"Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов "
Автор: Соловьева Анастасия Станиславовна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "Федоровская СОШ №5" Населённый пункт: п. Федоровский Наименование материала: учебная программа Тема: "Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов " Раздел: среднее образование
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Пояснительная записка.
2.
Цель и задачи Программы.
3.
Направления работы по реализации Программы.
4.
Практическая значимость программы и ожидаемые результаты.
5.
Этапы и механизмы реализации программы.
6.
Кадровое обеспечение.
7.
Социальное партнерство школы в рамках реализации программы.
8.
План мероприятий, направленных на реализацию Программы.
9.
Список используемой литературы
10. Приложение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня
наша
страна,
как
и
многие
мировые
державы,
переживает
крупномасштабные
миграции
населения.
Резкое
изменение
привычных
условий жизни, вызванное переездом семьи в другую страну или регион с
иными культурными традициями, языком, приводит к размыванию типичных
форм
культурной
самоидентификации
людей,
серьезному
дискомфорту,
который переживают даже взрослые, не говоря уже о дезориентации детей
всех возрастов. В этой связи все более актуальной для педагогики становятся
проблема
социальной
адаптации
ребенка
к
новым
условиям
жизни,
к
изменившемуся социуму.
Очевидно, что особое внимание в проблеме миграции следует уделять
решению вопросов психолого-педагогической адаптации как взрослых, так и
детей.
Адаптация,
трудности
социального
характера
(плохое
материальное
положение
семьи,
отсутствие
комфортного
жилья,
перемена
места
жительства
и
др.)
требуют
в
первую
очередь
разработки
комплекса
психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное
развитие детей из семей мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде,
создание
условий,
способствующих
предотвращению,
устранению
и
смягчению
личных
и
общественных
конфликтов,
а
также
развитие
способностей
к
коммуникативности,
самостоятельности
и
терпимости
в
условиях диалога и взаимопонимания.
Согласно статистическим данным, с каждым годом увеличивается количество детей
мигрантов обучающихся в МБОУ «Федоровская СОШ №5».
2011-2012гг
2012-2013гг
2013-2014гг
2014-2015гг
Количество
детей
мигрантов. Из
них прибывшие
из:
13
15
19
19
Азербайджана
5
4
3
3
Армении
2
2
2
2
Узбекистана
1
2
2
1
Таджикистана
2
2
4
5
Молдовы
1
2
2
2
Кыргызстана
2
3
6
6
Это
дети
из
стран
ближнего
зарубежья. Усиливающаяся
миграция
привела
к
появлению
большого
количества
детей
беженцев,
мигрантов,
переселенцев, испытывающих материальные, социальные и образовательные
трудности в адаптации к новым социальным условиям, иной языковой среде
и культуре.
Большинство
детей
мигрантов
переживают
опыт
продолжительной
разлуки
с
родственниками.
Несмотря
на
это,
количество
мигрирующих
людей растет год от года.
Здесь
особенно
важна
роль
педагогов
–
стиль
общения
и
манеры
преподавания; основы, на которых строятся взаимоотношения с детьми и их
родителями;
взаимодействие
культурных
идентичностей
преподавателя
и
учащихся; способности создать толерантный климат в учебном заведении.
Каждый педагог должен осознавать, что все обучающиеся – уникальный
субъект, который испытывает влияние многих культур, и педагогу следует
быть очень чувствительным к особенностям
культурных характеристик
детей из семей мигрантов. Необходимо анализировать каждую отдельную
ситуацию, выявлять причины «необычного» поведения учащегося, исходя из
его культурного контекста.
Данная программа разработана для детей мигрантов обучающихся в
российской
общеобразовательной
школе. Этническая
неоднородность
контингента обучающихся накладывает отпечаток как на взаимоотношения
детей и подростков между собой, так и на взаимоотношения с педагогами.
Некоторые из детей при поступлении в школу имеют языковой барьер, так
как в семьях разговаривают на родном (не русском) языке.
Особенность данной
Программы
заключается
в
комплексном
и
дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не
только адаптировать детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но
и развивать склонности, способности и интересы.
В
основе
структуры
предлагаемой
нами
Программы
лежит
трехуровневая
модель
адаптации
детей-мигрантов
к
новым
для
них
социокультурным условиям.
Учебная адаптация
Социально-психологическая Культурная адаптация
адаптация
Согласно данной модели, ключевыми направлениями этого процесса
являются:
1.
