Автор: Леонова Елена Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 Населённый пункт: Ростовская область г.Донецк Наименование материала: статья Тема: Формирование основ ЗОЖ у дошкольников Раздел: дошкольное образование
1
Леонова Елена Николаевна
МБДОУ детский сад №5
Педагогический стаж – 28 лет
Образование среднее-специальное.
1 квалификационная категория.
Работаю над проблемой:
«Формирование основ здорового образа жизни у детей
дошкольного возраста».
Ростовская обл.
г. Донецк
2016г.
2
Леонова Елена Николаевна.1966 года рождения. Педагогический стаж- 25лет.
В МБДОУ детском саду №5 г. Донецка работаю 20 лет. Среди
факторов влияющих на эффективность и качество образования в ДОУ, важная
роль принадлежит образовательной программе. Современные программы и
технологии ориентированы на гармоничное и всестороннее развитие
личности ребенка. Программа «Радуга», по которой я работаю, является
одной из них. « Радуга»- комплексная программа воспитания, образования и
развития дошкольников. Она обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее
важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие,
обеспечение психологического комфорта для каждого ребенка.
Дополнительно использую в своей работе порциональные программы.
– «Юный эколог» С.Н. Николаевой.
– «Я, Ты, Мы» О.Л. Князевой. (социально эмоциональное развитие).
– « Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.
Целью моей педагогической деятельности является- создание благоприятных
условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей, по основным направлениям: физическое,
познавательно- речевое, социально личностное, художественно-
эстетическое.
Для умственного развития детей существенное значение имеет
приобретение ими математических представлений, которые активно влияют
на формирование умственных действий, столь необходимых для познания
окружающего мира. Деятельность по формированию элементарных
математических представлений у детей стараюсь строить с учетом
дидактических принципов: научности, системности, последовательности,
наглядности, индивидуального подхода к детям.
Начиная работу во второй младшей группе, закладываю основу
математического развития у детей. Для того, чтобы вызвать у детей интерес,
чтобы обеспечить активную работу детей на непосредственно
образовательной деятельности широко использую наглядные пособия,
игровые приемы, дидактические игры. Использую игры и задания,
позволяющие детям сменить позу, подвигаться. Содержание НОД
согласовываю с содержанием НОД по другим разделам обучения. На НОД
3
перед детьми ставлю задачи требующие поиска, исследовательской
деятельности, а также в виде игр. Предоставляю детям возможность
изыскивать средства решения игровой задачи, используя ранее усвоенные
знания и умения. Применяю сюрпризные моменты, игровые образы. При
знакомстве детей с цифрами использую «математический театр», где герои
это цифры. Так в игровой форме знакомлю детей с цифрой, числом и их
проявлениях в жизни. Обучая , стараюсь активизировать мысль детей,
приучаю к самостоятельности в процессе познания. Знания, полученные на
НОД, стараюсь использовать в повседневной жизни. Для прочного усвоения
материала дидактические игры : «геометрическое лото», «подбери ключ»,
«спрячь мышку», «помоги Федоре», использую словесные игры, в основе
которых лежат действия по представлению: «скажи наоборот», «кто быстрее
назовет», «кто быстрее найдет».
На занятиях использую физкультминутки. Их проведение повышает
эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в
движениях детей и формирует двигательные навыки. Дети с удовольствием
выполняют упражнения, проговаривая стихотворный текст, в котором
закрепляют знание счета, ориентировку на себе и в пространстве. Игра – это
не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно,
с ее помощью можно развивать память, мышление, воображение. Играя,
ребенок приобретает новые знания, умения, подчас не догадываясь об этом.
Считаю, что необходимым условием, обеспечивающим успех в работе,
является творческое отношение к математическим играм: варьирование
игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям.
Одной из главных задач воспитания и обучения в детском саду является
развитие речи, речевого общения. Эта задача состоит из ряда отдельных
задач.
1. расширение, обогащение и активизация словаря.
2. воспитание звуковой культуры речи.
3. формирование правильной разговорной речи.
4. развитие связной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач оказывает русский народный
фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой
точностью и красотой.
