Напоминание

Роль сказки в жизни дошкольника


Автор: Мельникова Лилия Тагировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова"
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: Роль сказки в жизни дошкольника
Раздел: дошкольное образование





Назад





Роль

сказки

в

жизни

дошкольника
« Сказка - ложь , да в ней намёк ...» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение , которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений . Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки . Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка , что некоторые исследователи называют дошкольный возраст « возрастом сказок ». Сказка – это устно - поэтический рассказ , который в той или иной степени содержит фантастический вымысел . Русская народная сказка – это . Прежде всего , произведение искусства ; живое , увлекательное , яркое , красочное , стирающее грань между реальностью и игрой , чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям . Язык сказки прост и потому доступен . Сюжет прозрачен , но загадочен , и тем самым способствует развитию детского воображения . А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей . Кроме того , ни один ребёнок не любит наставлений , а сказка не учит напрямую . Она « позволяет себе » намекнуть на то , как лучше поступить в той или иной ситуации . Сказки хороши тем , что в них нет длинных и утомительных рассуждений . Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес . Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий , ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями , а сказка каждый раз показывает , что хорошим быть лучше , чем плохим , что надо стремиться делать добро людям . Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом , пробуждающим их нравственные качества , и , прежде всего , человечность . Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием . У детей старшего дошкольного возраста сопереживание носит непосредственный характер : они представляют себя с полюбившимися героями произведений , проникают во внутренний мир , копируют их характер . Так вживаются в образ , что с помощью воображения становятся участниками событий ( судьбу зайчика , изгнанного из его избушки лисой , дети примеряют к собственной и , сопереживая , мыслят примерно так : « Чтобы я делал , если бы меня кто - то выгнал из дома ?»).
Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста , без которого немыслимо благородство души , чуткость к чужому горю , страданию . Благодаря сказке , дети познают мир не только умом , но и сердцем , и не только познают , но и откликаются на события и явления окружающего мира , выражают своё отношению к добру и злу . Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм , уверенность в преодолении любых трудностей . Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка . По словам В . Г . Белинского , в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного , как один из первейших элементов . Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе . Ведь в основном , все действия сказки происходят на фоне природы . В сказке нет больших картин изображения природы , но дети видят « чистое поле », « белую берёзоньку », « травушку - муравушку », « быструю реченьку », « крутой бережок » и многое другое . Сказка может нарисовать разные картины природы : - красоту летнего сада , где растёт чудесная яблонька : « яблочки на ней висят наливные , листики шумят золотые …» ( Хаврошечка ); - картину зимнего вечера на речке , где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом : « Ясни , ясни на небе , мёрзни , мёрзни волчий хвост …» ( Лисичка - сестричка и серый волк ). Связанные с захватывающим действием сказки , картины природы воспринимаются детьми эмоционально , и , быть может , впервые дети начинают понимать , как прекрасен окружающий их мир . Дети любят волшебные сказки и сказки о животных . Кот , петух , заяц , лиса , волк , медведь , как наиболее знакомые детям животные , из жизни перешли в сказку . Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью , и не уводит детей от неё , а , наоборот , служит раскрытию жизненной правды . Своим содержанием сказки дают детям знания о природе . Дети узнают об образе жизни животных , об их повадках , о том , какие черты присущи тому или иному зверю . Ведь многие интересные особенности поведения животных , произрастания растений , суть некоторых явлений неживой природы , недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка . Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об
особенностях жизни животных в природных условиях , о том , как они устраивают свои жилища , заботятся о своих детёнышах , добывают пищу . Также можно объяснить значение животного в природе . Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают , что первичные представления о многих животных , особенностях их поведения , формируются именно под влиянием сказки . Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые , они оставляют глубокий след в жизни каждого человека . Известный зоолог , доктор биологических наук А . Г . Баяников вспоминает , что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике , которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц , взяв с него обещание , не трогать их , во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути . Сказка занимает особое место в жизни дошкольника . Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей . Сказка учит детей мечтать , подчёркивать главное , индивидуальное в образе , обобщать существенные признаки , усиливает мыслительную деятельность . Сказочный вымысел всегда педагогичен . Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств . Сказка обогащает внутренний мир детей , они тянутся к ней . Литература : 1. Рыжова Н . А . Не просто сказки . Экологические рассказы , сказки и праздники . М .: - « Линка - пресс », 2002.-200 с . 2. Сидловская О . Сказка в развитии дошкольника // Ребёнок в детском саду , 2001.-№3.- с .80-83. 3. Шорыгина Т . А . Зелёные сказки : Экология для малышей .- М .: Прометей ; Книголюб , 2003.-104 с . 4. Экологические сказки ./ Сост . Фадеева Г . А .- Волгоград : Учитель , 2004.- 57 с . 5. Экологическое воспитание дошкольников : Практическое пособие ./ Под ред . Прохоровой Л . Н . – М .: АРКТИ , 2003.-72 с .


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!