Автор: Федотова Надежда Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ "Ярская школа-интернат" Населённый пункт: Удмуртская Республика посёлок Яр Наименование материала: методическая разработка Тема: Учебный план Раздел: среднее профессиональное
Учебный план
Раздел
Кол-во часов
Контрольно-
измерительный
материал
(количество на
раздел)
Количество уроков
Экскурсии
Т
П
К
Экология
11
2
4
5
ОБЖ
10
3
2
5
Здоровье
9
3
3
3
Итоговые занятия
4
Календарно-тематический план по программе
«Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни».
№
Зан.
Дата
Направление
Тема занятия
Основные
предметные знания
(базовые понятия
по темам), словарь
Деятельность
учащихся на занятии.
Коррекционная работа
Iчетверть 9ч.
1
Экология
Почему мы часто слышим слово
экология?
Экология, эколог.
Участие в беседе,
практической
деятельности.
Коррекция устной речи,
восприятия, запоминания.
2
Путешествия по страницам
журналов о природе.
Экология.
Участие в беседе,
практической
деятельности.
Коррекция устной речи,
восприятия, запоминания.
3
Природа родного края.
Родной край.
Участие в беседе,
работа с презентацией.
Коррекция поведения
обучающихся в различных
ситуациях; развитие
нравственного и
эстетического сознания.
4
ОБЖ
Берегись автомобиля!
ПДД, правила
пешехода, тротуар,
пешеходная дорожка.
Участие в беседе по
фильму, в
ситуационных играх.
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия. формирование
нормативных моделей
поведения
5
Запомнить нужно твердо нам,
пожар не возникает сам.
Правила пожарной
безопасности.
Участие в беседе, в
ситуационных играх
Коррекция концентрации
внимания; формирование
нормативных моделей
поведения
6
Домашние опасности.
Правила безопасного
поведения дома.
Электроприборы.
Участие в беседе,
анализе ситуаций,
отгадывание загадок
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление,
7
Здоровье
Для чего нужен режим дня.
Полезные привычки
Участие в беседе, в
ситуационных играх.
Коррекция внимания, речи,
мышления, развитие
навыков осознанного
запоминания
8
Советы «доктора Воды». Уход за
руками и ногами .
Правила. Предметы и
средства личной
гигиены
Участие в беседе, в
ситуационных играх,
отгадывание
сканворда.
Коррекция внимания, речи;
развитие навыков
осознанного запоминания.
9
Контрольный срез
Выполнение
проверочной работы.
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление, навыков
самостоятельности через
выполнение проверочных
заданий
II четверть 7ч.
10
Экология
«
Красная книга – важная
книга. Охраняемые животные
и растения нашего края».
Красная книга.
Участие в беседе,
игровых ситуациях.
Коррекция зрительного,
слухового восприятия,
памяти,устной речи.
11
Лекарственные растения родного
края. Игра: «Экологическая
викторина».
Экология, викторина.
Подснежник,
купальница
Участие в беседе, игре.
Коррекция речи, слухового
восприятия, памяти.
12
ОБЖ
Что вокруг нас может быть
опасным?
Опасные вещи,
электричество, газ,
номера служб
спасения.
Участие в беседе,
игровых ситуациях.
Коррекция зрительного,
слухового восприятия,
памяти,у стной речи.
13
Лесные опасности.
Безопасность
человека в лесу.
Участие в беседе,
отгадывание ребуса
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия
14
Здоровье
Как сохранить зрение, слух
Правила личной
гигиены
Участие в беседе,
практической
деятельности
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, формирование
нормативных моделей
поведения
15
Забота о коже
Правила личной
гигиены
Участие в беседе, в
анализе ситуаций,
практ деят.-ть
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, осознанного
запоминания
16
Контрольный срез
Выполнение
проверочной работы.
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление, навыков
самостоятельности через
выполнение проверочных
заданий
III четверть 10ч.
17
Экология
Правила поведения в природе.
Экология
Участие в беседе,
практической
деятельности.
Коррекция речи, слухового
восприятия, памяти.
18
Экологическая игра «Лукошко
грибника»
Лукошко, ядовитые.
Участие в беседе,
практической
деятельности.
Коррекция слухового и
зрительного восприятия,
запоминания.
19
Сюрпризы лесной полянки
Сюрприз, грибы
съедобные и
несъедобные.
Участие в беседе,
игровых ситуациях,
практикуме.
