Формирования базовых навыков в беге и прыжках на занятиях легкой атлетикой.
Автор: Морозов Александр Николаевич Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МКОУ АКСАЙСКАЯ СШ Населённый пункт: с.Аксай Наименование материала: методическая разработка Тема: Формирования базовых навыков в беге и прыжках на занятиях легкой атлетикой. Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока по физической культуре
в основной школе
9 класс
Учитель I
-категории:
Морозов Александр Николаевич
Тема: Формирования базовых навыков в беге и прыжках на занятиях
легкой атлетикой.
Актуальность. Каждый
учитель
имеющий
опыт
работы
в
школе
использует разнообразные методики обучения не всегда кратчайшим путем
приводящие к поставленной цели. Накопление опыта выраженное в пробах и
ошибках
ведет
к
рационализации
педагогических
приёмов,
оттачивания
мастерства учителя. На пути оптимизации процесса обучения и развития
учащихся
каждому
учителю
приходится
решать
проблему:
какие
двигательные
действия или упражнения, в какой последовательности и
сочетании
следует
их
применить.
Главное
–
соединить
в
упражнении
эффективность
и
простоту
выполнения,
подобрать
такие
двигательные
действия, чтобы они дали быстрый результат и чтобы на их освоение уходил
минимум времени.
Таким
образом,
возникла
необходимость
создания
серии
заданий,
применение которых позволяет рационально получать желаемый результат.
Гибкость методики, состоящая в возможности подбора различных по
сложности, направленности воздействия серий учебных заданий позволяет
осуществлять
личностно-ориентированный
подход
с
учётом
состояния
здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности.
Данная
разработка
может
быть
полезна
как
начинающим,
так
и
имеющим опыт работы педагогам.
Цель: создание алгоритма в обучении легкоатлетическим упражнениям
и развитии физических качеств путем применение серий учебных заданий.
Задачи урока :
образовательные:
−
разучить технику эстафетного бега.
−
совершенствовать навык прыжка в длину с разбега способом
«согнув ноги».
оздоровительные и развивающие:
−
развивать скоростно-силовые качества учащихся.
воспитательные:
−
формировать у учащихся трудолюбия, стремление к
достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими
упражнениями.
Тип урока : обучающее - развивающий
Методы
проведения :
фронтальный,
поточный,
г ру п п о в о й ,
соревновательный.
Место проведения : спортивная площадка.
Инвентарь
и
оборудование:
эстафетные
палочки,
секундомеры,
резиновый жгут, барьер, рулетка, набивные мячи.
Продолжительность занятия - 45 минут
Вводная часть - 10 мин.
Построение и приветствие. Сообщение задач урока и инструктаж по
безопасности. Организационно-методические указания. Контроль пульса.
Упражнения в ходьбе:
а) на носках;
б) на пятках;
в) на внешней и внутренней стороне стопы;
г) в полуприседе;
д) в приседе;
е) прыжки в приседе.
ОРУ в движении :
1.
И.П. руки на пояс - наклон головы вперед- назад- влево- вправо на
каждый шаг – 4серии;
2.
И.П. правая рука вверх – на каждый шаг смена положений рук - 8-10
раз;
3.
И.П. руки в сторону, 1- 4- круговые движения руками внутрь, 1-4 –
наружу - 4 серии;
4.
И.П. руки перед грудью в замок на каждый шаг поворот в сторону
шагающей ноги- 16 раз;
5.
И.П. ходьба – наклоны вперед на каждый шаг, руками коснуться пола-
8 раз;
6.
И.П.
руки
вперед
на
каждый
шаг
взмах
ногой
с
касанием
разноименной руки- 10 раз;
Беговые упражнения: отрезки по 30 м.
а) медленный бег
б) бег с высоким пониманием бедра
в) захлестом голени назад
г) приставными шагами боком
д) спиной вперед
е) с подскоками
ж) с ускорением
з) семенящий бег
Специальные упражнения на месте:
а) И.П. стоя возле опоры, взмахи расслабленной ногой вперед, сгибая в
колене и назад, захлёстывая голень- 8- 10 раз;
б) И.П. стоя лицом к опоре, опираясь руками, отходить назад, разгибая
ноги до касания пяткой поверхности- 10 раз;
в) И.П. правая нога в сторону на носок руки влево. Встречное движение
рук и ноги на каждый счет – 6 раз в каждую сторону;
Упражнения на усиление вентиляции легких:
а) И.П. основная стойка, руки через стороны – вдох, вниз- выдох- 4 раза;
б) И.П. основная стойка, руки вперед, руки в стороны- вдох, скрещивая
перед собой- выдох- 4 раза;
в) И.П. основная стойка, руки вверх- вдох, опуская выдох- 4 раза.
Контроль пульса.
Основная часть - 30 мин.
