Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс гражданско-патриотическому воспитанию по курсу "Я - КЕМЕРОВЧАНИН"
Автор: Антонова Жанна Валентиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 24" Населённый пункт: Кемеровская область, г. Кемерово Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс гражданско-патриотическому воспитанию по курсу "Я - КЕМЕРОВЧАНИН" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24» г. Кемерово
Программа по внеурочной деятельности 1-4 класс
гражданско-патриотическому воспитанию по курсу
«Я - КЕМЕРОВЧАНИН»
136 часов
Составитель :
Антонова Ж.В. учитель начальных классов
Кемерово 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………….……………3-
8
Планируемые результаты ...………………………………………... 9-
11
Содержание программы……………………………………………12-
17
Учебно-тематическое планирование……………...………………18-
21
Список литературы для учителя………………………………...…22-
23
Список литературы для учащихся…………………….………………
24
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чув-
ства любви к Родине, малой Родине, гордость за принадлежность к своей стра-
не, уважения традиций предков – это задача остро стоит перед педагогами.
События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциа-
ция общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на
общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитатель-
ное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших
факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная
утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Все это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение
комплекса проблем патриотического воспитания.
Такой систематический курс как «Я - Кемеровчанин» создает условия для раз-
вития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к раз-
мышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в воз-
можностях своего интеллекта, вводит учащихся в мир познания родного края.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу яв-
ляются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на
достижение
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
освоения учебного курса;
в
основу
реализации
программы
положены
ценностные
ориентиры
и
воспитательные результаты;
3
достижения
планируемых
результатов
отслеживаются
в
рамках
внутренней
системы
оценки:
педагогом,
администрацией,
психологом,
родителями.
Цель программы - формирование гармонически развитой и духовно бога-
той личности, воспитание стремления к самосовершенствованию, развитие по-
знавательной и творческой активности учащихся, расширение их историко-гео-
графических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордо-
сти за свой город.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Познакомить с историей края через просмотр видео- и документальных
фильмов, изучение статей из журналов, газет, книг.
2.
Формировать навыки правильного поведения в социальной сфере через
посещение музеев, выставок, театров города.
3.
Формировать бережное отношение к богатствам общества (памятникам
старины, культурным памятникам), обогащать нравственный опыт уча-
щихся.
4.
Знакомить детей с памятниками города Кемерово, улицами,
которые носят имена героев через экскурсии по городу, зна-
комство с людьми, жизни которых внесены в историю род-
ного края.
Гражданско – патриотическое развитие личности школьника как приори-
тетная цель начальной школы предполагает организацию патриотического об-
разования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов
(«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Истории», так и во внеурочной
деятельности школьников в форме факультатива «Я - Кемеровчанин».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания патриотического
воспитания методов его реализации в учебно- воспитательном процессе. Оно
направлено, прежде на развитие гражданского сознания. Курс отличается разно-
образием методов:
4
Личностно направленные, когда содержание становиться актуальным для
каждого ребенка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода
высказываний; что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса
к созданию общественного мнения; развивающие гражданско – патриотическо-
го сознания; активизирующие, пробуждающие творческие способности лично-
сти, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы,
проектную деятельность, работу с фольклорной, художественной и научной ли-
тературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-
ления о родном крае, его истории и людях, которые жили и творили в нем.
Формы организации деятельности на этих занятиях не отличается от уроч-
ных :
по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая,
индивидуальная;
по
особенностям
коммуникативного
взаимодействия:
практикум,
семинар,
ролевая
и
деловая
игра, экскурсии,
встречи
с
земляками,
посещение музеев, театров, библиотек;
по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
Всё это позволит сделать занятия интересными и увлекательными для детей.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических заня-
тий с детьми 7 - 1 0 лет в течение 4 лет обучения в объёме 136 часов и предна-
значена для учащихся основной школы.
Программа “Я - Кемеровчанин” используется с 1-4 классы. Она включает 5
направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гра-
жданина России и своего края.
1. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать
у
школьников
чувство
прекрасного,
развивать
их
творческое
5
мышление,
художественные
способности,
формировать
эстетические
вкусы,
идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гра-
жданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки,
посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими
людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, посещение
библиотек.
2.
“Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмо-
сферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную ак-
тивность, формировать готовность школьников к сознательному выбору про-
фессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний,
в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоот-
ношений «ученик – учитель», «ученик - ученик».
Мероприятия: «Праздник первого звонка», экскурсия по школе «Мой школьный
дом», беседы «Правила поведения в школе», конкурс сочинений и рисунков
«Моя школа», трудовой десант «Укрась территорию школы».