Включение
обучающихся
в
учебно-воспитательную
деятельность
класса и школы.
2.
Овладение
особенностями
межличностного
взаимодействия
со
сверстниками, с педагогами.
3.
Вовлечение в местную подростковую и молодежную культуру.
4.
Развитие творческих способностей через ознакомление с культурным
многообразием социальной среды.
Программа предусматривает помощь в социальной адаптации детей
мигрантов,
и
педагогическую
поддержку
родителей
детей
мигрантов,
организацию
мероприятий
способствующих
формированию
позитивных
жизненных
целей,
формированию
представления
о
жителях
округа,
что
позволит способствовать решению проблемы социализации и интеграции в
общество данной категории людей.
Программа затрагивает деятельность всех субъектов образовательного
процесса; опирается на такие принципы , как:
- признание и уважение общечеловеческих ценностей;
- развитие национально-культурной идентичности;
-
обеспечение
в
учебном
процессе
и
в
процессе
социальной
адаптации
культурной
и
языковой
подготовки
в
поликультурной
социально-
образовательной среде;
-
поддержка
индивидуально сти
детей
мигрантов
в
у с л о в и я х
ненасильственного гуманистического развития;
- гуманистический, личностно-ориентированный и развивающий подходы.
Программа является основополагающим документом, разработанным в
с о о т в е т с т в и и
с
о с н о в н ы м и
н о р м а т и в н ы м и
д о к у м е н т а м и ,
регламентирующими деятельность образовательного учреждения.
Программа разработана на основе следующих документов:
1.
Конвенция ООН о правах ребёнка
2.
Конституция Российской Федерации
3.
Семейного Кодекса Российской Федерации
4.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"
5.
Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 № 120-ФЗ
«Об
о сновах
системы
профилактики
бе знад зорно сти
и
правонарушений несовершеннолетних»;
6.
Федеральный закон Российской Федерации 29.12.2010 №436-ФЗ «О
защите
детей
от
информации,
причиняющей
вред
их
здоровью
и
развитию»
7.
Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2006 №109-ФЗ «О
миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»
8.
Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»
9.
Устав образовательного учреждения
Цель
программы: создание
условий,
содействующих
социальной
адаптации детей к системе образования и в целом к жизни.
Задачи:
Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
Формирование культурной компетентности обучающихся.
Воспитание
коммуникативной
культуры
детей-мигрантов,
умения
общаться с представителями разных культур.
Воспитание толерантного сознания учащихся школы.
Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Основные направления реализации Программы
Организационные мероприятия по реализации программы
Методическая работа с кадрами
Работа с обучающимися и их родителями
Развитие межведомственного взаимодействия
Практическая значимость программы и ожидаемые результаты
Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов нацелена на
оказание специальной помощи обучающимся, направленной на раскрытие
внутреннего потенциала личности, активизацию его собственных ресурсов и
успешной адаптации в социуме.
При этом могут быть успешно решены следующие группы проблем в
развитии ребенка:
выбор
образовательного
маршрута
(образовательное
и
личностное самоопределение);
преодоление затруднений в учебе;
адаптация детей - мигрантов к жизни в школьном социуме;
личностные проблемы развития;
сохранение жизни и здоровья;
расширение пространства досуга.
В процессе развития программы предусматривается ее доработка и
корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов.
Предполагается, что в результате реализации Программы к 2017 году
будут достигнуты следующие результаты:
Уменьшение проявлений отклонений в поведении и обучении;
Повышение
уровня
удовлетворённости
педагогов
и
родителей
взаимоотношениями с детьми;
Сформированность
навыков
эффективного,
бесконфликтного
общения;
Снижение количества конфликтных ситуаций.
Результаты
отслеживаются
методами
анкетирования,
опроса,
наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми мигрантами,
индивидуальных консультаций для педагогов и родителей.
Этапы и механизмы реализации программы
Комплексная программа по социализации (адаптации) детей мигрантов
включает в себя три этапа:
1.
Подготовительный этап (формирование банка данных образовательного
учреждения, определение форм и методов работы).
2.
Основной этап (внедрение разработанных форм и методов работы по
соответствующим направлениям).
Программа
социализации
детей
мигрантов
включает
следующие
направления:
- диагностическое;
- консультационное;
- просветительское;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое.
3.
