Автор: Мельникова Лилия Тагировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ гимназия "Лаборатория Салахова" Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Роль сказки в жизни дошкольника Раздел: дошкольное образование
дошкольника
«
Сказка
-
ложь
,
да
в
ней
намёк
...»
В
дошкольном
возрасте
у
детей
бурно
развивается
воображение
,
которое
ярко
обнаруживает
себя
в
игре
и
при
восприятии
художественных
произведений
.
Особенно
детям
дошкольного
возраста
нравятся
сказки
.
Сказка
занимает
настолько
прочное
место
в
жизни
ребёнка
,
что
некоторые
исследователи
называют
дошкольный
возраст
«
возрастом
сказок
».
Сказка
–
это
устно
-
поэтический
рассказ
,
который
в
той
или
иной
степени
содержит
фантастический
вымысел
.
Русская
народная
сказка
–
это
.
Прежде
всего
,
произведение
искусства
;
живое
,
увлекательное
,
яркое
,
красочное
,
стирающее
грань
между
реальностью
и
игрой
,
чем
чрезвычайно
импонирует
детям
и
соответствует
их
психологическим
особенностям
.
Язык
сказки
прост
и
потому
доступен
.
Сюжет
прозрачен
,
но
загадочен
,
и
тем
самым
способствует
развитию
детского
воображения
.
А
сказочные
образы
близки
по
своему
характеру
образам
воображения
детей
.
Кроме
того
,
ни
один
ребёнок
не
любит
наставлений
,
а
сказка
не
учит
напрямую
.
Она
«
позволяет
себе
»
намекнуть
на
то
,
как
лучше
поступить
в
той
или
иной
ситуации
.
Сказки
хороши
тем
,
что
в
них
нет
длинных
и
утомительных
рассуждений
.
Разнообразие
и
напряжённость
действия
создают
у
детей
постоянный
и
неослабевающий
интерес
.
Сказка
способствует
формированию
у
детей
нравственных
понятий
,
ведь
почти
все
дети
отождествляют
себя
с
положительными
героями
,
а
сказка
каждый
раз
показывает
,
что
хорошим
быть
лучше
,
чем
плохим
,
что
надо
стремиться
делать
добро
людям
.
Художественное
восприятие
является
активным
для
детей
дошкольного
возраста
процессом
,
пробуждающим
их
нравственные
качества
,
и
,
прежде
всего
,
человечность
.
Восприятие
искусства
всегда
связано
с
сопереживанием
.
У
детей
старшего
дошкольного
возраста
сопереживание
носит
непосредственный
характер
:
они
представляют
себя
с
полюбившимися
героями
произведений
,
проникают
во
внутренний
мир
,
копируют
их
характер
.
Так
вживаются
в
образ
,
что
с
помощью
воображения
становятся
участниками
событий
(
судьбу
зайчика
,
изгнанного
из
его
избушки
лисой
,
дети
примеряют
к
собственной
и
,
сопереживая
,
мыслят
примерно
так
: «
Чтобы
я
делал
,
если
бы
меня
кто
-
то
выгнал
из
дома
?»).
Сказка
играет
большую
роль
в
эстетическом
развитии
детей
дошкольного
возраста
,
без
которого
немыслимо
благородство
души
,
чуткость
к
чужому
горю
,
страданию
.
Благодаря
сказке
,
дети
познают
мир
не
только
умом
,
но
и
сердцем
,
и
не
только
познают
,
но
и
откликаются
на
события
и
явления
окружающего
мира
,
выражают
своё
отношению
к
добру
и
злу
.
Благополучный
конец
сказки
воспитывает
оптимизм
,
уверенность
в
преодолении
любых
трудностей
.
Сказ
с
последующим
пересказом
способствует
развитию
мышления
и
обогащению
языка
ребёнка
.
По
словам
В
.
Г
.
Белинского
,
в
детях
с
самых
ранних
лет
должно
воспитываться
чувство
прекрасного
,
как
один
из
первейших
элементов
.
Под
воздействием
сказки
обостряется
восприимчивость
детей
ко
всему
прекрасному
в
жизни
и
природе
.
Ведь
в
основном
,
все
действия
сказки
происходят
на
фоне
природы
.
В
сказке
нет
больших
картин
изображения
природы
,
но
дети
видят
«
чистое
поле
»,
«
белую
берёзоньку
»,
«
травушку
-
муравушку
»,
«
быструю
реченьку
»,
«
крутой
бережок
»
и
многое
другое
.
