Автор: Березина Людмила Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: БДОУ г.Омска Детский сад № 40 Населённый пункт: г.Омск Наименование материала: статья Тема: Психологическое сопровождение реализации ФГОС Раздел: дошкольное образование
– педагог-психолог ДОУ№ 40 г.Омска
Психологическое сопровождение образовательного процесса является
необходимым условием
реализации
ФГОС дошкольного
образования.
В
дошкольных
образовательных
учреждениях
возрастает
роль
деятельности
педагога-психолога,
поскольку
достижение
образовательных
целей
без
психологического сопровождения программы осуществить сложно.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС
Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с
участниками
образовательных
отношений
в
дошкольной
организации
повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных
и
индивидуальных
особенностей
воспитанников,
создание
необходимых
условий для психического развития и становления личности каждого ребенка
обеспечивает наиболее
продуктивный
характер
о б р а з о ват е л ь н о й
деятельности.
Повышение
психологической
культуры
воспитателя
—
необходимая
и
важная
составляющая
психологизации
образовательного
процесса.
Дошкольному
учреждению
необходима
такая
модель
работы
педагога-психолога,
которая
будет
способствовать
повышению
психологической
компетентности
всех
участников
образовательного
процесса.
педагога-психолога,
которая
будет
способствовать
повышению
психологической
компетентности
всех
участников
образовательного
процесса.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования,
в
качестве
одной
из
основополагающих
идей
развития
дошкольного
образования
предполагает
повышенный
у р о ве н ь
психологизации образовательного процесса в ДОУ.
Развитие и совершенствование
психологической основы развития
системы дошкольного образования основывается на трех моментах:
1.
Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.
Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во
многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию. При
создании программы, направленной на формирование того или иного навыка
или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о
ребенке
и
с
учетом
психологических
закономерностей
развития
в
этом
возрастном периоде.
Целостное представление непосредственно связано с
психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного
возраста.
2.
Представление о целостной жизнедеятельности ребенка
дошкольного возраста.
Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие
системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов
жизнедеятельности
малыша
(игровой,
трудовой
д е я те л ь н о с ти ,
театрализованной, музыкальной и др.). В противном случае образовательная
программа
не
будет
способствовать
его
развитию
или
просто
окажется
бесполезной.
3.
Представление
об
индивидуальных
траекториях
развития
в
дошкольном периоде детства.
Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их
непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей,
болезнью,
избалованностью
или
другими
подобными
причинами.
Чем
больше
проявляется
и
развивается
индивидуальность
детей,
тем
более
эффективна система дошкольного образования.
Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация
целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста
Основными направлениями работы в рамках
психологизации образовательного процесса являются:
Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их
родителей, педагогических работников и управленцев потребности в
психологических
знаниях,
желания
использовать
их
в
интересах
собственного развития; создание условий для полноценного развития и
самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное
предупреждение
возможных
нарушений
в
становлении
личности
и
развитии интеллекта.
Психологическая
профилактика – предупреждение возникновения
явлений
дезадаптации
воспитанников
в
учреждении,
разработка
конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по
оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития.
Психологическая
диагностика –
углублённое
психолого-
педагогическое
исследование
воспитанников
в
процессе
получения
дополнительного
образования,
определение
индивидуальных
особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей
а
также
адресное
выявление
причин
и
механизмов
нарушений
в
развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс
формирования личности в детском возрасте и сохранение её
индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности
педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных
педагогов и других.
специалистов как через реализацию дополнительной образовательной
программы, так и через адресную работу педагога-психолога.
Психологическое
сопровождение
воспитательно-образовательного
процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только
на
психодиагностическую
и
коррекционно-развивающую
совместную
деятельность
с
детьми,
но
и
на
тесное
сотрудничество
с
семьей
воспитанников и педагогическим коллективом.
На
относительно
невысокий
уровень
психологической
подготовки
современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные.
Низкий уровень:
- общей психологической культуры общения;
- умения организовать деятельность детей;
- знаний о типологии детских проблем и детства в целом;
- умения работать с различными категориями детей;
- знаний психологии и физиологии детей;
- умения работать с другими участниками образовательного процесса.
Реализация содержания ФГОС дошкольного образования может быть
обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм,
методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий.
