Напоминание

Окружающий мир 4 класс


Автор: Маркатюк Вера Викторовна
Должность: воспитатель гкпд
Учебное заведение: моу "Невонская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Невон, Усть-Илимского района, Иркутской области.
Наименование материала: Календарно-тематическое планирование (по ФГОС)
Тема: Окружающий мир 4 класс
Раздел: начальное образование





Назад




№/п
дата

тема

ууд

Форма контроля

примечание

По плану

факт
1 2.09 Общество — это мы!
М ы



г р а ж д а н е

е д и н о г о

Отечества

П
.приводить примеры различных типов сообществ и общественных групп, называть общие цели и интересы их членов; определять, в какие сообщества, с целью достижения какого результата человек входит в течение своей жизни. .
м-п
.классифицировать сообщества по выбранному критерию, перечисляя общие цели и интересы членов сообщества; выявлять общее и различное, сравнивая распределение обязанностей и разделение т руда в ж изни наших предков и в современной жизни (на основе материала 2 и 3 классов); анализировать понятия «отец» — «отчий», «род» — «родной» и другие однокоренные им слова; сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить в них общее и различное.
Л
.осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки; испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»; использовать участие в жизни социально- этнических общностей для своего духовно- нравственного развития. 2 6.09 Российский народ
П.
называть факторы, объединяющие Фронтальный опрос
граждан России в один российский народ; приводить примеры этих факторов из реальной жизни; называть государственную символику (флаг, герб, гимн).
М-п.
сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», находить общее и различное; составлять рассказ на основе картин и фотографий в соответствии с целями коммуникации; прогнозировать свою деятельность для осуществления проектов на благо Отечества; оформлять Календарь памятных дат.
Л.
определять поступки, в которых будет проявляться любовь к Родине; п р о я в л я т ь у в а ж е н и е к а т р и б у т а м государственной символики — гимну, флагу, гербу — через соблюдение социально принятых норм поведения. 3 9.09 Конституция России
П
.приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией; приводить конкретные примеры прав и обязанностей граждан; различать права и обязанности гражданина России; у п от р е бл я т ь с п е ц и а л ь н у ю л е к с и к у Конституции (в объёме текста учебника).
М-п.
устанавливать соответствие статей Конституции РФ и нравственных правил культуры народов России; классифицировать права и обязанности граждан. Фронтальный опрос Индивидуальный опрос; тест
4 13.09 Права ребёнка
П.
знать права ребёнка; приводить конкретные примеры прав ребёнка; объ я с н я т ь с вя з ь ме ж д у п ра ва ми и обязанностями и принцип расширения прав и обязанностей по мере взросления; п р и в о д и т ь к о н к р е т н ы е п р и м е р ы , подтверждающие верность и необходимость соблюдения десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН; у п от р е бл я т ь с п е ц и а л ь н у ю л е к с и к у соответствующих документов.
М-п.
получать информацию из текста; правильно строить речевое высказывание (ответ на вопрос); составлять рассказ о правах ребёнка по фотографиям; соотносить внутренний смысл статей Федерального закона о правах ребёнка с нравственным отношением к д е тя м , выработанным в культуре народов России (в том числе по материалам учебника 3 класса). Фронтальный опрос. 5 16.09 Государственное устройство России
П.
знать государственное устройство России (в объёме материала учебника); объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти; н а з ы в ат ь и м я , от ч е с т в о , ф а м и л и ю действующего Президента; определять понятие «государство». знать государственное устройство России (в объёме материала учебника); объяснять, в чём состоит роль Президента и значение трёх ветвей власти; Тест. Индивидуальный опрос .
н а з ы в ат ь и м я , от ч е с т в о , ф а м и л и ю действующего Президента; определять понятие «государство».
М-п.
планировать свои действия в новой для себя роли во время дидактической деловой и г р ы — П р е з и д е н т, П р е д с е д а т е л ь Правительства, Депутат; анализировать качества характера, которыми должен обладать Президент; у с т а н а вл и ват ь с вя з ь о с о б е н н о с т е й государственного устройства РФ с её Конституцией.
Л.
осознавать значимость лич но ст ной ответственности за судьбу других людей и Родины через участие в деловой игре. 6 20.09 Российский союз равных
П.
перечислять особенности субъектов РФ: принадлежно сть к одной из г р у п п , о собенно сти региональных о р г а н о в г о с уд а р с т в е н н о й в л а с т и , н а л и ч и е регионального герба, гимна, фл а г а , самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; показывать на карте положение Республики Чувашии и называть её столицу, а также — другие города и селения Чувашии.
М-п.
получать информацию с помощью карты; оценивать правильность своего ответа и уровень знаний; прогнозировать по названию параграфа его содержание; сравнивать страну и субъекты РФ с классом как — в том и другом случаях — союзом Фронтальный опрос; Тест.
равных субъектов; анализировать символическое значение регионального герба, гимна, флага (на примере соответствующих атрибутов Республики Чувашии); взаимодействовать со сверстниками и взрослыми при создании проекта; со ст авлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях; использовать образец предст авления материала, полученный отзнакомство с Республикой Чувашией как субъектом РФ, для создания своего проекта знакомства с другими субъектами РФ (по выбору); оформлять результаты проектной работы.
Л.
осознавать ценность культуры других народов и субъектов РФ в процессе заочного путешествия в Республику Чувашии. осознавать ценность культуры других народов и субъектов РФ в процессе заочного путешествия в Республику Чувашии. 7 23.09 Государственная граница России
П.
формулировать понятие «граница»; объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы; показывать на карте границу РФ; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море.
М - п .
прогнозировать по внешнему виду герба и флага их символическое значение; составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; Фронтальный опрос.
и с к а т ь и н ф о р м а ц и ю с п о м о щ ь ю дополнительной литературы и материалов Интернета. прогнозировать по внешнему виду герба и флага их символическое значение; составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; и с к а т ь и н ф о р м а ц и ю с п о м о щ ь ю дополнительной литературы и материалов Интернета. 8 27.09 Путешествие за границу России
П.
называть страны ближнего зарубежья; показывать границы стран ближнего зарубежья на карте; называть природные и культурные объекты этих стран; определять с помощью карты названия столиц, важнейших природных и культурных объектов сопредельных государств
м