Сказка
может
нарисовать
разные
картины
природы
:
-
красоту
летнего
сада
,
где
растёт
чудесная
яблонька
: «
яблочки
на
ней
висят
наливные
,
листики
шумят
золотые
…» (
Хаврошечка
);
-
картину
зимнего
вечера
на
речке
,
где
сидит
волк
с
опущенным
в
прорубь
хвостом
:
«
Ясни
,
ясни
на
небе
,
мёрзни
,
мёрзни
волчий
хвост
…»
(
Лисичка
-
сестричка
и
серый
волк
).
Связанные
с
захватывающим
действием
сказки
,
картины
природы
воспринимаются
детьми
эмоционально
,
и
,
быть
может
,
впервые
дети
начинают
понимать
,
как
прекрасен
окружающий
их
мир
.
Дети
любят
волшебные
сказки
и
сказки
о
животных
.
Кот
,
петух
,
заяц
,
лиса
,
волк
,
медведь
,
как
наиболее
знакомые
детям
животные
,
из
жизни
перешли
в
сказку
.
Всё
фантастическое
в
сказке
тесно
связано
с
реальной
действительностью
,
и
не
уводит
детей
от
неё
,
а
,
наоборот
,
служит
раскрытию
жизненной
правды
.
Своим
содержанием
сказки
дают
детям
знания
о
природе
.
Дети
узнают
об
образе
жизни
животных
,
об
их
повадках
,
о
том
,
какие
черты
присущи
тому
или
иному
зверю
.
Ведь
многие
интересные
особенности
поведения
животных
,
произрастания
растений
,
суть
некоторых
явлений
неживой
природы
,
недоступны
для
наблюдения
и
здесь
на
помощь
приходит
сказка
.
Детям
старшего
дошкольного
возраста
можно
рассказать
об
особенностях
жизни
животных
в
природных
условиях
,
о
том
,
как
они
устраивают
свои
жилища
,
заботятся
о
своих
детёнышах
,
добывают
пищу
.
Также
можно
объяснить
значение
животного
в
природе
.
Результаты
исследований
детей
дошкольного
возраста
показывают
,
что
первичные
представления
о
многих
животных
,
особенностях
их
поведения
,
формируются
именно
под
влиянием
сказки
.
Впечатления
детских
лет
–
самые
яркие
и
устойчивые
,
они
оставляют
глубокий
след
в
жизни
каждого
человека
.
Известный
зоолог
,
доктор
биологических
наук
А
.
Г
.
Баяников
вспоминает
,
что
прочитанная
ему
в
детстве
сказка
о
мальчике
,
которому
фея
помогла
найти
и
увидеть
гнёзда
всех
птиц
,
взяв
с
него
обещание
,
не
трогать
их
,
во
многом
определила
его
отношение
к
природе
и
выбор
жизненного
пути
.
Сказка
занимает
особое
место
в
жизни
дошкольника
.
Сказочные
образы
ярко
эмоционально
окрашены
и
долго
живут
в
сознании
детей
.
Сказка
учит
детей
мечтать
,
подчёркивать
главное
,
индивидуальное
в
образе
,
обобщать
существенные
признаки
,
усиливает
мыслительную
деятельность
.
Сказочный
вымысел
всегда
педагогичен
.
Он
используется
как
средство
воспитания
лучших
человеческих
качеств
.
Сказка
обогащает
внутренний
мир
детей
,
они
тянутся
к
ней
.
Литература
:
1.
Рыжова
Н
.
А
.
Не
просто
сказки
.
Экологические
рассказы
,
сказки
и
праздники
.
М
.: - «
Линка
-
пресс
», 2002.-200
с
.
2.
Сидловская
О
.
Сказка
в
развитии
дошкольника
//
Ребёнок
в
детском
саду
, 2001.-№3.-
с
.80-83.
3.
Шорыгина
Т
.
А
.
Зелёные
сказки
:
Экология
для
малышей
.-
М
.:
Прометей
;
Книголюб
, 2003.-104
с
.
4.
Экологические
сказки
./
Сост
.
Фадеева
Г
.
А
.-
Волгоград
:
Учитель
, 2004.-
57
с
.
5.
Экологическое
воспитание
дошкольников
:
Практическое
пособие
./
Под
ред
.
Прохоровой
Л
.
Н
. –
М
.:
АРКТИ
, 2003.-72
с
.