Напоминание

Воздух - невидимка


Автор: Романова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №5 "Филиппок"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Воздух - невидимка
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ОД по познавательному развитию в средней группе «Воздух - невидимка» (Романова О.А.) Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие. Задачи: 1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого. 2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. 3. Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях, бережное отношение к воздуху. Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), карточки – символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха.
Ход:
1. Орг. игра с воздухом «Парашют» Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края. Дружно мы все встали в круг, Будем делать – парашют. Друг за другом мы идем, Парашют в руках несем. Руки вверх все поднимаем, Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют Легким воздухом надут. Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух) - Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.
- Ребята, посмотрите как мы с вами сегодня одеты, а оделись мы так, потому что превратимся с вами в настоящих ученых-лаборантов. И будем проводить различные эксперименты с воздухом. Давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают шапки или халаты, или значки) У нас с вами есть вот такая лаборатория смешариков - А как вы думаете, где ещё находится воздух? Дети: Он повсюду (он везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас). Воспитатель: Вы когда-нибудь видели воздух? (нет). Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый). Воспитатель: Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения) Воспитатель: А я предлагаю поймать с помощью пакетов (раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками). - Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку) - Что в них находится? (воздух) - Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух? (мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.) - А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха. - Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать). - Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов. - Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. (1. «зачеркнутое цветное пятно, 2. зачеркнутый глаз») (на доску выставляется карточка - символ) Подойти и встать вокруг стола - А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории. Опыт «Что в стакане?» - Ребята, посмотрите, что это у меня в руке? (стакан) - Есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой)
- Давайте проверим. Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать в воду. (нужно держать ровно). - Попадает ли вода в стакан? (нет) - Достаем стакан. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (дети трогают стакан) Дети: Сухой! - Почему стакан остался сухим? (в стакане был воздух, и он не пустил воду). - А теперь, немного наклоним стакан и снова попробуем опустить в воду. Что происходит? (воздух выходит из стакана, а его место занимает вода). - Правильно, вода постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место. Молодцы, открыли и второй секрет воздуха (внутри предметов, даже если они кажутся пустыми, есть воздух). - Запишем наши наблюдения с помощью вот такой карточки. (3. «пустой стакан») - Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей) Опыт «Воздух в человеке» (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки) - Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки) - Почему появились пузырьки? (выходит воздух) - Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха. - Запишем результаты опыта с помощью карточки. (4. «изображение человека») - А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо (взмахи руками) Закачалось деревцо (качаемся) Ветерок все тише, тише, (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся на носочки). Д/и «Имеет ли воздух запах?» - Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответов детей) - Как мы это можем проверить? (понюхать воздух) - Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух – не имеет запаха. (5. «зачеркнутый нос») Предложить встать в круг и отвернуться, распылить. - Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду) - Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас) Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие-нибудь запахи? (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т.д). - А увидеть движение воздуха мы можем? (варианты ответов) - Движение воздуха хорошо видно в ветреную погоду, т.к. ветер – это и есть движение воздуха (качаются деревья, трава наклоняется, быстро плывут облака, штора на ветру). Мы узнали пятый секрет (воздух может двигаться). - Запишем с помощью вот такой карточки. (6. «качающееся на ветру дерево») - Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. - Сможет ли человек жить без воздуха? Сели??????????? Опыт «Не дышу» - Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами. (пауза) - Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться) - Чего вам не хватало? (воздуха) - Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)
Д/и «Кому нужен воздух» Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух? (Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух). - Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить). Шестой секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: «Воздух нужен всему живому». - В нашей лаборатории, ребята, я нашла картину. - Посмотрите, что происходит с воздухом? (воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки). - Мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? (не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух). - Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам: - На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе. Итог НОД: - Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки. - Что это? (надувает пузырь) - Что внутри них? (воздух) - Одну баночку возьмем с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок с пузырьками на улице. - Сейчас можно и поиграть с пузырьками: Если дунуть посильней, Будет много пузырей! Раз, два, три, четыре, пять, Ни за что их не поймать.
Поговорить об увлажнителе воздуха. Мультик. Шарики и мыльные пузыри.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!