Свою практическую деятельность с детьми младшего и среднего возраста я
строю на следующих принципах: на тщательном, обусловленном различными
возможностями детей отборе материала; интеграции работы с различными
направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
активного включения детей. Применяю такие приемы обучения:
динамический акцент на фрагментах текста, действенное соучастие,
наглядность, неоднократное повторение в игровой форме и в режимных
моментах. Для этого используем потешки для сна, кормления, прогулки. Это
вызывает положительный эмоциональный отклик у малышей, желание их
услышать, повторить.
4
Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без
расширения словарного запаса ребенка, большое внимание его активизации.
Чтобы новые довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей,
использую различные методические и игровые приемы: «доскажи словечко»,
«словесное лото, или кому что».
Следующей задачей речевого развития является воспитание звуковой
культуры речи. Я ее пытаюсь решить, используя различные виды русского
фольклора. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики брала народные
игры: «сорока- ворона», «этот пальчик- дедушка» и другие. Это способствует
развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно
с действиями.
Для формирования связной речи у ребенка стараюсь научить детей
пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация,и
логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов и многое другое.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства,
является диалог. Для диалога характерны неполные предложения,
восклицание, вопрос. Все это я нахожу в фольклорных диалогических
текстах: «курочка- рябушечка», « солнышко- ведрышко».
И еще хочется отметить положительное влияние театральной деятельности
на факторы развития речи ребенка. В моей группе есть театральный уголок и
различные виды театра. Театральная деятельность побуждает детей
проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно
ценны в этом отношении потешки, короткие сказки, героями которых
являются животные и дети. Я убеждена , что русский фольклор является
источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии
речи в частности.
Для того чтобы научить детей запоминать, пересказывать, выработать навыки
связной речи использую в обучающем процессе приемы наглядного
моделирования в младшем дошкольном возрасте работу начинаю с простого-
сериационного вида моделирования. В качестве заместителей выступают
символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические
изображения предметов (силуэты, контуры). На первых порах дети учатся
составлять модели, выкладывая из картинок с изображением персонажей
эпизоды. После этого этапа работы в качестве символов- заместителей
использую геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие
замещаемый предмет. Важно, чтобы дети «схватили» тот внешний признак,
который выделяется как основной. Он становится основанием для
построения логики произведения. А затем я предлагаю уже более сложный
признак- не наглядный, а связанный с характером персонажа: если добрый,
светлый образ, то замещается светлыми цветами: голубым, белым; а если
злой- черным.
Такой метод моделирования обеспечивает запоминание последовательности
происходящих событий и умение передавать точный их ход.
5
В своей работе по экологическому воспитанию использую программу «
Юный эколог» С.Н Николаевой. Работая над проблемой экологического
воспитания дошкольников свою работу начала с создания развивающей
экологической среды в группе, постоянно ее совершенствование и
коррекцию, ежедневное поддерживание условий для жизни живых существ.
Постоянная деятельность является методом экологического воспитания. Она
помогла мне приучать детей систематически думать и реально заботится о
«братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с ними.
В своей работе использую различные методы и приемы. Убедилась, что
самым эффективным методом является наблюдение. Разработала циклы
наблюдений; «птицы наши друзья», «белая береза».
Дети в течение всего года наблюдают за птицами, подкармливают птиц,
отмечают изменение в поведении, рассматривают следы «кто обедал на
рябинке», «гости на участке». Наблюдая за птицами, дети замечают их
разные состояния; страх, голод, боль. Отрадно, что они сопереживают,
сочувствуют, а самое главное - стараются оказать им помощь. Результаты
наших наблюдений отражены в дневнике наблюдений «Друзья птиц».
ЦЕЛЬ ведения дневника - познакомить детей с разнообразием птиц, с
особенностями их поведения и внешнего вида. Подвести детей к мысли, что
птицы наши друзья и помощники.
Вызвать у детей желание помогать птицам, заботиться о них.
Дневник состоит из следующих страниц.
1. страница - каких птиц мы знаем?
2. от чего погибают птицы?
3. страница - моя любимая птица?
4. портреты веселой и грустной птички?