Одной из таких технологий является интерактивное обучение – это
специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в
виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Это,
прежде
всего,
диалоговое
обучение,
в
ходе
которого
осуществляется
взаимодействие субъектов образовательного процесса.
Основными
формами
работы
педагога-психолога
с
педагогами
ДОУ
могут являться:
Деловая игра
Тренинг
Педагогический мост
Педагогический КВН
Мозговой штурм
Решение педагогических задач
Круглый стол
Дискуссия
Педагогический ринг
Педагогический диалог
Семинар / семинар-практикум
Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион
Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская
Коучинг-сессия и др.
Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и
государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при
определении образовательных результатов. В качестве просветительской
работы
с
родителями,
необходимо
знакомить
их
с
требованиями,
предъявляемыми
сегодня
к
результатам
освоения
образовательной
программы
дошкольного
образования,
а
именно
с целевыми
ориентирами
дошкольного
образования ,
к
которым
отно сятся
определенные социальные и психологические характеристики личности
ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
1.
Ребёнок
проявляет
инициативность
и
самостоятельность
в
разных
видах деятельности.
2.
Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно
относится
к
себе
и
к
другим,
обладает
чувством
собственного
достоинства.
3.
Ребенок
способен
договариваться,
учитывать
интересы
и
чувства
других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться
разрешать конфликты.
4.
Ребёнок
обладает
развитым
воображением,
которое
реализуется
в
разных видах деятельности.
5.
Творческие
способности
ребёнка
проявляются
в
рисовании,
придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
6.
Ребёнок
может
фантазировать
вслух,
играть
звуками
и
словами.
Хорошо
понимает
устную
речь
и
может
выражать
свои
мысли
и
желания.
7.
У
ребёнка
развита
крупная
и
мелкая
моторика.
Он
может
контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой
потребностью
бегать,
прыгать,
мастерить
поделки
из
различных
материалов и т. п.
8.
Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое
дело.
Цель психологического сопровождения родителей – установление тесного
и
постоянного
сотрудничества
детского
сада
и
семьи,
позволяющее
помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на
основе
полученных
знаний
о
возрастных
психологиче ских
закономерностях
и
индивидуальных
особенностях
детей. Психолого-
педагогическое
сопровождение
родителей
позволяет
организовать
взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных
личностных
проблем
у
родителя,
совместному
проектированию
возможного
выхода
из
них.
В
этом
случае
возрастает
роль
педагога-
психолога,
как
инициатора
доверительных
открытых
отношений
и
помощника в развитии ключевых родительских компетенций. [3]
Основными формами работы педагога-психолога с родителями могут
являться
Родительский клуб
Родительский университет
Родительская конференция
Родительские собрания
Родительские вечера
Родительский тренинг
Дискуссии
Мастер-класс
Ток-шоу «Есть мнение»
Круглый стол
«Ящик предложений»
Интервью / анкетирование
Информационные стенды
Тематические консультации (групповые/индивидуальные) и др.
Психологизация
образовательного
процесса –
это
систематическое
применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в
деятельности
субъектов
учебно-воспитательного
процесса
в
целях
успешной
модернизации
национальной
системы
образования. Принцип
психологизации
обеспечивает
развивающую
функцию
содержания
образования; реализацию его возможностей в развитии индивидуальности
и
личности
человека
при
условии,
что
структура
принципа
включает
требования и правила отбора и конструирования содержания образования
с целью активизации свойств и качеств индивидуальности и личности
человека.
Психологизация
образовательного
процесса –
это
возможность
использования психологических методов и приемов в образовательном
процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Инклюзивная
практика
в
дошкольном
образовании.
Современный
образовательный
стандарт.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений /Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- М.: МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2011.
2. Специальная педагогика. // Под ред. Н.М.Назаровой. Учебное пособие.-
М., 2000.
3.
Управление
дошкольным
образованием
№
1/2014
ФГОС
дошкольного
образования «Педагогические условия ранней социализации дошкольников
группы риска» Ключкова Е.А., Соколова Н.А., Трифонова Н.В. стр. 16
4.
Федерального
закона
от
29.12.2012
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Р о с с и й с к о й
Ф е д е р а ц и и » .
5.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) от 1
сентября 2013 года.