Проект по развитию речи Что я чувствую и представляю, когда слышу слова "доброта", "жадность", "трусость", "храбрость"
Автор: Сысуева Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Роговская СШ" Населённый пункт: Нижегородская область, Навашинский район, д.Левино Наименование материала: методическая разработка Тема: Проект по развитию речи Что я чувствую и представляю, когда слышу слова "доброта", "жадность", "трусость", "храбрость" Раздел: начальное образование
Проект по развитию речи
Что я чувствую и представляю, когда слышу слова
«доброта», «жадность», «трусость», «храбрость»
Автор проекта: Сысуева Ирина Николаевна, МБОУ «Роговская СШ», учитель
начальных классов, 1 категория.
Тип проекта: творческий, исследовательский.
Цель проекта: развитие критического мышления; поставить под сомнение
стереотипное восприятие таких качеств человека, как доброта и жадность,
трусость и храбрость.
Задачи проекта:
научиться самостоятельной работе с различными видами информационных
источников;
развить умение анализировать, отбирать, сравнивать и классифицировать
полученную информацию;
овладеть навыками творческого применения добытых знаний и их
практического использования в жизни.
Возраст участников: 7-10 лет.
Аннотация.
Основная цель проектов в начальных классах - стимулировать творческую и
познавательную деятельность. Приобщить к миру отечественной и зарубежной
детской литературы и обогатить читательский опыт.
Проекты в начальных классах – это трудно, это проблематично, так как дети
еще слишком малы, у них мало опыта. Но все-таки организовать проектную
деятельность можно.
Проект используется в рамках внеурочной деятельности с учащимися
начальной школы. Дети знают, что жадность – это плохо, а добро – хорошо,
трусость – плохо, а храбрость – хорошо, но понятия путают. Дети делают
неправильные выводы или не могут выразить свои представления, т.к. очень
низкий словарный запас. Поэтому мы решили взглянуть на эту проблему с разных
сторон. При помощи сценок и рисунков дети рассказывают о добрых делах и
поступках, анализируют жизненные ситуации и пониманию, что добрым быть
совсем непросто. Что жадный – это не тот, кто не делится своими вещами, а тот,
кто ненасытен в своем желании приобрести что-то. Что трусость и
самосохранение – это не одно и тоже. Что храбрым может стать каждый, если
захочет. Свои выводы дети доказывают, опираясь на литературные произведения и
свой жизненный опыт.
Учебные вопросы проекта: Почему писатели и поэты рассказывают нам о детских
шалостях, переживаниях? Как нравственные проблемы хотят поставить перед
вами, чему научить, от чего предостеречь?
Предполагаемый результат:
Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной
речи детей.
Повышение уровня развития речи детей.
Активное участие родителей в жизни школы.
Положительное отношение родителей в совместной деятельности с
педагогами.
Возрождение чтения в кругу семьи.
Этапы проекта
№
п/п
Этап
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
І
Подготовительный
1.Знакомство с темой.
2.Постановка проблемы.
3.Формирование групп.
4.Распределение заданий
5.Определение задач.
Беседа с учащимися и
родителями;распреде
ление заданий между
участниками.
ІІ
Поисковый
1.Работа участников над проблемным
вопросом, поиск информации.
2.Выполнение полученых заданий.
3.Консультации учителя.
Наблюдение, советы,
консультации;
руководство
деятельностью
учащихся.
ІІІ
Презентационный
1. Выступления учеников.
2.Обсуждение педагогических ситуаций.
3.Выводы и оценка.
Презентация детских
книг
Реализация проекта через:
Непосредственно образовательную деятельность.
Совместную деятельность педагога и детей;
Работу педагога с родителями;
Создание предметно-развивающей среды.
Совместную свободную деятельность детей и родителей.
Механизм реализации проекта
1-й этап (подготовительный)
1.
Постановка проблемы. Проблемные вопросы.
- Почему писатели и поэты рассказывают нам о детских шалостях,
переживаниях?
- Какие нравственные проблемы хотят поставить перед вами, чему научить,
от чего предостеречь?
