Современный подход концертмейстера в классе скрипки при подготовке к концертным выступлениям.
Автор: Тазиева Раиса Фаритовна Должность: концертмейстер, преподаватель фортепиано Учебное заведение: МБУ ДОД "Детская школа искусств" Населённый пункт: г. Менделеевск Наименование материала: статья Тема: Современный подход концертмейстера в классе скрипки при подготовке к концертным выступлениям. Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ
СКРИПКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНЦЕРТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ.
Современные требования в дополнительном образовании, а именно в
музыкальном воспитании, на первый план ставят не только педагогический
опыт, но и возлагают ответственность преподавателя в методической и
репетиторской деятельности. Согласно традиции обучения, педагог и
концертмейстер решают различные задачи, но цель у них общая – воспитание
музыкально-художественного восприятия у обучающихся. Ведь обучение юных
скрипачей, подготовка их к выступлениям в концертах и конкурсах могут
проходить успешно только в том случае, если концертмейстер принимает
полноценное участие в происходящем. Поэтому мера ответственности
распределяется между педагогом и концертмейстером в равных пропорциях. Их
обоюдная задача - воспитание у обучающихся навыков исполнительского
мастерства. В определенных ситуациях: на экзамене, концерте, конкурсе, когда
концертмейстер остается с юными исполнителями на сцене, при этом помогая
им справиться со сложными исполнительскими задачами, поставленными
педагогом, в этом случае - огромная ответственность возлагается именно на
концертмейстера. То есть, вся нагрузка перекладывается на него автоматически.
К выступлениям, как правило, готовят учеников разных возрастов,
имеющих потенциал исполнителя. Скрипач-солист или скрипач в ансамбле –
это яркая личность, вовлеченная в творческий процесс. Любой концерт,
выступление – это творческий отчет перед зрителем, отдача частички себя. У
каждого есть свой зритель, почитающий талант юных музыкантов. Как правило
– это родители, близкие, друзья. Они внимательно следят за творческой
деятельностью, разделяя вместе с нами успех и победы.
Исходя из особенностей скрипичного класса при подготовке к
выступлению ставятся следующие задачи обучающимся:
- научиться артистично держаться на сцене, как сольно, так и в ансамбле;
- научиться владеть своим сценическим волнением;
- передавать характер исполняемых произведений.
Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели:
- развивать интерес обучающихся к скрипичной музыке;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма, музыкальности,
- воспитывать в учащихся черты трудолюбия, дисциплины, а в
ансамблевой игре - чувства коллективизма.
При этом и концертмейстер готовится к концертному выступлению. Ему
необходимо оценить специфику скрипичного аккомпанемента. Важно
сопоставить музыку различных эпох и воссоздавать это в аккомпанементе,
чтобы сопровождение не перегрузило само звучание скрипки. Учитывая то, что
для струнно-смычковых инструментов перекладывают произведения разных
жанров, необходимо владеть знаниями о звучании не только скрипичной
музыки, но и оркестровых, вокальных произведений русских и зарубежных
композиторов, иметь представление об исполнительских особенностях
репертуара.
Концертмейстер должен иметь ясное представление о возрастных
особенностях исполнителя. Подстраиваться под младший возраст, или же вести,
при необходимости, за собой старшеклассника, не теряя темпа. Создавать
образы различными средствами музыки.
Время инноваций ставит перед концертмейстером такую задачу, как
умение владеть игрой на электромузыкальных инструментах, знать и
применять законы аранжировки. Проводить гармонический анализ нотного
текста для исполнения избранных пьес под автоаккомпанемент синтезатора.
Создавать аранжировки таким образом, чтобы подбор стиля (ритма), звука
(дополнительный инструментальный голос) на синтезаторе – не нарушали, а,
наоборот, подчёркивали образ и характерные особенности произведения.
На сегодняшний день концертная практика показывает, что альянс скрипка
– синтезатор стали пользоваться популярностью. Произведения с
аккомпанементом электроинструментов расширяют кругозор, способствуют
интересу к исполнению и помогают в работе над образом. Чтобы донести
стилистику XVIII-XIX веков достаточно перевести партию фортепиано на звук
клавесина или органа (разнообразие которых заложены в звуковой палитре
цифровых инструментов) и скрипичная соната или сюита той эпохи зазвучат,
словно в своём первозданном виде. Такое нетрадиционное звучание, как
правило, оставляют яркий след и запоминаются. Однако, одновременно с этим,
работа в режиме автоаккомпанемента создаёт для начинающих определённые
трудности в исполнении, так как требует точного ритмического попадания в
определённом темпе, где нельзя ошибаться, переигрывать и так далее. Такая
практика - не отклоняться от заданного темпа – ведёт к развитию у ребёнка
внутреннего чувства ритма, дисциплины и слухового контроля. Использование
синтезатора на уроках, на репетициях, в подготовке к выступлениям - позволяет
ученикам более качественно усваивать знания и навыки, необходимые в
исполнительстве, к тому же, является прекрасной психологической разрядкой.
Созданный концертмейстером аккомпанемент, ярко раскрывает характер
произведения, тем самым вызывая интерес у юных скрипачей и у слушателей.
Современный концертмейстер - это не только союзник, но и активный
сотрудник, и помощник преподавателя.
Весь подготовительный процесс к конкурсным, либо к концертным
выступлениям в совместной работе с преподавателем имеет цель воспитания
культуры труда и дает возможность сконцентрировать внимание обучающихся
на всей последующей работе, быстро настраивает на уроки, которые проходят
плодотворно и динамично. Важность доброжелательных отношений
преподавателя, концертмейстера и юных исполнителей неоспорима, так как в
такой совместной работе создаётся дружеская творческая атмосфера урока.