Напоминание

Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс гражданско-патриотическому воспитанию по курсу "Я - КЕМЕРОВЧАНИН"


Автор: Антонова Жанна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс гражданско-патриотическому воспитанию по курсу "Я - КЕМЕРОВЧАНИН"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс гражданско-патриотическому воспитанию по курсу «Я - КЕМЕРОВЧАНИН» 136 часов Составитель : Антонова Ж.В. учитель начальных классов Кемерово 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………….……………3- 8 Планируемые результаты ...………………………………………... 9- 11 Содержание программы……………………………………………12- 17 Учебно-тематическое планирование……………...………………18- 21 Список литературы для учителя………………………………...…22- 23 Список литературы для учащихся…………………….……………… 24 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чув- ства любви к Родине, малой Родине, гордость за принадлежность к своей стра- не, уважения традиций предков – это задача остро стоит перед педагогами. События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциа- ция общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитатель- ное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Все это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. Такой систематический курс как «Я - Кемеровчанин» создает условия для раз- вития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к раз- мышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в воз- можностях своего интеллекта, вводит учащихся в мир познания родного края. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу яв- ляются:  определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;  в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты; 3
 достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, родителями. Цель программы - формирование гармонически развитой и духовно бога- той личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие по- знавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-гео- графических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордо- сти за свой город. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Познакомить с историей края через просмотр видео- и документальных фильмов, изучение статей из журналов, газет, книг.
2.
Формировать навыки правильного поведения в социальной сфере через посещение музеев, выставок, театров города.
3.
Формировать бережное отношение к богатствам общества (памятникам старины, культурным памятникам), обогащать нравственный опыт уча- щихся.
4.
Знакомить детей с памятниками города Кемерово, улицами, которые носят имена героев через экскурсии по городу, зна- комство с людьми, жизни которых внесены в историю род- ного края. Гражданско – патриотическое развитие личности школьника как приори- тетная цель начальной школы предполагает организацию патриотического об- разования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Истории», так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Я - Кемеровчанин». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания патриотического воспитания методов его реализации в учебно- воспитательном процессе. Оно направлено, прежде на развитие гражданского сознания. Курс отличается разно- образием методов: 4
Личностно направленные, когда содержание становиться актуальным для каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний; что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к созданию общественного мнения; развивающие гражданско – патриотическо- го сознания; активизирующие, пробуждающие творческие способности лично- сти, его эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной, художественной и научной ли- тературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ- ления о родном крае, его истории и людях, которые жили и творили в нем.
Формы организации
деятельности на этих занятиях не отличается от уроч- ных
:
 по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая, индивидуальная;  по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, семинар, ролевая и деловая игра, экскурсии, встречи с земляками, посещение музеев, театров, библиотек;  по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Всё это позволит сделать занятия интересными и увлекательными для детей. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических заня- тий с детьми 7 - 1 0 лет в течение 4 лет обучения в объёме 136 часов и предна- значена для учащихся основной школы. Программа “Я - Кемеровчанин” используется с 1-4 классы. Она включает 5 направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гра- жданина России и своего края.
1. “Я и культура”
– формирование отношения к искусству. Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое 5
мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гра- жданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, посещение библиотек.
2.

“Я и школа”
– формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмо- сферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную ак- тивность, формировать готовность школьников к сознательному выбору про- фессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоот- ношений «ученик – учитель», «ученик - ученик». Мероприятия: «Праздник первого звонка», экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», трудовой десант «Укрась территорию школы».
3. “Я и мой город”
– формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: 6
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них созна- тельное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свой город и свою страну, район. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен свое- му гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экс- курсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
4. “Я и природа края”
– формирование гражданского отношения к плане- те Земля. Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и приро- дой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на пла- нете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: Конкурс рисунков, уборка территории вокруг школы «Укрась ку- сочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэ- зии», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «В гости к зеленой ап- теке».
5.