Заключительный
этап
(завершение
мероприятий
по
реализации
программы, мониторинг, анализ полученных результатов).
Формы и методы работы:
Анкетирование, социальный опрос;
Индивидуальные
консультации
(для
педагогов,
обучающихся
и
родителей);
Групповые консультации (для обучающихся и родителей);
Групповые занятия для обучающихся;
Посещение обучающихся по месту жительства.
Каждый
этап
программы
представляет
собой
завершенный
цикл
деятельности,
сопровождающийся
накопленным
в
банке
данных
информацией,
и
заканчивается
контролем
и
анализом
полученных
результатов.
Мероприятия
Программы
направлены
на
преодоление
затруднений
учащихся
в
учебной
деятельности,
овладение
навыками
адаптации
к
социуму,
обеспечение
мира
и
согласия,
недопущения
жестокости
и
безразличия
среди учащихся, создание условий для развития лидерских
качеств
личности,
и
распространение
идей
духовного
единства,
дружбы
народов, межэтнического согласия и российского патриотизма.
Кадровое обеспечение реализации Программы:
Администрация
образовательного
учреждения (осуществление
подготовки, повышения квалификации специалистов для работы по
правовому
и
психолого-педагогическому
сопровождению
процесса
правового воспитания школьников).
Педагоги-психологи:
конкретная помощь учащимся в адаптации к
новым
условиям,
но
в
целом
–
формирование
толерантности
к
обществу,
в
котором
проходит
социализация
ребенка.
Организация
системы занятий с участниками образовательного процесса:
1)
по
межличностному
общению
подростков
–
формирование
сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов
(недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического
тренинга (развитие психических процессов);
4)
проведение
тренингов
по
основам
межличностного
общения
в
мультикультурном обществе.
Логопед:
проведение
логопедических
занятий
по
формированию
лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с
билингвизмом в начальной школе. Работа над грамматическим строем
речи и
расширением словарного запаса (активного и пассивного).
Проведение развивающих игр, направленных на понимание русских
слов для данного возраста. Развитие высших психических функций и
мелкой моторики. Консультации родителей по вопросам формирования
у ребенка правильной русской речи.
Социальный
педагог: профилактическая
работа
с
семьями
детей,
организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в
ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство
школы,
проведение
мероприятий
по
патриотическому
воспитанию
учащихся.
Социальное партнерство школы в рамках реализации
программы
:
1
Администрация г.п.
Федоровский
Участие в заседаниях
КДН и ЗП (по
согласованию)
в течение года
(по плану КДН и
ЗП)
соц. педагоги
Соловьева А.С.
Болтунова С.С.
2
БУ «Центр социальной
помощи семье и детям
«Апрель»
Консультирование
обучающихся и их
родителей
в течение года
соц. педагоги
Соловьева А.С.
Болтунова С.С.
3
КМЦ «Резерв»
Проведение
совместных
профилактических
мероприятий
в течение года
соц. педагоги
Соловьева А.С.
Болтунова С.С.
4
МАУК КДЦ «Премьер»
Участие в проведении
межведомственных
мероприятий,
организация досуга
в течение года
соц. педагоги
Соловьева А.С.
Болтунова С.С.
5
Федоровский СОЦ
Проведение
совместных
мероприятий,
организация досуга
в течение года
соц. педагоги
Соловьева А.С.
Болтунова С.С.
6
МАУ Федоровская ГБ
Консультирование по
оказанию медицинской
помощи, проведение
совместных
мероприятий
в течение года
соц. педагоги
Соловьева А.С.
Болтунова С.С.
Система мероприятий направленных на реализацию программы по
адаптации детей мигрантов.
Направления
Формы работы
Ответственные
деятельности
Диагностическое
Анкета учащегося для
формирования банка
данных
Классные
руководители
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Социологический опрос о
микроклимате в школе и в
семье
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Социометрия по Дж.
