Напоминание

Пришла весна и тепло принесла


Автор: Козлова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №5 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Пришла весна и тепло принесла
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема занятия: «Пришла весна и тепло принесла» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны через ознакомление с народной куклой. Задачи: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива; Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу. Совершенствовать навыки игрового взаимодействия. Содействовать обогащению опыта эмоционально-эстетического восприятия. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе. Расширять представления детей о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении. Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности. Создавать условия для развития зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь. Развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи.
Закреплять умение проводить звуковой анализ слова; делить слова на слоги. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Закреплять навык координации пения и движения, при исполнение закличек. Развивать у детей умение выразительно двигаться в соответствии с характером музыки и текстом песни. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, любознательность. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Профилактика и коррекция плоскостопия.

Ход занятиия:
Дети заходят и садятся на стульчики. Слайд №1 (Ярко светит весеннее солнце) Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года за окном? Дети: Весна. Воспитатель: Вот и мы с вами будем сегодня весну встречать, Весну-Красну кликать. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая чудесная сегодня погода. На улице светит солнышко. А солнышко оно, какое хорошее или плохое? Дети: Оно бывает разное. Воспитатель: Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце? Дети: Оно ласковое, теплое, от него светло, когда пригревает солнышко, природа просыпается. Появляются первые проталины, с крыш капают сосульки, на деревьях набухают почки, вырастает зеленая травка, распускаются первые цветочки, прилетают птицы… Воспитатель: А что плохого может быть в солнце? Дети: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут. Слайд №2 (у ребенка болит голова, ребенок пьет, увядшие цветы) Воспитатель: Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое. Слайд №3 (на улице дождь)
Воспитатель: Ребята, а если на улице вдруг пойдет весенний дождь. Он хороший или плохой? Дети: Дождь тоже бывает разный. Воспитатель: Что хорошего в дожде? Дети: Все растет, свежий воздух после дождя, быстрее растает снег, все вокруг будет чистым. Слайд №4 (природа после дождя) Воспитатель: А что плохого в дожде? Дети: На улице будет холодно, мы не пойдем гулять, можно промокнуть, простудиться и заболеть. Слайд №5 (простуженный ребенок) Воспитатель: Вы хотите оказаться в мире весны? Тогда закройте глаза, покружитесь…в мире весны вы очутитесь! Представьте себя на весенней солнечной полянке. А вот и весенний ручеек. Слайд №6 (весенний ручеек)
Дети проходят по дорожкам здоровья и поют песенку про ручеек.
Воспитатель: Ребята! Мы оказались с вами в очень необычном месте. Как вы думаете, где мы. Дети подходят к стенду с народными куклами, рассматривают его и садятся на стульчики. Слайд №7 (народные куклы) Дети: Это домик с народными куклами. Воспитатель: А как появились народные куклы?
Дети: Давным – давно, когда не было магазинов, а всё покупали на базарах и ярмарках у детей не было столько игрушек, как у нас сейчас, дети придумывали и делали себе игрушки сами, а иногда им помогали и родители. Воспитатель: Дети сами делали кукол, а из чего? Дети: Да, они делали их из тряпочек, ниток, соломы. Воспитатель: Расскажите мне об этих куклах. Дети: Эта кукла Зернушка, в виде мешочка с зерном. Ее дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба. Ее нельзя передаривать. Это обережная кукла. Эта кукла десятиручка, мамина помощница, чтобы справиться с каким-то делом нужно, загадать желание, и она обязательно поможет. В сказке про Василису Премудрую упоминается чудесная куколка, которая помогала Василисе во всех делах, это и есть десятиручка. Эта кукла оберег. Когда еще не было ножниц, ткань рвали и делали куклу из поношенных тканей. Называется она Рванка или Капустка. Это кукла Пеленашка. Ее мастерили из лоскута, который мама отрывала от подола самого «счастливого» платья. Обычно Пеленашку клали возле подушки ребенка, чтобы оберегать малыша от плохих снов. Эта кукла называется Колокольчик. Делали ее из лоскутов разноцветной ткани. Считалось, что если в доме была такая куколка, то его не покидала радость, веселье и счастье. Послушайте, как она звенит. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему у народной куклы нет лица? Дети: Чтобы в нее не вселились злые духи и не навредили хозяину куклы. Воспитатель: А вы дома делали народных кукол? Дети: Рассказы детей.
Воспитатель: А эту куклу я знаю. Ее зовут Веснянка. Ребята, давным-давно на Руси, с приходом весны люди делали куклу Веснянку. Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девочки и мальчики дарили друг другу, так они весну встречали и тепло зазывали. Воспитатель: Давайте и мы заклички для Веснянки покричим, чтобы весна была теплой и радостной. Слайд №8 (весенняя картинка)
Дети стоят в кругу и кричат заклички для Веснянки.
Воспитатель: Почему весну называют весна-красна? Дети: Потому что все вокруг становится красивым. Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько вокруг весенних цветов. Назовите их. Дети: Нарциссы, тюльпаны… Слайд №9 (весенние цветы) Воспитатель: А что будет, если не распустятся цветы весной? Дети: А если не расцветут цветы, то не будет насекомых, которые питаются их пыльцой. Прилетят птицы, а им нечего будет есть, и птицы могут погибнуть? Слайд №10 (насекомые) Воспитатель: Цветы распустились, а насекомые не проснулись? Дети: Если они не проснуться, то птицам нечем будет питаться… Слайд №11 (птицы) Воспитатель: А если птицы не прилетят из теплых стран?
Дети: Насекомых будет много и они съедят все растения… Воспитатель. Правильно, ребята! В природе все взаимосвязано. Слайд №12 (весенний хоровод) Воспитатель: В старину, весной девушки и парни, вместе с куклой Веснянкой очень любили водить хороводы. Давайте и мы с вами на полянке заведем весенний хоровод. Дети убирают стульчики и встают в хоровод.
Хоровод «Веснянка»
Ребенок: Ребята, давайте поиграем в игру «Складушки». Дерево + почки = весеннее дерево Слайд №13 (весеннее дерево) Заяц + весна = серая шубка Слайд №14 (заяц в серой шубке) Птицы + тепло = прилет птиц Слайд №15 (перелет птиц) Солнце + сосулька = капель Слайд №16 (капель) Цветок + снег = подснежник Слайд №17 (подснежник) Воспитатель: Вот и встретили мы с вами весну – красну вместе с куклой Веснянкой. Наступило время поиграть. (Гори, гори ясно) А сейчас давайте поиграем в игру «Весенние слова»(Игра с мячом) Я назову слова, а вы отгадайте, о чем я говорю. «Весенний»? (ручей, дождь,
день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро) Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Наступило время поиграть. Слайд №18 (народная игра)
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
Воспитатель: Мы с вами сегодня хорошо поразвлеклись, но это еще не конец. Сегодня, после сна мы будем делать куклу Веснянку. Вы возьмете ее домой, и расскажите своим родителям и всем знакомым об этой удивительной народной куколке и о том, как мы с вами встречали весну.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!