Развитие навыков
осознанного
запоминания; коррекция
зрительного и слухового
восприятия, мышления.
20
ОБЖ
Инфекционные болезни.
Инфекции,
источники,
профилактика
Участие в беседе,
анализ ситуаций
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, формирование
нормативных моделей
поведения
21
Как уберечься от переломов,
ушибов, порезов.
Правила
безопасности
Участие в беседе, в
анализе ситуаций,
практической
деятельности
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, формирование
нормативных моделей
поведения
22
Правила дорожные знать
каждому положено
Безопасность
человека
Участие в анализе
ситуаций, отгадывание
загадок
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, формирование
нормативных моделей
поведения
23
Здоровье
Из чего я состою.
Организм, строение
человека.
Участие в беседе,
анализе ситуаций,
отгадывание загадок
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление
24
Здоровое питание - здоровая
жизнь.
Полезные привычки
Участие в беседе,
анализе слайдов,
отгадывание загадок
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление
25
Подвижные игры
Правила игры
«Охотники и утки»
Игровая деятельность
Коррекция двигательных
навыков, быстроты реакции,
внимания, эмоц. волевой
сферы.
26
Контрольный срез
Выполнение
проверочной работы.
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление, навыков
самостоятельности через
выполнение проверочных
заданий
IVчетверть -8 ч.
27
Экология
Пернатые друзья.
Пернатые,
зимующие,
перелётные.
Участие в конкурсной
программе.
Коррекция эмоционально-
волевой сферы, слухового и
зрительного восприятия.
28
Игра: «В гостях у главного
лесничего».
Лесничий.
Участие в игровой
программе.
Коррекция восприятия,
мышления.
29
Растения родного края.
Первоцветы.
Деревья. Кустарники.
Участие в беседе,
игровых ситуациях,
практикуме.
Развитие навыков
осознанного
запоминания; коррекция
зрительного и слухового
восприятия, мышления
30
ОБЖ
Какие опасности подстерегают
нас на улице
Безопасность
человека
Участие в беседе,
анализе ситуаций,
отгадывание ребуса
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, формирование
нормативных моделей
поведения
31
Правила безопасного поведения
на воде.
Безопасность
человека
Участие в беседе по
слайдам,
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
восприятия, формирование
нормативных моделей
поведения
32
Здоровье
Чтобы зубы были крепкими.
Правила ухода за
зубами
Участие в беседе по
слайдам,
Коррекция речи, памяти,
слухового и зрительного
практическая деят-ть
восприятия, осознанного
запоминания
33
Что я знаю об одежде, головных
уборах, обуви.
Полезные привычки
Участие в беседе,
анализе слайдов,
отгадывание загадок
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление
34
Контрольный срез
Выполнение
проверочной работы.
Развивать зрительное,
слуховое восприятие,
память, мышление, навыков
самостоятельности через
выполнение проверочных
заданий
Проверка знаний, умений и навыков по программе
«Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни».
1 четверть.
1.Что такое экология? Выберете правильный ответ.
Экология – это наш зелёный дом.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру.
Экология – это окружающий нас мир.
2. Кто такой эколог?
Эколог – это учёный, который оберегает всё, что растёт, и всех кто живёт в природе, от исчезновения.
Эколог - это человек, бережно относящийся к природе.
3. Что такое пожар? Поставьте «+» напротив правильного ответа.
а) пожар – это распространение огня, опасное для человека;
б) неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровья граждан, интересам общества и государства;
в) пожар – это горение, вышедшее из-под контроля человека и приносящее материальный ущерб;
г) горение, возникающее по вине человека и несущее опасность, ущерб и разрушение.
4.
Каковы основные причины пожара? Перечислите их.
5. Строгий распорядок дня, которому следуем в течение дня называется _____________________________________
6. Перечислите основные моменты режима дня:
_________________________________________________________________________________________________________________________
7. Отметь правильное расписание. На дверях столовой вывесили 2 расписания приёма пищи – одно из них правильное, а другое содержит
ошибки.
1 расписание (А) 2 расписание (Б)
Завтрак 8.00 9.00
Обед 13.00 15.00
Полдник 16.00 18.00
Ужин 19.00 21.00
8.Выберите правильный ответ.
-Тротуар и пешеходная дорожка – это переход с зеброй.
-Тротуар и пешеходная дорожка – это специально отведённые пути для ходьбы. Они отделены от проезжей части для того, чтобы обезопасить
пешеходов, оградить их от транспорта.
