Автор: Камышева Ирина Леонидовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ"СОШ № 13" Населённый пункт: Республика Коми,г.Ухта Наименование материала: Статья Тема: Анализ работы ШМО учителей математики Раздел: среднее образование
Анализ работы ШМО учителей математики, физики и информатики за
2015-2016 учебный год.
МОУ « СОШ № 13»
Тема методической работы МО: « Совершенствование профессиональных
компетенций педагога в условиях внедрения ФГОС ООО»
Цель работы МО МИФ:
Подготовка педагогов к введению ФГОС ООО второго поколения
Задачи МО МИФ:
1. Продолжать совершенствовать методическое мастерство педагогов с
целью
повышения
качества
образования
посредством
расширения
применения современных образовательных технологий средствами ИКТ с
учётом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся на основе
ФГОС ООО второго поколения.
2. Создать
систему
интегрированных
уроков,
расширения
межпредметных связей как средства внедрения требований ФГОС ООО.
3. Создавать оптимальные условия для овладения учащимися стандартами
образования
и
оказывать
содействие
становлению
личности,
способной
реализовать
себя
в
продуктивной
деятельности
в
соответствии
с
требованиями ФГОС ООО.
4. Создавать
условия
для
самоопределения,
построения
учащимися
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
тем
самым
формировать
у
учащихся
выпускных
классов
базу
знаний
для
успешного
прохождения
независимой экспертизы оценки знаний, ОГЭ и поступление в ССУЗы.
5. Активизировать развитие творческих способностей, познавательной
активности
у
учащихся,
формирование
навыков
проектной
и
исследовательской деятельности на школьном уровне.
6. Совершенствовать
работу
МО
посредством
создания
новых
дистанционных форм работы.
7. Обобщать
и
распространять
накопленный
опыт
работы
преподавателей.
Учителя ШМО работали над следующими темами самообразования:
ФИО учителя
Тема
Сроки
разработки
Результативность
внедрения в
работу
Асташкина Е.И.
« Использование
информационно –
коммуникативных
технологий обучения
на уроках математики.»
2015-2018
Камышева И.Л.
« Повышение
вычислительных
навыков на уроках
математики, как
средство достижения
прочных знаний.»
2015-2018
Трудова С.В.
«
С а м о с тоя т е л ь н а я
работа.
Её
место
и
значение на уроке.»
2015-2018
Еналиева Г.Ш.
« Внедрение системно-
деятельностного
подхода на уроках
физики.»
2015-2018
Выступление
на МО
Курилов С.В.
« Изучение технологии
системно-
деятельностного
подхода и его
внедрение на уроках
информатики.»
2015-2018
Было проведено 6 заседаний МО, на которых заслушивались и
обсуждались наиболее злободневные вопросы методики преподавания
предметов, рассматривались технологии подготовки к итоговой аттестации
выпускников 9 классов, обсуждались вопросы использования современных
образовательных технологий в учебном процессе.
Была проведена большая работа по подготовке учащихся 9 классов к
итоговой аттестации. На заседаниях ШМО изучалась нормативно-правовая
документация ОГЭ. Учителя делились опытом подготовки выпускников к
итоговой аттестации.
Тематика заседаний методического объединения учителей
математического
цикла
Заседание №1 (от 4 сентября)
Тема: «Организация и планирование работы МО учителей
математического цикла на новый учебный год».
Решили :
1.
Проводить
работу
ШМО
учителей
естественно
–
математического
цикла по разработанному плану.
2.
Учителям МО при подготовке и проведении уроков соблюдать нормы и
требования,
определяющие
обязательный
минимум
содержания
программы общего образования.
3.
Совершенствовать
работу
МО
по
обмену
опытом
и
повышению
самообразования.
4.
Уделять внимание изучению новинок методической литературы.
5.
Усилить
работу
учителей
МО
со
слабоуспевающими
учениками,
совершенствовать индивидуальный план работы с ними.
