Краткое описание:
Данное внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы
представлено в виде игры «Поле чудес» на тему "Мир растений". Эту игру
можно провести на уроке окружающего мира в 3 классе в конце изучения
темы «Растения», при проведении предметной недели по окружающему миру.
Цель:
способствовать закреплению и расширению знаний детей о
растениях.
Задачи:
- формировать у учащихся чувство любви к родной природе;
- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность,
любознательность, кругозор.
Оборудование:
Барабан Поле чудес, две шкатулки, черный ящик, призы, ручки, листки
бумаги с алфавитом, компьютер, мультимедийный проектор, презентация с
игрой и картинками растений.
Пояснительная записка к работе с презентацией
В начале каждого тура игры, финала и суперигры, когда ведущий читает
задание, перед игроками открывается слайд презентации с табло, которое
состоит из прямоугольников. Игрок называет букву алфавита, и, если такая
буква есть в слове, ведущий или его помощник нажимает на тот
прямоугольник, где она расположена (или прямоугольники, если таких букв в
слове несколько). Буква открывается. После того, как отгадано слово и на
табло открыты все буквы, по щелчку мыши в любом месте презентации
открывается картинка с изображением растения.
Ход игры
Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на нашей
замечательной игре «Поле чудес» на тему «Мир растений».
Слайд 1
Удивительный, загадочный мир растений. Это и золотая осенняя листва, и
душистые весенние цветы, и красота лугов, полей. Это многообразие красок
и чистый свежий воздух. Растения приносят человеку огромную пользу. Вы
знаете, что многие из них обладают лечебными свойствами. Они «заряжают»
человека позитивной энергией и поднимают настроение.
Правила игры всем вам знакомы. Давайте я вам их еще раз напомню.
Игра проходит в пять туров, в каждом из которых участвуют 4 игрока.
Я загадываю слово с указанным на табло количеством букв.
Игроки каждой четвёрки по очереди крутят барабан. На барабане могут
выпасть сектора с различным числом очков, или специальные сектора:
Приз (П) — игрок может сделать выбор: взять приз и покинуть игру или
продолжить игру.
Банкрот (Б) — очки, набранные игроком, сгорают, а ход переходит к
следующему игроку.
Ноль (0) — набранные очки не сгорают, но ход передаётся другому игроку.
У каждого из вас будут листки бумаги с алфавитом, на которых вы должны
отмечать все названные буквы, чтобы не повторяться.
Игрок называет букву алфавита, которая, как он считает, присутствует в
загаданном слове. Если такая буква есть, то она открывается на табло, а игрок
получает выпавшее количество очков и может крутить барабан ещё раз. При
неверном ответе ход переходит к следующему игроку. Если игрок знает
слово, то он может назвать его сразу, не угадывая по буквам. Если рискнет
назвать слово, но ошибется хоть в одной букве, покидает игру.
За три последовательно угаданные буквы две шкатулки - одна с призом,
другая пустая.
Побеждает игрок, первым отгадавший всё слово. Игроки, победившие
в 1, 2, 3 и 4 туре, выходят в финал. Победитель финала получает главный
приз. Он может принять участие в суперигре.
И еще одно правило - зрители не должны подсказывать.
Но перед началом каждого тура нам нужно провести отборочный тур и
выяснить, кто из вас окажется в четвёрке игроков.
Первый отборочный тур.
Вопросы:
1. Какое дерево лучше других очищает воздух от пыли? (тополь)
2. Какое дерево цветет позже всех? (липа)
3. У какого хвойного растения иголки расположены попарно? (сосна)
4. Желтый и синий, поэтому он.
Носит в названии пару имен. (Иван-да-Марья).
Задание первой четверке игроков.
Ягоды этого растения не только вкусны, полезны,
богаты витаминами, но и применяются как краситель.
В старину ими красили лен и шерсть в красный и
фиолетовый цвета. Сейчас добавляют в продукты
питания, когда хотят придать им такую окраску. Как
называется это растение? (черника)
Слайд 2.
Второй отборочный тур.
Загадки:
1. На лугу у реки – золотые огоньки,
Дождь заморосил, огоньки погасил. (Одуванчик)
2. Шел я лугом по тропинке,
Видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашки)
3. Путник часто ранит ногу.
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)
Задание второй четвёрке игроков.
Эти плоды в сыром виде очень опасны для человека,
так как содержат ядовитое вещество, которое совсем
безвредно для животных. Если же плоды вымочить
или обжарить, то ядовитое вещество разрушится, и
они становятся съедобными для человека. Из них
делают муку, которую применяют для выпечки
кондитерских изделий. (Желуди)
Слайд 3
Третий отборочный тур.
Растения – помощники сказочных героев.
1. Из какого растения Элиза, героиня сказки «Дикие лебеди», сплела кольчуги
для своих братьев? (крапива)
2. Какое дерево помогло спрятаться сестрице Аленушке и братцу Иванушке
от гусей? (яблоня)
3. Из чего фея сделала карету для Золушки? (из тыквы)
Задание третьей четвёрке игроков.
Красивые цветы и плоды этого растения служили
украшением, его колючки использовали в качестве
защиты. Люди собирают плоды этого растения, пьют
из них чай, который придает бодрость и
здоровье. (Шиповник)
Слайд 4
Четвёртый отборочный тур.
1.
Что за травка угощает
На лугах в лесной глуши
Человека – добрым чаем
Пчел – нектаром от души
(Иван-чай)
2.
Летом рад я свежей
Ягодке медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас
(Малина)
Задание четвёртой четвёрке игроков.
Это растение, как считают целители, является
источником энергии и жизненных сил. О нем сложено
много песен, загадок. В старинной русской песне
говорится о его «делах»:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – скрип утишать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать. (Береза)
Слайд 5
Ведущий:
В старину делали березовые лучины. Они горели без копоти и искр. (мир
освещать)
Березовым дегтем смазывали колеса у телег, и они не скрипели. (скрип
утишать)
Чистоту наводили березовыми метлами. В бане парились березовыми
вениками. (чистоту соблюдать)
А сколько целебных свойств имеет дерево! В лекарственных целях
используются почки, молодые листья, березовый сок, кора, чага - березовый
гриб, а также березовый деготь и активированный уголь, который
изготавливают из березы.
Пятый отборочный тур.
1.Какая ягода снега не боится? (Клюква.)
2.Кто всех богаче? (Лес.)
3.Много рук, а нога одна. (Дерево.)
Задание пятой четвёрке игроков.
В народных речениях белорусов это растение
называют краспак и камвалия лесная. В некоторых
сказках гномики пользуются цветами этого растения
как фонариками.По легенде царевна Волхова
полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал
свое сердце девушке полей и лугов Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать.
И там, где падали слезинки царевны, выросли эти
цветы – символ чистоты, любви и боли нежного
девичьего сердца.
(Ландыш)
Слайд 6.
Финал.
В 17 веке эта ягода была самым большим лакомством
при царском дворе.
Ее подавали к столу как в свежем виде, так и в
консервированном: тонкие ломтики без корки хранили
в патоке с корицей. (Арбуз)
Слайд 6
Суперигра.
Это растение было завезено в Европу из Америки.
Называли его, то мексиканским цветком, то
перуанской хризантемой. В Россию этот экзотический
цветок завез из Голландии Петр I. Растение это долго
оставалось украшением. В наши дни из растения
получают продукт, который используется для
приготовления пищи. (Подсолнечник)
Слайд 7
Ведущий:
Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо всем игрокам. Поздравляем
победителя! (Проходит награждение)