Автор: Маркова Светлана Германовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №17 Населённый пункт: Забайкальский край, город Чита Наименование материала: статья Тема: Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ Раздел: дошкольное образование
Пропедевтика
(греч. propaidéuō, предварительно
обучаю) — введение в какую-либо науку или
искусство, сокращенное систематическое
изложение науки или искусства в элементарной
форме, подготовительный (предварительный,
вводный) курс, предшествующий более
глубокому изучению предмета.
Геометрическая пропедевтика
, или геометрия
является разделом математики.
Математика
– наука, в которой изучаются
пространственные формы и количественные
отношения.
О содержании математической
подготовки в ДОУ.
•
Математика – это язык, которым ребёнок будет
овладевать.
•
Постепенно доля естественного языка переходит в
язык математический.
•
Любой ребёнок способен овладеть математикой,
если он научиться переходить от естественного языка к
математическому, и наоборот.
•
Содержание математической подготовки в ДОУ это
создание условий для перехода от естественного
языка к математическому.
Ведущий принцип современного
дошкольного образования - это создание
условий для целостного развития личности
ребёнка.
- Живое наблюдение
- Осуществление практических действий
- Фиксирование окружающих нас
предметов и явлений
- Выявление признаков сходства и
различия.
Специфика дошкольного образования.
•
Образование строится на предметно-
наглядной деятельности.
•
Основой является наглядно -действенные и
наглядно-образные формы познания.
•
Ориентир на практическую деятельность и
эмоциональную сферу должен быть ведущим.
•
Предметно практическая деятельность как
средство развития личности является
основной.
•
Минимум теории! Абстрактное мышление
только с опорой на практические действия.
Геометрический материал ДОУ
•
Формирование у дошкольников геометрических
представлений на основе интуитивных.
(распознавание, наблюдение, анализ и синтез,
возможные элементы классификации).
•
Никаких определений!!! Опора на
существенные признаки геометрических
понятий.
•
Приоритет практической деятельности в
сочетании с приёмами умственных действий
(наблюдение, анализ, синтез, сравнение,
аналогия, обобщение, конструирование,
моделирование).
О геометрической подготовке дошкольников
•
Пространственная ориентация у ребёнка
развивается достаточно рано, а
пространственное мышление лежит в
основе его деятельности.
•
Каждый ребёнок имеет элементарные
представления о форме, размере и
взаимном положении предметов
•
Понятие геометрическая фигура вводится
на уровне баланса и интуиции.
ОДНАКО…
1) Изменилось расположение и дети не «узнают»
квадраты (1, 2)
2) Называют фигуру 3 - треугольником, а фигуру 4 -
прямоугольником, ориентируясь на внешние признаки
4
3
2
1
На какие фигуры в рамочке похожи эти предметы?
Назови эти фигуры.
Раскрась рисунок так, чтобы сверху оказался зеленый
квадрат, под квадратом-синий круг, а под кругом-красный
треугольник.
Раскрась предметы, которые по форме похожи на
кривую линию, зеленым карандашом. Которые похожи
на прямую линию-красным карандашом
.
Объемные фигуры называются геометрическими телами
параллелепипед
цилиндр
конус
куб
шар
Объемные фигуры раскрась красным цветом,
а плоские синим .
Логические приемы умственных
действий-анализ и синтез
1 задание- найти только те геометрические фигуры,
которые понадобятся для составления зайчика и собачки.
2 задание-найди предмет, который составлен из фигур в рамочке
(божья коровка)
Часто знает и дошкольник
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать…
Но совсем другое дело-
Быстро точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И «по краю», и «внутри».
Творческая работа
Ориентировка в пространстве
Пририсуй левым рукам браслеты.
Пририсуй правым рукам колечки на безымянном пальце.
Ориентировка в пространстве
Что держит девочка в левой руке и в правой руке?
Что держит мальчик в левой руке и в правой руке?
Обрати внимание на подсказки, где дети стоят спиной.
Лист определений
Если положить руки перед собой,
то справа будет правая рука, а слева-левая.
Если скрестить руки и положить
их перед собой,
То кисть правой руки окажется слева,
а кисть левой руки- справа.
Раскрась ракеты, которые летят вверх-красным цветом,
вниз- синим, налево-зеленым, направо-желтым
Напиши, по сколько разных ракет нарисовано.
Главное.
•
Сосредоточить внимание детей на
выделении элементов, из которых
состоят геометрические фигуры и на
их существенные признаки.
•
Изучать геометрические фигуры в
определённой последовательности,
выполняя с моделями различные
практические условия.
квадрат
треугольник
круг
овал
прямоугольник
полукруг
геометрия
Ориентировка
в пространстве
Геометрические
фигуры
Геометрические
тела
Точка,
линия(прямая
и кривая)