3. “Я и мой город” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
6
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них созна-
тельное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым
традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее
свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за
свой город и свою страну, район.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится
своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен свое-
му гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, экс-
курсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя
малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
4. “Я и природа края” – формирование гражданского отношения к плане-
те Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и приро-
дой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как
источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на пла-
нете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет
природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Мероприятия: Конкурс рисунков, уборка территории вокруг школы «Укрась ку-
сочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэ-
зии», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «В гости к зеленой ап-
теке».
5.
«Я и мое Отечество» - формирование гражданского отношения к Отече-
7
ству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них
значительное отношение к народному достоянию, верность к боевым и
трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готов-
ность к защите ее свободы и независимость;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за свою
страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и
гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное насле-
дие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины,
встреча с работниками прокуратуры « Об ответственности несовершенно-
летних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведче-
ские и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Роди-
на», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн.
Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 30 минут, 2 – 4 классы – 45 минут.
Виды деятельности : игровая, познавательная, проблемно-ценностное об-
щение.
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
«Я - Кемеровчанин» достигаются в процессе личностных, познавательных,
регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучаю-
щихся .
Личностные универсальные учебные действия
- развитие нравственных качеств, творческих способностей;
-
развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами;
- создание творческих альбомов, авторских книг.
Познавательные универсальные действия
- получение знаний экологического содержания;
- работа с историческими источниками;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
- выявление закономерностей.
Регулятивные универсальные действия
- подготовка и презентация выставок, сообщений;
- подготовка и проведение викторин, конкурсов;
- планирование и выполнение мини-проектов;
- планирование и проведение мини-исследований;
Коммуникативные универсальные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
9
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- обучение владению диалогической и монологической речью;
- работа в группах;
- ролевые игры и драматизации;
- обсуждение проблем в группах;
- интервью с родителями, интересными людьми.
Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием ин-
тереса обучающихся к родному краю, а также формированием патриотических
чувств. Это и стало основными критериями результативности гражданско – па-
триотического воспитания, которые конкретизируются следующим образом:
развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей
формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и со-
знания на основе исторических ценностей родного края;
воспитанию у обучащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю,
её замечательным людям;
формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского
долга и конституционных обязанностей;
созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального
и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения.
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации программы по внеурочной деятельности гра-
жданско - патриотическому воспитанию обучающихся “Я - Кемеровчанин” у
младших школьников к моменту окончания начальной школы могут быть сфор-
мированы следующие качества личности:
активная гражданская позиция;
способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, горо-
да, Родины;
чувство патриотизма, верности Родине, району, городу;
10
духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию
11
.Работа по программе «Я – Кемеровчанин» позволит организовать тесное
взаимодействие с родителями обучающихся.
Многие мероприятия помогут родителям узнать что-то новое о своём
ребёнке, заняться творчеством в процессе совместной деятельности. Придя в
школу, увидеть своего ребёнка в новом амплуа - в роли экскурсовода, арти-
ста, посоревноваться в турнирах, теснее контактировать со школой и прихо-
дить в неё не только в тех случаях, когда вызывает учитель.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс 34 часа
Общий годовой план работы составляет -34часа, из них: теоретических -2
часа, практических -32часа
1. «Я и школа» (5ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Праздник первого звонка.
Мой школьный дом.
Правила поведения в школе.
Самый красивый школьный двор.
Микрорайон школы.
Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. Игра.
2. «Я и мой город» (2ч) – формирование гражданского отношения к своему
городу.
Они защищали Родину.
История города. Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка празднич-
ных открыток.
3. «Я и природа края» (5ч) – формирование гражданского отношения к при-
роде родного края.
В гости к зеленой аптеке.
Дары природы.
Маленькая страна.
Антиреклама вредных привычек.
Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.
4. «Я и культура» (22ч) – формирование отношения к искусству.
История моего района.
Мой друг светофор.
Безопасный путь домой и в школу.
Экскурсии в библиотеки, Дома творчества. Посещение театров, музеев,
дворовых спортивных площадок и стадионов.
Конкурсы поделок из природного материала.
2 класс - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, прак-
тических – 25
1. « Я и школа» (4ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Музей в моей школе.
Десант чистоты и порядка.
Я люблю свою школу.
Обязанности ученика в школе.
Экскурсия. Трудовой десант. Конкурсы сочинений. Беседа.
2. «Я и культура» (13 ч ) – формирование отношение к искусству.
Родной край в древности.
Поэты и писатели нашего города.
Экскурсии в музеи.
3. «Я и мой город» (10ч) формирование гражданского отношения к Отече-
ству.
Урок Мира.
Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).
Мой любимый город.
