Автор: Уткина Елена Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №43 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: Кемерово, Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: Застенчивый ребёнок. Раздел: дошкольное образование
Застенчивый ребенок.
Четырехлетняя Лена робко жмется к ногам мамы, пока двое детей -
ее друзей - оживленно играют на площадке. “Ну что же ты,
подойди, это же твои знакомые, неужели забыла?” - уговаривает
Лену мама. Она тянет малышку за руку: “Олечка, Дима, примите
Лену в игру!”. “Давай с нами!”, - бросает через плечо пятилетний
Дима и продолжает строить шалаш из веточек. А Лена так и
остается стоять в сторонке, не решаясь принять участие в общем
деле.
Почему так бывает: одни детки бойкие и активные, а другие робкие
и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать
общительнее и раскованней? Если вы задаетесь этими вопросами,
помните: вместе с вами ответ на них ищут примерно пятая часть
всех родителей.
Природная предрасположенность
Еще в шестом веке до нашей эры Гиппократ выделил четыре типа
личности, которые мы позже стали называть темпераментами. В
пятидесятые годы ХХ века исследователи вновь вернулись к
изучению качеств человека, стойко сопровождающих его с раннего
детства и до старости. Самыми распространенными оказались
сдержанность и недостаток ее. Психолог Дером Каган описывает,
что сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня
после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и
нерешительностью. Такие дети склонны отступать или
раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться
незнакомых, искать убежища у матери. Согласно исследованиям,
около 20 % здоровых малышей легко возбуждаются от незнакомого
окружения и потом тяжело успокаиваются. Большая часть из них в
последствии становятся несмелыми, осторожными детьми.
Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого
ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот
сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или
спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.
Ошибки в воспитании
Наш консультант - детский психолог Галина Апостолова.
Глубинные причины застенчивости следует искать в раннем
детстве. Ощущение себя в возрасте до пяти лет является базой для
формирования внутреннего мира взрослого человека.
Застенчивость - прежде всего связана с низкой самооценкой,
которая проявляется в том, что малыш оценивает свои возможности
и способности ниже, чем они есть на самом деле. Психологи часто
трактуют застенчивость, как "склонность к уединению и
скрытность по причине неуверенности в себе", "неловкость в
присутствии других людей".
Свои страдания застенчивые дети переживают молча, не делясь с
окружающими, тем не менее, весь их внешний облик говорит: "Я -
застенчив". Застенчивость во внешнем поведении проявляется в
скованности и неловкости движений, в замкнутой
сосредоточенности лица ребенка. На физиологическом уровне -
даже в учащении пульса и дыхания.
Формированию этой черты могут способствовать:
ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является
причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от
эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою
очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;
излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость
проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются
ожидания отца и матери;
завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
которые часто является причиной его проблем в дальнейшей,
взрослой жизни.
Не сравнивайте своих детей с другими
Трехлетний Ваня гуляет с мамой на детской площадке. “Ну, иди же,
покатайся с горки”, - подталкивает его мама. Ваня нерешительно
направляется к горке, осторожно ставит ножку на первую ступеньку
и останавливается, озираясь на мать. “Я поймаю тебя внизу, не
бойся, посмотри: малыши не боятся, а ты боишься. Ну и трус!” - с
досадой произносит мама, пытаясь заставить сына забраться на
лестницу. “Что за наказание! Почему другие дети могут, а ты нет!” -
вздыхает она.
Если у вашей подруги сорванец-холерик, не спешите завидовать: у
этого малыша другой ритм развития, а у его мамы другие, не менее
серьезные проблемы с ним. Главная ваша задача - верить в ребенка
так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и “заразился”
вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь
известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
Наберитесь терпения. Дайте им время привыкнуть к новому
Стеснительная Леночка через неделю увлеченно играла с Олей и
Димой.
Ее маме просто надоели попытки вовлечь дочку в коллектив и она
оставила ребенка в покое. Лена привыкла к сверстникам, изучила
их характер, правила общения, любимые игры и незаметно для всех
стала принимать участие в совместных играх.
Торопить несмелого ребенка - значит вводить его в состояние
психологического давления, которого нежные и ранимые детки не
выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети
еще больше замыкаются, уходят в себя.
Увещевания и нотации не помогают
Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам
ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого
смысла. Говорить словами “здесь нет ничего страшного”
бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в
безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка,
мамина близость?
Ни в коем случае не давите!
Наша дочка, очень стеснительный ребенок, боялась многого. Новых
людей, незнакомых просторных помещений, громких звуков,
театра, клоунов в цирке, чужих квартир. Наши апелляции к
здравому смыслу ничего не давали.