5. страница - это интересно узнать?
6. а что бы сказали птицы…?
7. страница - что мы знаем о птицах.?
8. стихи, загадки, приметы о птицах?
9 .чем я помогаю птицам?
Заключительным этапом являлось проведение праздника «Птицеград».
Большую роль в экологическом образовании дошкольников является
практическая исследовательская деятельность. К сожалению, дети имеют
ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы,
дети неплохо знают животный и растительный мир других стран и
континентов и гораздо хуже тех, кто живет рядом. А ведь экологическое
воспитание начинается с объектов ближнего окружения, с которыми дети
сталкиваются каждый день. Наблюдения на березовой аллее подтолкнули
меня на мысль о реализации экологического проекта «Здравствуй, дерево».
Экологический проект состоит из трех основных этапов.
1-
Подготовительный : постановка задач, целей. Определение методов
исследования, выбор и подготовка материала и объектов.
6
2-
Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы.
3-
Заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка
выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Участники проекта.
В проекте участвовали дети, начиная со средней группы.
Сроки проведения.
Наиболее часто они проводятся в период сметы сезонов, например в
августе - сентябре, октябре - ноябре, марте - апреле. Именно в эти периоды
наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни растений.
Объект наблюдения.
В качестве наблюдений выбрала объект - дерево. Это обусловлено рядом
причин:
1- деревья окружают нас постоянно
2- дерево прекрасный объект для фенологических наблюдений, так как
лиственные деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения.
3- с деревом ребенку проще общаться «на равных», чем с небольшими
травянистыми растениями, легче представить его своим другом.
На втором этапе- исследовательском дети в течении года наблюдали сезонные
наблюдения. экспериментировали, зарисовывали, сочиняли рассказы, делали
рекламу своему любимому дереву.
Третий этап- создание альбома «Мое любимое дерево» по результатам
исследований.
Итоги диагностики по экологическому воспитанию проведенные в конце
учебного года меня порадовали. Дети стали проявлять интерес к природным
явлениям, к животному и растительному миру, появилось сочувствие,
сопереживание к объектам живой природы попавшим в беду и желание
исправить сложившуюся ситуацию.
Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть
сильным, бодрым, энергичным: бегать, кататься на велосипеде, играть с
ребятами во дворе. Плохое самочувствие, болезни являются причинами
отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, спорте.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии
потребностей и ценностей человека в нашем обществе . Но если мы научим
детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно
надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не
только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим
разностороннее развитие ребенка дошкольника. На первое место сейчас
выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей;
использование технологий, сберегающих здоровье, формирование
позитивного отношения к здоровому образу жизни.
7
Работая с детьми среднего возраста, приоритетным направлением в своей
работе я выбрала тему: « Формирование основ здорового образа жизни у
дошкольников». Работаю над этой проблемой 4 года.
ЦЕЛЬ МОЕЙ РАБОТЫ: воспитать в детях потребность в здоровом образе
жизни.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
- формировать здоровьесберегающие навыки и привычки.
- побуждать желание к умению сочувствовать, сопереживать чужой
боли.
- воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа
жизни.
Реализуя поставленные задачи, строю свою работу с учетом основных
принципов воспитания и развития дошкольников. Свою работу начала с
создания развивающей среды. Созданный в группе спортивный уголок
включает в себя не только спортивный инвентарь, но и разного вида
массажеры, коврики для профилактики плоскостопия, атрибуты для развития
дыхания, дорожка здоровья. Все это удовлетворяет врожденную потребность
детей в движении, которая служит важным условием формирования всех
систем и функций организма.
В своей работе я использую разнообразные методы и приемы,
здоровьесберегающие технологии, которые помогают заинтересовать детей в
познании своего организма, в сохранении и укреплении своего здоровья.
Основной организационной формой двигательной активности является
физкультурное занятие. На занятии используются различные методы и
приемы. Одним из факторов, способствующих уменьшению напряженности,
является музыка. Она повышает эмоциональный тонус, способствует
развитию внимания, чувства ритма. В конце занятия музыкальное
сопровождение становится средством снятия возбуждения и усталости.