-п.
составлять по образцу, данному в учебнике, рассказ о стране ближнего зарубежья (по выбору); использовать дополнительные источники информации, в том числе Интернете; а н а л и з и р о в ат ь с в я з и Р о с с и и с е ё ближайшими соседями на западе и востоке — Беларусью и Монголией; сравнивать связи России с Беларусью и Монголией, выделять общее и различное в и х п о з и ц и и о т н о с и т е л ь н о н а ш е й страны.знать
Л.
получать эстетическое удовольствие, Фронтальный опрос
знакомясь с образцами культуры Беларуси и Монголии; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации за пределами своей страны. 9 30.09 Сокровища России и их хранители
П
.иметь представление о схеме языков народов России (языки славянские, финно- угорские, тюркские); показывать место родного языка на схеме языковых семей народов России; узнавать историю названий географических объектов (рек, озёр, гор и т.п.), их место в родных языках и творчестве народов своего края как источниках сведений о прошлом и носителях нравственных норм и идеалов; знать пословицы и поговорки родного края; знать пословицы и поговорки родного края; знать сведения из жизни и деятельности создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия России (на примере жизни и деятельности И.Я. Яковлева).
М-П.
составлять рассказ об изве стном человеке своего края по образцу; и з вл е кат ь и н ф о рма ц и ю и з т а б л и ц , фотографий; искать в дополнительных источниках информации пословицы и поговорки; анализировать содержание пословиц и поговорок; строить речевое высказывание через обсуждение темы; составлять страницу Календаря памятных дат (об И.Я. Яковлеве и других создателях тест
национальной письменности, в том числе народов своего края).
Л.
осознавать ценность родного языка, его красоту через предъявление его культурно- исторических эталонов; испытывать уважение к носителям и хранителям родного языка, к создателям национальной письменности; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации на основе знаний о культуре и языках народов России. 10 4.10 Творческий союз
П.
иметь представление о роли русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов; рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России; знать, чем знамениты К.Л. Хетагуров, Ю.С. Рытхэу как участники диалога культур народов России; знать сведения о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края как создателях обще го культурного наследия России.
М-П.
работать в группе; строить речевое высказывание — рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; высказывать суждения о диалоге культур народов России как способе их взаимного культурного и духовного обогащения; Фронтальный опрос; Индивидуальный опрос.
составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую одному из деятелей родной культуры.
Л.
осознавать ценность диалога культур народов России как способа их взаимного духовного и культурного обогащения; испытывать эстетические чувства в процессе общения с произведениями культуры одного или нескольких народов России (на примере творческого общения с произведениями К.Л. Хетагурова и Ю.С. Рытхэу); совершенствовать навыки межкультурной коммуникации на основе знакомства с ролью русского языка и культуры, со значением диалога культур народов России в сложении общенациональной российской культуры. 11 7.10 Обобщение по разделу «Мы -граждане единого Отечества» знать пословицы и поговорки родного края; называть страны ближнего зарубежья; рассказывать о произведениях писателей своего края как о создателях общего культурного наследия России; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море; прогнозировать по внешнему виду герба и флага их символиче ско е з н ач е н и е ; составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; работать в группе; строить речевое высказывание — рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; оформлять результаты проектной работы.
осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки; испытывать чувство гордости за свою страну в ходе анализа слов «Отечество» и «Родина»; совершенствовать навыки межкультурной коммуникации в пределах своей страны. 12 11.10 Наши проекты. «За страницами учебника» перечислять особенности субъектов РФ: принадлежно сть к одной из г р у п п , о собенно сти региональных о р г а н о в г о с уд а р с т в е н н о й в л а с т и , н а л и ч и е регионального герба, гимна, фл а г а , самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море. работать в группе; строить речевое высказывание — рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; составлять рассказ о путешествии з а г р а н и ц у в с о о т в е т с т в и и с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; и с к а т ь и н ф о р м а ц и ю с п о м о щ ь ю дополнительной литературы и материалов Интернета. совершенствовать навыки межкультурной коммуникации в пределах своей страны; о с о з н а ват ь з н ач и м о с т ь л и ч н о с т н о й ответственности за судьбу других людей и Родины через участие в деловой игре. 13 14.10 Проверочная работа Применять полученную информацию для решения проблемы и поисковых ситуациях;
контролировать правильность выполнения заданий; выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу. 14 18.10 Карта — наш экскурсовод
По родным просторам.

