Причина возникновения мышечных зажимов у музыкантов.
Автор: Нуриахметова Фания Абдулхаковна Должность: преподаватель по классу баяна Учебное заведение: МБУ ДОД "Детская школа искусств" Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Менделеевск Наименование материала: статья Тема: Причина возникновения мышечных зажимов у музыкантов. Раздел: дополнительное образование
Нуриахметова Ф. А.
МБУ ДОД «Детская школа искусств»
Республика Татарстан, Менделеевск.
Причина возникновения мышечных зажимов у музыкантов.
В
настоящее
время,
когда
в
музыкальных
учебных
заведениях
обучается
огромное число молодых людей, вопрос профзаболеваний рук стоит очень остро.
Медицинское лечение в отдельных случаях дает положительные результаты,
но полностью устранить болезнь оно не в состоянии, т.к. не искореняет причин ее
возникновения. Как правило, музыкант, прошедший курс медицинского лечения,
уже не в состоянии заниматься на инструменте с такой же нагрузкой, как до
болезни
рук.
При
интенсивных
занятиях
болезнь
быстро
возвращается
и
принимает более сложные и острые формы. Повторный курс лечения часто уже не
дает никаких результатов и врачи рекомендуют сменить специальность. А что
значит, получить специальность человеку, затратившему на ее получение 10 – 15
лет своей жизни, говорить не приходится. К сожалению, до сих пор подавляющее
число
музыкантов
не
знает,
в
чем
кроется
главная
причина
зажатости
и
напряжения рук. Многие считают, что причинами являются осложнения после
заболеваний или последствия бытовых травм. Лишь немногие музыканты и врачи
убеждены,
что
единственной
причиной
заболеваний
рук
являются
неверные
навыки игры, т.е. неправильная постановка рук. Причины могут быть разными:
психологическими, физиологическими, педагогическими.
Каждый
педагог
в
процессе
работы
с
учеником
должен
подмечать
его
индивидуальные
особенности,
и,
исходя
из
них,
только
потом
уже
должен
планировать свою работу. Педагогу необходимо знать, какие мышцы включаются
в работу при поступательном движении исполнителя, а какие – при вращательном.
Не стоит забывать о наличии недостатков, которые бывают в строении рук, чтоб
помочь ученику преодолеть их; в противном случае, эти недостатки будут мешать
учащемуся в процессе игры и могут привести к зажатию аппарата.
Статистические напряжения возникают при удерживающей, укрепляющей и
фиксирующей
работе
мышц.
При
этом
сокращение
их
не
чередуется
с
расслаблением, мышцы находятся длительное время в состоянии напряжения. В
результате,
они
приходят
в
состояние
стойкой
фиксации
–
так
называемого
«зажима».
У некоторых учащихся эмоциональное переживание отражается не только в
движениях рук и корпуса, но и в наклонах и поворотах головы, и в мимике. Такое
поведение – отнюдь не внешняя поза, это естественная эмоциональная реакция,
сопровождающая исполнение. Очень часто такое поведение вызывает осуждения
у педагогов. Закрепощать стимулируемые музыкой движения – значит, «закрыть
на
замок»
свободное
проявление
эмоций
ученика.
Энергия,
направленная
на
подавление
таких
естественных
движений,
связывает
его
по
рукам
(почти
буквально) и создает не только внутреннюю скованность, но и зажатость во всем
аппарате. Это неизбежно отражается на исполнении.
Обычно педагоги не придают особого значения тому, что ребенок, который
впервые
пришел
на
урок,
испытывает
робость,
смущение,
вызванное
новой
непривычной
обстановкой.
Подобное
состояние
обычно
выражается
в
общей
скованности, при которой все его мышцы могут оказаться напряженными еще до
знакомства с инструментом. Если же не обратить на это внимание и дальше
продолжать процесс обучения, то при взятии инструмента напряжение может
усилиться еще за счет хватательного рефлекса (движения пальцев в жизни ребенка
почти всегда связаны только с хватанием и удержанием).
Часто в музыкальных школах, особенно в младших классах, педагоги дают
ребенку произведение, которое по своему эмоциональному характеру сложно для
него. Очень редко бывает, что в этот период ученику под силу сыграть такое
произведение, так как эмоционально он еще не сложился. И если педагог не
замечает трудностей, связанных с данной пьесой, то для ребенка чаще всего это
выливается
в
эмоциональную
зажатость.
И,
впоследствии,
ему
будет
трудно
играть произведения такого рода, т.к. эмоционально полностью он раскрыться не
может.
