Напоминание

Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ


Автор: Маркова Светлана Германовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №17
Населённый пункт: Забайкальский край, город Чита
Наименование материала: статья
Тема: Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Геометрическая пропедевтика

в современном ДОУ

Маркова Светлана Германовна

Воспитатель МБДОУ №17


Пропедевтика
(греч. propaidéuō, предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, подготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.
Геометрическая пропедевтика
, или геометрия является разделом математики.
Математика
– наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения.

О содержании математической

подготовки в ДОУ.
• Математика – это язык, которым ребёнок будет овладевать. • Постепенно доля естественного языка переходит в язык математический. • Любой ребёнок способен овладеть математикой, если он научиться переходить от естественного языка к математическому, и наоборот. • Содержание математической подготовки в ДОУ это создание условий для перехода от естественного языка к математическому.

Ведущий принцип
современного дошкольного образования - это создание условий для целостного развития личности ребёнка. - Живое наблюдение - Осуществление практических действий - Фиксирование окружающих нас предметов и явлений - Выявление признаков сходства и различия.

Специфика дошкольного образования.
• Образование строится на предметно- наглядной деятельности. • Основой является наглядно -действенные и наглядно-образные формы познания. • Ориентир на практическую деятельность и эмоциональную сферу должен быть ведущим. • Предметно практическая деятельность как средство развития личности является основной. • Минимум теории! Абстрактное мышление только с опорой на практические действия.

Геометрический материал ДОУ
• Формирование у дошкольников геометрических представлений на основе интуитивных. (распознавание, наблюдение, анализ и синтез, возможные элементы классификации). • Никаких определений!!! Опора на существенные признаки геометрических понятий. • Приоритет практической деятельности в сочетании с приёмами умственных действий (наблюдение, анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, конструирование, моделирование).

О геометрической подготовке дошкольников
• Пространственная ориентация у ребёнка развивается достаточно рано, а пространственное мышление лежит в основе его деятельности. • Каждый ребёнок имеет элементарные представления о форме, размере и взаимном положении предметов • Понятие геометрическая фигура вводится на уровне баланса и интуиции.

ОДНАКО…

1) Изменилось расположение и дети не «узнают»

квадраты (1, 2)

2) Называют фигуру 3 - треугольником, а фигуру 4 -

прямоугольником, ориентируясь на внешние признаки

4

3

2

1


На какие фигуры в рамочке похожи эти предметы?

Назови эти фигуры.


Раскрась рисунок так, чтобы сверху оказался зеленый

квадрат, под квадратом-синий круг, а под кругом-красный

треугольник.


Раскрась предметы, которые по форме похожи на

кривую линию, зеленым карандашом. Которые похожи

на прямую линию-красным карандашом
.

Объемные фигуры называются геометрическими телами

параллелепипед

цилиндр

конус

куб

шар


Объемные фигуры раскрась красным цветом,

а плоские синим
.

Логические приемы умственных

действий-анализ и синтез

1 задание- найти только те геометрические фигуры,

которые понадобятся для составления зайчика и собачки.

2 задание-найди предмет, который составлен из фигур в рамочке

(божья коровка)

Часто знает и дошкольник Что такое треугольник, А уж вам-то как не знать… Но совсем другое дело- Быстро точно и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И «по краю», и «внутри».
Творческая работа


Ориентировка в пространстве

Пририсуй левым рукам браслеты.

Пририсуй правым рукам колечки на безымянном пальце.


Ориентировка в пространстве

Что держит девочка в левой руке и в правой руке?

Что держит мальчик в левой руке и в правой руке?

Обрати внимание на подсказки, где дети стоят спиной.


Лист определений

Если положить руки перед собой,

то справа будет правая рука, а слева-левая.

Если скрестить руки и положить

их перед собой,

То кисть правой руки окажется слева,

а кисть левой руки- справа.


Раскрась ракеты, которые летят вверх-красным цветом,

вниз- синим, налево-зеленым, направо-желтым

Напиши, по сколько разных ракет нарисовано.


Главное.
• Сосредоточить внимание детей на выделении элементов, из которых состоят геометрические фигуры и на их существенные признаки. • Изучать геометрические фигуры в определённой последовательности, выполняя с моделями различные практические условия.

квадрат треугольник круг овал прямоугольник полукруг

геометрия Ориентировка в пространстве Геометрические фигуры Геометрические тела Точка, линия(прямая и кривая)

Спасибо за внимание!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!