П.
знакомиться с задачи изучения раздела «По родным просторам», с вя з ы ват ь изучаемый раздел с предшествующим материалом; показывать на карте границы России, её крайние точки, местоположение наиболее значимых географиче ских о бъ е к то в (столицы, главного города своего региона, Уральских гор, европейской и азиатской частей России, Байкала, омывающих океанов); знать условные обозначения физической карты России; находить на физической карте России природные объекты, изображённые на фотографиях в учебнике; наносить на контурную карту границы России и главный город своего региона.
М-П.
формулировать тему урока; сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу; сравнивать физическую и контурную карты, объяснять разницу; сравнивать карту и план, объяснять разницу; сравнивать настенную карту и карту учебника, объяснять разницу; выделять среди условных обозначений уже
известные знаки; рассказывать по физической карте о нашей стране; формулировать вопросы к тексту научного характера; анализировать текст учебника, различать ту информацию, которую можно получить с помощью карты, и ту, которая содержится только в тексте; взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я — учитель».
Л.
и с п ы т ы в ат ь ч у в с т в о го р д о с т и и ответственности за нашу Родину, богатую природой и полезными ископаемыми. 15 21.10 По равнинам и горам
П
.знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие равнины и горы России; характеризовать поверхность своего края. знать основные формы рельефа России и их местоположение на физической карте страны; показывать равнины и горы на физической карте страны и своего региона; находить на физической карте России равнины и горы, представленные на фотографиях в учебнике; Фронтальный опрос
характеризовать крупнейшие равнины и горы России; характеризовать поверхность своего края.
М-П.
формулировать тему урока; сравнивать формы земной поверхности: холм и гору, балку и овраг; выявлять связь между особенностями земной поверхности и хозяйственной деятельностью людей, их обычаями и традициями; работать по плану, составленному совместно с учителем.
Л.
осознавать чувство ответственности за сохранность равнин и гор России. 16 25.10 В поисках подземных кладовых
П.
знать о сновные значки п ол е з н ы х ископаемых на карте России (железная руда, уголь, золото, алмазы); показывать месторождение о сновных полезных ископаемых на карте России; знакомиться с профессией геолога; знать расположение м е с то р ож д е н и й полезных ископаемых на карте своего региона и показывать их на карте; знакомиться со способами добычи полезных ископаемых в своём регионе; изучать образцы полезных ископаемых, описывать их по приведённому в учебнике плану.
М-П.
формулировать тему урока; составлять устное описание изученных п о л е з н ы х и с к о п а е м ы х п о п л а н у, предложенному в учебнике; соотносить условные знаки и фотографии Графический диктант
образцов полезных ископаемых; и з в л е кат ь и н ф о рм а ц и ю и з р а з н ы х источников, в том числе из атлас а- определителя; сравнивать нефть и природный г а з , используя информацию текста учебника; высказывать обоснованное суждение о необходимости бережного использования полезных ископаемых; готовить и проводить презентацию своего исследования
Л.
понимать значение полезных ископаемых в хозяйственной жизни страны и значимость работы геологов; понимать важность и необходимость бе р е ж н о го от н о ш е н и я к п о л е з н ы м ископаемым нашей страны. 17 28.10 Наши реки
П.
знать термины, обозначающие части реки (исток, устье, русло, берег, притоки); знать и показывать на картах главные реки России и своего региона; находить на физической карте России реки, представленные на фотографиях в учебнике; характеризовать крупнейшие и наиболее известные реки России; характеризовать реку своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).
М-П.
формулировать тему урока; формулировать вопросы к тексту учебника; составлять схему «Части реки», используя информацию из текста учебника; осуществлять самопроверку; Тест; Индивидуальный опрос ; Фронтальный опрос.
анализировать таблицу «Протяжённость рек России»; сравнивать реки по протяжённости; перечислять их в порядке уменьшения (увеличения) протяжённости; составлять рассказ об особенностях и значении главной реки своего края; извлекать из различных источников сведения о реках своего региона; взаимодействовать с одноклассниками в процессе ролевой игры «Я — учитель».
Л.
понимать значение рек в жизни людей; выражать своё отношение к главной реке своего региона, её значению для жизни региона. 18 11.11 Озёра — краса земли
П.
знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра России; характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России; характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы). знать названия озёр России; находить и показывать на карте изучаемые озёра России; характеризовать крупнейшие и наиболее известные озёра России; характеризовать озеро своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).
М-П.
формулировать тему урока; находить в дополнительной литературе Фронтальный опрос
материалы об озёрах своего края; готовить и проводить презентацию своего исследования; анализировать таблицу «Глубина озёр России»; сравнивать озёра по глубине; перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины. формулировать тему урока; находить в дополнительной литературе материалы об озёрах своего края; готовить и проводить презентацию своего исследования; анализировать таблицу «Глубина озёр России»; сравнивать озёра по глубине; перечислять их в порядке увеличения (уменьшения) глубины.
Л.
делиться впечатлениями от пребывания на озере 19 14.11 По морским просторам.
П.
Знать названия морей России; находить и показывать моря на картах России и своего региона и характеризовать их особенности; определять понятие «пролив»; характеризовать море своего края (на основе наблюдений и информации из краеведческой литературы).
М-П.
Формулировать тему урока; различать озёра и моря по существенному признаку (море-часть океана);соотносить моря с океанами; прослеживать по карте связь Балтийского, Чёрного и Азовского морей с Атлантическим океаном; сравнивать Белое Графический диктант
и Чёрное моря (на основании информации учебника); использовать дополнительные источники информации для составления рассказа о море своего края).
Л.
Делиться впечатлениями о пребывании на море. 20 15.11 С севера на юг.
П.
Знать условные обозначения на карте природных зон России и уметь по ней ориентироваться; знать природные зоны на территории России и своего региона: перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности; узнавать природные зоны по фотографиям характерных природных объектов; иметь представление о понятии «высотная вертикальная поясность».
М-П.
Формулировать тему урока; формулировать свои выводы; сравнивать карту природных зон России и физическую карту России; выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон; рассказывать о природных зонах по карте природных зон; анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами; объяснять причины смены природных зон с севера на юг; осуществлять самопроверку; объяснять зависимость горизонтальной поясности от наклона земной оси и других факторов.
Л.
Осознавать красоту природы России в ходе заочного путешествия по её природным зонам. Тест; Индивидуальный опрос.
21 18.11 В ледяной зоне.
П.
Иметь представление о понятии «зона арктических пустынь»; находить и показывать на физической карте и карте природных зон зону арктических пустынь; характеризовать природные условия, флору и фауну этой зоны; приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь.
М-П.
Формулировать тему урока; сопоставлять строение тела животных с условиями их жизни и питания; выявлять признаки приспособленности животных к условия жизни; осуществлять самопроверку по тексту учебника; составлять цепи питания (в том числе с пропущенными в заданиях звеньями); устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца и природными условиями зоны арктических пустынь; работать в паре; узнавать по рисунку учебника животный мир зоны арктических пустынь; обсуждать рассказ «Союз гриба и водоросли» из книги «Зелёные страницы»; формулировать правила экологической этики.
Л.
Понимать важность работы полярников, восхищаться их героизмом; осознавать необходимость бережного отношения к лишайникам, в частности благодаря рассказу «Союз гриба и водоросли» (книга «Зелёные страницы») Словарный диктант 22 22.11 В холодной тундре.
П.
Иметь представление о понятиях «Арктика», «тундра»; знать тест
местоположение зоны тундры на карте природных зон и уметь показывать её; находить и показывать на физической карте месторождения нефти газа в зоне тундры; приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.
М-П.
Формулировать тему урока; соотносить природные условия тундры с особенностями её флоры и фауны, а также занятиями местных жителей; составлять цепи питания в тундре; устанавливать причинно-следственные связи между положением солнца и природными условиями зоны тундры;выявлять признаки приспособленности животных к условиям жизни; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь;объяснять сходство и различия; работать в паре; узнавать по рисунку учебника животный мир зоны тундры; обсуждать рассказ «Ягель» из книги «Зелёные страницы»; формулировать правила экологической этики.
Л.
Осознавать необходимость охраны оленьего мха на основе рассказа «Ягель» из книги «Зелёные страницы». 23 25.11 В широкой степи
П.
Иметь представление о понятии «зона степей»; знать местоположение степей, находить и показывать на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны зоны степей.
М-П.
Формулировать тему урока; объяснять Тест Индивидуальный. Опрос; Графический диктант
зависимости флоры и фауны степей от их природных условий; соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями степей; составлять цепи питания; устанавливать зависимость природы лесостепей и степей от распределения тепла и влаги; выявлять признаки приспособленности растений к условиям жизни в степи; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры; обсуждать рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» из книги «Великан на поляне»; формулировать правила экологической этики.
Л
.Понимать важность значения зоны степей для развития сельского хозяйства, необходимости охраны почвы в степях; понимать необходимость охраны природных богатств в зоне степей; понимать необходимость бережного отношения к насекомым на основе рассказа «Пусть живут на свете удивительные пчёлы» из книги «Великан на поляне». 24 29.11 Среди лесов.
П.
Иметь представление о понятиях «тайга», «широколиственные леса», «смешанные леса»; знать местоположение зоны лесов и уметь показывать её на карте природных зон России; знать различия между тайгой, смешанными и широколиственными лесами; приводить примеры экологических связей в лесных сообществах. Тест Индивидуальный опрос