Морено
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Диагностика тревожности:
1-4 классы –
«Несуществующее
животное» проективная
методика
5-11 классы – по Филлипсу
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Диагностика уровня
школьной мотивации:
1-4 классы – по Лускановой
5-11 классы – по Карповой
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Консультационное
Групповая консультация для
родителей детей мигрантов
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Индивидуальные
консультации для педагогов
(по запросу)
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Индивидуальные
консультации для родителей
(по запросу)
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Индивидуальные
консультации для
обучающихся (по запросу)
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Просветительское
Родительское собрание
«Организация учебно –
воспитательного процесса»
Классные
руководители
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Родительское собрание
«Роль родителей в
воспитании толерантного
человека»
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Размещение информации на
школьном сайте
Педагог –
организатор
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Коррекционно-
развивающее
Групповые занятия для
детей мигрантов
«Поведение и культура»
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Коррекционные занятия на
снижение тревожности и
повышение уровня
самооценки
О.С. Конищева
Н.Н. Журбенко
Н.А. Раенок
Индивидуальные беседы с
учащимися по разрешению
возникающих конфликтных
ситуаций
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Профилактическое
Посещение обучающихся
по месту жительства (по
запросу)
Классные
руководители
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Составление карты
безопасного маршрута от
дома до школы и обратно .
Классные
руководители
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Родительское собрание
«Организация свободного
времени детей, как
профилактика
безнадзорности и
правонарушений среди
несовершеннолетних»
Классные
руководители
Болтунова С.С.
Соловьева А.С.
Список используемой литературы
1.
Семина Л., Максакова В. Учимся договариваться (Я-Ты-Мы)//Мы-
сограждане. М.:БОНФИ, 2002. С.262-269; Семина Л., Максакова В.
Учимся принимать решения//Мы-сограждане. М.:БОНФИ, 2002. С.270-
497.
2.
Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. М.: БОНФИ,
2002; Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М.: БОНФИ, 2001;
Мы-сограждане. М.:БОНФИ, 2002 и др.
3.
Краткое описание методических приемов для проведения обсуждений
см.: Шаповал В. и др. Мозаика культур: Методическое пособие для
учителей/Под ред. Т.Эйдельман, А.Шевырев. М.:Локус – пресс, 2005.
4.
Кавторин В. Почему народы ссорятся?//Нева. 2007. №3..С.169-189.
5.
Мелихов А. Национальная терпимость: этический минимум или
недосягаемая мечта?//Нева. 2007. №6.
6.
Бардиер Г. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во
СПбГУ, 2005. С.88
Приложение 1
АНКЕТА
Взаимоотношения в школе
(нужное подчеркнуть)
1.
Нравятся ли тебе твои одноклассники?
Да нет не все
2.
Есть ли у тебя друзья в классе?
Да нет
3.
Если бы тебе предложили перейти в другой класс или другую
школу, ты бы это сделал?
Да нет
4.
Чувствуешь
ли
ты
доброжелательное
отношение
со
стороны
педагогов?
Да нет не всегда
5.
В
трудной
ситуации
ты
можешь
обратиться
за
помощью
к
классному руководителю?
Да нет не всегда
6.
Посещаешь ли ты кружки, секции?
Да нет
7.
К
кому
ты
можешь
обратиться
за
советом
в
решении
споров,
конфликтов в классе?
К классному руководителю
К родителям
К друзьям в классе
К другим людям (указать к кому)_______________________________
2. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
- не очень хорошими;
- хорошими; - плохими;
- не очень плохими.
3. Считаете ли Вы свою семью дружной?
- да; - не совсем;
- нет.
4.
Какие семейные традиции соблюдаются в вашей семье?
Перечислите их .________________________________________
5. Как часто ваша семья собирается вместе?
- ежедневно; - по выходным дням;
- редко.
6. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
- решаете сообща возникшие проблемы;
- занимаетесь семейно-бытовым трудом;
- вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;
- обсуждаете вопросы обучения детей;
- делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;
- каждый занимается своим делом;
7. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
- да; - иногда; - нет.
8. Из-за чего возникают конфликты?
- непонимание друг друга;
- неуважение, грубость;
- отказ участвовать в семейных делах, заботах;
9. Какие способы разрешения семейных конфликтов используются?
- примирение;
- совместное обсуждение ситуации и принятие общего решения;
- обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);
- конфликты практически не разрешаются
10. Как вы реагируете на семейные конфликты с родителями?
- переживаю, плачу;
- принимаю сторону одного из родителей;
- пытаются помирить;
- ухожу из дома;
- замыкаюсь в себе;
- отношусь безразлично;
- ищу поддержку у других людей (соседи, друзья, родственники)
11. Как вы реагируете на семейные конфликты между родителями?
