"Включение задач экологического воспитания в тематические блоки при работе с детьми с ОНР"
Автор: Цариева Наталья Вадимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 175" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: Консультация для воспитателей Тема: "Включение задач экологического воспитания в тематические блоки при работе с детьми с ОНР" Раздел: дошкольное образование
тематические блоки при работе с детьми с ОНР
Консультация
для
воспитателей
подготовила
воспитатель
МАДОУ
«Детский сад №175» Цариева Н.В.
2016 г.
Детский возраст является важным этапом в экологическом образовании
и
воспитании
детей.
Именно
в
это
время
формируются
экологические
представления, являющиеся основой систематических знаний о природной
среде и бережном к ней отношении.
Главная
цель
экологического
воспитания
-
формирование
начал
экологической культуры: правильное отношение ребенка к окружающей его
природе, к себе и людям как части природы.
Одним
из
видов
деятельности,
имеющих
место
в
экологическом
воспитании,
является
речевая
деятельность,
которая
включает
в
себя
вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоги; кроме того, это и обмен
впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова.
Одна из наиболее распространенных форм работы - беседа, которая
предваряет или завершает другие мероприятия экологического содержания. В
ходе беседы у дошкольников формируется убеждение о необходимости и
возможности оказания помощи природе, сохранение её красоты и богатства,
воспитание любви к ней.
Прежде чем начать работу, мы решили выяснить отношение детей
нашей группы к природе и её объектам. Наблюдая за детьми в различных
ситуациях,
отмечая
их
поведение
в
природе,
анализируя
высказывания,
сделали
вывод,
что
дети
по-разному
относятся
к
природе:
наличие
любопытства
у
одних
и
отсутствие
интереса
у
других,
активность
и
пассивность, агрессивность и милосердие. Это можно объяснить отсутствием
конкретных знаний, их бессистемностью.
В
ходе
наблюдений
мы
заметили,
что
дети
добрее
относятся
к
животным,
чем
к
растениям.
Видимо
причина
заключается
в
том,
что
животное
легче,
чем
растение
сравнить
с
собой,
наделив
его
разумом,
переживаниями, сходными со своими собственными (как бывает в сказках).
Перед нами встал вопрос, как подвести детей к пониманию того, что растения
и животные - живые существа. С этой целью было проведено занятие "
Живое - неживое". Чтобы дети различали эти понятия, мы уточнили признаки
живого организма: оно дышит, питается, размножается, растет и развивается,
двигается. Каждый признак сопровождался карточкой - символом.
Дети
с
легкостью
пришли
к
пониманию
того,
что
каждый
представитель животного мира, как и человек - живое существо. Некоторые
сомнения
возникли
у
детей
о
таких
признаках
живого
у
растений,
как
движение и размножение. Помня о том, что сомнение это путь к творчеству,
самостоятельности в мыслях и поступках детям было предложено не делать
выводов,
а
проверить
это
в
дальнейшей
деятельности.
В
результате
наблюдений, ухода за комнатными растениями, дети убедились, что растение
- живое, оно поворачивает листья к свету и в этом его движение, что из
отделённого
черенка
появляется
новое
растение,
что
оно
нуждается
в
определённых условиях.
В дальнейшем от детей мы слышали такие высказывания: " осторожно!
растению больно!", "его надо покормить!", " не лей много воды - цветок
заболеет
и
погибнет!".
А
карточки
-
символы
после
занятия
дети
использовали в своей игре. Используемый на занятиях по развитию речи
определённый набор тем в некоторой степени ограничивает возможности
широко
использовать
экологическую
тематику.
Однако
мы
попытались
адаптировать задачи экологического воспитания на готовый перечень тем.
Пересмотрев
эти
темы,
решили,
что
существует
реальная
возможность
включить вопросы экологического воспитания в большую из них часть.
Рассмотрим некоторые из этих тем. На занятии по теме "Человек" мы
закрепили знания детей о "живом и "неживом", познакомили с частями тела,
с органами чувств и их значением, подвели детей к мысли о том, как нужно к
ним относиться, т.е. закрепили санитарно - гигиенические умения и навыки
по
уходу
за
собой.
Понятия
о
том,
что
человек,
как
живое
существо,
нуждается в определённой среде обитания: чистом воздухе, воде убедились,
прочитав
одну
из
глав
книги
Успенского
"Отпуск
Крокодила
Гены".
Следующая
далее
тема "Продукты"
дала
возможность
сформировать
у
детей
представление
об
одной
из
жизненно
важных
потребностей
человеческого организма - питании, о зависимости жизни от внешней среды -
происхождении продуктов: не будет коровы - человек не получит молоко,
сметану, мясо; не будет курицы - не будет яиц; пересохнут реки и море -
рыбы; не будет лесов - не будет грибов и т.д. На этих примерах дети
убедились,
что,
охраняя
природу,
человек
сохраняет
себе
жизнь.
