Напоминание

обобщающий урок "Генетическая связь между классами неорганических соединений" 8 класс


Автор: Ганьшина Надежда Ивановна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №68 г.Челябинск
Населённый пункт: Г.Челябинск
Наименование материала: конспект урока
Тема: обобщающий урок "Генетическая связь между классами неорганических соединений" 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект урока «Генетическая связь между классами неорганических веществ»

Учитель химии МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»

Ганьшина Надежда Ивановна

8 класс

Форма урока: игра-расследование

Цели урока
:  Обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении данной темы;  Проверить умения обучающихся классифицировать, давать названия неорганическим соединениям, составлять уравнения реакций;  Продолжать формировать умение предсказывать продукты реакции;  Развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм самоконтроля;  Воспитывать у обучающихся наблюдательность, внимание, тактичность, ответственность.
Тип урока
: контрольно-обобщающий урок
Ход урока

I.

Организационный момент
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Вступительное слово
: Мы закончили изучение темы «Генетическая связь между классами неорганических веществ». И сегодня на уроке мы повторим классификацию веществ, проверим, как вы научились составлять уравнения реакций. И для того, чтобы обобщить и проверить ваши знания, мы проведем игру-расследование. Вы являетесь представителями частных расследовательских бюро. Каждый сыщик работает индивидуально, проводя своё собственное расследование. Но задание для всех одинаковое. У вас на столах лежат листы с названием «Карты урока». Подпишите их: фамилия, класс Рассматривают свои «Карты урока», подписывают
II.

Игра – расследование
Деятельность учителя Деятельность обучающихся К нам поступила шифровка (слайд №2): А → В → С → Д 1 2 В ходе проведенного Вами расследования вы должны определить, что спрятано за буквами А, В, С, Д и что скрывается под цифрами 1,
2. Итак, мы начинаем расследование. В карте перепишите шифровку, оставьте вниз немного места и поставили цифру 1.
Выполнение упражнений
1.Терминологическая эстафета (слайд №3): 1.Оксиды, 2.Кислоты, 3.Основания, ;.Соли, 5.Бинарные соединения, 6.Химические реакции, 7.Реакции обмены, 8.Реакции разложения, 9.Реакции соединения, 10.Реакции замещения. Для того, чтобы начать наше расследование, мы должны знать термины. А сейчас работаем по вариантам: 1 вариант соотносят термины и определения; 2 вариант записывают в столбик слова: оксиды, соли, кислоты и основания и рядом по 2 формулы каждого соединения. Вопрос для 1 варианта: определение, какого термина отсутствует? Итак, вещество под буквой А – это бинарное соединение. 2.Решение уравнений реакций (слайд №4) FeO + H 2 S = FeCl 2 + ZnS = Fe(OH) 2 + H 2 S = Соединение А встречается в каждой из приведенных реакций. Поставьте цифру 2 и решите уравнения, не забудьте указать тип реакции. Проверка у доски Итак, какое вещество обозначено буквой А? Впишите его в шифровку 3.Осуществить цепочку превращений (слайд №5) FeS → В → С → Д Вещество В получается в ходе данных превращений и представляет собой простое вещество (слайд № 6): + KOH t + H 2 FeCl 2 → X → Y → В Обмена разложения замещения Поставили в картах цифру 3. Решаем цепочку превращений Тот, кто затрудняется выполнить цепочку превращений, для вас – периодическая система Д.И.Менделеева. В – простое вещество, образованное химическим элементом, в ядре которого 26 протонов. Найдите этот элемент. Какие еще сведения о нем мы можем взять из таблицы? Переписывают шифровку, ставят цифру 1 Дают определения понятиям устно Выполняют работу по вариантам (задания записаны в карте) Ответ: бинарное соединение В тетради ставят цифру 2 Решают уравнения реакций, указывают тип реакции Три человека выполняют работу на доске Сульфид железа (II) Вписывают в шифровку В тетради записывают цифру 3. Решают цепочку превращений Затрудняющиеся решить цепочку превращений, находят элемент в Таблице и выписывают о нем все сведения
(порядковый номер, число электронов, нейтронов, атомную массу, строение атома) Что получилось в результате первой реакции? В результате второй реакции? В результате третьей реакции? Мы определили вещество В – это железо. Впишите его в шифровку 4.Разгадай ребус (слайд №7) Сейчас мы будем отгадывать вещество С. В тетради поставим цифру 4 Выполняем следующие уравнения реакций (слайд № 8): Fe(OH) 2 = Fe + O 2 = Fe + PbO = Для тех, кому трудно выполнить это задание – определите вещество С, разгадав ребус:
(смотри Приложение № 2)
Мы определили вещество С – это оксид железа (II). Запишите его в шифровку, значит вещество под цифрой 1 является…? 5.Найди вещество Д (слайд № 9) Вещество Д получается в ходе следующих превращений (слайд № 10): FeSO 4 N 2 O 5 (+ NaOH) ↓ ↓ (+ H 2 O) ? → Д (соль) ← ? Подсказка (слайд № 11) FeSO 4 + ? NaOH = Na 2 SO 4 + X N 2 O 5 + H 2 O = Y (кислота) X + ? Y = ? + H 2 O В тетради запишите цифру 5. Решите уравнения. Проверка: запись на доске веществ X и Y и последнего уравнения Впишите полученное вещество в шифровку. Сейчас мы выясним, какое вещество находится под цифрой 2. (Слайд № 12) Выпишите кислоты: H 2 OSOH 2 SO 3 BrNa 2 CO 3 MgBaH 2 CO 3 SO 4 H 2 SO 4 H 3 O 4 H 2 O 5 CaH 2 SHZnFeHNO 3 HAlF Какая кислота лишняя? Почему? Эта кислота и является реагентом № 2. Итак, вы расшифровали донесение, но кто мне скажет, что оно обозначает? Что мы должны сделать? Сколько всего Ответ: основание Fe(OH) 2 Ответ: оксид FeO Ответ: железо Вписывают железо в шифровку Записывают цифру 4 Решают уравнения реакций Затрудняющиеся решать уравнения, разгадывают ребус Записывают в шифровку вещество под буквой С и вещество под цифрой 1 Записывают цифру 5 и решают уравнения Вызывается к доске обучающийся для решения уравнения Записывают вещество в шифровку. Расшифровывают донесение. Ответ: цепочка превращений Переписывают цепочку в тетрадь Сдают свои листы
уравнений реакций мы должны записать? Как вы определили? Перепишите цепочку превращений в тетрадь. Решение её и будет вашим домашним заданием. Сдаем листы. Урок окончен
Домашнее задание
: решить цепочку превращений.
Приложение № 1