Наш город.
О чем шепчут названия улиц родного города.
Экскурсии.
4. «Я и мое Отечество» (3ч) -
формирование гражданского отношения к
Отечеству.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края.
Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.
Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка
и рассылка праздничных открыток.
5. « Я и природа края» (4ч) – формирование гражданского отношения к при-
роде родного края.
Осень в родном городе.
Знай и люби свой край.
Фотоконкурс. Экскурсия. Викторина.
3 класс -34часа
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них; теоретических -9,
практических – 25
1. «Я и культура» (10ч) – формирование отношения к искусству.
Встреча с местными поэтами.
Посещение театров.
Вежливая улица.
Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсии в музеи, литературные гостиные, музыкальный час, викторины
по ПДД.
2. «Я и школа» (1ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Урок мира.
Конкурс рисунков.
3. «Я и мой город» (12ч) – формирование гражданского отношения к родно-
му краю.
В гостях у предков.
Откуда я родом.
Город, в котором я живу.
История страны в названиях улиц.
Знай и люби свой край.
Службы, которые нам помогают
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок.
Викторина. Экскурсия.
4. «Я и мое Отечество» (6ч) -
формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Люблю тебя, моя Россия.
Там, где погиб неизвестный солдат.
О подвигах женщин в военное время.
Дети войны.
Кемеровчане в годы ВОВ
Литературная гостиная. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
5.
«Я и природа края» (5ч) – формирование гражданского отношения к при-
роде родного края.
Осень в родном городе.
Ботанический сад.
Животные из Красной книги.
Конкурс поделок. Просмотр фильма. Конкурсы сочинений, рисунков. Выса-
живание рассады.
4 класс - 34ч
Общий годовой план работы составляет -34ч, из них: теоретических -9, прак-
тических -25
1. «Я и культура» (14ч) – формирование отношения к искусству.
Правила жизни.
Театры моего города
Музей горного техникума
Писатели и поэты родного города
Выдающиеся люди.
Природа Кузбасса в поэзии.
Экскурсии. Оформление альбом. Конкурс стихов.
2. «Я и школа» (1ч) – формирование гражданского отношения к школе.
Школьный Устав.
3. «Я и мой город» (15ч) – формирование гражданского отношения к родно-
му краю.
Символы нашего края.
«Город над Томью»
Дорога к храму.
«Черное золото Кузбасса»
Мой город.
Я- Кемеровчанин.
Конкурсы сочинений. Оформление альбома. Выпуск листовок. Игра – викто-
рина.
4. «Я и природа края» (4ч) – формирование гражданского отношения к при-
роде родного края.
Конезавод «Амозонки».
Тропы природы.
Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологи-
ческих сказок, стихов.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс 34ч
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика
1. Праздник первого звонка.
1
1
2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе.
1
1
3. Правила поведения в школе. Урок – игра.
1
1
4. Экскурсия по школьному саду.
1
1
5. Улица, на которой находится моя школа.
1
1
6. Безопасный путь в школу и домой.
1
1
7. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия на станцию
юных натуралистов.
2
2
8. Микрорайон школы. Дом творчества Рудничного
района.
1
1
9. Дары природы. Конкурс поделок из природного
материала.
1
1
10. Микрорайон школы. Детские учебные заведения.
ДШИ № 46.
1
1
11Микрорайон школы. ДК Шахтеров.
2
2
12.Детские библиотеки Рудничного района.(«Встре-
ча», на Лядова, ДК Шахтеров)
6
6
13. История моего города.
1
1
14.Детские театральные учреждения.
2
2
15. Маленькая страна. Экологическая акция
1
1
16.Они защищают Родину. Конкурс стихов.
1
1
17. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисун-
ков.
1
1
18. Стадион – любимое место отдыха Кемеровчан.
3
3
19. Дворовые спортивные площадки.
2
2
20. Самый красивый школьный двор. Акция.
1
1
21.Мой друг – светофор.
2
2
Итого
33
2
31
2 класс 34часа
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Тео-
рия
Прак-
тика
1.Урок Мира.
1
1
2. Музей в моей школе. Музей имени П. Д. Белозерова
1
1
3.Знакомства
с
символами
родного
края
(герб,
гимн,
флаг).
1
1
4.
Осень
в
родном
городе.
Экскурсия
на
станцию
юных натуралистов.
2
2
5. Осень в родном городе. Фотоконкурс
1
1
6. Родной край в древности. Экскурсия в музей «Крас-
ная Горка»
2
2
7. Экскурсия в музей «Красная Горка»
2
2
8. . Экскурсия в музей «Красная Горка»
2
2
9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.
1
1
10. Обязанности ученика в школе. Беседа.