«Я и мое Отечество» -
формирование гражданского отношения к Отече- 7
ству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них значительное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готов- ность к защите ее свободы и независимость; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное насле- дие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры « Об ответственности несовершенно- летних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведче- ские и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Роди- на», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности
: игровая, познавательная, проблемно-ценностное об- щение. 8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

«Я - Кемеровчанин»
достигаются в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучаю- щихся
.

Личностные универсальные учебные действия
- развитие нравственных качеств, творческих способностей; - развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; - создание творческих альбомов, авторских книг.
Познавательные универсальные действия
- получение знаний экологического содержания; - работа с историческими источниками; - поиск необходимых информационных образовательных ресурсов; - анализ и интерпретация результатов своих наблюдений; - выявление закономерностей.
Регулятивные универсальные действия
- подготовка и презентация выставок, сообщений; - подготовка и проведение викторин, конкурсов; - планирование и выполнение мини-проектов; - планирование и проведение мини-исследований;
Коммуникативные универсальные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - отработка умения слушать и вступать в диалог; - обучение постановки вопросов; - участие в коллективных творческих делах; 9
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми; - обучение владению диалогической и монологической речью; - работа в группах; - ролевые игры и драматизации; - обсуждение проблем в группах; - интервью с родителями, интересными людьми. Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием ин- тереса обучающихся к родному краю, а также формированием патриотических чувств. Это и стало основными критериями результативности гражданско – па- триотического воспитания, которые конкретизируются следующим образом:  развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и со- знания на основе исторических ценностей родного края;  воспитанию у обучащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;  формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей;  созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы по внеурочной деятельности гра- жданско - патриотическому воспитанию обучающихся “Я - Кемеровчанин” у младших школьников к моменту окончания начальной школы могут быть сфор- мированы следующие качества личности:  активная гражданская позиция;  способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, горо- да, Родины;  чувство патриотизма, верности Родине, району, городу; 10
 духовность, нравственность, личная и общественная ответственность; способность к саморазвитию 11
.Работа по программе «Я – Кемеровчанин» позволит организовать тесное взаимодействие с родителями обучающихся. Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности. Придя в школу, увидеть своего ребёнка в новом амплуа - в роли экскурсовода, арти- ста, посоревноваться в турнирах, теснее контактировать со школой и прихо- дить в неё не только в тех случаях, когда вызывает учитель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс 34 часа
Общий годовой план работы составляет -34часа, из них: теоретических -2 часа, практических -32часа 1.
«Я и школа» (5ч)
– формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Самый красивый школьный двор. Микрорайон школы. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. Игра.
2. «Я и мой город» (2ч)
– формирование гражданского отношения к своему городу. Они защищали Родину. История города. Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка празднич- ных открыток.
3. «Я и природа края» (5ч) –
формирование гражданского отношения к при- роде родного края. В гости к зеленой аптеке. Дары природы. Маленькая страна. Антиреклама вредных привычек. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
4.
«Я и культура» (22ч)
– формирование отношения к искусству. История моего района. Мой друг светофор. Безопасный путь домой и в школу. Экскурсии в библиотеки, Дома творчества. Посещение театров, музеев, дворовых спортивных площадок и стадионов. Конкурсы поделок из природного материала.
2 класс - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, прак- тических – 25 1. «
Я и школа» (4ч)
– формирование гражданского отношения к школе. Музей в моей школе. Десант чистоты и порядка. Я люблю свою школу. Обязанности ученика в школе. Экскурсия. Трудовой десант. Конкурсы сочинений. Беседа.
2. «Я и культура» (13 ч
) – формирование отношение к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Экскурсии в музеи.
3. «Я и мой город» (10ч)
формирование гражданского отношения к Отече- ству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мой любимый город.
Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. Экскурсии.
4. «Я и мое Отечество» (3ч) -
формирование гражданского отношения к Отечеству. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
5.
«
Я и природа края» (4ч) –
формирование гражданского отношения к при- роде родного края. Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Фотоконкурс. Экскурсия. Викторина.
3 класс -34часа
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них; теоретических -9, практических – 25
1. «Я и культура» (10ч)
– формирование отношения к искусству. Встреча с местными поэтами. Посещение театров. Вежливая улица. Экскурсия в краеведческий музей Экскурсии в музеи, литературные гостиные, музыкальный час, викторины по ПДД.