М-П.
Формулировать тему урока; соотносить природные особенности лесов с особенностями их флоры и фауны; составлять цепи питания в зоне лесов; извлекать информацию из различных источников; готовить доклады и проводит презентацию своих исследований; устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги; сравнивать природу лесных зон с природой тундры; обсуждать рассказ «Кто- кто в теремочке живёт?» из книги «Зелёные страницы»; формулировать правила экологической этики.
Л.
Осознавать необходимость бережного отношения к лесу на основе материала рассказа «Кто-кто в теремочке живёт?» из книги «Зелёные страницы». 25 2.12 В жаркой пустыне.
П.
Иметь представление о понятиях «полупустыня», «пустыня»; знать местоположение пустынь и полупустынь на территории России; находить и показывать их на карте природных зон России; знать представителей флоры и фауны зоны степей.
М-П.
Формулировать тему урока; устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги; выявлять признаки приспособленности растений и животных пустыни к условиям жизни в пустыне; осуществлять самопроверку по тексту учебника; сравнивать природу зоны Тест; Индивидуальный опрос
пустынь с природой степей; соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями зоны степей; составлять цепи питания в пустынях; находить в дополнительной литературе информацию; готовить доклады и проводить презентацию своих исследований.
Л.
Понимать необходимость охраны пустынь. 26 6.12 У тёплого моря.
П
.Иметь представление о понятиях «тропики» и «субтропики»; знать местоположение субтропиков в России; показывать их на карте природных зон России; знать основных представителей флоры и фауны; знать природные особенности зоны тропиков, флору и фауну Черноморского побережья Кавказа, курортной зоны; приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа.
М-П.
Формулировать тему урока; устанавливать зависимость природных условий на Черноморском побережье Кавказа от моря и гор; соотносить особенности флоры и фауны с природными условиями; использовать рисунок и текст учебника для характеристики растительного и животного мира Черноморского побережья Кавказа; сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь; составлять характерные для тропиков цепи питания. Тест. Графический диктант

Л.
Понимать, какие природные факторы имеют оздоравливающее значение для людей; делиться впечатлениями от посещения города-курорта Сочи и его окрестностей. 27 9.12 Мы дети родной земли.
П.
Иметь представление об особенностях хозяйственной жизни некоторых народов европейской части России, Урала и Приуралья, Сибири в соответствии с характерными чертами природных зон их обитания; знать пословицы и поговорки, местные названия рек и других водоёмов некоторых народов европейской и азиатской частей России; показывать место карельского, коми, удмуртского языков некоторых сибирских народов на схеме языковых семей народов России.
М-П.
Рассказывать о древних занятиях одного из народов России по выбору; соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа; анализировать, как отражается знание ландшафта, растительного и животного мира родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях; использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщения о народах своего края и их культуре; моделировать ситуации межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений.
Л.
Понимать красоту природы России через Проверочная работа
творчество народов России. 28 13.12 В содружестве с природой.
П.
Знать особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири; понимать, в чём состоит различие между кочевым и оседлым образом жизни; показывать на карте места традиционного проживания эвенков, чукчей, нанайцев.
М-П.
Различать особенности бытового уклада, основных занятий, обычаев, традиций, характерных для кочевого и оседлого образа жизни; рассказывать о древних занятиях одного из народов России (по выбору) с использованием материала устного народного творчества и дополнительных источников информации; взаимодействовать с одноклассниками в процессе игры »Олени».
Л
.Понимать необходимость бережного отношения к природным ресурсам России и своего края. Граф диктант, Словарный диктант 29 16.12 Как сберечь природу России.
П.
Знать об экологических проблемах в разных природных зонах России и предложениях экологов по охране природы в этих зонах.
М-П.
Излагать экологические проблемы и способы их решения;вести диалог об этих решениях и приходить к консенсусу; предлагать способы решения экологических проблем в своём регионе и формы собственного участия в этой работе; готовить сообщение классу, презентовать его; обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; делать выводы по тест
теме урока; высказывать аргументированное суждение об экологических проблемах своего края и способах их решения; оценивать своё реальное (или возможное) участие в природоохранной деятельности.
Л.
Осознавать значимость личностной ответственности за сохранность природы, решение экологических проблем. 30 20.12 По страницам Красной книги.
П.
Знать названия и внешний вид изученных представителей флоры и фауны, занесённых в Красную книгу России и своего региона; знакомиться с Красной книгой своего региона, заповедниками и заказниками; приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края.
М-П.
Формулировать тему урока; готовить сообщение классу, презентовать его; обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; работать в группе; делать выводы по теме урока; формулировать предложения по сохранению редких и исчезающих видов растений и животных; оценивать своё реальное или возможное участие в этой деятельности.
Л.
Осознавать личностную ответственность за сохранность растений и животных, занесённых в Красную книгу. тест 31 23.12 По заповедникам и национальным паркам.
П.
Знать основные заповедники и национальные парки России и своего региона, их расположение, о том, какие Индивид. опрос
представители флоры и фауны в них охраняются и почему они нуждаются в охране;показывать на карте природных зон местоположение этих охраняемых зон.
М-П.
Формулировать тему урока; работать в группах; готовить сообщение классу и презентовать его; обсуждать сообщения, подготовленные группами учащихся; делать выводы по теме урока; обсуждать рассказ «В пещере» из книги «Великан на поляне»; формулировать правила экологической этики; рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края; оценивать их вклад в охрану природы страны.
Л.
Осознавать личную ответственность за сохранность заповедников и национальных парков; делиться впечатлениями о своём пребывании в пещере. 32 27.12 Проверочная работа Применять полученную информацию для решения проблемы и поисковых ситуациях; контролировать правильность выполнения заданий; выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу Итоговый тест по разделу «По родным просторам»
Путешествие по реке времени