Была
проведена беседа о хлебе, дети узнали, с каким трудом появился хлеб на
нашем столе. После чего они предложили не выбрасывать хлебные крошки, а
отдавать их птицам. Марина принесла даже крошки из дома.
С
обработкой,
хранением
продуктов
и
приготовлением
пищи
познакомились во время экскурсии на кухню (по теме "Профессии" ). Детям
были
предложены
проблемные
ситуации:
"Что
можно
приготовить
из
испорченной
рыбы",
"Сырое
мясо
на
столе",
"Я
люблю
и
ем
только
сладости". Во время обеда дети говорили: " Как вкусно готовит повар в
нашем саду", "Рыбу нужно любить, кто не ест рыбу у того больные зубы,
хрупкие кости", " Молоко на полдник всегда свежее".
Во
время
беседы
по
теме "Посуда" дети, имея уже определённые
знания, самостоятельно сделали вывод о необходимости посуды: если бы её
не было, человеку пришлось бы есть только сырые продукты, не было бы
возможности
готовить
пищу,
а
это
необходимо
человеку,
чтобы
быть
здоровым.
В
процессе
обучения
желательно
задействовать
все
органы
чувств
ребёнка.
Для
этого
он
должен
иметь
возможность
потрогать,
понюхать
окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.
Такую возможность открывает для нас тема "Овощи и фрукты" . Во время
занятия дети имели возможность сравнить изучаемые объекты по форме,
цвету, величине, вкусовым качествам, определили условия, необходимые для
их роста и развития, уточнили роль человека в выращивании этих культур.
Кроме того, эта тема дала уникальную возможность показать детям, как
факторы
внешней
среды,
а
именно
климат,
влияет
на
жизнь
отдельных
представителей
растительного
мира.
Почему
у
нас
не
растут
бананы,
ананасы,
апельсины?
Да
потому,
что
климатические
условия
нашей
местности
не
соответствуют
условиям,
необходимым
для
их
роста
и
созревания. Не забыли и про витамины, которые дарят человеку фрукты и
овощи.
Хорошая возможность дня обследования открылась также на занятиях
по темам "Одежда" и "Обувь" , где дети самостоятельно определили, что
одежда сшитая из различных материалов, отличается толщиной, обувь также
различна
по
высоте,
наличию
утепления,
материалам,
обладающими
различными качествами, например водонепроницаемостью. Опираясь на эти
сведения, подвели детей к выводу о том, что человек зависит от факторов
внешней среды, а в конечном случае сезона, его погодных условий. Для
закрепления прочитали детям отрывок из стихотворения Михалкова "Про
Фому".
Здесь
же
была
затронута
проблема
использования
человеком
природных ресурсов - познакомили детей с обувью наших предков - лаптями,
их уникальной возможностью не пропускать воду.
При изучении природы открываются возможности и для эстетического
воспитания детей. Природа обогащает человека духовно. Наша задача в том,
чтобы
помочь
ребёнку
увидеть
её
красоту,
уметь
ценить,
пользоваться
увиденным.
Для
этого
необходимо
быть
ближе
к
ней.
С
этой
целью
традиционные беседы о времени года проводили в парке, где дети имели
возможность проследить изменения живой и неживой природы вначале от
сезона
к
сезону.
Любовались
неповторимой
легкостью
листопада,
обворожительной сказочностью зимнего пейзажа. Обогатили знания детей о
деревьях, попытались вместе с ними ответить на вопрос - какую пользу они
приносят?-
очищают
воздух,
дают
кислород,
дом
для
птиц,
пищу
для
животных. Выяснили, что зима - трудное время для деревьев и кустарников,
если будет мало снега, они могут погибнуть, рассказали детям, что зимой
ветки
очень
хрупкие
и
на
прогулке
надо
быть
осторожными,
чтобы
не
повредить их. Свои впечатления, наблюдения дети попытались отразить в
небольших рассказах.
Известно, что как растения, так и животные приспосабливаются к
неблагоприятным факторам внешней среды, к изменению условий питания, к
похолоданию, к появлению снежного покрова. Эти цепочки мы отследили с
детьми
на
занятии "О
зимующих
птицах" .
Дети
подвели
итог
своим
наблюдениям - птиц на улицах стало больше, они переселились поближе к
жилью человека, т.к. здесь легче найти корм, а другие чтобы не погибнуть
улетели в тёплые края - для них не стало корма - насекомые спрятались от
холода. Эта тема вызвала у детей большой эмоциональный отклик, они были
очень
озабочены
трудными
условиями
жизни
птиц
в
зимний
период,
возмущены
поступком
хулиганов,
которые
сломали
вывешенную
детьми
кормушку, рассуждали о том, как птицам будет нелегко. Серёжа попросил
папу сделать новую кормушку для птиц. Этот интерес к пернатым отразился
в
пересказе
рассказа
"Помогите
птицам
зимой".