6.
Организовать систему взаимопосещений уроков членами МО.
Заседание №2 (от 20 октября)
Тема: «Повышение эффективности современного урока через применение
современных образовательных технологий».
Вебинар: « Подготовка учащихся к олимпиадам в урочной деятельности.
( Решение задач)»
Решили :1. Совершенствовать традиционные формы обучения и
использовать новые методики и технологии повышающие
эффективность учебно-воспитательного процесса.
2.Утвердить план проведения предметной методической недели.
Заседание №3 (от 15 декабря )
Тема: « Методическое сопровождение по подготовке к ОГЭ»
Решили: 1. Работать по готовым тренировочным тестам Ященко -50
вариантов, дополнительно с сайтом ФИПИ.
2. Обратить внимание на успеваемость по предметам в 8 -9 классах.
3. Усилить подготовку к ОГЭ по модулю «Геометрия».
4. Организовать качественную подготовку учащихся, претендующих сдачу
ОГЭ на высокий балл.
5.По
результатам
пробного
ОГЭ
–
считать
подготовку
к
экзаменам
удовлетворительной . При подготовке учащихся к итоговой аттестации
учесть все ошибки и недоработки допущенные в пробных тестированиях,
обеспечить
учеников
дополнительной
литературой,
КИМами,
использовать Интернет-ресурсы для получения нужной информации по
всем
предметам
естественно
математического
цикла.
Контролировать
посещаемость консультаций.
Заседание №4 (от 15 января )
Тема: «Анализ мониторингов в 8-х и 9-х классах»
Методическое сообщение «Современный урок в соответствии с
требованиями ФГОС»
1. Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых
методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного
процесса в условиях перехода на ФГОС.
2. Примерная структура разного типа урока по ФГОС.
3. Технологическая карта урока по ФГОС
4. Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Решили: 1.. Применять структуру различного типа урока по ФГОС.
2. Использование технологической карты урока по ФГОС.
3. Повышать на уроках алгебры и геометрии мотивацию к изучению
предмета математики, уровень «математической культуры» учащихся.
Использовать все возможные методы и приёмы по устранению пробелов в
знаниях учащихся: на уроках, дополнительных и индивидуальных занятиях,
индивидуально-групповых консультациях.
Заседание № 5 (от 3 марта )
Тема: «Использование ИКТ как средство повышения качества знаний
учащихся, развития их творческих способностей».
Решение:
1. Усилить работу по закреплению вычислительных навыков учащихся;
2. Обратить
внимание
на
повторение
основных
понятий
и
формул
по
планиметрии и стереометрии;
3. Определить индивидуальный маршрут учащихся с высокой мотивацией и
работать
над
их
развитием
индивидуально
через
компьютерные
обучающие программы и интерактивное тестирование;
4. С сильными учащимися, помимо ежеурочной тренировки в решении задач
базового уровня сложности (в виде самостоятельных работ), проводить
разбор методов решения задач повышенного уровня сложности, проверяя и
усвоение
этих
методов
на
дополнительных
занятиях
в
соответствии
с
планированием;
5. Классным руководителям
Камышевой И.Л., Прохоровой Н.В. взять под
особый контроль посещение дополнительных занятий с целью подготовки
к ОГЭ всеми учащимися класса.
Заседание № 6 (от 14 апреля)
Тема: «Работа по подготовке к итоговой аттестации по математике и
физике выпускников 9 классов».
Изучение инструктивно- методических документов по
проведению ОГЭ .
Методика проведения уроков повторения. Организация
сопутствующего повторения в течение всего учебного года – залог успешной
сдачи ОГЭ .
Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке
выпускников школы к государственной аттестации.
Практикум по вопросу заполнения бланков экзаменационных
работ.
Организация консультаций выпускников по вопросам ОГЭ.
Вывод: С использованием интерактивных технологий провели 1- семинар ,
1- вебинар.
