пробандом, в порядке их рождения и объединяют их общей чертой и одной
вертикальной линией.
2.
Поколения в родословной нумеруется
слева римскими
цифрами, а члены
одного поколения – арабскими цифрами.
3.
Значки
супругов
соединяются
одной
линией
или
двойной
при
наличии
родственного брака.
4.
Эффективность составления родословной будет выше , если самого начала
принять порядок сбора данных ,например, с материнской линии . а затем по
отцовской или наоборот , придерживаться его в дальнейшем.
Суммируя ступени сбора информации для составления родословной, можно
выделить 4 последовательных
этапов сбора и представления полученных
данных.
Сбор
сведений
по
отцовской
линии
пробанда
видеться
по
аналогичной методике.
4.Мои предки
Своих дедушек и бабушек моя мама помнит уже плохо, тем более что умерли
они тогда, когда она была маленькой. Запомнила она только немногие черты их
лиц.
Мой дедушка, отец моей мамы Саая Томур-оол Хунажыкович старший сын
Хунажык Ильгин-ооловича и Адайлык Комбуевны. А потом в их семье родился
следующий сын -Базыр-Сат Хунажыкович (1943 г.), дальше Дамчай Х.(1946 г.),
Девер-оол Х.(1947 г.), Севилбаа Х.(1948 г.), Серин Х.(? г.), Анна Х.(1950 г.), и самая
младшая Зоя Х.(1952 г.). Мой дедушка родился в 1930 году в селе Саглы. Когда
ему было 21 год он женился на Арие Дувектээровне. В их семье было девять
детей, из них пятеро мальчиков и четверо девочек. В 1953 году родился самый
старший в семье сын Саая Алдын-оол . Он женился на Полине Калдар-ооловне, у
них было двое детей: дочь Анай-Хаак в настоящее время живет и работает в
городе Чадан хирургом.
После Алдын-оола у них родилась дочь Татьяна. Она самая любимая,
обожаемая вторая мама всех племянниц и племянников.
Третий сын Виктор Саая женился на учительнице начальных классов Дине
Хорешовне Ооржак. Старшая дочь по стопам матери тоже стала учительницей
начальных классов МБОУ «Саглынской общеобразовательной школы». Второй
сын Сайын – Маадыр окончил ФГБОУ СПО «Автомобильно – дорожный техникум»
г. Кызыла, и отслужил в армии. Младший сын Белекей студент 5 курса ФГБОУ ВПО
Тувинского государственного университета. Его жена работает врачом. У них
растет прекрасная дочка Аюша , которая ей 2 годика.
Четвертый ребенок в семье Томур – оола и Арии умер, когда ей было 1,5 годика..
В 1962 году родилась пятая дочка , Оксана . В настоящее время она Глава КФХ. У
нее есть дочь Арияна, которая учится на Тувинском государственном
университете в 5 курсе естественно – географического факультета.
Шолбан был шестым ребенком в семье. Он был подчинненым учителем
информатики, и предан до конца своих дней. Умер в 2003 году.
В 1969 году родился седьмой сын Омак . Он женился на Саая Хаяа Начын –
Бораевне , которая работает воспитателем детском саду «Челээш». Они
воспитывают двух сыновей , Шолбан и Чаян. Шолбан студент ФГБОУ СПО училище
олимпийского резерва, а Чаян ученик 9 класса МБОУ «Саглынская СОШ». Они оба
борцы.
Моя мама родилась восьмым ребенком в этой большой дружной семье. Она
родилась 5 августа 1971 года , под знаком зодиака – лев. В 1997 году родилась я.
У мамы я единственная и любимая.
Самый младший сын Экер – оол . Он в детстве был распушенным ребенком своих
родителей. Спутницей жизни стала Любовь Михайловна Кыргыс. В настоящее
время они живут далеко от близких на Тоджинском кожууне с . Тоора – Хем.
4
Результаты и обсуждения.
Своими дедушками и бабушками я горжусь, так как они наставники и
трудолюбивые своей работе.
Саая Томур – оол Хунажыкович – Ветеран труда, «Лучший чабан АССР».
Саая Девер – оол Хунажыкович – Ветеран труда , «Лучший чабан АССР».
Саая Дамчай Хунажыкович – «Учитель отличник просвещения», «Куш ажылга
шылгарал» деп медаль, «100 юбилей В.И.Ленина» -медаль», «Ветеран труда».
Саая Севилбаа Хунажыковна – «Ветеран труда», «Отличник народного
образования», «Значок ЦК ВЛСКА».
Саая Зоя Хунажыковна - «Учитель почетный работник общего образования РФ»,
«Ветеран труда».
Саая Анна Хунажыковна – «Ветеран труда».
Саая Анна Базыр – Сатовна – «Первый шофер» в Овюрском кожууне среди
женщин.
Саая Оксана Томур – ооловна – Глава КФХ, «Тысячник животновод».
Заключение
Наша семья дружная и крепкая. Мы часто встречаемся, помогаем друг другу, и очень
счастливы вместе. У нас есть свои устоявшиеся традиции. Дни рождения мы встречаем с
конкурсами, играми, призами. Подарки готовим с вечера, чтобы именинник, открыв глаза,
сразу увидел желаемое.. А в новогоднюю ночь, как только часы пробьют 12, на пороге
обнаруживается огромный мешок с подарками для всех. Новый год мы отмечаем вместе с
бабушками у нас дома. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается
просмотр подарков. Еще одна традиция - поездки на аржаан летом. Мы очень любим,
когда мама читает нам интересные книги. Такие вечера бывают очень приятными. По ходу
дела мы обсуждаем прочитанное, это так интересно. Мы постоянно ходим в гости к
бабушкам. Традиций в нашей семье много, кое-что пытаемся перенять от старших
поколений. Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я
и кто я. Моя семья – это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших
родственников. Но я знаю, что когда-нибудь через много-много лет они встретят меня в
том, другом мире. И я скажу, что история нашей семьи и ее традиции хранятся у моих
детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.
Список литературы
Домашние архивы, воспоминания родных, собственные воспоминания и другие подобные
источники.