Больше года наша Надя не ходила ни в цирк, ни в театр. За это
время она подросла, забыла прежние тревоги, заметно укрепилась
ее уверенность в себе. Затем мы пошли в кукольный театр. Куклы
были Надиными друзьями уже давно, и бояться их ей просто не
пришло в голову. Позже мы успешно посмотрели цирковое
представление, где выступали ее обожаемые зверушки, а со
временем с успехом “выдержали” игру “живых” актеров в детском
театре.
Застенчивому, робкому ребенку нужно дать время познакомится,
приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации,
будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира.
Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет
успокоиться.
Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей
В 3,5 года Саню отдали на занятия музыкой. Музыкальный, нежный
мальчик очень любил песенки, игры под музыку. Но в группе было
несколько непоседливых мальчишек. Они часто баловались и
мешали заниматься. Учительница время от времени делала им
замечания повышенным голосом. Вскоре Саня со слезами на глазах
отказался ходить на музыку. Ему казалось, что именно он виноват в
том, что учительница кричит, что именно им она и недовольна.
Мама Сани с пониманием отнеслась к этой проблеме и перевела
малыша в другую группу. Она поняла: если впечатлительный
малыш отказывается ходить на занятия, плох не ребенок, а его
преподаватель.
Повышенная требовательность родителей - опасна
Паша учится в первом классе. Его природная застенчивость,
излишняя требовательность матери, непонимание учительницы в
классе привели к тому, что мальчик стал заикаться при ответе у
доски.
По наблюдениям специалистов, именно в семьях, где лидером
является женщина, дети часто вырастают застенчивыми,
безвольными и безынициативными. В этом случае срабатывают
защитные механизмы поведения: не выдерживая жесткого и
пристального внимания к себе, в силу излишней чувствительности,
ребенок может, например, постоянно улыбаться. Улыбка не всегда
соответствует ситуации. Так было и с Пашей. Под пристальным
взглядом учительницы мальчик начинал нервно улыбаться.
Учительница воспринимала его улыбку как издевательскую
ухмылку, наказывая двойкой. Мама дома “добавляла” за плохую
оценку. Результат - заикание.
Так часто родителям приходится убеждаться на горьком опыте:
излишняя требовательность и строгость к детям с утонченной
душевной организацией приводит к прямо противоположному
эффекту.
Мама изменила свое поведение, и к сыну постепенно вернулось
чувство уверенности в себе, он избавился от страха плохих оценок
и внутренней зажатости, а с ними ушло и заикание
Застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом
Им особенно важна личная территория, возможность побыть в
одиночестве. Наедине с собой они не скучают, а играют,
адаптируясь и приспосабливаясь к сложным ситуациям,
осмысливают и переживают все, прежде случившееся.
Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. И именно с
помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и
общительнее. Сегодня никто бы не поверил, что наша дочка когда-
то была болезненно робким ребенком. Она легко общается, у нее
много подруг и друзей, она всегда жизнерадостна и спокойна. Как
произошло это превращение? Мы попали в детский сад, где
давление и принуждение не признавались методом воспитания.
Развивали и воспитывали там детей при помощи ритма и мелодии,
сказок и песен, рисунков и игр. Малыши переживали
переполняющие их чувства в совместном творчестве. А что
касается воображения и фантазии, Надюше здесь не было равных.
Она раззнакомилась с детьми, увидела, что есть множество вещей,
таких как лепка, рисование, сочинение сказок, которые она может
делать не хуже, а лучше других. Это укрепило ее веру в свои силы,
придало уверенности и спокойствия. Встречаясь в гостях с
незнакомыми детьми, она стала делиться с ними любимыми
сюжетами, учила “пальчиковым” играм, песенкам. Не проходило и
полчаса, как детвора уже дружно играла в придуманную Надей
игру.
Ничто так не объединяет людей, как общее дело, общие чувства
Для застенчивого малыша новый коллектив - большая проблема.
Мама восьмилетней Ксюши, которая тяжело привыкала к новой
школе, решила помочь дочке завести надежных друзей. Если они
отправлялись в театр или музей, то всегда приглашали с собой кого-
то из одноклассниц дочки. На день рождения, Новый год, Пасху и
другие праздники у них собиралась веселая детская компания,
устраивались конкурсы, игры, сладкий стол. Ксюша стала
чувствовать себя уверенно среди одноклассников, приобрела новых
подружек и позитивный опыт общения.
Позитивный опыт – лекарство от застенчивости
Нужно ли оберегать малыша от сложностей жизни, если рано или
поздно он все равно с ними столкнется?
Да, это неизбежно. Вопрос лишь в том, встретится ли он с ними
уверенным в себе, уравновешенным, не отягощенным комплексами
человеком, или запуганным неудачником, привыкшим к своей
“второсортности”.
Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать
условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям
важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность
самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно
не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов.
Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и
успехов окрыляет. Помогите вашему малышу!
Советы психолога