"Возможнсти использования ИКТ в целях повышения качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования."
Автор: Утепбергенова Руфина Жанаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ"Семибугровская ООШ" Населённый пункт: Камызякский район,Астраханская область,село Семибугры Наименование материала: Статья Тема: "Возможнсти использования ИКТ в целях повышения качества реализации основной образовательной программы дошкольного образования." Раздел: дошкольное образование
Возможности использования ИКТ в целях повышения качества реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются
неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы
образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной
компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации
Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены
происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с
обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из
важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей
практике. Это компьютер, использование сети интернет, телевизор, видео, DVD, различного
рода мультимедиа - и аудио-визуальное оборудование. Воспитатели стали для ребенка
проводником в мир новых технологий.
Актуальность:
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым
требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего,
улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний,
ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются
компьютерные и мультимедийные технологии.
Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее
доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить
творческую составляющую учебного процесса.
Целью нашей работы является :
Повышение качества образования в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс
информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы задействованы
все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их
родители.
- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную
педагогическую деятельность в условиях ИКТ.
- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.
- методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике воспитатели
ДОУ.
Использование компьютерных технологий помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- делать НОД более наглядными, интенсивными;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
–
реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в
образовательной деятельности.
В своей работе используем следующие формы ИКТ:
- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития,
планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).
- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной
образовательной деятельности, оформление стендов, групп.
Созданы серии презентаций к занятиям и праздникам . Для большей эффективности
презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей
дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры,
просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное
количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных
наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры. Они хранятся на флеш-
носителе и распределены по тематическим папкам.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития
детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в
дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего
режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Значимость:
Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей
образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на
следующий уровень системы непрерывного образования. А именно, воспитание
любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и
способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на
сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности
дошкольной организации по ФГОС является созданная развивающая предметно-
пространственная среда. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть
вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания
– техническим, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в
едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным
материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над
целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.
Заключение.
Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет
внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии
значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей
дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую
пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями
воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует
повышению качества образовательного процесса.
Преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя
наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а
также раскрытию их творческого потенциала.
2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий,
выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были
допущены ошибки, для их исправления.
3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними
позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.
4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало
изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых
организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых
сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и
творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые
дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением»,
возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно
продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и
ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает
систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для
концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников,
представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в
зависимости от потребностей детей и особенностей программы.