Напоминание

Этнопедагогика в учебно-воспитательном процессе


Автор: Муллаханова Рафиля Шамиловна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Бажуковская ООШ"
Населённый пункт: с.Бажуки Кунгурский район
Наименование материала: статья
Тема: Этнопедагогика в учебно-воспитательном процессе
Раздел: среднее образование





Назад




Муллаханова Рафиля Шамиловна МБОУ «Бажуковская ООШ» Кунгурский муниципальный район
Этнопедагогика, культура и традиции татарского народа в учебно –

воспитательном процессе в условиях внедрения ФГОС
Наша Бажуковская ООШ является школой с татарским этнокультурным компонентом образования. Этнокультурный компонент базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности. Опора на этнокультурные ценности при организации учебно-воспитательного процесса преследует определенную цель - взять из опыта прошлого то, что способствует требованиям современности и будущего, не пытаясь при этом обойти негативные моменты нашей жизни, наоборот, выявить их причины для того, чтобы не повторить в будущем ошибок нашего времени. Учебный план школы составлен на основе 3 – го варианта Базисного учебного плана для школ с этнокультурным компонентом. Итогом обучения является сдача государственного экзамена в 9 классе, как обязательного для изучающих татарский язык. Одно из основных направлений работы нашей школы является возрождение и сохранение обычаев и традиций, развитие татарской культуры, использование народной педагогики в учебно-воспитательном процессе. Человек, не знающий обычаев и традиций, историю и культуру своего народа, не может быть носителем национального самосознания, а значит, у него не вырабатывается уважительное отношение к культуре любого народа и мировой культуре. Исходя из этого, воспитательная работа в школе строится на основе народной педагогики. А она утверждает: истинный патриот своей земли всегда гуманен и благороден, протягивает руку дружбы, желая жить в мире и добрососедстве с другими народами.
В школе учатся татары, башкиры, русские и представители других национальностей - всем нам хватает места в единой и дружной семье «джалиловцев». Все мы знаем, что народные традиции и обычаи хранятся в семье. С родителями, друзьями дети общаются на родном языке, выписывают газеты и журналы, смотрят телепередачи на татарском, башкирском языках по спутниковым каналам. Вот и работа в школе ведется с тремя поколениями: бабушками и дедушками, папами и мамами и их детьми. Дружная, крепкая семья нужна ребенку как залог семейной жизни. Человек строит свою жизнь, опираясь на нравственные устои и традиции, которые он впитал в детстве. Духовные качества личности напрямую связаны с родительской любовью к детям. Когда ребенок гордится своими родителями, он гордится самим собой, своими поступками и делами, имеет высокое чувство собственного достоинства. Все мы понимаем, воспитать детей культурными, духовно красивыми невозможно без знаний истоков родной культуры, обычаев своего народа. Эти задачи решаются через деятельность кружков, которые пропагандируют национальное искусство, язык, культуру, национальные традиции. Третий год в школе работает кружок «Мирас» через центр творчества п. Комсомольский (директор МОУ ЦДОД Кадяева В.С.) Слово «мирас» означает «богатство», «продолжение», а значит, это продолжение добрых традиций наших предков. Целью кружка является воспитание у учащихся уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям татарского народа. Учащиеся осваивают знания о татарской культуре, их характерные особенности, развивают познавательные интересы к традициям, к истории, выступают перед учащимися школы, перед родителями. Возрождая традиции и обычаи народа, проводятся в школе и в селе фольклорные праздники «Сабантуй», «Навруз», «Сюмбеля» и другие. Учащиеся свой талант и свое мастерство показывают не только в школе, а постоянно участвуют в районных, межрайонных, краевых, Всероссийских
конкурсах, фестивалях, праздниках, соревнованиях. Ведь участие в таких мероприятиях помогает раскрыться талантам, обрести новых друзей. Третий год участвуем в краевом фестивале «Содружество», на такие мероприятия ребята очень долго готовятся, тратят много сил и энергии. А оно дает хорошие «плоды». Наш коллектив среди 21образовательного учреждения Пермского края занял 3 место. В январе месяце участвовали в районном фестивале «Восхождение к искусству», показав хорошие результаты. Ученица 6 класса Саликова Э. каждый год становится победителем в номинации «Вокал». Дуэт Ашировой Р. и Мазитова Э. тоже является победителем, хорошие результаты по театральному жанру-2 место, по хореографии- 3 место. В феврале месяце участвовали в краевом фестивале-конкурсе «Сабантуй мизгелләре», посвященный татарскому поэту, ученому- фольклористу, общественному деятелю Рашиду Я. Среди 13 коллективов Пермского края наши учащиеся заняли 1 место, показав фольклорно - театрализованное представление “Встреча коров из пастбища”. В 3 межрегиональном форуме мусульманской культуры «Мусульманский мир-2013», который проходил в г.Перми. Выступление наших учащихся всем понравился и ребята вернулись с победой- 1место. Наши учащиеся добиваются успехов и в научно - исследовательских работах на районном, краевом уровне. В марте месяце учащиеся Аширова Р., Багаутдинова А., Мауликаева А., Гафиев Д. участвовали в региональном конкурсе рефератов среди учащихся образовательных учреждений по краеведению и этнографии «Мой Пермский край». Все работы учащихся жюри оценило положительно: 3 грамоты и 1сертификат. Это результат работы учителей Назмухановой Г.А, Муллахановой Р.Ш., Шавалиевой З.А. Конечно, результаты нашей работы мы видим не только по занятым призовым местам на различных конкурсах, но и в личных качествах детей: в уважительном отношении друг к другу, к старшим; в увлеченности, в стремлении к творчеству, в отсутствии правонарушений среди учащихся.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!