- Тротуар и пешеходная дорожка – это специальные пути, отведённые для передвижения транспорта, велосипедистов, мотоциклистов.
2 четверть.
1. Что символизирует красный цвет книги? Выберите ответ, запишите.
-опасность; сигнал тревоги, предупреждение;
- радость; восхищение; удивление;
- горе, слёзы; беда;
2.Что означают эти знаки?
3. Перечислите несъедобные ягоды и грибы ___________________________
4. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01
скорая помощь
02
служба газа
03 пожарная охрана
04 полиция.
5. Отметь, в каких случаях надо обязательно мыть руки:
А) После прогулки
Б) После посещения туалета
В) После того, как заправил постель
Г) После игры в баскетбол
Д) Перед посещением туалета
Е) Перед едой
Ж) Перед тем, как идёшь гулять
З) После игры с кошкой или собакой
6. 1.Объясни : «Личная гигиена» -это __________________________________________________
7. Выбери правильный ответ: 1.Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл
дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
А) Мыло Б) Мочалка В) Зубная щётка Г) Зубная паста Д) Полотенце для рук
Е) Полотенце для тела Ж) Тапочки З) Шампунь
8. Прочитай предложение и допиши по смыслу, используя слова для справок.
Освещение правильное, если:
Дневной свет падает на стол __________________ или ___________________.
Недостаток света _________________ для чтения.
При слабом дневном освещении включи __________________ электроосвещение.
Настольная лампа стоит __________________.
Слова для справок:
вреден; слева; прямо; дополнительное;
слева.
3 четверть.
1.Установи стрелками соответствие.
ОРГАНЫ
туловище
конечности
мозг
сердце
ЧАСТИ ТЕЛА
2. Значение продуктов питания для здоровья человека. Проведите стрелку к правильному ответ
ОВОЩИ - является строительным материалом для организма человека;
МЯСО - укрепляет кости, улучшает зрение, память;
РЫБА - богаты витаминами, улучшают пищеварение.
3. Выбери правильный ответ, как надо переходить улицу, если рядом нет светофора, подземного перехода, «зебры»?
а) убедиться, что рядом нет машин и быстро перебежать улицу;
б) посмотреть налево, дойти до середины проезжей части, посмотреть направо нет ли машин;
в) спокойно, не торопясь, перейти дорогу- водитель сам тебя увидит и остановится.
4. Переходя улицу необходимо быть:
а) сильным, смелым, стройным;
б) собранным, внимательным, осторожным;
в) умным, красивым, радостным;
5. Какие болезни называем инфекционными?
7.Поставь «+» после правильного ответа. Что нам помогает быть здоровыми?
А) Двигательный режим (подвижные игры, зарядка, занятия спортом….)
Б) плохое настроение;
В) соблюдение правил личной гигиены;
Г) правильное питание;
Д) просмотр телепередач;
Е) отказ от вредных привычек;
Ё) соблюдение режима дня.
8. Нарисуйте 4-5 знаков правил поведения в лесу.
4 четверть.
1. Любимым цветком и символом удмуртского народа является цветок_________________
2. Самое распространенное дерево Удмуртии? ______________________________________
3. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения, покажите стрелками:
Дуб
Рябина Деревья
Сосна
Осина кустарники
Сирень
Клевер травы
ромашка
4. Перечислите птиц, обитающих в наших краях ____________________
5. Какая птица подкидывает свои яйца в гнёзда других птиц
а) пингвин;
б) ворона;
в) кукушка.
6. Заполните памятку безопасного купания:
Купайтесь только под присмотром __________________________________.
Не купайся ________________ и ___________________________. Там могут быть опасные подводные течения.
Не купайтесь в ____________________ воде. От холода может свести судорогой ногу.
Купаться можно только в __________________ водоёмах. Купаться в загрязнённой воде опасно для здоровья.
Не заплывайте за ___________________________________________
(Слова-помощники: ограничительные знаки, чистых, взрослых, неизвестных, непредназначенных местах, холодной)
8. Определи назначение одежды, обуви и расставь стрелки.
Повседневная
Для занятия спортом, прогулок
Праздничная
Для школы, прогулок
Спортивная
Для дома
Домашняя
Для праздников, вечеринок
9. Выбери, что понадобится для стирки белья: таз, крем, холодная вода, тёплая вода, мыло туалетное, мыло хозяйственное