Особенности формирования пространственных отношений у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Савосткина Екатерина Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Золотой петушок" Населённый пункт: город Тамбов Наименование материала: статья Тема: Особенности формирования пространственных отношений у детей с общим недоразвитием речи Раздел: дошкольное образование
Савосткина Екатерина Николаевна
учитель –логопед МБДОУ «Детский сад № 28 «Золотой петушок» г. Тамбов
Особенности формирования пространственных отношений у детей с
общим недоразвитием речи
В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается
особая
роль
пространственных
восприятий,
представлений
и
умений
ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности
дошкольников
с
общим
недоразвитием
речи
(ОНР).
Пространственное
восприятие
является
одной
из
базовых
функций.
А
при
любой
форме
дизонтогенеза отмечается недостаточность этого психического процесса. Так
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с
дизартрией
не
сформировано
адекватное
восприятие
расположения
предметов в пространстве, нарушен процесс отражения пространственного
положения
предметов,
не
сформированы
соотнесение
с
образцом
и
копирование. Пространственные представления играют большую роль во
взаимодействии
человека
с
окружающей
средой,
являясь
необходимым
условием ориентировки в ней человека. Как отмечал П. Ф. Jleсгафт, каждая
сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и
умения справляться с этими соотношениями. [1]
Формирование у ребенка пространственных представлений повышает
результативность и качество его познавательной и речевой деятельности.
Данный вопрос очень важен, так как дети данной категории испытывают
многочисленные
трудности
при
создании
пространственных
образов
и
оперировании
ими.
Данное
умение
является
необходимым
условием
социального
бытия
человека,
формой
отражения
окружающего
мира,
условием успешного познания и активного преобразования действительно-
сти. Свободное оперирование пространственными образами является тем
фундаментальным
умением,
которое
объединяет
разные
виды
учебной
и
трудовой
деятельности.
Важна
роль
пространственных
восприятий,
представлений
в
освоении
дошкольниками
изобразительных
и
конструктивных умений. Овладение в период дошкольного детства такими
способами пространственной ориентации, как ориентировка «по схеме тела»,
«по
схеме
предметов»,
по
направлениям
пространства
«от
себя»
и
с
изменением точки отсчета (т.е. от любых предметов), служит первоосновой
для успешного усвоения в школе элементов геометрии, элементарных знаний
о геометрическом пространстве.
Освоение специальных слов и грамматических форм, обозначающих
пространственные
признаки
-
немаловажный
этап
в
освоении
детьми
пространства. Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи
дошкольника, но подлинно пространственное содержание нередко скрыто от
ребенка.
Часто
шестилетние
дети
не
понимают
смыслового
значения
употребляемых
ими
терминов.
Освоение
пространственного
словаря
в
дошкольном
возрасте
надо
рассматривать
в
единстве
с
развитием
пространственных восприятий, представлений и ориентировок детей, оно
должно опираться на прочную основу. Словарь пространственных терминов
ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях.
Особенно
следует
подчеркнуть
необходимость
формирования
пространственных представлений для подготовки дошкольников к обучению
в школе. Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради,
умение
видеть
расположение
знаков
на
листе
бумаги
-
специфические
требования,
предъявляемые
первокласснику
в
процессе
учебной
деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без
понимания
пространственных
направлений,
отношений
и
расстояний
невозможно усвоение детьми программы 1 класса. Недостаточный уровень
их развития обнаруживается на уроках письма, чтения, математики, труда,
физкультуры и рисования.
Развитие
пространственных
восприятий
начинает
формироваться
у
ребенка
постепенно.
Самым
первым
и
главным
этапом
в
структуре
формирования
пространственных
представлений
является
восприятие
ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и
расслабления
мышц,
ощущения
от
взаимодействия
тела
с
внешним
пространством, а также от взаимодействия ребенка с взрослыми.
Формирование
пространственных
представлений
является
одним
из
важнейших
разделов
умственного
воспитания
детей
с
ОНР.
Знания
о
пространстве,
пространственная
ориентировка
развиваются
в
условиях
разнообразных видов деятельности дошкольников: в играх, наблюдениях,
трудовых процессах, в рисовании и конструировании.
В
процессе
логопедической
работы
с
дошкольниками
необходимо
учитывать
о собенно сти
и
по следовательно сть
ф о рм и р о ва н и я
пространственного
восприятия,
пространственных
представлений
в
онтогенезе, временных ориентировок.
Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос
имеет
существенное
значение,
так
как
недостаточная
сформированное
пространственных
представлений
с
большой
вероятностью
скажется
у
дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на
процессе формирования навыка чтения и письма.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не
используют
в
своей
речи
предлоги,
обозначающие
пространственные
взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует
предлог над-. Дошкольники, а иногда и младшие школьники, в устной речи
затрудняются в дифференциации предлогов к - у, в - на (к дому
- у дома, в столе - на столе). Нередко дети этой категории смешивают
предлоги перед - после - за. Например: «Шкаф стоит после стула». «Лето
бывает перед весной, а осень после зимы».
Дошкольники
испытывают
трудности
при
и с п ол ь зо ва н и и
прилагательных
широкий-узкий,
толстый-тонкий.
Эти
прилагательные
заменяются обозначениями «большой» или «маленький».
В
дальнейшем
при
овладении
навыком
письма
перечисленные
трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу
которой
составляют
недостаточность
или
запаздывание
формирования
«схемы тела». В последствии это найдет своё проявление в затруднениях при
ориентировки
в
схеме
тетрадного
листа.
Например,
при
оформлении
письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться авто-
матизма
при
выполнении
стандартных
требований
к
их
оформлению:
пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами,
выделение
«красной
строки»,
соблюдение
«полей»
тетрадного
листа,
оформления
работы
«в
два-три
столбика»,
равномерного
заполнения
тетрадного листа текстом.
Способность
дошкольника
давать
словесную
характеристику
пространственной
ситуации
зависит
от
степени
усвоения
обобщенного
способа анализа предметно-пространственного окружения. Дети не всегда
пользуются
словарным
запасом,
в
котором
имеются
необходимые
пространственные
обозначения.
При
выполнении
конкретных
заданий
ребенок как бы перебирает сначала все известные и более привычные для
него варианты обозначений. Прежде чем с помощью наводящих вопросов
взрослого находит правильный ответ. Это наблюдается у детей с ОНР не
только дошкольного, но и младшего школьного возраста. Они обусловлены
уровнем
подготовки
детей
и
развитием
у
них
пространственных
представлений. Работа над словарным запасом способствует более полному
восприятию
пространственных
отношений
и
освоению
навыков
пространственной ориентации.
При формирования у детей с ОНР пространственных представлений
необходимо обратить внимание на роль игровых, занимательных упражнений
с использованием различного дидактического материала.
Для
формирования
пространственных
представлений
и
понятий
у
дошкольников
с
речевыми
нарушениями
большое
значение
имеет
коррекционно-развивающая среда, предполагающая комплексное психолого-
педагогическое
воздействие
и
интеграцию
различных
видов
детской
деятельности:
на логопедических занятиях (динамические упражнения, пальчиковая
гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные
игры и т.д.);
вне занятий (игра, прогулка, массаж, режимные моменты:, умывание,
закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.);
в
других
видах
деятельности
(конструирование,
изобразительная
деятельность,
физкультурные
и
музыкальные
занятия);
в
совместной
с
родителями
деятельности.
Такая
среда
позволяет
корректировать
и
закреплять
умения
практически
дифференцировать
пространственные
отношения в различных ситуациях и обобщать результаты дифференцировки
с помощью соответствующей терминологии.
Система,
отражающая
категории
пространства,
имеет
сложное
строение,
поэтому
формирование
пространственных
представлений
и
понятий у дошкольников начинаем с более низкого уровня: дети не смогут
понять и усвоить пространственные отношения более высокого порядка, если
не овладеют их азами. В связи с этим пространственные отношения развива-
ются у детей поэтапного.
Трудно переоценить значение умения ориентироваться в пространстве.
Сформированное
пространственных
представлений
характеризует
общее
развитие дошкольника и его готовность к обучению в школе, что является
одной
из
важнейших
задач
обучения
и
воспитания
детей
дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи, обеспечивает целостное гармоничное
развитие детей.
Литература
1. Говорова Р., Дьяченко О. Формирование пространственной ориентировки у
детей // Дошкольное воспитание. -1975. - № 9.
Мусейибова Т.А. Генезис отражения пространства и пространственных
ориентации у детей дошкольного возраста // Теория и методика развития
элементарных математических
2.
представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV- VI,-
СПб., 1994.
3.
Мусейибова Т.А. Дидактические игры в системе обучения детей
пространственным ориентировкам // Теория и методика развития
элементарных математических представлений у дошкольников:
Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -СПб., 1994.
4.
Степаненкова Э.Я. К вопросу о формировании пространственных
ориентировок у детей 5-6 лет в подвижных играх и упражнениях //
Теория и методика развития элементарных математических
представлений у дошкольников: Хрестоматия в 6 частях. Ч. IV-VI. -
СПб., 1994.