Бывает
и
так,
что
ученик
на
уроке
устал,
но
стесняется
сказать
об
этом
педагогу
и,
превозмогая
усталость,
продолжает
играть
утомленными
руками,
после чего в мышцах появляются болевые ощущения.
Учащиеся не придают особого значения регулярным занятиям дома и потому
очень часто на уроке, во время длительной игры, руки устают и, вследствие чего,
возникают боли. Возникает это от того, что в результате сильной перегрузки, в
нетренированных мышцах происходят микроскопические разрывы ткани. Из-за
того, что болевые нервные окончания расположены в связочной ткани вне мышц,
мышечная боль проявляется не сразу, а как бы с опозданием. Она держится в
течение нескольких дней, пока не заживут эти микро-разрывы. Для ускорения
процесса заживления ничего предпринять нельзя, можно лишь облегчить боль
горячими
ванночками.
Пока
сохраняется
боль,
заниматься
не
следует.
Но
неправильно было бы делать перерыв больше, чем на три дня, иначе мышцы
снова
станут
вялыми
и
потеряют
свою
эластичность.
Лучше
с
помощью
упражнений на растягивание и расслабление обеспечить мышцам возможность
работать,
не
перегружая
их.
При
умеренной
нагрузке
они
будут
хорошо
снабжаться кровью и сохранят свою эластичность. С усталостью и зажатостью в
руках сталкиваются и при многократных однотипных, повторяющихся в быстром
темпе пассажах.
Ощущение неудобства или усталость в каких-либо приемах игры следует
считать первыми сигналами в защитной системе о неблагополучии в руках.
Также на перенапряжения в мышечно-игровом аппарате исполнителя влияют
нарушения
физиологических
закономерностей,
неправильные
направления
двигательных
действий,
как
всей
руки,
так
и
отдельных
ее
частей.
К
ним
относятся:
1.
неправильный
подъем
руки,
провоцирующий
изоляцию
лопаточной зоны мышц от остальных частей руки;
2.
изолированные, чрезмерно активные действия пальцев и
особенно кистевого сустава, несвойственные им физиологически;
3.
неправильное
положение
корпуса
и г р а ю щ е го ,
возникающее при игре стоя или сидя. Вследствие неверного расположения
веса
частей
туловища
и
перегрузки
области
спины
(особенно
зоны
позвоночника),
возникает
смещение
точек
опоры
корпуса
и
нерациональные
двигательные
его
действия,
неизбежно
ведущие
к
зажатости плечевого пояса;
4.
нарушения
периодичности
процессов
напряжений
и
расслаблений;
5.
н е п р а в и л ь н о
в о с п и т а н н ы е
и г р о в ы е
н а в ы к и ,
противоречащие
физиологическим
закономерностям
двигательных
действий организма.
К числу внешних факторов, вызывающих перенапряжения в игровом аппарате
(речь идет о непроизвольных напряжениях), относятся:
1.
психологические факторы – эмоциональные перегрузки, страх,
волнение и др.;
2.
температурные изменения воздуха, особенно игра в холодном
помещении;
3. длительные занятия без отдыха;
4. нерегулярность занятий – постоянные нарушения режима
занятий;
5. неправильно подобранный размер инструмента, а также
размер плечевых ремней на инструменте;
6. неоправданные завышения сложности репертуара, как в
техническом, так и в эмоциональном плане.
Болевые
ощущения,
как
и
усталость,
распространяться
по
организму
и
охватывать
все
новые
и
новые
группы
мышц:
от
пальцев
боль
перейдет
на
запястье, от запястья – к предплечью, плечу и плечевому поясу, затем может
перейти и на другую руку. В таком состоянии человек быстро утомляется. По
различным причинам, музыкантам иногда приходится играть на инструменте,
несмотря на болевые ощущения. Длительное пересиливание болевых ощущений
может, в конце концов, привести к очень серьезным органическим изменениям в
мышечных и костных тканях, к нарушению работы двигательных центров или при
определенной расположенности – к психическим расстройствам.
Работать надо много, но при этом не стоит забывать о своих руках. «Как
хороший хозяин не позволит себе загнать коня и не дает ему надорваться в
непосильной натуге, так и музыкант, играя, не должен позволить своему пылкому
темпераменту или неразумной настойчивости требовать от рук крайней степени
напряжения» (А. Ухтомский).
Все
эти
причины
являются
благоприятной
почвой
для
возникновения
профессиональных заболеваний рук, которым подвержены не только неопытные
ученики, но и выдающиеся музыканты – исполнители.