33 13.01 В путь по реке времени.
П.
Иметь представление о том, что память о прошлом России и других стран мира в древности сохранялась в устной форме (в виде героико-эпических песен, сказаний, преданий, легенд, записанных позднее, после изобретения письменности); называть имена отца истории Геродота и родоначальника древнерусского летописания Нестора; знать два толкования слова история (1 - наука, исследующая события, происшедшие в мире человеческих сообществ;2 - последовательность и причинно- следственная взаимосвязь этих событий во времени); знать традицию счёта исторического времени и схематичного представления хронологии в виде Ленты (Реки) времени.
М-П.
Рассказывать 1-2 сюжета легенд, преданий, сказаний о событиях из прошлого своего края (возможно, и недавнего времени); различать в этих сюжетах достоверную историческую основу
и поэтический вымысел, отражающий народную оценку события или исторической эпохи; различать в легендах, преданиях, сказаниях поэтический вымысел и реальную историческую основу; характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения; определять события век, в который оно произошло, и ориентироваться в схеме «Река времени»; обозначать на схеме «Река времени» даты жизни людей и события истории; составлять страницу Календаря памятных дат, посвящённую летописцу Нестору, для Рабочей тетради и для настенного календаря в классе (по выбору).
Л.
Понимать роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке; понимать значимость устных рассказов для сохранения народной памяти; осознавать личностную ответственность за сохранение памяти о прошлом нашего Отечества. 34 17.01 Путешествуем с археологами.
П.
Описывать внешний вид археологических находок из скифских курганов по изображениям в учебнике и археологических находок, представленных в местном музее; знать древние представления о происхождении и истории человечества, сохранённые в священных книгах и устно-поэтическом творчестве народов России и мира (по выбору); иметь представление о работе археологов как с Фронтальный опрос опрос
вещественными следами прошлого до возникновения письменности, так и с вещественным наследием, дополняющим сведения письменных источников (на региональном материале)
М-П.
Рассказывать один-два сюжета из древней истории человечества по священным книгам и устно-поэтическим произведениям народов своего края (по выбору); соотносить археологические находки с соответствующим историческим временем или событием (на примере сокровищ из скифских курганов); определять, соотносятся ли эти находки с письменными источниками (на примере деятельности Генриха Шлимана); сравнивать образ оленя в сказках и преданиях и в изобразительном искусстве скифов, древних народов Сибири.
Л.
Понимать значимость археологических находок для сохранения памяти о прошлом своего края; осознавать значимость роли археологии и учёных-археологов в мировой и отечественной исторической науке (на примере знакомства с деятельностью А. П. Окладникова или археолога- земляка);проявлять интерес к работе с вещественными источниками исторических знаний о давнем и недавнем прошлом людей. 35 20.01 по страницам летописи.
П.
Показывать на карте места обитания разных племён, о которых рассказывает летопись; характеризовать внешний вид Фронтальный опрос
женских украшений по изображениям в учебнике и по археологическим находкам, представленным в местном музее; знать фрагменты Повести временных лет, посвящённые вопросу о многообразии славянских племён, обитавших на Восточно- Европейской равнине; определять по карте взаимное расположение племенных территорий; иметь представление об археологических находках, дополняющих сведения письменных источников о племенном многообразии населения Восточно- Европейской равнины в древности ( по материалам учебника и, если возможно, местного музея).
М-П.
Характеризовать связь значений славянских этнонимов (названий племён) с особенностями мест их обитания, с именами предполагаемых родоначальников племён; сравнивать между собой женские височные украшения, находить общее и различное ( по материалам учебника), называть их своеобразные черты; сопоставлять женские украшения, представленные в учебнике, с женскими украшениями соответствующего времени из археологических находок своего края (по возможности).
Л.
Осознавать ценность мирных отношений между людьми разного этнического происхождения, живущими на одной территории (на основе рассказа летописца
Нестора). 36 24.01 Истоки Древней Руси.
П.
Знать названия городов, игравших большую роль в создании и распространении единой древнерусской культуры; определять по карте местоположение древнерусской культуры; иметь представление о значении находок берестяных грамот в археологических раскопках Великого Новгорода; показывать на карте древние торговые пути; называть имена родоначальника правящей княжеской династии (Рюрика) и его родича (Олега), который объединил северный и южный центры Древнерусского государства.
М-П.
Рассказать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси; сравнивать карту Древней Руси с современной картой России; рассказывать о берестяных грамотах; отмечать на схеме «Река времени» век первого упоминания городов в летописи.
Л.
Понимать значение торговли и торговых путей в объединении разных племён в единое Древнерусское государство; понимать значение Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства; осознавать ценность братских отношений между людьми, важность понятия «братство» ( на основе отрывка из Повести временных лет). Фронтальный Опрос Индивидуальный Опрос ; Графический диктант 37 27.01 Мудрый выбор.
П.
Знать содержание Повести временных лет, рассказывающих о важнейших деяниях княгини Ольги, князей Владимира Святого Фронтальный и индивид уальныйопрос
и Ярослава Мудрого, их роли в развитии древнерусской культуры и государственности; обозначать на схеме «Река времени» век (дату) Крещения Руси; приводить примеры проявления духовно- нравственных ориентиров христианства в жизни современного российского общества, в нормах и идеалах межличностных отношений граждан; характеризовать последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь (вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства).
М-П.
Выявлять отдельные яркие архитектурные особенности соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде; рассказывать о роли княгини Ольги, князей Владимира и Ярослава Мудрого в истории и культуре Древней Руси; обсуждать проблему выбора, решение которой с определённых духовно-нравственных позиций ведёт к важным последствиям и в жизни отдельного человека, и в истории целого государства, человеческого общества; составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
Л.
Осознавать значение славянской письменности в истории и культуре
России; понимать важность преемственности в государственных поступках для истории государства и жизни общества; понимать историко- культурную значимость для России принятия христианства в древний период её истории. 38 31.01 Наследница Киевской Руси.
П.
Знать, чем отличаются князья Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, в чём состояла их роль в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро- Суздальской Руси; знать названия городов, положивших начало Золотому кольцу, и показывать их на карте; характеризовать важнейшие архитектурные сооружения Владимира - Золотые ворота и Успенский собор.
М-П.
Формулировать тему урока; выявлять преемственность Киевской и Владимиро- Суздальской Руси в топонимике и архитектуре Киева и Владимира; рассказывать о роли князей Владимира, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток; составлять схему родственных отношений древнерусских князей; оформлять Календарь памятных дат: 17 июля - день памяти Андрея Боголюбского. Фронтальный и индивидуальный опрос

