"Театрализованные игры как средство речевого развития ребёнка"
Автор: Душкина Светлана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 175" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: проект Тема: "Театрализованные игры как средство речевого развития ребёнка" Раздел: дошкольное образование
«Театрализованные игры как средство речевого развития ребёнка»
Автор проекта:
воспитатель высшей квалификационной
категории Душкина С.Ю.
Г.
Пермь 2015
Тип проекта: педагогический, групповой, творческий.
Участники проекта :
Автор - Душкина С.Ю., воспитатель старшей группы №3;
Соавторы- Федонюк М.Н., воспитатель старшей группы №3; Кустова И.Н.,
логопед старшей группы №3; Бажина С.А., логопед старшей группы №3;
Догналюк И.В., музыкальный руководитель детского сада №175;
Целевая группа : старшая группа №3, родители воспитанников и члены
их семей.
Масштаб : 7 месяцев (10.2015-05.2015 )
.
Актуальность темы .
Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от
его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают
чувство
неуверенности,
закомплексованности
в
общении,
как
со
сверстниками, так и с взрослыми.
Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение
стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не
только
определенное
психо-эмоциональное
напряжение,
но
и
речевой
дискомфорт.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в
которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и
взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.
Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной
деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и
порадоваться в ней может каждый ребенок, а также и театрализованные
детские праздники.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны:
ее
тематика
не
ограничена
и
может
удовлетворить
любые
интересы
и
желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во
всем
его
многообразии
через
образы,
краски,
звуки,
музыку,
а
умело
поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать
выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей,
собственных
высказываний
активизируется
словарь
ребенка,
совершенствуется
звуковая
культура
речи.
Исполняемая
роль,
особенно
диалог
с
другим
персонажем,
ставит
маленького
актера
перед
необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый
интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное
значение
театрализованных
игр.
У
детей
формируется
уважительное
отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением
трудностей общения, неуверенности в себе.
Используемые
мною
в
работе
приемы,
позволяют
добиваться
положительных
результатов
в
коррекцион-но-речевом
развитии
детей-
логопатов, максимально реализуя их потенциальные речевые возможности.
Детям со сложным речевым диагнозом, наравне с другими детьми,
предоставляется
возможность
принимать
участие
в
праздниках,
читая
стихотворения малого объема, порой состоящие из двух-четырех фразовых
строк. Но при этом ребенок, которому доверили участвовать в празднике и
читать стихи с чувством большой значимости ,читает текст, участвует в
диалоге с взрослым, испытывая положительное эмоциональное состояние от
совместного общения.
Здесь особенно важно учить детей осмысленно пользоваться речевым
материалом в зависимости от ситуации, демонстрировать культуру диалога.
Это
как
нельзя
лучше
можно
реализовать
при
участии
детей
в
театрализованной
деятельности,
которая
является
своеобразным
инструментом речевой и психической коррекции. Ведь творческий характер
деятельности, реализуемый в театрально-игровых ситуациях, поддержание
положительного
эмоционального
настроя
в
их
ходе,
необходимость
совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают
как основные условия успешного коррекционно-речевого развития детей.
По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них
новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое
главное
дает
возможности
прикладывать
необходимые
усилия,
которые
направлены на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.
Цель проекта: внедрение в педагогическую работу театрализованных игр
и упражнений, как средств всестороннего развития речи детей с ОНР.
Задачи проекта:
-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через
театральную деятельность;
-формировать навыки устной речи;
-пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей;
-формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи;
-развивать
способность
вступать
и
поддерживать
общение,
проявлять
инициативу в общении;
-развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль;
-побуждать
детей
драматизировать,
проигрывать
отдельные
части
сказок,
использовать различные виды театра.
Методы реализации поставленных задач.
Исследовательские
методы :
изучение
и
анализ
психолого-
педагогической
и
научно-методической
литературы,
наблюдение,
беседа,
анкетирование,
диагностирование.
Практические методы : упражнения, обыгрывание проблемно-игровых
ситуаций.
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,
пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр
мультфильмов и сказок, организация выставки
поделок, рисунков, изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных
героев, атрибутов.
Игровые методы : дидактическая игра, игровые действия, воображаемая
ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов
соревнования.
Словесные методы: беседа, рассказ, чтение художественной литературы,
заучивание
пословиц,
чистоговорок,
стихотворений,
исполнение
песен,
драматизация отрывков литературных произведений.
