обобщающий урок "Генетическая связь между классами неорганических соединений" 8 класс
Автор: Ганьшина Надежда Ивановна Должность: учитель химии Учебное заведение: МБОУ СОШ №68 г.Челябинск Населённый пункт: Г.Челябинск Наименование материала: конспект урока Тема: обобщающий урок "Генетическая связь между классами неорганических соединений" 8 класс Раздел: среднее образование
Конспект урока «Генетическая связь между классами неорганических веществ»
Учитель химии МБОУ «СОШ № 68 г. Челябинска»
Ганьшина Надежда Ивановна
8 класс
Форма урока: игра-расследование
Цели урока :
Обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные при изучении
данной темы;
Проверить умения обучающихся классифицировать, давать названия
неорганическим соединениям, составлять уравнения реакций;
Продолжать формировать умение предсказывать продукты реакции;
Развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием
различных форм самоконтроля;
Воспитывать у обучающихся наблюдательность, внимание, тактичность,
ответственность.
Тип урока : контрольно-обобщающий урок
Ход урока
I.
Организационный момент
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Вступительное слово :
Мы закончили изучение темы
«Генетическая связь между классами
неорганических веществ». И сегодня на
уроке мы повторим классификацию
веществ, проверим, как вы научились
составлять уравнения реакций. И для того,
чтобы обобщить и проверить ваши знания,
мы проведем игру-расследование.
Вы являетесь представителями частных
расследовательских бюро. Каждый сыщик
работает индивидуально, проводя своё
собственное расследование. Но задание для
всех одинаковое. У вас на столах лежат
листы с названием «Карты урока».
Подпишите их: фамилия, класс
Рассматривают свои «Карты урока»,
подписывают
II.
Игра – расследование
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
К нам поступила шифровка (слайд №2):
А
→
В
→
С
→
Д
1 2
В ходе проведенного Вами расследования вы
должны определить, что спрятано за буквами
А, В, С, Д и что скрывается под цифрами 1,
2. Итак, мы начинаем расследование.
В карте перепишите шифровку, оставьте
вниз немного места и поставили цифру 1.
Выполнение упражнений
1.Терминологическая эстафета (слайд №3):
1.Оксиды, 2.Кислоты, 3.Основания, ;.Соли,
5.Бинарные соединения, 6.Химические
реакции, 7.Реакции обмены, 8.Реакции
разложения, 9.Реакции соединения,
10.Реакции замещения.
Для того, чтобы начать наше расследование,
мы должны знать термины.
А сейчас работаем по вариантам: 1 вариант
соотносят термины и определения; 2 вариант
записывают в столбик слова: оксиды, соли,
кислоты и основания и рядом по 2 формулы
каждого соединения.
Вопрос для 1 варианта: определение, какого
термина отсутствует?
Итак, вещество под буквой А – это бинарное
соединение.
2.Решение уравнений реакций (слайд №4)
FeO + H
2
S =
FeCl
2
+ ZnS =
Fe(OH)
2
+ H
2
S =
Соединение А встречается в каждой из
приведенных реакций.
Поставьте цифру 2 и решите уравнения, не
забудьте указать тип реакции.
Проверка у доски
Итак, какое вещество обозначено буквой А?
Впишите его в шифровку
3.Осуществить цепочку превращений (слайд
№5)
FeS
→
В
→
С
→
Д
Вещество В получается в ходе данных
превращений и представляет собой простое
вещество (слайд № 6):
+ KOH t + H
2
FeCl
2
→
X
→
Y
→
В
Обмена разложения замещения
Поставили в картах цифру 3. Решаем
цепочку превращений
Тот, кто затрудняется выполнить цепочку
превращений, для вас – периодическая
система Д.И.Менделеева. В – простое
вещество, образованное химическим
элементом, в ядре которого 26 протонов.
Найдите этот элемент. Какие еще сведения о
нем мы можем взять из таблицы?
Переписывают шифровку, ставят цифру 1
Дают определения понятиям устно
Выполняют работу по вариантам
(задания записаны в карте)
Ответ: бинарное соединение
В тетради ставят цифру 2
Решают уравнения реакций, указывают
тип реакции
Три человека выполняют работу на доске
Сульфид железа (II)
Вписывают в шифровку
В тетради записывают цифру 3.
Решают цепочку превращений
Затрудняющиеся решить цепочку
превращений, находят элемент в Таблице и
выписывают о нем все сведения
(порядковый номер, число электронов,
нейтронов, атомную массу, строение атома)
Что получилось в результате первой
реакции?
В результате второй реакции?
В результате третьей реакции?
Мы определили вещество В – это железо.
Впишите его в шифровку
4.Разгадай ребус (слайд №7)
Сейчас мы будем отгадывать вещество С.