- переживаю, плачу;
- принимаю сторону одного из родителей;
- пытаются помирить;
- ухожу из дома;
- замыкаюсь в себе;
- отношусь безразлично;
Благодарим, Вас, за участие в анкетировании!
Приложение 3
Групповые занятия.
Занятие № 1. «Разрешите представиться»
(1 час 20 минут)
Цель: знакомство
с
курсом;
принятие
правил
поведения
в
группе,
развитие
навыков
правильного
знакомства;
создание
предпосылок
для
возникновения и развития межличностных отношений.
Материалы: ватман, анкета «Вот я какой» по количеству участников,
магнитофон, аудиозаписи.
1. Начало занятия
Ведущий рассказывает кратко о себе, о целях курса.
Информационный
блок Ведущий. Начиная с сегодняшнего дня мы
будем заниматься на уроках, которые не совсем похожи на обычные. Наши
занятия — это уроки общения. Их цель: в атмосфере взаимного доверия и
психологической
открытости
познать
самих
себя,
выработать
умения
и
навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.
Кто-то не уверен в себе и своих силах, робок и застенчив. А другой,
наоборот, излишне активен и энергичен. Некоторые дети переживают из-за
того, что у них нет друзей: они нерешительны, не умеют знакомиться,
дружить. Есть девочки и мальчики, которые быстро знакомятся, общительны,
но близкого и хорошего друга, которому можно доверить тайны, нет. У кого-
то трудный характер: он нередко огорчает родителей, конфликтует дома, в
школе, на улице. Такой человек страдает от необдуманных поступков, но
справиться с этим не может.
Надеюсь, что наши встречи станут для вас полезными и интересными.
Почему? Потому что каждый человек стремится быть умным, справедливым,
сильным.
Естественным
является
желание
иметь
много
друзей,
быть
уважаемым и любимым; понимать, ценить себя и других. Мы начинаем
учиться быть уверенными в своих силах, решительными, жизнерадостными
и добрыми. Я буду рада, если вы увидите пути улучшения своего характера и
положения среди друзей, если поймете, как можно воспитать важные для
самостоятельной жизни качества личности, уважать мнение других людей.
Основа всего того, что будет происходить в группе, — доверие и
искренность. Поэтому работать мы будем в кругу. Круг, в котором мы сидим,
является
пространством
нашей
группы.
Это
возможность
открытого
общения.
Форма
круга
создает
ощущение
целостности,
завершенности,
позволяет
ощутить
особую
общность,
облегчает
взаимопонимание
и
взаимодействие. В этом пространстве нет ничего и никого, кроме нас самих и
того, что мы приносим сюда в себе. Это и есть самое главное. Наше общение
будет помогать пониманию себя и других. Мы будем узнавать себя через те
чувства, которые вызываем друг у друга, через те отношения, которые будут
здесь складываться.
(Далее ведущий предлагает познакомиться поближе.)
Как люди обычно приветствуют друг друга? Какие движения они при
этом
делают?
Спектр
достаточно
широк:
от
кивков
до
поцелуев.
Остановимся на варианте рукопожатия. Почему люди жмут друг другу руку?
Просто
такая
традиция,
а
значит,
все
могло
бы
быть
иначе.
Например,
некоторые африканские племена при встрече трутся носами. Сейчас мы
попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами.
2. Разминка
Упражнение «Веселое приветствие»
Ведущий включает любую танцевальную музыку, и дети начинают
ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов ведущего «раз,
два, три, друга найди!» каждый ребенок должен найти себе пару и встать
рядом. Ведущий командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками,
коленками...» Так в процессе игры дети узнают о существовании различных
форм приветствий.
Каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом
с новым игроком.
Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми
присутствующими.
Анализ. Какие приветствия были наиболее интересны?
3.
Работа
по
теме
занятия Ведущий. Для
того
чтобы
всем
было
комфортно работать в группе, необходимо принять правила.
Правила работы в группе
Упражнение «Интервью»
Ведущий. Я
хочу
предложить
сыграть
в
игру,
которая
протекает
следующим образом: вы получаете 10 минут на то, чтобы побольше узнать
обо мне, то есть взять интервью. Каждый из вас может задать мне какой-
нибудь вопрос. Например:
Перечень вопросов
-
Есть ли у вас дети?
-
Как вы обходитесь со своими детьми?
-
Получали вы когда-нибудь двойки?
-
Проваливались ли вы когда-нибудь на экзамене?