2. «Я и школа» (1ч)
– формирование гражданского отношения к школе. Урок мира. Конкурс рисунков.
3. «Я и мой город» (12ч)
– формирование гражданского отношения к родно- му краю. В гостях у предков. Откуда я родом. Город, в котором я живу. История страны в названиях улиц. Знай и люби свой край. Службы, которые нам помогают Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Викторина. Экскурсия.
4. «Я и мое Отечество» (6ч) -
формирование гражданского отношения к Отечеству. Люблю тебя, моя Россия. Там, где погиб неизвестный солдат. О подвигах женщин в военное время. Дети войны. Кемеровчане в годы ВОВ Литературная гостиная. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
5.

«Я и природа края» (5ч) –
формирование гражданского отношения к при- роде родного края. Осень в родном городе. Ботанический сад. Животные из Красной книги. Конкурс поделок. Просмотр фильма. Конкурсы сочинений, рисунков. Выса-
живание рассады.
4 класс - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, прак- тических -25
1. «Я и культура» (14ч)
– формирование отношения к искусству. Правила жизни. Театры моего города Музей горного техникума Писатели и поэты родного города Выдающиеся люди. Природа Кузбасса в поэзии. Экскурсии. Оформление альбом. Конкурс стихов.
2. «Я и школа» (1ч)
– формирование гражданского отношения к школе. Школьный Устав.
3. «Я и мой город» (15ч)
– формирование гражданского отношения к родно- му краю. Символы нашего края. «Город над Томью» Дорога к храму. «Черное золото Кузбасса» Мой город. Я- Кемеровчанин. Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Игра – викто- рина.
4. «Я и природа края» (4ч) –
формирование гражданского отношения к при-
роде родного края. Конезавод «Амозонки». Тропы природы. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологи- ческих сказок, стихов.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс 34ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак-

тика
1. Праздник первого звонка. 1 1 2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 1 1 3. Правила поведения в школе. Урок – игра. 1 1 4. Экскурсия по школьному саду. 1 1 5. Улица, на которой находится моя школа. 1 1 6. Безопасный путь в школу и домой. 1 1 7. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия на станцию юных натуралистов. 2 2 8. Микрорайон школы. Дом творчества Рудничного района. 1 1 9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. 1 1 10. Микрорайон школы. Детские учебные заведения. ДШИ № 46. 1 1 11Микрорайон школы. ДК Шахтеров. 2 2 12.Детские библиотеки Рудничного района.(«Встре- ча», на Лядова, ДК Шахтеров) 6 6 13. История моего города. 1 1 14.Детские театральные учреждения. 2 2 15. Маленькая страна. Экологическая акция 1 1 16.Они защищают Родину. Конкурс стихов. 1 1 17. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисун- ков. 1 1 18. Стадион – любимое место отдыха Кемеровчан. 3 3 19. Дворовые спортивные площадки. 2 2 20. Самый красивый школьный двор. Акция. 1 1 21.Мой друг – светофор. 2 2 Итого 33 2 31
2 класс 34часа

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Тео-

рия

Прак-

тика
1.Урок Мира. 1 1 2. Музей в моей школе. Музей имени П. Д. Белозерова 1 1
3.Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). 1 1 4. Осень в родном городе. Экскурсия на станцию юных натуралистов. 2 2 5. Осень в родном городе. Фотоконкурс 1 1 6. Родной край в древности. Экскурсия в музей «Крас- ная Горка» 2 2 7. Экскурсия в музей «Красная Горка» 2 2 8. . Экскурсия в музей «Красная Горка» 2 2 9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. 1 1 10. Обязанности ученика в школе. Беседа. 1 1 12. Мой любимый город. Экскурсия «Первые шаги по городу» 3 3 13.Конкурс рисунков 1 1 14. Наш город. Конкурс визиток. 1 1 15.О чем шепчут названия улиц родного города. Экскур- сия. 2 2 16. Наш город. Конкурс визиток «Улиц, на которых жи- вут дети» 1 1 17. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. 1 1 18. След Великой Отечественной войны в жизни родно- го края. Экскурсия в музей. 2 2 19. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Муже- ства. 1 1 20. Экскурсия «В страну светофорию» (посещение авто- городка) 3 3 21. Кинотеатры моего города. Беседа. 1 1 22. посещение кинотеатра. 2 2 23. Десант чистоты и порядка. 1 1 24. Знай и люби свой край. Викторина 1 1 Итого 34 11 23
3 класс

