Напоминание

Психологическое сопровождение реализации ФГОС


Автор: Березина Людмила Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: БДОУ г.Омска Детский сад № 40
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Психологическое сопровождение реализации ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психологическое сопровождение реализации ФГОС

Березина Людмила Владимировна

– педагог-психолог ДОУ№ 40 г.Омска


Психологическое сопровождение реализации ФГОС

Березина Людмила Владимировна

– педагог-психолог ДОУ№ 40 г.Омска
Психологическое сопровождение образовательного процесса является необходимым условием реализации ФГОС дошкольного образования. В дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку достижение образовательных целей без психологического сопровождения программы осуществить сложно.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС
Рационально организованное взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер о б р а з о ват е л ь н о й деятельности. Повышение психологической культуры воспитателя — необходимая и важная составляющая психологизации образовательного процесса. Дошкольному учреждению необходима такая модель работы педагога-психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса.
педагога-психолога, которая будет способствовать повышению психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в качестве одной из основополагающих идей развития дошкольного образования предполагает повышенный у р о ве н ь психологизации образовательного процесса в ДОУ. Развитие и совершенствование психологической основы развития системы дошкольного образования основывается на трех моментах:
1.

Целостное представление о ребенке дошкольного возраста.
Мы учим ребенка тем или иным знаниям, умениям и навыкам, но во многих случаях это не ведет к психическому и личностному развитию. При создании программы, направленной на формирование того или иного навыка или умения, крайне важно строить ее на основе целостного представления о ребенке и с учетом психологических закономерностей развития в этом возрастном периоде. Целостное представление непосредственно связано с психологическими особенностями и характеристиками детей дошкольного возраста.
2.

Представление о целостной жизнедеятельности ребенка

дошкольного возраста.
Ребенок учится не только и не столько на занятиях. Поэтому развитие системы дошкольного образования предполагает учет самых разных аспектов жизнедеятельности малыша (игровой, трудовой д е я те л ь н о с ти , театрализованной, музыкальной и др.). В противном случае образовательная программа не будет способствовать его развитию или просто окажется бесполезной.
3.

Представление

об

индивидуальных

траекториях

развития

в

дошкольном периоде детства.

Дошкольники так же не похожи друг на друга, как и взрослые, и их непохожесть далеко не всегда надо объяснять отсутствием способностей, болезнью, избалованностью или другими подобными причинами. Чем больше проявляется и развивается индивидуальность детей, тем более эффективна система дошкольного образования. Психологическая основа ФГОС дошкольного образования – организация целостной жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста
Основными направлениями работы в рамках

психологизации образовательного процесса являются:

Психологическое просвещение
– формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и управленцев потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития и самоопределения детей на каждом возрастном этапе, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 
Психологическая

профилактика
– предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в учреждении, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, образования и развития. 
Психологическая

диагностика
– углублённое психолого- педагогическое исследование воспитанников в процессе получения дополнительного образования, определение индивидуальных особенностей, склонностей личности, её потенциальных возможностей а также адресное выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации.
Психологическая коррекция и развитие
– активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности
педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов и других.  специалистов как через реализацию дополнительной образовательной программы, так и через адресную работу педагога-психолога. Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в условиях введения ФГОС должно быть ориентировано не только на психодиагностическую и коррекционно-развивающую совместную деятельность с детьми, но и на тесное сотрудничество с семьей воспитанников и педагогическим коллективом. На относительно невысокий уровень психологической подготовки современного педагога указывают некоторые имеющиеся данные. Низкий уровень: - общей психологической культуры общения; - умения организовать деятельность детей; - знаний о типологии детских проблем и детства в целом; - умения работать с различными категориями детей; - знаний психологии и физиологии детей; - умения работать с другими участниками образовательного процесса. Реализация содержания ФГОС дошкольного образования может быть обеспечена не только использованием традиционных технологий, форм, методов и средств обучения, но и современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является
интерактивное обучение
– это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие субъектов образовательного процесса. Основными формами работы педагога-психолога с педагогами ДОУ могут являться:  Деловая игра
 Тренинг  Педагогический мост  Педагогический КВН  Мозговой штурм  Решение педагогических задач  Круглый стол  Дискуссия  Педагогический ринг  Педагогический диалог  Семинар / семинар-практикум  Выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион  Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская  Коучинг-сессия и др. Согласованность интересов и потребностей семьи, общества и государства – один из важных критериев отбора целевых ориентиров, при определении образовательных результатов. В качестве просветительской работы с родителями, необходимо знакомить их с требованиями, предъявляемыми сегодня к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования, а именно с
целевыми

ориентирами

дошкольного

образования
, к которым отно сятся определенные социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры дошкольного образования:
1. Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.
2. Ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. 3. Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты. 4. Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. 5. Творческие способности ребёнка проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. 6. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. 7. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. 8. Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело. Цель психологического сопровождения родителей – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний о возрастных психологиче ских закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого- педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. В этом случае возрастает роль педагога-
психолога, как инициатора доверительных открытых отношений и помощника в развитии ключевых родительских компетенций. [3] Основными формами работы педагога-психолога с родителями могут являться  Родительский клуб  Родительский университет  Родительская конференция  Родительские собрания  Родительские вечера  Родительский тренинг  Дискуссии  Мастер-класс  Ток-шоу «Есть мнение»  Круглый стол  «Ящик предложений»  Интервью / анкетирование  Информационные стенды  Тематические консультации (групповые/индивидуальные) и др.
Психологизация

образовательного

процесса
– это систематическое применение психологических знаний, технологий, методов и приемов в деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования. Принцип психологизации обеспечивает развивающую функцию содержания образования; реализацию его возможностей в развитии индивидуальности и личности человека при условии, что структура принципа включает требования и правила отбора и конструирования содержания образования
с целью активизации свойств и качеств индивидуальности и личности человека.
Психологизация

образовательного

процесса
– это возможность использования психологических методов и приемов в образовательном процессе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт. Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.- М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2011. 2. Специальная педагогика. // Под ред. Н.М.Назаровой. Учебное пособие.- М., 2000. 3. Управление дошкольным образованием № 1/2014 ФГОС дошкольного образования «Педагогические условия ранней социализации дошкольников группы риска» Ключкова Е.А., Соколова Н.А., Трифонова Н.В. стр. 16 4. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и » . 5. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) от 1 сентября 2013 года.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!