Напоминание

"Театрализованные игры как средство речевого развития ребёнка"


Автор: Душкина Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 175"
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: проект
Тема: "Театрализованные игры как средство речевого развития ребёнка"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАДОУ «Детский сад № 175» г.Перми



Проект

«Театрализованные игры как средство речевого развития ребёнка»

Автор проекта:

воспитатель высшей квалификационной

категории Душкина С.Ю.


Г.

Пермь 2015


Тип проекта: педагогический, групповой, творческий.
Участники проекта
: Автор - Душкина С.Ю., воспитатель старшей группы №3; Соавторы- Федонюк М.Н., воспитатель старшей группы №3; Кустова И.Н., логопед старшей группы №3; Бажина С.А., логопед старшей группы №3; Догналюк И.В., музыкальный руководитель детского сада №175;
Целевая группа
: старшая группа №3, родители воспитанников и члены их семей.
Масштаб
: 7 месяцев (10.2015-05.2015 ) .
Актуальность темы
. Уровень речевого развития дошкольника в значительной мере зависит от его достаточной речевой практики. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. Особенно трудно дается таким детям участие в праздниках. Чтение стихотворений, участие в сценках, диалогах – все это вызывает у детей не только определенное психо-эмоциональное напряжение, но и речевой дискомфорт. Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок, а также и театрализованные детские праздники. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Используемые мною в работе приемы, позволяют добиваться положительных результатов в коррекцион-но-речевом развитии детей- логопатов, максимально реализуя их потенциальные речевые возможности. Детям со сложным речевым диагнозом, наравне с другими детьми, предоставляется возможность принимать участие в праздниках, читая стихотворения малого объема, порой состоящие из двух-четырех фразовых строк. Но при этом ребенок, которому доверили участвовать в празднике и читать стихи с чувством большой значимости ,читает текст, участвует в диалоге с взрослым, испытывая положительное эмоциональное состояние от совместного общения. Здесь особенно важно учить детей осмысленно пользоваться речевым материалом в зависимости от ситуации, демонстрировать культуру диалога. Это как нельзя лучше можно реализовать при участии детей в театрализованной деятельности, которая является своеобразным инструментом речевой и психической коррекции. Ведь творческий характер деятельности, реализуемый в театрально-игровых ситуациях, поддержание положительного эмоционального настроя в их ходе, необходимость совершенного владения речью, ее выразительными средствами выступают как основные условия успешного коррекционно-речевого развития детей. По своей сути такая творческая деятельность детей открывает для них новое, интересное, помогает обнаружить в себе ранее неизведанное, а самое главное дает возможности прикладывать необходимые усилия, которые направлены на преодоление трудностей, обусловленных речевой патологией.
Цель проекта:
внедрение в педагогическую работу театрализованных игр и упражнений, как средств всестороннего развития речи детей с ОНР.
Задачи проекта:
-создать специальную среду, побуждающую ребенка к активной речи через театральную деятельность; -формировать навыки устной речи; -пропагандировать логопедические знания среди воспитателей и родителей; -формировать умение изменять высоту тона речи, темпа, ритма речи; -развивать способность вступать и поддерживать общение, проявлять инициативу в общении; -развивать способность грамотно и ясно сформулировать свою мысль; -побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.
Методы реализации поставленных задач.

Исследовательские

методы
: изучение и анализ психолого- педагогической и научно-методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование.

Практические методы
: упражнения, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.
Наглядные методы:
наблюдение, демонстрация наглядных пособий, пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров, просмотр мультфильмов и сказок, организация выставки поделок, рисунков, изготовление декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов.
Игровые методы
: дидактическая игра, игровые действия, воображаемая ситуация, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования.
Словесные методы:
беседа, рассказ, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, чистоговорок, стихотворений, исполнение песен, драматизация отрывков литературных произведений.
Ожидаемый результат.
Апробировав проект, я жду определенных результатов, в первую очередь: - активизация словаря детей; -совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя; -развитие диалогической и монологической форм речи; -совершенствование лексико-грамматических средств языка; -речевое раскрепощение детей; -совершенствование навыков общения детей в коллективе; -повышение общей культуры ребенка; -раскрытие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.
Этапы проекта.

I этап – подготовительный.
Цель: выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений, изучение педагогической литературы.
II этап – основной
. Цель: развитие речи детей через театрализованную деятельность, пропаганда педагогических знаний среди воспитателей и родителей.
III этап – заключительный
. Цель: анализ полученных данных, показ спектаклей, выставка изготовленных пособий.
Подготовительный этап.
-Подготовка конспектов театрализованной деятельности. -Составление рекомендаций для родителей, воспитателей. -Разработка бесед с детьми. -Подборка упражнений для развития мимики, пантомимики, жестов, фонематического слуха, мелкой моторики, координации речи с движениями.

Основной этап.
Работа с детьми. -Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» -Дыхательная и артикуляционная гимнастика. -Разучивание диалогов к сказкам. -Этюды на выражение эмоций, жестов и воспроизведение черт характера. -Упражнения-пантомимы. -Упражнения на координацию речи с движением. -Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. -Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование. -Рассматривание, иллюстрирование прочитанных сказок. -Загадки о сказках, героях сказок. -Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. -Дидактические игры на развитие лексико-грамматического строя языка. -Активное участие в театрализованных утренниках. -Просмотр спектаклей артистов Пермской краевой филармонии.
Работа с родителями
. - Беседа с родителями «Знакомство с проектом». -Еженедельное информирование о ходе проекта. -Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам). -Чтение сказок с детьми.
Рекомендации:
-по развитию интонационной выразительности речи; -по разучиванию диалогов между героями сказок; -по развитию мелкой моторики.
Семинары-практикумы:
-Знакомство с упражнениями на развитие координации речи и движения; -Обучение технике выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики; -Знакомство с речевыми играми.
Заключительный этап – итог проекта.
- Показ спектаклей «Волк и семеро козлят да на новый лад», «Маленькая Баба-Яга и Новый год», «Весенняя сказка» для родителей детей и членов их семей. -Выставка поделок. -Оформление картотеки игр и упражнений по развитию мелкой моторики, звуковой культуры речи, координации речи с движением.
Трансляция проекта.
-родителям на собрании; -коллегам на педсовете;
-интернет-ресурсы.
Перспектива проекта.
-использование материалов проекта педагогами других групп старшего дошкольного возраста.
Заключение.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при обучении дошкольников позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Главное – вовремя обратить на это внимание, не пропустить сензитивный период речевого развития и творчества детей. Театрализованая деятельно сть помогает р е бе н ку самосовершенствоваться, саморазвиваться , активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повышается речевая активность. Прослеживается связь сказки с приобретённым опытом, знаниями, развивается воображение, выявляется выразительность речи, активность в процессе создания сказочных образов. Использование данного вида деятельности способствовать совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, во сприятия и выразительно сти; совершенствованию л е кс и ко - грамматических средств языка; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствует обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Педагогическими условиями эффективности данного процесса являются: - диалоговое взаимоотношение логопеда, воспитателя, родителей и старшего дошкольника на основе театра; - взаимодействие ребенка с окружающим миром посредством сказки; насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами. Отбирая обучающий материал, необходимо руководствоваться эмоциональной содержательностью заданий, их влиянием на развитие детского творчества, самостоятельностью, стремиться формировать не только
речь ребенка, но и его личность в целом. Ведь сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании театрализованной деятельности, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. Проведённая в данном проекте работа подтверждает, что систематическое привлечение театрализованной деятельности в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!