На уровне ШМО педагогов общей сложности проведено- 6 заседаний.
В составе ШМО работало 5 учителей:
учителя математики - 3 (Е.И.Асташкина, И.Л.Камышева, С.В.Трудова.)
учитель физики - 1 (Г.Ш.Еналиева)
учителя информатики - 1 ( С.В.Кулилов)
Первую квалификационную категорию имеют 3- учителя,
безкатегорийные -2.
За этот учебный год прошли курсы повышения квалификации:
1.
С.В.Курилов – « Преподавание дисциплин образовательной области
«математика» ( специализация информатика- 108 часов)
2.
Г.Ш.Еналиева
-
«
Системно
–деятельностный
подход
как
основа
реализации ФГОС ООО на уроках физики» (108 часов)
3.
И.Л.Камышева- « Оценивание в условиях введения требований нового
Федерального образовательного стандарта»,
«
Формирование
вычислительной
культуры
учащихся
в
процессе
изучения арифметического и алгебраического материала в основной
школе» ( 108 – часов)
С.В.Трудова –подтвердила первую квалификационную категорию .
1.
Работа по повышению качества преподавания предмета, внедрение ФГОС:
направления, мероприятия
Работа с кадрами: формы, мероприятия для различных категорий педагогов:
Участие педагогов в конференциях, форумах и др.
№
Уровень
Количество
участников
Результативность участия
победители
призеры
лауреаты
участники
1.
Муниципальный
0
0
0
0
0
2.
Республиканский
0
0
0
0
0
3.
Всероссийский(межрегио
нальный)
0
0
0
0
0
Результативность
участия
педагогов
в
конкурсах
профессионального
мастерства
№
Уровень
Количество
участников
Результативность участия
победители
призеры
лауреаты
участники
1.
Муниципальные
конкурсы
0
0
0
0
0
2.
Республиканские
конкурсы
0
0
0
0
0
3.
Всероссийские
(межрегиональные)
конкурсы
0
0
0
0
0
Аттестация педагогических кадров:
Количество педагогов, имеющих высшую категорию: 0
Количество педагогов, имеющих первую категорию: 2
Количество
педагогов,
аттестованных
на
соответствие
занимаемой
должности:3
Количество педагогов без категории (с указанием причин):3
Прошли аттестацию (количество):
По плану
По факту
С
0 1 . 0 9 . 2 0 1 5
п о
31.12.2015г.
С
0 1 . 0 1 . 2 0 1 6
п о
31.05.2016г.
С
0 1 . 0 9 . 2 0 1 5
п о
31.12.2015г.
С
0 1 . 0 1 . 2 0 1 6
п о
31.05.2016г.
1
1
Количество педагогов, отказавшихся проходить аттестацию: 0
ФИО
Предмет
Причина отказа от аттестации
Вывод
:
По
итогам
проведенных
мероприятий
выявлено,
количество
педагогов,
использующих
современные
образовательные
технологии
-
5,
количество педагогов, участвующих в исследовательской деятельности - 5,
количество педагогов, ОУ актуальный опыт которых обобщен – 0. Педагоги
выступали на мероприятиях республиканского и всероссийского уровней по
представлению обобщенного опыта (0 событий/ 0 человек): ( мероприятия
перечислить).
Итого участников гор.конкурсов – 0 человека .
Всего в конкурсах профессионального мастерства различного уровня
(муниципальный
и
республиканский)
приняли
участие
0
педагога
(0
конкурсов).
На федеральном уровне дистанционно участвовали 0 педагога
(0 победителей и призеров).
2.
Работа с одаренными учащимися: формы работы, результативность.
№
Уровень
Количеств
о
участнико
в
Результативность участия
победител
и
призер
ы
лауреат
ы
участник
и
4.
Муниципальные
конкурсы
1
0
0
0
1
5.
Республиканские
конкурсы
0
0
0
0
0
6.