На
занятии
по
теме
"Домашние птицы" , дети сразу же заметили отличие образа жизни лесных
и домашних птиц. Данил сказал: "Домашним птицам жить легче, они всегда
рядом с человеком, он заботится о них, человек не даст им погибнуть".
Уточнили пользу приносимую ими.
Во
время
беседы
с
детьми
по
теме "Домашние животные" , дети
наперебой рассказывали, какие животные есть у них дома, как они с ними
играют, кормят, как любят их. В результате анкетирования, проведённого с
родителями, выяснили, что у половины детей вообще нет животных. Т.е. у
детей имеется большой интерес к животным, и они выдавали желаемое за
действительное. Детям были заданны вопросы: откуда берутся бездомные
собаки
и
кошки,
ведь
это
домашние
животные,
что
означает
вывеска:
"Осторожно злой хозяин!", почему люди разыскивают потерявшихся собак,
кошек, пишут объявления. В ходе этой беседы - подвели детей к мысли о том,
что человек в ответе за тех, кого приручает и не должен забывать об этом. В
завершении
этого
разговора
прочитали
и
обсудили
рассказ
Л.Толстого
"Котёнок".
Во время чтения рассказа "Белка и волк" по теме "Дикие животные"
дали детям первое представление о "хищниках" и "травоядных"- показали
зависимость
образа
жизни
этих
животных
от
характера
питания.
Дети
говорили: "Волк вечно злой, голодный, рыщет по лесу потому, что ему
постоянно надо охотиться, чтобы не умереть от голода, а белка озорная,
весёлая ей и зима не страшна, хватит в дупле и грибов и ягод".
Важно, чтобы ребёнок усвоил, что всё в природе взаимосвязано, и если
нарушится хотя бы одно звено - изменится и вся природа.
Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром
противоречив. Эмоциональное отношение к нему может проявиться как в
нравственном, так и безнравственном поступке. Только знания позволяют
человеку правильно взаимодействовать с природой и жить по её законам. На
уровне
дошкольного
возраста
можно
усвоить
лишь
те
знания,
которые
сопряжены
с
практической
деятельностью
и
их
повседневными
наблюдениями. Так в практике ребёнка-дошкольника хорошо представлено
использование воды. На этом примере мы начали работу по приобщению
детей к экономному, бережному отношению и использованию природных
богатств.
Как
итог
большой
предварительной
работы
с
использованием
опытов, наблюдений, чтения художественной литературы на эту тему, было
проведено занятие "Вода, вода - кругом вода" , где дети выяснили свойства
воды, подчеркнули значение воды в жизни человека, растений и животных,
уточнили представление о ее двух формах: жидком и твердом виде снега и
льда, наметили варианты её экономного использования в быту. Эта работа
принесла свои результаты. Дети с интересом стали относиться к воде, стали
осуждать
тех,
кто
сильно
открывает
или
не
закрывает
за
собой
кран,
насыпает много корма в аквариум, и тем самым подвергает воду быстрому
загрязнению, а это в свою очередь плохо влияет на обитателей аквариума. На
этом простом примере в доступной для детей форме мы показали влияние
человека
на
окружающую
среду,
а
ее
в
свою
очередь
на
состояние
растительного и животного мира. Такие примеры помогают формировать
элементарные представления о единстве и целостности природы.
В процессе работы мы заметили, что больший интерес к занятию
возникал у детей с присутствием на нем опытов, где они имели возможность
предположить,
спрогнозировать,
а
проделав
опыт,
сделать
вывод.
Для
поддержания этого интереса, а также для закрепления знаний, полученных на
занятии, мы разработали условные символы для опытов с водой, снегом,
льдом, песком, воздухом. Каждый ребенок имел возможность проделать опыт
и
выстроить
последовательность
проводимых
операций
на
полотне
с
помощью карточек-символов, давая при этом словесную инструкцию своим
действиям, что крайне важно для детей с нарушением речи.
Пересмотрев
темы
занятий
по
развитию
речи,
и
включив
задачи
воспитания экологической культуры в большую часть из них, мы замечаем
большие
перемены.
Дети
научились
наблюдать,
видеть
красоту
и
неповторимость
природы,
делать
простейшие
умозаключения,
находить
взаимосвязь между живыми и неживыми объектами.
Изменилось их отношение к природе, оно приобрело более осознанный
характер. Дети уже не позволят себе собрать букет на поляне, раздавить
жука, сломать ветку, потому что поняли, что все это - живое, а покушение на
жизнь
страшнее
всего
на
свете.
Умение
описывать
объекты
природы,
сравнивать, анализировать её явления повлияли на значительные успехи в
развитии связной речи детей, расширении словаря по данной теме.