-
Чем вы гордитесь?
Нужно
Нельзя
■ Смотреть на того,
к кому ты
обращаешься.
■ Выражать свое
мнение, начинать речь
словом «я»:
я считаю, я чувствую,
я думаю.
■ Внимательно
слушать, когда
говорят другие.
■ Уважать чужое
мнение.
■ Говорить искренне.
■ Шутить и улыбаться.
■ Говорить по одному.
■ Начинать
и заканчивать
занятия вовремя.
■ Угрожать, драться,
обзываться,
передразнивать
и гримасничать.
■ Начинать свою речь
словами «ты, вы, он,
она, они, мы».
■ Сплетничать
(рассказывать
о чувствах другого
человека
или его поступках
за пределами группы).
■ Шуметь,
когда кто-то говорит.
■ Врать.
■ Ставить другим
оценки, давать
определения
и критиковать.
■ Перебивать.
■ Опаздывать.
-
Вы боитесь чего-нибудь? И т.д.
Игра помогает улучшить контакт с детьми, создает в группе атмосферу
открытости и честности. Игра дает соответствующий эффект особенно в том
случае, когда дети ведут себя неуверенно или беспокойно. После того как
педагог ответил на вопросы детей, он задает вопросы группе:
-
Есть ли в вашей семье, кроме вас, другие дети?
-
Вы старший или младший ребенок в семье?
-
У кого из вас самое необычное увлечение?
-
Есть ли в классе лидер? И т.д.
4. Домашнее задание
Заполнить анкету (раздается каждому ребенку).
5. Разминка
Упражнение «Колокол»
Дети становятся в круг.
Поднимают поочередно правую и левую руки вверх, соединяя руки в
центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой
бросают руки вниз.
На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки
вниз. Ведущий задает ритм.
6. Рефлексия
Участники по кругу характеризуют настроение, обмениваются мнениями
и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что
показалось
самым
важным
и
полезным,
что
чувствовали,
какие
мысли
приходили в голову и т.д.).
Занятие № 2. «Я в мире людей»
(1 час 20 минут)
Чтобы жить счастливо, я должен быть в согласии с миром.
Л. Витгенштейн
Ц е л ь : развивать
коммуникативные
навыки,
выраб ат ыват ь
доброжелательное отношение друг к другу, Уважать обычаи нравы других
народов.
Материалы: клубок ниток, свеча, магнитофон, аудиокассета.
1. Приветствие
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные
части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет
по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают
руку,
«японцы»
кланяются,
«африканцы»
трутся
носами.
Упражнение
проходит
весело
и
эмоционально,
заряжает
группу
энергией.
А
как
приветствуют люди друг друга Вашей национальности?
2. Анализ домашнего задания
Все
работы
вывешиваются
на
стенд.
Участники
пытаются
угадать
принадлежность
рисунков,
делятся
впечатлениями.
По
желанию
дети
отвечают на вопросы:
-
Что ты чувствовал, когда рисовал?
-
Почему таким образом изобразил себя?
-
Ты доволен своим портретом?
-
Почему, как вы думаете, все рисунки разные?
3. Работа по теме занятия
Упражнение «Клубочек»
Дети по очереди обращаются друг к другу со словами: «Я рад, что ты, Оля,
рядом со мной». Первый играющий наматывает на палец конец нити от
клубка
и
отдает
клубок
тому,
к
кому
обращается.
Участник,
который
получает клубок, обматывает нитку вокруг пальца, обращается к соседу и
отдает ему клубок. Когда все будут соединены одной нитью, поднимают руки
вверх, затем опускают их на колени. Очень важно все делать одновременно,
чтобы не разрушить общий круг. Затем клубок сматывается в обратном
направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на
клубок, обращаясь к другому соседу с теми же словами.
Анализ
упражнения. Легко ли было говорить приятные вещи другим
детям? Кто-либо тебе сегодня уже говорил что-нибудь приятное? Как ты себя
сейчас чувствуешь?
Информационный блок Ведущий. Человек не может существовать один.
Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения
членов
коллектива,
группы
могут
строиться
на
разных
основах,
носить
характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдер-
живающая
система
отношений
объединяет
людей,
дает
им
возможность
эффективно развиваться.
Инструменты повышения само- и взаимоэффективности:
- уважение друг к другу;
- стремление понимать и сопереживать друг другу;
- возможность открыто высказывать несогласие с решением других членов
коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты
подавления).