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак-

тика
1.Урок мира. 1 1 2. В гостях у предков. Сказочный марафон. 1 1 3. Откуда я родом. Архивные раскопки. Экскур- сия «Томская писаница» (музей-заповедник) 5 5 4. Осень в родном городе. Конкурс поделок из природного материала. 2 1 1 5. Экскурсия «Вежливая улица» 2 2
6. Ботанический сад. Экскурсия. 2 2 7. Животные из Красной книги. Просмотр ви- деофильма. 1 1 8. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час 1 1 9. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков района. 1 1 10. О подвигах женщин в военное время. 1 1 11. Дети войны. Литературное чтение. 1 1 12. История страны в названиях улиц. 1 1 13 . Встреча с местными поэтами. 1 1 14. Театры моего города 3 3 15. Службы, которые нам помогают. Экскурсия в пожарную часть. 2 2 16. Викторина « Знай и люби свой край» 1 1 17. Экскурсия в краеведческий музей. 3 3 18.Кемеровчане в годы ВОВ. Литературная го- стиная. Конкурс стихов. 2 1 1 19. Там, где погиб неизвестный солдат. Конкурс рисунков. 1 1 20. Викторина по ПДД. 1 1 21 Город, в котором я живу. Конкурс рисунков на асфальте. 1 1 Итого 34 9 25
4 класс 34 часа

Тема по программе. Тема и номер урока.

Всего

Теория

Прак-

тика
1.Школьный устав. 1 1 2. Символы нашего края. 1 1 3. Конезавод. Экскурсия. 2 2 4. Тропы природы. Конкурс поделок из природ- ного материала. 2 1 1 5. Правила жизни. Экскурсия. 2 2 6. Театры моего города. Посещение театра. 3 1 2 7. Экскурсия «Город над Томью» (исторические места города) 4 4 8. Экскурсия. Дорога к храму. 4 4 9. Экскурсия в музей горного техникума. 3 1 2 10. «Черное золото Кузбасса».Экскурсия на Ке- дровский разрез. 4 4 11. Писатели и поэты города. Литературная го- 1 1
стиная. 12. Природа Кузбасса в поэзии. Конкурс стихов. 1 1 13. Выдающиеся люди города. Оформление аль- бома. 1 1 14. Театры моего города. Театр для детей и моло- дежи на Арочной. 3 3 15. «Мой город» Конкурс сочинений. 1 1 16 Игра – викторина. «Я – Кемеровчанин». 1 1 Итого 34 9 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997. 2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных симво- лов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003. 3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004. 4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003. 5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Ре- жим доступа: konf // ipkps.bsu.edu 6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с. 7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспи- тания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с. 8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007 9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с. 10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников [Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с. 11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990. 12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001. 13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического вос- питания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспита- тельной работе. - 2006. - №3. – 40с. 14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999. 15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образова- тельного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с. 16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смо- ленск: Русич, 1996. 17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001. 18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богдано- ва, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с. 19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образова- тельного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с. 20.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКи- ПРО, 2010. - 14- 36.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Атлас для школьников. Кемеровская область. М.: Просвещение, 2002 2.Вымершие животные: полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2005 3.Красная книга Кемеровской области. Животные. Кемерово: Кн. изд-во, 2000 Красная книга Кемеровской области. Растения и грибы. Кемерово: Кн. изд-во, 2000


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!