В своей работе формирую у детей осознанное отношение к своему здоровью;
даю им понятие «здоровый и больной человек». Предлагаю нарисовать
здоровье и болезнь. Объясняю ,что здоровье – одна из главных ценностей
жизни. На занятиях рассказываю детям о том, какие продукты полезны для
организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, знакомлю со
строением тела человека и безопасным поведением в быту. Знакомлю детей с
лекарственными растениями близкого окружения. Они видели их много раз
вблизи дома, двора, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для
человека. А теперь прекрасно знают ромашку, одуванчик и крапиву и
рассказывают , как ими можно лечиться. Рассказываю детям о пользе
комнатных растений, приучаю ухаживать за ними. Объясняю им, что
растения подавляют жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов,
растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает
состояние здоровья, излечивает многие болезни. Дети узнали, какие растения
дают оздоравливающий эффект- это: фикус, герань, хлорофитум. В ходе
8
каждого занятия активно использую физкультурные паузы, пальчиковые
игры, различного вида самомассажи. Систематическое использование
пальчиковых игр является мощным средством повышения
работоспособности головного мозга. Стараюсь, чтобы они вызывали у детей
положительные эмоциональные реакции и содержали элементы
дидактических игр. В игровой форме рассказываю, что солнце, воздух и вода
- наши лучшие друзья, воспитываю желание быть сильным и здоровым, учу
прислушиваться к своему организму и помогать ему.
Большое внимание уделяю формированию у дошкольников навыков личной
гигиены. К нам на занятия приходит доктор Айболит: он производит осмотр
детей, дает им советы, рекомендации, выписывает «рецепты»: употреблять в
пищу витамины, лук, чеснок, дает советы по использованию народных
средств, в борьбе с простудой. В беседах: «Для чего мы чистим зубы», «5 дел
перед сном» - приобщаю детей к культуре поведения, личной гигиене.
Проведение утренней гимнастики и включение в нее дыхательных
упражнений и элементов массажа создает у детей бодрое настроение, не
утомляя и не перевозбуждая их, а также у детей вырабатывается потребность
в ежедневном ее выполнении. Помимо утренней гимнастики, проводимой в
традиционной форме, я провожу ее в форме полосы препятствий,
оздоровительной пробежки.
Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для
здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры, легко
переносит жару и холод. Закаливание повышает не только устойчивость к
влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные
возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика
простудных и других заболеваний. Для улучшения здоровья и повышения
сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям
окружающей среды осуществляю закаливание детей.
Закаливающие мероприятия, проводимые мною с детьми в течение года.
- утренний прием детей на воздухе.
- утренняя гимнастика.
- облегченная форма одежды.
- точечный массаж.
- мытье рук и умывание холодной водой.
- дыхательная гимнастика.
- физкультурные занятия на воздухе.
- сон при открытых форточках.
- воздушные и солнечные ванны.
- гимнастика пробуждения.
- « гимнастика маленьких волшебников»: релаксации, речевые настройки.
Систематическое проведение закаливающих мероприятий позволило мне
снизить заболеваемость детей простудными заболеваниями.
9
Наиболее удобное время для закаливающих мероприятий, развития
двигательной активности, подвижных игр и физических упражнений - это
прогулка. На территории ДОУ в этом году создана «тропинка здоровья», на
ней дети ходят босиком по траве, по песку, шагают попенечкам. На прогулке
(в летнее время) дети получают воздушные и солнечные ванны, что
благоприятно сказывается на весь организм, повышает тонус нервной
системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным
заболеваниям. Через экскурсии, игры на свежем воздухе, развлечения дети
получают необходимый опыт , учатся исследовать, наблюдать и заботиться о
своем здоровье.
В своей работе по формированию основ здорового образа жизни у
дошкольников ежедневно использую еще одну форму оздоровления - это
гимнастика после дневного сна. Ее цель - постепенное физиологическое
пробуждение организма, поднять настроение и мышечный тонус детей.
Гимнастика пробуждения сопровождается тихой, спокойной музыкой,
которая вызывает положительные эмоции. После этих упражнений дети
проходят по массажным дорожкам, выполняют коррегирующие упражнения.
