Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Автор: Паламарчук Валентина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №8 "Рябинка" Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО - Югра, Тюменская область Наименование материала: Статья Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО – Югра,
Тюменская область, воспитатель Паламарчук Валентина Николаевна.
Статья на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста».
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной
линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных
и
соотносящих
действий.
Первые
предполагают
овладение
предметом-
орудием,
с
помощью
которого
человек
воздействует
на
другой
предмет,
например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы
приводятся
в
соответствующие
пространственные
положения:
малыш
закрывает
и
открывает
коробочки,
кладёт
мыло
в
мыльницу,
вешает
полотенце
за
петельку
на
крючок,
застёгивает
пуговицы,
зашнуровывает
ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие
условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки,
полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах
должны быть петельки и т. д.
По
мере
освоения
культурно-гигиенические
навыки
обобщаются,
отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую,
воображаемую
ситуацию,
тем
самым
влияя
на
становление
нового
вида
деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые
действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно
совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого
возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может
заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он
старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом.
Чтобы
ускорить
формирование
культурно-гигиенических
навыков
необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки
перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом,
усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских
игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-
гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат
в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по
самообслуживанию.
Малыш
научился
одевать
платье,
колготки,
туфли
и
начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом.
При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в
ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит
укрупнение
единиц
действия,
когда
малыш
работает
уже
не
с
одним
элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в
сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на
отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего
внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким
образом,
можно
утверждать,
что
сформированные
культурно-
гигиенические
навыки
обеспечивают
переход
к
более
сложным
видам
деятельности,
стимулируют
их
развитие,
обогащают
содержание
этой
деятельности.
Дошкольник 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно-
гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки,
потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным
является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться,
чтобы
красивым
быть».
Выразить
в
речи
составляющую
навык
последовательность
операций,
условия
их
выполнения
младшие
дошкольники
еще
затрудняются.
Легче
они
выделяют
предметы,
необходимые для проведения бытового процесса, например, для умывания -
мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой
процесс.
Но
особенно
значимым
становится
выполнение
действии
в
правильной
последовательности,
потому
что
ее
положительно
оценивает
взрослый.
В
дошкольном
возрасте
у
ребенка
расширяется
круг
культурно-
гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых
действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя
за
столом,
контролируют
свой
внешний
вид,
чистоту
тела,
умеют
самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде.
Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть
культуры поведения. Действия ребенка все более автоматизируются, а его
сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и
для
контроля
за
качеством
их
выполнения.
Навыки
усложняются
и
постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении
всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше
объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и
приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового
процесса.
Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным
представлением о способе поведения в бытовых процессах.
Высокое
качество
выполнения
одного
действия
приносит
ребенку
удовлетворение
и
позволяет
перейти
к
другому.
Поэтому
он
сначала
раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится
обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его,
например,
в
требовании
взрослого
или
в
понимании
необходимости
его
выполнения,
то
потом
мотивом
становится
сама
потребность
выполнить
действие.
Таким
образом,
освоенные
культурно-гигиенические
навыки
превращаются
в
привычки
-
действия,
выполнение
которых
стало
потребностью.
Необходимыми
условиями
формирования
привычек
выступает
положительное
отношение
ребенка
к
бытовой
деятельности
и
систематическое
повторение
бытовых
процессов,
предполагающих
его
известную самостоятельность.