1 вариант

Соотнесите термины и определения. В тетради поставьте цифры в столбик 1,

2, 3, 4 и рядом букву соответствующего определения
. 1. Оксид 2. Соль 3. Кислота 4. Основание 5. Бинарные соединения А. сложные вещества, в состав которых входит атом металла и кислотный остаток Б. сложные вещества, которые при диссоциации распадаются на катионы водорода и анионы кислотного остатка В. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, вторым из которых является кислород со степенью окисления -2. Г. Сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и одна или несколько гидроксогрупп.
2 вариант
записать в столбик слова: оксиды, соли, основания, кислоты. Приведите по 2 примера формул каждого соединения.
Соединение А встречается в каждой из приведенных ниже реакций:
FeO + H 2 S = FeCl 2 + ZnS = Fe(OH) 2 + H 2 S
Подсказка: Fe(OH)

2

+ H

2

S = …. + 2 H

2

O
Вещество
В
получается в ходе данных превращений и представляет собой простое вещество. FeCl 2 + (KOH) →
X
(при нагревании) →
Y
+ H 2 →
В

В
– простое вещество, образованное химическим элементом, в ядре которого 26 протонов. Найдите этот элемент. Какие еще сведения об этом элементе мы можем взять из таблицы Менделеева
Найти вещество С, выполнив уравнения реакций
: Fe + O 2 =
Fe(OH) 2 = Fe + PbO = Назвать, что образовалось в результате реакции, указать тип реакции.
Вещество, скрываемое под буквой Д.
Это вещество получается в ходе следующих превращений: FeSO 4 → (+ NaOH) → X →
Д
← Y ← (+ H 2 O) ← N 2 O 5
Подсказка:

FeSO

4

+ ? NaOH = ? Na

2

SO

4

+ X

N

2

O

5

+ H

2

O = Y (кислота)

X + Y = ….+ H

2

O

Выписать кислоты
. Какая кислота лишняя? Почему?
Эта кислота и является веществом под цифрой 2.

H

2

OSOH

2

SO

3

BrNa

2

CO

3

MgBaH

2

CO

3

SO

4

H

2

SO

4

P

2

O

5

CaH

2

SHZnFeHNO

3

HAlFeO

Приложение № 2 « Реши ребус».


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!