В тетради поставим цифру 4
Выполняем следующие уравнения реакций
(слайд № 8):
Fe(OH)
2
=
Fe + O
2
=
Fe + PbO =
Для тех, кому трудно выполнить это задание
– определите вещество С, разгадав ребус:
(смотри Приложение № 2)
Мы определили вещество С – это оксид
железа (II). Запишите его в шифровку, значит
вещество под цифрой 1 является…?
5.Найди вещество Д (слайд № 9)
Вещество Д получается в ходе следующих
превращений (слайд № 10):
FeSO
4
N
2
O
5
(+ NaOH)
↓
↓
(+
H
2
O)
?
→
Д (соль)
←
?
Подсказка (слайд № 11)
FeSO
4
+ ? NaOH = Na
2
SO
4
+ X
N
2
O
5
+ H
2
O = Y (кислота)
X + ? Y = ? + H
2
O
В тетради запишите цифру 5. Решите
уравнения.
Проверка: запись на доске веществ X и Y и
последнего уравнения
Впишите полученное вещество в шифровку.
Сейчас мы выясним, какое вещество
находится под цифрой 2.
(Слайд № 12) Выпишите кислоты:
H
2
OSOH
2
SO
3
BrNa
2
CO
3
MgBaH
2
CO
3
SO
4
H
2
SO
4
H
3
O
4
H
2
O
5
CaH
2
SHZnFeHNO
3
HAlF
Какая кислота лишняя? Почему? Эта кислота
и является реагентом № 2.
Итак, вы расшифровали донесение, но кто
мне скажет, что оно обозначает?
Что мы должны сделать? Сколько всего
Ответ: основание Fe(OH)
2
Ответ: оксид FeO
Ответ: железо
Вписывают железо в шифровку
Записывают цифру 4
Решают уравнения реакций
Затрудняющиеся решать уравнения,
разгадывают ребус
Записывают в шифровку вещество под
буквой С и вещество под цифрой 1
Записывают цифру 5 и решают уравнения
Вызывается к доске обучающийся для
решения уравнения
Записывают вещество в шифровку.
Расшифровывают донесение.
Ответ: цепочка превращений
Переписывают цепочку в тетрадь
Сдают свои листы
уравнений реакций мы должны записать?
Как вы определили? Перепишите цепочку
превращений в тетрадь. Решение её и будет
вашим домашним заданием. Сдаем листы.
Урок окончен
Домашнее задание : решить цепочку превращений.
Приложение № 1
1 вариант
Соотнесите термины и определения. В тетради поставьте цифры в столбик 1,
2, 3, 4 и рядом букву соответствующего определения .
1.
Оксид
2.
Соль
3.
Кислота
4.
Основание
5.
Бинарные соединения
А. сложные вещества, в состав которых входит атом металла и кислотный
остаток
Б.
сложные
вещества,
которые
при
диссоциации
распадаются
на
катионы
водорода и анионы кислотного остатка
В.
Сложные
вещества,
состоящие
из
двух
элементов,
вторым
из
которых
является кислород со степенью окисления -2.
Г. Сложные вещества, в состав которых входят атомы металла и одна или
несколько гидроксогрупп.
2 вариант
записать в столбик слова: оксиды, соли, основания, кислоты. Приведите по 2 примера
формул каждого соединения.
Соединение А встречается в каждой из приведенных ниже реакций:
FeO + H
2
S =
FeCl
2
+ ZnS =
Fe(OH)
2
+ H
2
S
Подсказка: Fe(OH)
2
+ H
2
S = …. + 2 H
2
O
Вещество В получается
в
ходе
данных
превращений
и
представляет
собой
простое
вещество.
FeCl
2
+ (KOH)
→
X (при нагревании)
→
Y + H
2
→
В
В – простое вещество, образованное химическим элементом, в ядре которого 26 протонов.
Найдите этот элемент. Какие еще сведения об этом элементе мы можем взять из таблицы
Менделеева
Найти вещество С, выполнив уравнения реакций :
Fe + O
2
=
Fe(OH)
2
=
Fe + PbO =
Назвать, что образовалось в результате реакции, указать тип реакции.
Вещество, скрываемое под буквой Д. Это вещество получается в ходе следующих
превращений:
FeSO
4
→
(+ NaOH)
→
X
→
Д
←
Y
←
(+ H
2
O)
←
N
2
O
5
Подсказка:
FeSO
4
+ ? NaOH = ? Na
2
SO
4
+ X
N
2
O
5
+ H
2
O = Y (кислота)
X + Y = ….+ H
2
O
Выписать кислоты . Какая кислота лишняя? Почему?
Эта кислота и является веществом под цифрой 2.