Всероссийские
(межрегиональны
е) конкурсы
0
0
0
0
0
3.
Рекомендуем повысить категорию Камышевой И.Л., Асташкиной Е.И.,
Курилову С.В., курсы пройдены у всех педагогов.
В декабре была проведена предметная неделя по математике, физике и
информатике
Ответственные за проведение предметной недели: Асташкина
Е.И.,Камышева И.Л., Трудова С.В. – учителя математики; Курилов
С.В. – учитель информатики; Еналиева Г.Ш. – учитель физики.
Учиться должно быть всегда интересно. Только тогда учение может
быть
успешным.
Увеличение
предметной
нагрузки
на
уроках
заставляет
задуматься над тем, как поддержать интерес школьников к учению. Одним из
наиболее
действенных
способов
формирования
нового
отношения
к
познанию является проведение предметных недель. Для повышения интереса
к
школьным
предметам
и
мотивации
учащихся
к
изучению
научных
дисциплин в нашей школе ежегодно проводятся предметные недели.
Предметная неделя по математике, физике и информатике проводила с 7.
12. по 11.12.2015 года, в сроки, согласно утвержденному графику.
Основная цель проведения предметной недели:
повышение интереса учащихся к математике, физике,
информатике;
формирование познавательной активности, кругозора;
развитие логического мышления.
Задачи предметной недели:
1.Сознание
условий
максимально
благоприятствующих
получению
качественного
образования
каждым
учеником
в
зависимости
от
его
индивидуальных способностей, наклонностей, культурно – образовательных
потребностей.
2.Повышение
интереса
учащихся
к
учебной
деятельности,
к
познанию
действительности
и
самого
себя,
а
также
выработке
самодисциплины
и
самоорганизации.
3.Помощь учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала,
организаторских способностей.
4.Создание праздничной творческой атмосферы.
При
подготовке
мероприятий
и
разработке
творческих
заданий
учитывались
возрастные
особенности
детей,
каждое
мероприятие
был
нацелено на реализацию поставленных целей.
В рамках недели математики, физики и информатики, были оформлены
стенды:
информационный: « Знаменитые математики и физики»;
«Шевельни мозгой» - занимательные задачи для учителей;
Учащимися выпущены математические газеты.
В течение недели были проведены следующие мероприятия:
1.«Математический бой» для 5-х классов 07.12.2015г. Провели
Асташкина Е.И., Камышева И.Л. Присутствовали: Медвецкая Н.А – завуч, и
Прокушева Е.В. –мероприятия : создание условий для развития логического
мышления, развития интереса учащихся к математике. В игре участвовало
две команды ( каждый класс команда: 5А и 5Б ), они проходили конкурсы: 1
конкурс
–
«Рассуждалки»;
2
конкурс
–
«Отгадалки»;
3
конкурс
–
«Вспоминалки»;
4
конкурс
–
конкурс
«Дружный»;
5
конкурс
–
«Запоминалки»; 6 конкурс – «Вычислялки» За каждый правильный ответ
команда получала определённое количество баллов. Выигрывает та команда,
у которой в конце игры будет больше баллов. Результат: победитель 5Б класс.
2. Викторина по информатике «Ифознайка» для 6-х классов 21.03.2014 г
провела Трудова С.В.. На мероприятии присутствовала Прокушева Е.В- завуч
по
воспитательной
работе,
классные
руководители
5-х
классов.
Цель
мероприятия: развитие познавательного интереса у учащихся, повышение
творческой активности, развитие у школьников умения выделять главное,
существенное,
логически
излагать
мысли,
развитие
памяти,
внимания,
расширение кругозора, воспитание информационной культуры, уважения к
сопернику,
умения
достойно
вести
спор,
стойкости,
воли
к
победе,
находчивости, умения работать в команде. Результат: победила команда 6А
класса.
3. Внеклассное мероприятие по математике для 8 классов «Своя игра»
9.12.15
г.