Притча «Солнце и ветер»
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи ехал путник, и
ветер сказал: «Кто сумеет снять с этого путника плащ, тот и будет признан
самым сильным из нас». Стал ветер дуть, очень старался, но добился лишь
того, что путник сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко
и согрело путника своими лучами. И путник сам снял свой плащ.
Анализ. О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?
4. Рефлексия
Обмен
впечатлениями.
Проводится
по
кругу
с
передачей
друг
другу
мягкой игрушки.
Занятие № 3. «Конфликт — неизбежность или...»
(1 час 20 минут)
Я не ищу конфликтов, но я не боюсь конфликтов,
я смело иду на их решение.
Г. Н. Сытин
Цель: обучать детей поиску альтернативных вариантов поведения в
конфликте. Материалы: магнитофон, аудиозаписи.
1. Приветствие
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные
части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет
по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают
руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
2. Разминка
Упражнение «Рубка дров»
Ведущий. Представьте, что вам необходимо нарубить дрова. Возьмите в
руки воображаемый топор, примите удобную позу. Топор заносите высоко
над головой, резко опускаете на воображаемое бревно. Рубите дрова, не
жалея сил. Вместе с выдохом полезно издавать какие-то звуки, например:
«Ха!»
3. Работа по теме занятия
Ведущий. Все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это
значит,
что
наши
интересы
и
интересы
окружающих
людей
могут
не
совпадать. Иногда это становится причиной, приводящей к возникновению
конфликтов (барьеров в общении). Классическим образцом неразрешимого
конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу
дорогу на узком мосту.
Ведущий пишет на доске высказывание и просит участников объяснить
его значение:
«Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены» (С.
Лец).
В
ходе
обсуждения
дети
приходят
к
пониманию
«барьеров
(стен)
в
общении», которые появляются во время ссор между людьми. При этом одна
или обе стороны используют соответствующие вербальные и невербальные
приемы, препятствующие позитивному общению.
Конфликт
—
это
столкновение
противоположных
интересов,
взглядов,
серьезное разногласие, острый спор.
Игра «Толкалки без слов»
Участники
свободно
двигаются
по
комнате,
касаются
друг
друга,
толкаются,
постукивают,
щипаются,
но
никто
не
разговаривает.
Затем
делятся своими впечатлениями от игры и сообщают, трудно ли было все это
проделывать молча.
Анализ. Было ли ощущение напряжения и раздражения? Мог ли между
некоторыми
из
играющих
вспыхнуть
конфликт?
Что
помогло
избежать
конфликта?
Игра «Ситуация»
Школьникам предлагается разыграть ситуацию «В классе».
Ведущий формулирует ситуацию: «Представьте, что один из вас входит в
класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он начинает
выяснять отношения с приказа: «Сейчас же освободи мою парту!»
Затем обсуждается поведение и реакция обоих партнеров: Можно ли было
не доводить ситуацию до конфликта?
Сцена разыгрывается еще несколько раз в разных вариантах. Отношения
выясняются:
—
с угрозой, указаниями, поучениями (надо было сначала убедиться, что
эта парта свободна, а только потом ее занимать);
—
с критикой (если бы ты был умным, то знал бы, что нельзя занимать
чужую парту);
—
с обобщениями (ты такой же бестолковый, как все новенькие);
—
с безразличием к новенькому (он недостоин моего внимания).
Обсуждаются все варианты: дети развивают ситуацию, показывают ее
последствия,
отмечается
тот
ученик,
который
смог
достойно
выйти
из
конфликтной ситуации.
Анализ. Какова
цель
разрешения
любого
конфликта?
Можно
ли
превратить конфликт из ссоры в конструктивный диалог?
Мозговой штурм «Конфликт. Способы решения»
Ведущий предлагает участникам поделиться собственным опытом выхода
из конфликтных ситуаций. Проводится обсуждение возможных способов
решения конфликтных ситуаций. Выводы записываются на доске:
—
Извиниться, если действительно не прав.
—
Учиться спокойно выслушивать претензии партнера.
—
Всегда придерживаться уверенной и ровной позиции, не переходить на
критику.
—
Попробовать переключить разговор на другую тему (сказать что-то
доброе, неожиданное, веселое).