Такие упражнения вызывают у детей положительные эмоции, помогают
снять сонливость.
В процессе воспитания и обучения дети получают огромное количество
информации, которую им необходимо усвоить. Умение расслабляться
позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность,
восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. В последнее время
предлагается достаточно много средств на укрепление психического здоровья
детей. Для создания теплой дружеской обстановки использую
психологические речевые настройки. Основная их цель- формирование
позитивного настроя, доброжелательного отношения детей друг к другу.
Провожу речевые настройки после утреннего приема . Дети берутся за руки и
встают в круг. Я говорю о том, что рада видеть всех и что сегодняшний день
принесет много нового и интересного. Также использую в своей работе
релаксацию. Она снимает психоэмоциональное напряжение детей. Для этого
я использую специально подобранные упражнения на расслабление
определенных частей тела и всего организма.
Для укрепления зрения я использую следующие моменты: зрительные паузы,
в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать
пальчиком. Массаж глаз - помогает детям снять усталость, напряжение,
улучшают обмен веществ в тканях глаза.
На занятиях часто использую «минутки тишины».
– Посидим в тишине с закрытыми глазами;
- Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы.
- Помечтаем под прекрасную музыку.
10
Конечно, без совместной работы с родителями, я бы не пришла к хорошим
результатам. Поэтому провожу активную пропаганду здорового образа жизни
среди родителей. Родители принимают активное участие в спортивных
мероприятиях, экскурсиях направленных на оздоровление детей: праздников
«Мама, папа и я – спортивная семья», «Зов джунглей», досугов «Как стать
неболейкой». Для родителей оформлен уголок «Здоровый ребенок»,
проводятся консультации, раздаются памятки по профилактике различных
заболеваний, как укрепить иммунитет, в какие игры играть с ребенком во
время болезни и другие.
Интересной формой работы с родителями является работа семейного клуба
«Здоровый ребенок - счастье семьи».
ЦЕЛЬ :
1. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.
2. Поддержка в родителях уверенности в том, что они могут компетентно
заботиться о здоровье и развитии своего ребенка.
3. Систематическое целенаправленное информирование родителей о
прогрессе и достижениях современной медицины в сфере оздоровления
детей.
СТРУКТУРА ЗАСЕДАНИЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА:
1. Приветствие.
2. Обсуждение основной темы.
3. Полезные советы.
Циклограмма заседаний семейного клуба- 1 раз в месяц.
Время длительности- 1-1,5 часа.
На заседания клуба приглашаются различные специалисты: психолог,
инструктор по физическому воспитанию, врач- педиатр, которые дают
родителям советы, обсуждают проблемные ситуации, обобщают опыт
отдельных семей.
Все эти методы позволяют нам постепенно приобщить родителей к
здоровому образу жизни. У нас и родителей теперь одна цель- воспитание
здоровых детей!
Своим опытом работы по приобщению детей к здоровому образу жизни я
подделась с коллегами на педагогическом совете «Формирование
потребности в здоровом образе жизни», на методическом совете ДОУ
провела открытое занятие «Поможем Мишке быть здоровым», открытый
просмотр прогулки «Развитие двигательной активности на
прогулке»,подготовила доклад для семинара «Растим здоровых детей»,«
подготовила консультацию «Использование нетрадиционных методов в
работе с родителями».
Результаты диагностики показывают, что увеличилась двигательная
активность детей, снизилась заболеваемость. У детей появился интерес к
здоровому образу жизни, формируются здоровьесберегающие навыки и
привычки, дети проявляют сопереживание и сочувствие к чужой боли.
11
Повысилась заинтересованность родителей в оздоровлении детей. Они
охотно взаимодействуют со мной по формированию основ здорового образа
жизни.
Проблему приобщения детей к здоровому образу жизни считаю очень
важной и актуальной. Поэтому планирую и дальше продолжать работать над
данной проблемой, искать новые интересные формы работы с родителями и
детьми, активно взаимодействуя с инструктором по физической культуре,
музыкальным руководителем, медицинскими работниками.