2. Работа в группах. Учебные вопросы.
2-й этап (поисковый)
1 группа
Часто мальчики дразнятся : жадина-говядина...
Вы должны выяснить: кто такой жадина?
2 группа
Добрых все любят и уважают, с ними хотят дружить.
Вы должны выяснить: а легко ли быть добрым?
3 группа
Только храбрые хорошо живут на свете, им дарят подарки и вручают
ордена.
Вы должны выяснить: а может ли трус стать храбрым?
3-й этап (презентационный)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ПЕРВОЙ ГРУППЫ – «О ЖАДНОСТИ».
1.
Выступление учеников.
2.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Ситуация 1
Мальчик просит маму купить в магазине дорогую игрушечную машину. Мама
отказывается. Она жадная? Почему?
Ситуация 3
Папа налил себе большую чашку чаю, а дочке маленькую. Пожадничал?
Ситуация 4
Один мальчик часто забывал линейку и на уроке просил у своего соседа по парте.
Однажды тот отказался давать. Какой жадный! Не так ли?
3. Выводы, оценка
- Сделайте вывод: кого можно назвать жадным?
(Ответы детей)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ВТОРОЙ ГРУППЫ – «О ДОБРОТЕ»
1.
Выступление учеников
2.
Рассмотрим несколько ситуаций.
Ситуация 1
Девочка раздала подружкам мамины украшения. Какая она добрая!
Согласны ли вы с этим утверждением?
Ситуация 2
Мальчику подарили на день рождения конструктор, а он отдал его товарищу.
Добрый?
1 группа
Дразнилки, диалоги:
Я. Аким "Жадина"
Э. Мошковская "Жадина"
Л. Квитко "Жадный пёс", "Жадный Билли"
Пословицы. Афоризмы.
2 группа
А. Барто "Вовка - добрая душа"
В. Осеева "Просто старушка", "Случай",
"Добры быть совсем непросто"
Пословицы. Афоризмы.
3 группа
С. Михалков "Прививка, "Смелыми мир весь
гордится", "Монолог мышонка о храбрости"
И. Бутмин "Трус"
Б. Сергуненков "Как трусливый солдат стал
храбрым"
Ситуация 3
Девочка сплела венок. Подошла подружка и попросила подарить. Девочка
отказалась, но предложила подружке научить ее самой плести венки. Какая она:
жадная, что не дала, или добрая, раз делится способом плетения?
(дети дают ответы)
3. Выводы, оценка
- Сделай вывод: кого можно назвать добрым?
(Ответы детей)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ - «О ТРУСОСТИ И ХРАБРОСТИ»
1.
Выступление учеников
2.
Рассмотрим еще несколько ситуаций.
Ситуация 1
Второклассник Петя на перемене подставил подножку старшекласснику. Он
храбрый?
Ситуация 2
Коля не выучил уроки и с гордостью заявил об этом всему классу. Храбрый, не
правда ли?
Ситуация 3
Ребята полезли в школьный сад за яблоками, а Слава отказался. Настоящий трус,
не правда ли?
3. Выводы, оценка
Сделай вывод: Так что же нужно, чтобы стать храбрым?
(Ответы детей)
Результат проектной деятельности:
Выставка «Книжный калейдоскоп».
Творческая мастерская (рисунки, кроссворды)
Презентация детьми своих любимых книжек.
Презентация проекта.
Работа каждой группы оценивалась самими учащимися по следующим
критериям:
- качество выполнения работы по теме;
- самостоятельность работы над проектом;
- артистизм и выразительность выступления;
- умение отвечать на вопросы;
- убедительность презентация.
Были определены: самая творческая, самая дружная и самая трудолюбивая группа
Литература
1.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти,
2006.
2.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3.
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии
обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
4.
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного
образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов
н/Д.,2005.
5.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. –
2005. - №9.
6.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
7.
Журналы “Классный руководитель” 2002-2009 гг. «Начальная школа» 2005-
2012гг.
8.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов,
терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И.
Скворцова. - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2010. - 1360с