Ожидаемый результат.
Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь:
- активизация словаря детей;
-совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя;
-развитие диалогической и монологической форм речи;
-совершенствование лексико-грамматических средств языка;
-речевое раскрепощение детей;
-совершенствование навыков общения детей в коллективе;
-повышение общей культуры ребенка;
-раскрытие
личности
каждого
ребенка,
его
творческого
потенциала,
способностей, интересов.
Этапы проекта.
I этап – подготовительный.
Цель: выявление проблемы в
речевом развитии дошкольников, определение
основных направлений, изучение педагогической литературы.
II этап – основной .
Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность,
пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей.
III этап – заключительный .
Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка
изготовленных пособий.
Подготовительный этап.
-Подготовка конспектов театрализованной деятельности.
-Составление рекомендаций для родителей, воспитателей.
-Разработка бесед с детьми.
-Подборка
упражнений
для
развития
мимики,
пантомимики,
жестов,
фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями.
Основной этап.
Работа с детьми.
-Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк»
-Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
-Разучивание диалогов к сказкам.
-Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера.
-Упражнения-пантомимы.
-Упражнения на координацию речи с движением.
-Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
-Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.
-Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок.
-Загадки о сказках, героях сказок.
-Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
-Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка.
-Активное участие в театрализованных утренниках.
-Просмотр спектаклей артистов Пермской краевой филармонии.
Работа с родителями .
- Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
-Еженедельное информирование о ходе проекта.
-Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование
иллюстраций к сказкам).
-Чтение сказок с детьми.
Рекомендации:
-по развитию интонационной выразительности речи;
-по разучиванию диалогов между героями сказок;
-по развитию мелкой моторики.
Семинары-практикумы:
-Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения;
-Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
-Знакомство с речевыми играми.
Заключительный этап – итог проекта.
- Показ спектаклей «Волк и семеро козлят да на новый лад», «Маленькая
Баба-Яга и Новый год», «Весенняя сказка» для родителей детей и членов их
семей.
-Выставка поделок.
-Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой
моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением.
Трансляция проекта.
-родителям на собрании;
-коллегам на педсовете;
-интернет-ресурсы.
Перспектива проекта.
-использование
материалов
проекта
педагогами
других
групп
старшего
дошкольного возраста.
Заключение.
В
данном
проекте
нашло
подтверждение
то,
что
совокупность
различных
методов
и
приемов,
предметная
среда,
общение
являются
внутренними
движущими
силами
речевого
и
умственного
развития
старших
дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал
(сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.
Разнообразие
методов
и
приемов,
используемых
при
обучении
дошкольников
позволяет
варьировать
задания,
обогащать
содержание
и
формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий,
так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности.
Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так
и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности
каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного
детства
–
с
другой.
Главное
–
вовремя
обратить
на
это
внимание,
не
пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей.
Театрализованая
деятельно сть
помогает
р е бе н ку
самосовершенствоваться,
саморазвиваться
,
активизировать
различные
стороны мыслительных процессов. У детей повышается уровень знаний о
сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между
ними;
способность
понимать
связь
между
событиями
и
строить
умозаключения; повышается речевая активность.
Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями,
развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в
процессе создания сказочных образов.
Использование
данного
вида
деятельности
способствовать
совершенствованию
звуковой
стороны
речи
в
сфере
произношения,
во сприятия
и
выразительно сти;
совершенствованию
л е кс и ко -
грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на
занятии
благоприятной
психологической
атмосферы
способствует
обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются:
- диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего
дошкольника на основе театра;
-
взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки;
насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами.
Отбирая
обучающий
материал,
необходимо
руководствоваться
эмоциональной
содержательностью
заданий,
их
влиянием
на
развитие
детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только
речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на
зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять
любым
проявлениям
несправедливости
(пусть
и
в
сказочных
формах),
воспитывать
в
себе
честность,
искренность,
гуманизм
–
главные
общечеловеческие ценности.
Особую роль в своей педагогической работе нужно
отводить
просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании
театрализованной
деятельности,
разъяснить
им
большую
значимость
семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка
нравственных положительных эмоций.
Проведённая
в
данном
проекте
работа
подтверждает,
что
систематическое
привлечение
театрализованной
деятельности
в
педагогический
процесс
может
быть
важнейшим
источником
и
резервом
успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.