Ведущий. Рассмотрим некоторые варианты поведения в конфликте. В чем
их
сильные
и
слабые
стороны?
Вспомните,
как
вели
себя
в
игре
конфликтующие
стороны?
Был
ли
их
выбор
разрешения
конфликтной
ситуации эффективным?
Соперничество. Ты упорно отстаиваешь свою точку зрения, ни в чем не
уступаешь
сопернику.
Такая
тактика
оправданна,
когда
решается
действительно
что-то
важное
и
значительное
и
любая
уступка
серьезно
затрагивает
твое
достоинство
и
достоинство
твоих
близких,
подвергает
риску
твое
благополучие,
здоровье.
Постоянная
приверженность
данной
тактике
может
обеспечить
тебе
репутацию
скандалиста
и
неприятного
человека.
Избегание. Ты делаешь вид, что никаких разногласий не существует, все
замечательно. Такая тактика требует порой недюжинной выдержки. Однако
ею (тактикой) можно воспользоваться в том случае, если предмет спора не
имеет для тебя особого значения (вряд ли стоит доводить дело до конфликта,
если
твой
друг
утверждает,
что
Стивен
Сигал
—
актер
всех
времен
и
народов, а тебе он не так уж и нравится). Если в настоящий момент конфликт
разрешить
невозможно,
в
будущем
эти
условия
могут
появиться
(тебя
ужасно раздражает двоюродная сестра подруги, приехавшая к ней в гости, но
стоит
ли
конфликтовать,
ведь
она
приехала
на
время).
Но
постоянно
использовать
эту
тактику
избегания
не
стоит.
Во-первых,
это
немалая
нагрузка
для
психоэмоционального
состояния:
попытка
загонять
эмоции
внутрь может негативно отразиться на здоровье. Во-вторых, если делать вид,
что все прекрасно, то конфликтная ситуация сохраняется на неопределенный
срок.
Сотрудничество. Ты рассматриваешь своего соперника как помощника в
решении возникшей проблемы, пытаешься встать на точку зрения другого,
понять, как и почему он не согласен с тобой, извлечь максимальную пользу
из его возражений. Например, ты предлагаешь встретить Новый год на даче,
а друг против. Попробуй внимательно прислушаться к возражениям друга.
Что именно вызывает у него сомнение: проблемы, связанные с отоплением
дома, невозможность получить согласие от родителей или что-то другое.
Обрати внимание на слабые стороны своего плана, которые могут испортить
замечательный
праздник.
Если
вы
вместе
придете
к
единому
мнению,
наверняка
конфликт
будет
исчерпан.
Сотрудничать
можно
не
только
с
друзьями, но даже с теми, кого сложно считать доброжелателями.
Приспособление. Этот
вариант
поведения
предполагает,
что
одна
из
конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит
их в жертву другому человеку. Ты можешь возразить: с какой стати я должен
уступать? Но в ряде случаев такой вариант поведения наиболее правильный.
Например, твоя мама терпеть не может рок-музыку и считает ее кошмарной.
Стоит
ли
пытаться
переубедить
ее
и
конфликтовать?
Зачем
заставлять
нервничать дорогого, любящего тебя человека? Попробуй уступить, включая
музыку тогда, когда мамы нет дома.
Компромисс предполагает, что обе стороны идут на уступки для того,
чтобы
преодолеть
спорную
ситуацию.
Так,
ты
договариваешься
с
родителями,
что
можешь
приходить
домой
вечером
на
час
позже
при
условии, что заранее готовишь домашнее задание, прибираешься в комнате и
т.д. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств.
Ведь нарушение договоренности — само по себе повод для возникновения
конфликта, договориться в котором будет уже значительно сложнее, потому
что потеряно доверие.
Но сколь разнообразны ни были бы стратегии поведения в конфликтной
ситуации,
непременным
условием
для
ее
конструктивного
разрешения
являются:
-
умение понять своего оппонента, посмотреть на ситуацию его глазами;
-
желание объективно разобраться в причинах конфликта и его течении
(обычно в пылу ссоры видна лишь «надводная часть айсберга», которая не
всегда позволяет верно судить об истинной проблеме);
-
готовность сдерживать свои негативные чувства;
-
готовность обоих найти выход из трудной ситуации. Необходимо
делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?».
Не забывайте, что выйти из конфликтной ситуации часто помогает чувство
юмора.
Рефлексия.