"Использование современных информационных технологий на уроках физики в общеобразовательной школе"
Автор: Яшенков Александр Николаевич Должность: учитель физики и математики Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №58" Населённый пункт: г. Арзамас, Нижегородская область Наименование материала: Статья Тема: "Использование современных информационных технологий на уроках физики в общеобразовательной школе" Раздел: полное образование
Использование современных информационных технологий на уроках
физики
Яшенков А.Н.
Теоретический
анализ
современной
системы
подготовки
учащихся
общеобразовательных школ к жизни в современном информационном обществе
показал,
что
большая
роль
отводится
использованию
современных
информационных технологий в учебном процессе.
Использование
компьютера
на
уроках
оправдано,
прежде
всего,
в
тех
случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению
с
традиционными
формами
обучения.
Одним
из
таких
случаев
является
использование компьютерных моделей в учебном процессе. Следует отметить,
что под компьютерными моделями мы понимаем компьютерные программы,
которые
позволяют
имитировать
физические
явления,
эксперименты
или
идеализированные ситуации, встречающиеся в задачах.
Преимущество компьютерного моделирования по сравнению с натурным
экспериментом,
прежде
всего
в
том,
что
компьютерное
моделирование
позволяет
получать
наглядные
динамические
иллюстрации
физических
экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые часто
ускользают
при
наблюдении
реальных
явлений
и
экспериментов.
При
использовании моделей компьютер предоставляет уникальную, не достижимую
в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального
явления
природы,
а
его
упрощённой
модели.
При
этом
можно
поэтапно
включать
в
рассмотрение
дополнительные
факторы,
которые
постепенно
усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме
того, компьютерное моделирование позволяет варьировать временной масштаб
событий,
а
также
моделировать
ситуации,
нереализуемые
в
физических
экспериментах.
Работа учащихся с компьютерными моделями чрезвычайно полезна, так
как компьютерные модели позволяют в широких пределах изменять начальные
условия
физических
экспериментов,
что
позволяет
им
выполнять
многочисленные виртуальные опыты. Такая интерактивность открывает перед
учащимися
огромные
познавательные
возможности,
делая
их
не
только
наблюдателями,
но
и
активными
участниками
проводимых
экспериментов.
Некоторые модели позволяют одновременно с ходом экспериментов наблюдать
построение
соответствующих
графических
зависимостей,
что
повышает
их
наглядность.
Подобные
модели
представляют
особую
ценность,
так
как
учащиеся
обычно
испытывают
значительные
трудности
при
построении
и
чтении графиков.
Разумеется,
компьютерная
лаборатория
не
может
заменить
настоящую
физическую
лабораторию.
Тем
не
менее,
выполнение
компьютерных
лабораторных
работ
требует
определенных
навыков,
характерных
и
для
реального эксперимента – выбор начальных условий, установка параметров
опыта и т. д.
На данный момент выпущено большое число компьютерных моделей по
всему
школьному
курсу
физики
содержащихся
в
мультимедийных
курсах.
Отметим, что главной отличительной особенностью этих компьютерных курсов
как раз и являются многочисленные компьютерные модели – уникальные и
оригинальные разработки, которые высоко оценили пользователи во многих
странах.
Представлю некоторые виды заданий к компьютерным моделям, которые
можно использовать на уроках.
1. Освоение модели.
Это
задание
предназначено
для
того,
чтобы
помочь
учащимся
понять
назначение модели и освоить её регулировки. К заданиям разрабатываются
инструкции по управлению моделью и теоретические вопросы.
2. Виртуальные эксперименты.
После того как компьютерная модель освоена, имеет смысл предложить
учащимся несколько экспериментов. Такие эксперименты позволяют учащимся
глубже вникнуть в физический смысл происходящего на экране.
3. Модельные задачи.
Далее можно предложить учащимся экспериментальные задачи, то есть
задачи,
для
решения
которых
необходимо
продумать
и
поставить
соответствующий компьютерный эксперимент. Такие задачи очень полезны, так
как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и
физики изучаемых явлений.
4. Расчетные задачи с компьютерной проверкой.
На данном этапе учащимся уже можно предложить задачи, которые вначале
необходимо
решить
без
использования
компьютера,
а
затем
проверить
полученный
ответ,
поставив
компьютерный
эксперимент.
При
составлении
таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели,
так и диапазоны изменения числовых параметров.
5. Творческие задания.
В рамках данного задания учащемуся предлагается составить одну или
несколько
задач,
самостоятельно
решить
их
(в
классе
или
дома),
а
затем,
используя
компьютерную
модель,
проверить
правильность
полученных
результатов. На первых порах это могут быть задачи, составленные по типу уже
решённых на уроке, а затем и нового типа, если модель это позволяет.
6. Я – исследователь.
Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательское
задание,
то
есть
задание,
в
ходе
выполнения
которого
им
необходимо
спланировать
и
провести
ряд
компьютерных
экспериментов,
которые
бы
позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности.
7. Качественные задачи.
Некоторые
модели
вполне
можно
использовать
и
при
решении
качественных
задач.
Такие
задачи
или
вопросы,
конечно,
лучше
сформулировать, поработав с моделью, заранее.
При
регулярной
работе
с
компьютерными
моделями
из
придуманных
заданий имеет смысл составить компьютерные лабораторные работы, в которых
вопросы и задачи расположены по мере увеличения их сложности. Разработка
лабораторных работ – занятие достаточно трудоёмкое, но именно такие работы
дают наибольший учебный эффект.
Применение информационных технологий позволяет индивидуализировать
учебный
процесс
за
счет
предоставления
возможности
учащимся
как
углубленно
изучать
предмет,
так
и
отрабатывать
элементарные
навыки
и
умения. Компьютер позволяет каждому учащемуся работать самостоятельно,
уровень
обученности
слабых
школьников
при
этом
поднимается;
не
оказываются запущенными и сильные ученики.
Таким образом, всестороннее использование возможностей ИКТ на уроках
физики позволяет повысить эффективность обучения, улучшить учет и оценку
знаний учащихся, освободить больше времени для оказания помощи учащимся.
Компьютер
дает
возможность
сделать
уроки
более
интересными,
увлекательными и современными.
Литература
1. Яшенков А.Н. Системно-деятельностный подход в обучении школьников
на
уроках
физики
с
использованием
информационных
технологий
//
Информатизация
образования
–
2011:
материалы
Международной
научно-
практической конференции. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011. – Том 1. – 493
с.