Л.
Осознавать важность преемственности в государственных поступках людей, обладающих властью; понимать важность культурного наследия, созданного предками. 39 5.02 Москва - преемница Владимира.
П.
Иметь представление о жизни Древней Руси в эпоху междоусобиц, монголо- татарского нашествия, военной угрозы со стороны запада; знать название собора в центре Московского Кремля (Успенский собор в Москве, как в Киеве и Владимире); знать название иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению преподобного Сергия Радонежского.
М-П.
Формулировать тему урока; рассказывать о роли князей Александра Невского, Даниила Московского и его сыновей, князя Дмитрия Донского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы; составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в государственных поступках князей; составлять рассказ о Куликовской битве с помощью картин коломенских художников и дополнительной литературы; рассказывать о победе на Куликовском поле как результате объединения разрозненных русских княжеств под предводительством князя Дмитрия Донского и по благословению преподобного Сергия Радонежского; оформлять Календарь памятных дат - 17 Фронтальный и индивидуальный Словарный диктант
марта, 12 сентября - дни памяти первого московского князя Даниила, младшего сына великого владимирского князя Александра Невского.
Л.
Осознавать необходимость взвешенной и гибкой политики государственного деятеля во благо страны (на примере политики князя Александра Невского как война на западе и дипломата на востоке); 40 7.02 Начало Московского царства.
П.
Иметь представление о Московском княжестве эпохи его укрепления и расширения во время правления князя Ивана 111; характеризовать деятельность Ивана Грозного как первого царя Московской Руси; знать имя итальянского зодчего, строившего Успенский собор в Московском Кремле.
М-П.
Формулировать тему урока; рассказывать о роли князя Ивана 111 и царя Ивана Грозного в укреплении расширении Московской Руси; составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; сравнивать Успенский собор и Успенский собор города Владимира; на основе сравнения составлять аргументированное высказывание о том, что архитектурные особенности Успенского собора Аристотеля Фиораванти выражают идею преемственности духовной власти от Владимира к Москве; выявлять своеобразие сочетания голубого и белого цветов в архитектурном облике Фронтальный опрос; тест
мусульманской мечети и православного храма города Казани; определять сходство между печатью великого князя Ивана 111 и гербом российской федерации.
Л.
Осознавать важность преемственности в государственных поступках людей, обладающих властью (на примере созидательной деятельности великого князя Ивана 111 и царя Ивана Грозного); понимать необходимость консолидации граждан во имя независимости и безопасности единого Отечества (на примере действий Московского царства как собирателя разных народов в стране на одном из этапов её истории). 41 10.02 Подвижники и землепроходцы.
П.
Знать важнейшие деяния соотечественников 16-18 вв.; иметь представление о понятиях «праведник», «подвижник», «землепроходец»; давать характеристику качествам человека- созидателя.
М-П.
формулировать тему урока; рассказывать о деятельности митрополита Макария как создателя Летописного свода, первопечатника Ивана Фёдорова, митрополита Филиппа (Колычёва), землепроходца Семёна Дежнёва; составлять рассказ об основании сибирских городов (по выбору); оформлять Календарь памятных дат: 22 января, 16 июля,18 октября - дни памяти митрополита Филиппа.
Л.
Понимать важность для развития страны тест
в любую эпоху самых разных направлений деятельного творчества людей (на примере таких культурно-исторических явлений и событий, как летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека); оценивать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных созидательных делах и поступках. 42 14.02 На пути к единству.
П.
Знать отдельные важнейшие события Смутного времени; характеризовать обстановку в стране в период Смуты; приводить примеры проявления лучших человеческих качеств в деятельности наших современников, которые честно выполняют свой гражданский долг и вносят вклад в сохранение единства независимости России; показывать на карте поволжские города, граждане которых объединились для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина; называть памятники, воздвигнутые в честь К. Минина и Д. Пожарского. М-П.Формулировать тему урока; рассказывать о деятельности патриарха Гермогена как вдохновителя людей для защиты Отечества, о позиции монахов Троице- Сергиева и Соловецкого монастырей; рассказывать о прздновании Дня народного единства в своём городе; придумывать символ праздника, Тест; Индивидуальный опрос
мероприятие, в котором хочется участвовать (на выбор, по желанию); оформлять Календарь памятных дат: 2 марта - день памяти патриарха Гермогена, главы Русской церкви в Смутное время. Л.Понимать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны; осознавать важность лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках людей, живущих в переломные моменты истории страны. 43 17.02 Начало Российской империи П.Знать, какие преобразования в жизни страны происходили во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра 1; характеризовать эти преобразования называть имена императрицы и скульптура, воздвигнувших памятник Петру 1 в Санкт- Петербурге; характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга как новой столицы обновлённой России. М-П.Формулировать тему урока; объяснять значение названия города Санкт- Петербурга; сопоставлять деятельность князя Александра Невского и Петра 1 на западных границах Отечества. Л.Понимать необходимость для безопасности и развития страны и её граждан, для сохранения независимости государства отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Тест, фронтальный опрос
44 21.02 «Жизнь - Отечеству, честь - никому!». П.Иметь представление о понятиях «Честь учёного, война, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо»; знать некоторые яркие примеры деятельности великих соотечественников в послепетровское время; приводить примеры сохранения памяти о деятельности этих великих людей в России и за рубежом. М-ПФормулировать тему урока; характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху; высказывать аргументированное суждение о значительности вклада М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитии науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире; оформлять Календарь памятных дат: 15 октября - день памяти великого русского флотоводца адмирала Ф.Ф. Ушакова. Л.Осознавать социальную значимость понятий «честь учёного, война, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо». Тест; Графический диктант 45 24.02 Отечественная война 1812 года. П.Иметь общее представление о ходе Отечественной войны 1812 года; рассказывать о важнейших событиях Отечественной войны 1812 года(Бородинская битва, пожар Москвы; всенародное сопротивление захватчикам) и называть признаки её народного характера; приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года в России и за рубежом (памятники и памятные Тест; словарный диктант
места Москвы и России, связанные с событиями О.в. 1812 года, факты живой исторической памяти народа, отражённые в деятельности военно-исторических клубов современной России, собственное участие в военно-исторических праздниках на Бородинском поле и др.). М-П. Формулировать тему урока; приводить доказательства значительности личности М. И. Кутузова как истинного сына Отечества, настоящего народного полководца; сопровождать рассказ о сохранении памяти об Отечественной войне 1812 года фотографиями, рисунками, поэтическими произведениями русских писателей или собственного сочинения; искать сведения о памятных местах Москвы и Росси, связанных с событиями Отечественной войны 1812 года, в дополнительных источниках информации. Л.Оценивать качества личности как истинного гражданина своего Отечества (на примере М. И. Кутузова - настоящего народного полководца). 46 28.02 Великий путь. П.Представлять в общих чертах направление развития промышленности и торговли России в 19 веке; называть некоторые технические, художественные достижения, которые Россия продемонстрировала на Всемирной выставке в Париже 1900 года; характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке (в том Тест,
числе и в своём крае); отмечать названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали как крупнейшей железной дороги в мире на схеме «Река времени». М-П.Формулировать тему урока; рассказывать об участии своих родственников в созидательной работе российской промышленности 19 века; сопровождать рассказ об участии родственников в работе российской промышленности фотографиями, копиями документов из семейного архива, рисунками, поэтическими произведениями собственного сочинения; искать в сотрудничестве со старшими членами семьи документальные и устные сведения об участии родственников, знакомых и друзей семьи в развитии российской промышленности 19 - начале 20 в. Л.Осознавать значение личного вклада каждого гражданина и каждой российской семьи в промышленное развитие страны и упрочение её благосостояния (в частности, на примере строительства сети железных дорог). 47 3.03 Золотой век театра и музыки. П.Иметь общее представление о развитии театрального и музыкального искусства России в 19 веке; знать полные названия Санкт-Петербургской и Московской консерваторий; приводить примеры российских достижений, признанных во всём мире (вокальная школ басов
Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала 20 века). М-П.Формулировать тему урока; характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке, в том числе и в своём крае; отмечать даты создания консерваторий на схеме «Река времени»; рассказывать об отечественном театре и музыке 19-начала 20 века с использованием видео-и аудиозаписей (в том числе и из Интернета) отечественных и зарубежных исполнителей. Л.Оценивать своё впечатление от прослушанного музыкального произведения отечественного композитора 19-начала 20 века (по выбору). 48 7.03 Расцвет изобразительного искусства и литературы П.Приводить примеры произведений великих русских художников и писателей XIX века, с которыми учащийся познакомился в начальной школе; называть любимые произведения отечественных писателей XIX века и именах их авторов: называть любимые произведения отечественных художников 19 века и имена их авторов. М-П.Формулировать тему урока; рассказывать об отечественных достижениях мирового уровня в литературе и изобразительном искусстве; характеризовать развитие и роль изобразительного искусства и литературы России в 19 веке, в том числе и в своём Фронтальный опрос
крае; приводить названия важнейших хранилищ мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт- Петербурге и Москве; приводить доказательства значимости отечественной литературы и изобразительного искусства для понимания социальных и духовно- нравственных проблем российской жизни того времени. Л.Оценивать своё впечатление от восприятия картины отечественного художника 19 - начала 20 века; осознавать значимость отечественной литературы для личностного роста человека (на примере биографических фактов из жизни А.П.Чехова как врача и общественного деятеля). 49 10.03 В поисках справедливости. П.Характеризовать события начала 20 века (участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 года, Гражданская война, образование СССР, в том числе на примере памяти об этих событиях в своём крае); приводить примеры изменения названий городов и улиц своего края в связи с революционными переменами в стране; характеризовать раскол в российском обществе начала 20 века как результат этих событий. М-П.Формулировать тему урока; составлять рассказ о воздействии революционных событий на жизнь своей семьи в обозначенный период(по желанию); Фронтальный опрос; тест
высказывать аргументированное суждение о том, в чём состоит разница между Гражданской и Отечественной войнами; рассказывать о событиях начала 20 века, используя фотографии в учебнике. Л.Оценивать значение событий начала 20 века в переустройстве общественной и частной жизни людей (на примере жизни своей семьи или известных земляков). 50 14.03 Век бед и побед. П.Характеризовать жизнь в СССР до Великой Отечественной войны(промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем 40 народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 года), в том числе в своём крае; приводить примеры промышленного строительства и других достижений страны в указанный период. М-П.Формулировать тему урока; рассказывать о созидательной жизни в СССР после революции 1917 года, используя фото учебника; объяснять символическое значение скульптурной композиции В. Мухиной «Рабочий и колхозница»: смысл орудий труда - серп молот - в руках персонажей»; определять, для чего в 20-30 годах 20 века в первую очередь строились заводы, фабрики, электростанции; составлять рассказ о Фронтальный опрос; Графический диктант; тест
жизни своей семьи в этот период (по желанию). Л.Осознавать важность экономического развития России для сохранения независимости страны (на примере достижения СССР в довоенное время); проявлять интерес к истории своей семьи в период до начала Великой Отечественной войны. 51 17.03 Трудовой фронт России. П.Иметь представление о понятии »трудовой фронт» из рассказа об эвакуации промышленных предприятий на восток страны, о перестройке промышленности на военный лад, о тяжёлом крестьянском труде; характеризовать основные особенности труда людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: работа эвакуированных промышленных предприятиях для нужд фронта; тяжкий крестьянский труд; забота о сохранении культурного наследия; характеризовать основные особенности труда М-П. Формулировать тему урока; приводить доказательства того, что работа в тылу по достоинству названа трудовым фронтом; составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время В. О. в.; сравнивать иллюстрации итальянского зала Эрмитажа 1942 года и 2008 года, оценивать на этой основе уровень нанесённого войной ущерба и высокое мастерство реставраторов, тест
восстановивших культурное наследие страны; рассказывать о работе трудового фронта во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, используя фото учебника. Л.Осознавать важность сохранения культурного наследия в годы войны; оценивать героизм сограждан - в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества; проявлять интерес к истории своей семьи, уважение к жизни и труду её членов, работавших на нужды фронта. 52 21.03 «Вставай, страна огромная!» П.Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда; оборона Москвы - перелом в ходе войны; Сталинградская битва; Курская битва; мощное наступление советских войск на запад-освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии- операция «Багратион», освобождение стран восточной и западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора); приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом, в том числе своих земляков. М-П.Формулировать тему урока; рассказывать о главных этапах войны, о Фронтальный опрос
памятниках в честь советских воинов, используя фото учебника; сравнивать символику ордена Отечественной войны 1 степен с символикой герба СССР; составлять рассказ о том, как сохраняют память о войне в своём городе (селе); составлять рассказ о членах своей семьи - ветеранах Великой Отечественной войны; оценивать свой уровень знаний и правильность ответа. Л.Осознавать героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества; проявлять интерес к истории своей семьи в венные годы, уважение к членам своей семьи - ветеранам Великой Отечественной войны. 53 31.03 « Нет в России семьи такой…». П.Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в своей семье как живые свидетельства человеческой судьбы и истории народа; приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях, в том числе в музеях своего края. М-П.Формулировать тему урока; составлять рассказ о документах, фото, реликвиях своей семьи периода В. О. войны; подбирать фото, рисунки и другие материалы для оформления «Страниц памяти» в Рабочей тетради; записывать воспоминания старших родственников о военном времени. Л.Понимать важность бережного Фронтальный опрос
отношения к документам (письмам, фото) и реликвиям В. О. в. 1941-1945 гг., хранящимся в семьях; оценивать важность семейных воспоминаний как основы личной исторической памяти младших поколений; сочувствовать глубине человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах; проявлять интерес и стремление к сохранению раритетов военного времени в семейных архивах, составлять рассказ о документах, фото, реликвиях своей семьи периодов В. О. в. 54 4.04 После Великой войны.
П
.Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в В. О. войне и соотносить их с результатами восстановительной работы (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград), в том числе в своём городе, крае, селе.
М-П
.Формулировать тему урока; рассказывать о земляках-тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи; сопоставлять масштаб разрушений и жертв военного времени и эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы; высказывать аргументированное суждение о значении всеобщего обязательного семилетнего образования; рассказывать о жизни страны в первые послевоенные годы, используя иллюстрации учебника. Фронтальный опрос;индиввидуальн ый опрос

