Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Абдурахманова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №153
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ

НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» К. Д. Ушинский. В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития, гражданского становления подрастающего поколения. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно- патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач образования. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. Традиции русского народа, его историческое прошлое находят отражение в обрядовом фольклоре, хороводных играх, песнях, потешках, пословицах, поговорках, загадках, сказках. Фольклор – это история народа, его духовное богатство. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Главной целью
своей педагогической деятельности считаю формирование, развитие и духовно-нравственное воспитание личности, главным достоинством которой является наличие общечеловеческой культуры и общечеловеческих ценностей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта
нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это я опираюсь при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока. Широко используя все виды фольклора на уроках, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особые черты русского характера: представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, восхищение мастерством человеческих рук. М. Горький говорил: «… не один Пушкин учился русскому языку по песенкам и сказкам своей няньки… и многие дети, впоследствии творцы русского литературного языка, постигали красоту, силу, ясность и точность его именно на забавных прибаутках, поговорках, загадках у нянек, кучеров, пастухов». Знакомство с народным творчеством я начинаю с первых дней ребенка в школе практически на каждом уроке. При работе с первоклассниками постоянно использую пословицы, загадки. Например: на уроке, посвященном выделению звука [г] и буквы Г, г использую загадку: Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел, Красную шапочку нашел. (Гриб) Такие загадки я подбираю к каждой букве, к каждому звуку. Радость, вызванная тем, что ребенок отгадал загадку, создает положительный настрой, способствует лучшему усвоению материала. Для закрепления знаний использую пословицы и поговорки. Дети читают пословицу, раскрывают смысл услышанного на основании своего жизненного опыта. Учитель дополняет и обобщает. Урок приобретает познавательный и воспитательный смысл, развивает речь детей. Малые жанры фольклора применяю и на уроках русского языка на минутке чистописания, при изучении правил правописания, выработке
грамотного письма, при работе со словарными словами. Учащееся не только переписывают пословицу, но и выполняет задание: подчеркнуть все знакомые орфограммы, поставить ударение, разделить слова для переноса и др. Содержание пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но являются источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труду, учат быть добрыми и отзывчивыми. Для развития фонематического слуха ребенка, правильного произношения звуков, дикции, темпа речи, выразительности я использую скороговорки, чистоговорки и частоговорки. Основное место в изучении фольклору отвожу урокам литературного чтения. Учащиеся знакомятся с основными жанрами фольклора, их признаками, учатся работать с текстами произведений каждого жанра. Например: работая над темой «Народные песни» мы сравниваем примеры русской, якутской и бурятской колыбельных песен. Ищем в них сходство и различия, пытаемся сочинить к ним свои мелодии, выясняем, почему колыбельные всех стран поются ласково и нежно. На уроках литературного чтения я провожу такую работу: выразительное чтение, художественное исполнение произведений фольклора (отработка дикции, ритма чтения и речи, различные типы интонации, логическое ударение). Это позволяет успешно решать задачи развития устной и письменной речи школьников, формирования читательского и эстетического вкуса, творческого воображения и фантазии. Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших школьников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. На уроках окружающего мира знакомлю детей с бытом, традициями и обычаями многонационального русского народа. Изучаем, как связана жизнь человека и природы, какие были представления наших предков об окружающем мире, воплощённые в обрядах, обычаях, предметах быта; своеобразие русских городов и историю своего края. Нельзя не отметить межпредметные связи при изучении фольклора с уроками технологии. Я работаю по программе Т.Я. Шпикаловой. Содержание разделов программы предполагает овладение младшими школьниками
опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел. Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной. Богатый познавательный и воспитательный потенциал фольклора я реализую не только на уроках, но и во
внеурочной деятельности.
Работая совместно с педагогами дополнительного образования, на базе моего класса реализуется проект «Народные праздники». Народный праздник учит детей творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребёнка, обучить его и сохранить детство». Проектная деятельность, связанная с организацией фольклорного праздника включает постановку поисковых действий и предварительную работу, построенную в каждом случае на взаимодействии и сотрудничестве взрослых и школьников. На первом мероприятие мы определили праздники, о которых хотим узнать больше. Во время подготовки к празднику дети  знакомятся с календарными обрядами, традициями;  разучивают песни и танцы;  посещают выставки, музеи;  участвуют в мастер-классах;  изготавливают атрибуты, игрушки-сувениры, декорации;  подготавливают презентацию результатов. Кульминацией совместной деятельности становится праздник. Праздник как долгожданное событие, наполненное приятными эмоциями и чувством сопричастности к общему делу.
Продуктами реализации проекта являются
:  детские исследовательские работы;  буклеты и плакаты;  творческие поделки;  сценарии;  театрализованные представления праздничных обрядов.
Дети со своими работами принимают участие в детских конкурсах различного уровня. Тем самым, мы закрепляем у них состояние успешности, расширяем палитру их компетенций.
Таким образом, нравственной основой для воспитания школьников

могут

послужить

народные

истоки.
Это та точка опоры, которая складывалась веками, она близка и понятна каждому человеку. Формируя культурную личность, нужно помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре. Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!