1
1
12. Мой любимый город. Экскурсия «Первые шаги по
городу»
3
3
13.Конкурс рисунков
1
1
14. Наш город. Конкурс визиток.
1
1
15.О чем шепчут названия улиц родного города. Экскур-
сия.
2
2
16. Наш город. Конкурс визиток «Улиц, на которых жи-
вут дети»
1
1
17. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.
1
1
18. След Великой Отечественной войны в жизни родно-
го края. Экскурсия в музей.
2
2
19. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Муже-
ства.
1
1
20. Экскурсия «В страну светофорию» (посещение авто-
городка)
3
3
21. Кинотеатры моего города. Беседа.
1
1
22. посещение кинотеатра.
2
2
23. Десант чистоты и порядка.
1
1
24. Знай и люби свой край. Викторина
1
1
Итого
34
11
23
3 класс
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика
1.Урок мира.
1
1
2. В гостях у предков. Сказочный марафон.
1
1
3. Откуда я родом. Архивные раскопки. Экскур-
сия «Томская писаница» (музей-заповедник)
5
5
4. Осень в родном городе. Конкурс поделок из
природного материала.
2
1
1
5. Экскурсия «Вежливая улица»
2
2
6. Ботанический сад. Экскурсия.
2
2
7. Животные из Красной книги. Просмотр ви-
деофильма.
1
1
8. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час
1
1
9. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков
района.
1
1
10. О подвигах женщин в военное время.
1
1
11. Дети войны. Литературное чтение.
1
1
12. История страны в названиях улиц.
1
1
13 . Встреча с местными поэтами.
1
1
14. Театры моего города
3
3
15. Службы, которые нам помогают. Экскурсия в
пожарную часть.
2
2
16. Викторина « Знай и люби свой край»
1
1
17. Экскурсия в краеведческий музей.
3
3
18.Кемеровчане в годы ВОВ. Литературная го-
стиная. Конкурс стихов.
2
1
1
19. Там, где погиб неизвестный солдат. Конкурс
рисунков.
1
1
20. Викторина по ПДД.
1
1
21 Город, в котором я живу. Конкурс рисунков на
асфальте.
1
1
Итого
34
9
25
4 класс 34 часа
Тема по программе. Тема и номер урока.
Всего
Теория
Прак-
тика
1.Школьный устав.
1
1
2. Символы нашего края.
1
1
3. Конезавод. Экскурсия.
2
2
4. Тропы природы. Конкурс поделок из природ-
ного материала.
2
1
1
5. Правила жизни. Экскурсия.
2
2
6. Театры моего города. Посещение театра.
3
1
2
7. Экскурсия «Город над Томью» (исторические
места города)
4
4
8. Экскурсия. Дорога к храму.
4
4
9. Экскурсия в музей горного техникума.
3
1
2
10. «Черное золото Кузбасса».Экскурсия на Ке-
дровский разрез.
4
4
11. Писатели и поэты города. Литературная го-
1
1
стиная.
12. Природа Кузбасса в поэзии. Конкурс стихов.
1
1
13. Выдающиеся люди города. Оформление аль-
бома.
1
1
14. Театры моего города. Театр для детей и моло-
дежи на Арочной.
3
3
15. «Мой город» Конкурс сочинений.
1
1
16 Игра – викторина. «Я – Кемеровчанин».
1
1
Итого
34
9
25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб:
Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных симво-
лов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.:
Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. –
Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Ре-
жим доступа: konf // ipkps.bsu.edu
6.Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман.
- М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспи-
тания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. -
№17. - 9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. – 2005. - №1. – 147с.
10. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова
– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического вос-
питания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспита-
тельной работе. - 2006. - №3. – 40с.
14.
Молодова,
Л.М.
Экологические
праздники
для
детей
[Текст]
/
сост.
Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образова-
тельного
стандарта
второго
поколения [Текст] / Воспитание школьников.
2009. - №8 – 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смо-
ленск: Русич, 1996.
17.
Перекатьева,
О.В.
Сценарии
школьных
праздников
[Текст]
/
сост.
О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богдано-
ва, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
19. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образова-
тельного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.:
Просвещение, 2010. – 191., 204с.
20.Черемисина,
В.Г.
Духовно-
нравственное
воспитание
детей
младшего
школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКи-
ПРО, 2010. - 14- 36.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1.Атлас для школьников. Кемеровская область. М.: Просвещение,
2002
2.Вымершие животные: полная энциклопедия. М.: Эксмо, 2005
3.Красная книга Кемеровской области. Животные. Кемерово: Кн.
изд-во, 2000
Красная книга Кемеровской области. Растения и грибы. Кемерово:
Кн. изд-во, 2000