Л
.Проявлять интерес к истории своей семьи через составление рассказа о еёучастии в первой послевоенной пятилетке; осознавать важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя. 55 8.04 Экскурсия в школьный музей «Уголок боевой славы» 56 11.04 Достижения 1950- 1970-х годов.
П
.Иметь представление о достижениях СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период; характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в 50-70-е годы 20 века; приводить примеры достижений в разных видах созидательной деятельности за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе).
М-П
.Формулировать тему урока; рассказывать о наших соотечественниках, прославивших страну своими успехами; рассказывать о людях, изображённых на фото (В. В. Терешкова, А. А. Леонов, Ю. А. Гагарин, В. А. Третьяк, И. К. Роднина, А. Г. Зайцева и Г, С. Уланова), используя дополнительную информацию в источниках;
Л
.Осознавать важность и значимость Индивидуальный фронт,
достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); проявлять интерес к истории своей семьи через составление рассказа о её жизни во второй половине 20 века. 57 14.04 Наши проекты «За страницами учебника»
П.
перечислять особенности субъектов РФ: принадлежно сть к одной из г р у п п , о собенно сти региональных о р г а н о в г о с уд а р с т в е н н о й в л а с т и , н а л и ч и е регионального герба, гимна, фл а г а , самобытное природное и культурное наследие, выдающиеся граждане; называть сопредельные государства; различать границы на суше и на море. работать в группе;
М-П.
строить речевое высказывание — рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; составлять рассказ о путешествии за границу в соответствии с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; и с к а т ь и н ф о р м а ц и ю с п о м о щ ь ю дополнительной литературы и материалов Интернета.
Л.
совершенствовать навыки межкультурной коммуникации в пределах своей страны; о с о з н а ват ь з н ач и м о с т ь л и ч н о с т н о й ответственности за судьбу других людей и Родины через участие в деловой игре.
58 18.04 Наши проекты «За страницами учебника» 59 21.04 Проверочная работа Применять полученную информацию для решения проблемы и поисковых ситуациях; контролировать правильность выполнения заданий; выявлять причину ошибки и корректировать ее. тест по разделу
Мы строим будущее России.
60 25.04 Современная Россия.
П
.Показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; характеризовать особенности жизни страны в 90-е годы 20 века и первое десятилетие 21 века; приводить примеры преобразований в экономической, политической, социальной жизни за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе);иметь представление понятиях «демократизация», «гласность», «суверенитет».
М-П
.Составлять маршрут путешествия; обозначать символическими знаками исторические события и эпохи на схеме «Река времени» в правильной исторической последовательности; Фронт, индивид опрос
оценивать правильность выполнения задания; обсуждать, как связаны прошлое, настоящее и будущее в жизни своего города, села; объяснять символическое значение образа моста в этой главе учебника.
Л
.Осознавать важность предшествующих этапов в жизни страны для современной России; оценивать значение преемственности в истории Отечества; проявлять интерес к истории своей семьи в первом десятилетии 20 века. 61 28.4 Хороша честь, когда есть, что есть.
П
.Знать факты из положительного опыта Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; иметь представление о понятии «продовольственная безопасность страны»; характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; приводить примеры тех видов сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей, в том числе в своём крае (городе, селе).
М-П
.Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей, в том числе в своём крае; составлять связный рассказ - репортаж, используя фото учебника; сравнивать достижения белгородцев с особенностями тест
жизни сёл своего края; формулировать выводы урока; составлять краткий рассказ о благотворном значении культурных растений, дикорастущих растений, домашних животных в жизни людей (по выбору).
Л
.Оценивать нравственную сторону аграрного, сельскохозяйственного труда, связанную с бережным отношением к природе; осознавать символический образ России - женщины-матери или богатыря- труженика; проявлять интерес к проблемам организации экологически чистого и здорового образа жизни в селе. 62 2.05 Умная сила России.
П
.Знать факты из положительного опыта сотрудничества науки и промышленности (на примере предприятий Нижегородской области и Красноярска); иметь представление о понятии «социальная ответственность»; характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае (городе, селе).
М-П
.Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве и улучшения качества жизни, здоровья, долголетия работников промышленных предприятий, городских жителей от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае; обсуждать значение Фронт, индивид. опрос
понятия «социальная ответственность»; составлять репортаж по фото учебника; моделировать социальные ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору).
Л.
Проявлять интерес к проблемам организации экологически чистого и здорового образа жизни в городах и поселениях городского типа рядом с крупным промышленным предприятием. 63 5.05 Светлая душа России.
П
.Знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира; характеризовать эти явления как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире; приводить примеры таких явлений и событий, в том числе в своём крае (городе, селе).
М-П
.Раскрывать связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами, которые проявляются в творческой работе современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и т.д., в том числе в своём крае; называть лучшие человеческие качества; отражать их в символических образах России; составлять рассказ о ярком событии в сопровождении фото, видео- и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору). Фронтальный опрос