провела
Камышева
И.Л.,
присутствовала
Клыкова
С.С.
Цели
мероприятия:
развивать
математические
способности,
сообразительность,
любознательность,
логическое
мышление,
укреплять
память
учащихся;
развивать и укреплять интерес к математике. Мероприятие проходило в виде
соревнования. Команды должны были выбирать категорию вопросов, вопрос
по стоимости (в баллах) и отвечать на них, зарабатывая баллы. Результат:
каждая команда заработала одинаковое количество баллов.
4. 10.12.15 в 9-х классах на уроке информатики прошла защита
мультимедийного мини-проекта «1 день из жизни 9 класса». Провел Курилов
С.В.,
присутствовала
Камышева
И.Л.,
Трудова
С.В.
Идея
урока:
класс
разбивается на группы. Каждая группа готовила проект втечении двух уроков
(двух недель). Проект включает в себя фото, видео зарисовки из жизни
класса, музыкальное оформление. Цель мероприятия: развивать способности
по информатике; развивать творческие способности; развивать и укреплять
интерес и информатике. Результат: Лучшие проекты в 9б классе.
5. «Морской бой» - внеклассное мероприятие по математике для 7
классов 8.12.15 г. провела Трудова С.В., Камышева И.Л. Цели мероприятия:
развивать
математич е ские
спо соб но сти,
с о о б р а з и т е л ь н о с т ь ,
любознательность,
логическое
мышление,
укреплять
память
учащихся;
развивать и укреплять интерес к математике. Игра «Морской бой» - аналог
настольной игры.7А,7Б, классы разбили на 4 команды. Команды по очереди
выбирали ход. Если выходило окошко с надписью «холодно», значит по
близости корабля нет, если – с вопросом , значит корабль близко . Дети
активно работали в командах , даже очень слабые ученики отвечали на
занимательные
вопросы
.
Учитывались
правильные
ответы
и
подбитые
корабли . Результат : 1 место команда – (7А класса ) , 2 место – (7Б класс )
6. 10.12.15г. Еналиева Г.Ш. провела «Увлекательный урок физики» для 7
классов. Цель: уметь применять свойства всех изученных в школьном курсе
понятий, повторить изученный материал; развитие познавательного интереса
у
учащихся,
повышение
творческой
активности,
развитие
у
школьников
умения
выделять
главное,
существенное,
логически
излагать
мысли.
Мероприятие проводилось в форме нестандартного урок – урок-практикум.
Ученики разбивались на группы. Каждая группа должна была построить себе
«корабль»
из
бумаги,
дать
ему
название,
сделать
необходимые
расчёты,
нагрузить его «правильно», и опустить на воду. Если расчёты и «погрузка»
проведены правильно, то корабль должен продержаться на плаву, если же -
нет,
то
корабль
терпит
бедствие.
Результат:
Теоретические
расчёты
у
большинства учащихся совпали с реальностью. Приятно удивил тот факт, что
одними
из
первых
выполнили
верно
работу
Филёв
Максим
и
Зарытов
Евгений. Гвоздь этого урока был ещё и в том, что «корабль» надо было
сделать так, чтобы удобно было высчитать площадь поверхности «корабля».
научиться видеть законы природы в обычном, уметь применять знания по
физике
в
нестандартных
ситуациях.
Форма
проведения
командная
игра-
соревнование,
в
ходе
которой
учащиеся
поочередно
искали
ответы
на
нестандартные задачи. Результат: победитель 7б класс.
Положительные моменты в проведении предметных недель:
Предметные недели проводятся с целью углубления и расширения
знаний, полученных на уроках. Игры, викторины, загадки, соревнования,
развивают
логическое
мышление,
внимание,
память.
Все
это
делает
школьную
жизнь
детей
более
интересной,
запоминающейся,
расширяет
кругозор и словарный запас.