1. Разучить технику эстафетного бега.
Цель деятельности учащихся: научиться четко, принимать и передавать
эстафету на высокой скорости бега.
Формирование
представления
о
видах
эстафетного
бега,
способах
передачи
эстафетной
палочки
о
выполнении
старта
в
эстафетном
беге.
(объяснение учителя)
Разделив участников на группы, приступаем к выполнению обучающей
серии учебных заданий:
1.
передача
и
приём
эстафеты
в
парах
на
месте
«снизу
без
перекладывания палочки», с имитацией движений рук;
2.
передача и прием эстафеты в парах в ходьбе по сигналу;
3.
передача и прием эстафеты в парах при медленном беге по сигналу
передающего;
4.
передача и прием эстафеты при беге в 60% от максимальной скорости,
командами;
5.
передача и прием эстафеты вначале и конце виража;
6.
передача и прием эстафетной палочки в пределах зоны;
7.
круговая эстафета – передача и прием эстафеты на полной скорости
по этапам в пределах зоны.
Типичные ошибки:
− неправильное держание эстафетной палочки;
− неправильный прием и передача эстафеты;
− передача вне зоны;
− несвоевременное
начало
бега
и
отсутствие
ускорения
и
у
принимающего;
− снижение скорости передающим.
2. Совершенствовать навык прыжка в длину с разбега способом «согнув
ноги»
Перед выполнение совершенствующей серии учебных заданий перед
учащимися ставятся цели:
а) стандартно выполнять элементы разбега;
б)
ставить
толчковую
ногу
на
брусок
загребающим
движение
с
активными маховыми движениями ногой и руками;
в) активно и полно разгибать толчковую ногу, стремясь к увеличению
угла вылета.
Серия учебных заданий:
1.
прыжки с короткого разбега с акцентом на два последних шага – 3-4
раза;
2.
прыжки в длину с 6-8 шагов разбега с акцентом на выведение таза
вперед - 3-4 раза;
3.
прыжки в длину отталкиваясь «через верх» - 3-4 раза;
4.
прыжки в длину отталкиваясь от любого места бруска с коррекцией
разбега- 3-4 раза;
5.
прыжки в длину через барьер 100 см -3-4 раза;
6.
прыжки в длину с «упругой буксировкой» (резиновый жгут) – 3-4
раза;
7.
прыжки в длину с акцентом на последнем шаге – 3-4 раза;
8.
прыжки
в
длину
с
полного
разбега
с
заданием
ориентира
на
местности – 4-6 раз.
3. Развивать скоростно-силовые качества учащихся.
Цели для учащихся:
а)
стремиться
развивать
способность
дифференцировать
движение
в
пространстве;
б) развивать скоросто-силовые качества специфические для прыжков с
разбега;
в) развивать амплитуду выполняемых движений.
Серия учебных заданий:
1.
И.П.
–
стать
на
возвышение
70-80
см.
Маховая
нога
впереди,
толчковая сзади. Спрыгивание на толчковую ногу с последующим прыжком в
длину- 6 раз;
2.
И.П. – встать на одну ногу, другую согнуть в колене. Отталкиваясь
акцентировано
стопой
быстро
перепрыгивать
через
наивные
мячи,
расположеннее на одной линии на расстоянии 80 см друг от друга-2-4 раза на
каждой ноге;
3.
И.П. – одна нога впереди, другая сзади на носке. Прыжки на одной
ноге -20 м- 2-4 раза на каждой ноге;
4.
И.П.- одна нога впереди, другая сзади на носке. Прыжки на одной
ноге с высоким подтягивание в полетной фазе бедра толчковой ноги к груди и
активной постановкой ноги на грунт- 30 м- 3-5 раз на каждой ноге;
5.
прыжки с ноги на ногу (многоскоки) 3 серии по 25 м;
6.
И.П. – прыжки на обеих ногах с подтягиванием коленей к груди в
полетной фазе с продвижением вперед- 10-20 м;
7.
встать лицом к опоре придерживаясь за не руками на уровне груди.
Махи ногой в стороны -10-15 раз;
8.
И.П. глубокий присед. Выпрыгивание из глубокого приседа вверх- 8-
12 раз;
9.
прыжки через скакалку на месте -100 раз.
Заключительная часть- 5 мин.
Заминочный бег по малому кругу. Построение в шеренгу. Упражнения
на расслабление: И. П. – стоя
1. Приподнять и опустить плечи – «удивиться».
2. Поднять руки вверх, расслабить кисти, расслабить руки в локтях –
кисти к плечам. Расслабить и разогнуть руки вниз туловища, опустив их вниз.
3.
При
расслаблении
наклонить
туловище
вперед,
покачать
расслабленными руками
.
Контроль пульса. Домашнее задание. Подведение итогов.