Л
.Проявлять интерес к событиям и явлениям культурной жизни современной России. 64 12.05 Начни с себя.
П
.Знать факты из положительного опыта развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, отличившихся в самых разных видах деятельности; приводить положительные примеры развития творческих способностей и лучших человеческих качеств своих сверстников, проявивших себя в самых разных видах деятельности, в том числе в своём крае (городе, селе).
М-П
.Устанавливать связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России; аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников, в том числе в своём крае; высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России; оценивать уровень своих личных достижений и ставить достойные цели на будущее.
Л.
Проявлять интерес к достижению достойных целей ради собственного блага, неразрывно связанного с процветанием России; понимать личную ответственность каждого человека за будущее Отечества. Фронтальный опрос
65 16.05 Наши проекты. «За страницами учебника» (экскурсия на предприятия
города
)
П.
характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае (городе, селе).
М-П.
Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве и улучшения качества жизни, здоровья, долголетия работников промышленных предприятий, городских жителей от результатов внедрения научных разработок, в том числе в своём крае.
Л
.Проявлять интерес к проблемам организации экологически чистого и здорового образа жизни в городах и поселениях городского типа рядом с крупным промышленным предприятием. 66 19.05 Проверочная работа Применять полученную информацию для решения проблемы и поисковых ситуациях; контролировать правильность выполнения заданий; выявлять причину ошибки и корректировать ее. Итог. Тест по разделу 67 23.05 Итоговая контрольная работа Итоговая годовая контрольная работа
68 26.05 Анализ контрольной работы. Обобщение пройденного за год.
П.
Показывать на карте и называть столицы независимых государств ближнего зарубежья, которые в настоящее время являются соседями России; Знать некоторые ярчайшие явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира;
М-П.
работать в группе; строить речевое высказывание — рассказ о выдающихся уроженцах своего края по образцу; составлять рассказ о путешествии з а г р а н и ц у в с о о т в е т с т в и и с коммуникативным заданием и образцом, представленным в данном уроке; и с к а т ь и н ф о р м а ц и ю с п о м о щ ь ю дополнительной литературы и материалов Интернета.
Л.
проявлять интерес к проблемам организации экологически чистого и здорового образа жизни в селе. итого 68 часов


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!