Проведение предметных недель осуществляется традиционно. Как
форма
деятельности
они
развивают
личность
учащихся,
формируют
креативные
коммуникативные
умения
и
развивают
интеллектуальные
способности.
А
также
способствуют
росту
профессиональных
умений
учителей, давая возможность проявить себя организатором мероприятия для
различных классов или разработчиком заданий.
Все мероприятия предметной недели были подготовлены и проведены
на хорошем уровне. На каждом мероприятии демонстрировалась красочная
презентация. Учащимся на мероприятиях было интересно, все с азартом
включались в работу, равнодушных не было. Охват участия школьников в
предметной неделе традиционно 100%.
Недостатками в организации предметной недели являются:
1.
Из-за
большой
нагрузки
учащихся
мероприятия
проводятся
при
минимальной подготовке со стороны учащихся.
2.
Мало
мероприятий,
где
показаны
сказки,
стихи,
сценки,
опыты,
инсценировки,
посвященные
изучаемым
предметам,
то
есть
мероприятии,
которые
требуют
большой
подготовки
не
только
со
стороны учителя , но и со стороны учеников.
Из-за
низкой
заинтересованности
родителей
школьной
жизни
своих детей, родителей невозможно привлечь к подготовке и проведению
предметных недель.
Ежегодно в школе проводятся олимпиады по разным предметам. По
полученным результатам выявляются победители и определяются участник
городской олимпиады.
В 2015-2016 учебном году в 5-9 классах прошли
школьные
предметные
олимпиады
по
всем
предметам.
Победители
школьного
этапа
олимпиады
приняли
участие
в
муниципальном
этапе
Всероссийской олимпиады школьников.
К государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ были допущены
33 выпускника 9-х классов. Сдали обязательные экзамены все учащиеся.
Итоги государственной итоговой аттестации в 9АБ классах по
математике можно считать по успеваемости (100%), по качеству знаний–
удовлетворительными
В течение последних лет стабильны результаты государственной
итоговой аттестации выпускников. Учителя-предметники проделали
определённую работу по адаптации выпускников к технологиям тестового
контроля, использовали его результаты для корректировки образовательной
компетенции обучающихся.
В течении учебного года учителя – предметники знакомились с новинками
научно
–
методической
литературы,
нормативными
документами,
выполнялось
прохождение
программного
материала
по
классам
согласно
тематическому планированию учебного материала по учебникам, входящим в
Федеральный
перечень
учебников.
Проводились
различные
виды
диагностических и мониторинговых работ по предметам.
По результатам стартовых, срезовых контрольных работ проводился полный
анализ типичных ошибок,
допущенных учащимися,
даны рекомендации
учителям по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся.
Однако знания многих обучаемых остаются поверхностные, фрагментарны,
непрочны. Ребята не обладают грамотной математической речью, не всегда
делают выводы, обобщения. Все это нацеливает ШМО учителей на решение
ряда задач в новом учебном году.
Рекомендации на 2016-2017 учебный год:
1.
В целях повышения качества знаний учащихся обратить внимание на
организацию учебной деятельности.
2.
Больше
времени
и
централизовано
заниматься
подготовкой
детей
для
сдачи ОГЭ.
3.
Организовать необходимые индивидуальные консультации.
4.
Расширить познавательную область через творческий подход к изучению
предметов.
5.
Продолжить
работу
по
преемственности
между
1
и
2
ступенями
образования
6.
Более
активно
внедрять
инновационные
методы,
использовать
компьютерные технологии.
7.
В
2016-2017
учебном
году
продолжать
работу
по
данной
теме
и
реализовывать поставленные задачи.
8.
Необходимо
продолжить
работу
над
обобщением
опыта
работы
учителей
при
подготовке
учащихся
к
ОГЭ
и
по
изучению
и
применению современных технологий в учебном процессе.
9.
Необходимо отрабатывать УУД на уроках.
Руководитель ШМО : Камышева И.Л.