Напоминание

Из опыта работы методическая разработка технологической карты организации НОД по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.


Автор: Мамонтова Наталья Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Из опыта работы методическая разработка технологической карты организации НОД по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из опыта работы методическая разработка технологической карты организации

НОД по развитию речи в старшей группе общеразвивающей направленности.
Методическая информация о НОД: Образовательная область: «Речевое развитие». Вид: подгрупповое. Тип: интегрированное. По содержанию: сюжетное. Продолжительность НОД: 25 минут. Непосредственно образовательная деятельность соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и основным направлениям основной общеобразовательной программы дошкольного образования Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №8 «Рябинка». Тема НОД: «Большое путешествие трех поросят» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет. Цель НОД: Совершенствовать и обобщить знание о транспорте. Задачи: Образовательные: - Учить детей различать наземный, воздушный и водный транспорт. - Расширять объём словаря. - Продолжать учить составлять предложение и небольшой связанный рассказ. Развивающие: - Расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт». - Развивать речемыслительную деятельность, связную речь, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие. - Развивать внимание, умение обосновывать свои суждения, выслушивать ответы друг друга до конца. Воспитательные: - Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства. Для того, чтобы заинтересовать и удержать интерес детей в течение НОД методы и приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых побуждала детей к самостоятельной деятельности. Дети отвечали на поставленные вопросы, работали с интересом, проявляли положительные эмоции. В вводной части НОД настроила ребят на активную работу и позитивный контакт друг с другом (подарили друг другу улыбки, заинтересовала предстоящей деятельностью – отправиться в путешествие с тремя поросятами, создала атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, направила детей на цель данного НОД. Были использованы следующие методы: а) Основной метод - игровой - сюрпризный момент, динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, дидактические игры, речевая игра б) наглядный - картинки, игрушки, мнемотаблица, карточки; в) словесный - совместная речевая деятельность, беседа, рассказ; г) практический - выполнение заданий, упражнений. Все моменты НОД логичны и последовательны, подчинены одной теме. Основная часть НОД направлена на речевое развитие, на формирование речемыслительной деятельности. Поставив перед детьми конкретные задачи, добивалась от каждого ребенка (в зависимости от его возможностей) их реализации,
осуществляла контроль, за выполнением заданий, вносила коррективы в их знания, оказывала необходимую помощь, поощряла даже минимальные успехи. Объем учебного материала обеспечивал активность детей и темп работы в течение всего НОД. Его содержание отвечало цели НОД. НОД организована с учетом работоспособности и утомляемости детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим предусмотрела проведение динамической паузы «Машины», во время которой дети получили ощущение физической разрядки. Игровая мотивация прослеживалась в течение всего НОД, что стимулировало детей на дальнейшую деятельность, соблюдала нормы педагогической этики, поддерживала на протяжении всего НОД морально-психологический климат, то есть была создана атмосфера доброжелательности. В заключительной части был подведен итог НОД. Дети рассказали о полученных знаниях во время путешествия, о том, что было наиболее интересным, что было трудным для них, а что показалось легким. Для проведения НОД были созданы комфортные условия для каждого из детей: организация пространства с учётом размещения и перемещения, наличие демонстрационных материалов подготовлен соответствующий материал для проведения НОД (домик поросят, три поросёнка (пальчиковый театр), картинки с транспортом, игрушки транспорта, три обруча, картинки к игре «Четвёртый лишний», аудиозапись «Мы едем, едем, едем» В. Шаинский, карточки, карандаши, эмблемы). Цель НОД достигнута, соблюдены все дидактические принципы. Занятие динамичное, что позволило избежать утомляемости детей. Все части занятия взаимосвязаны между собой единым сюжетом. Результат НОД – удовлетворенность знаниями и активностью детей. Водная часть: (организация детей) - 3 минуты Основная часть: (деятельность детей) - 18 минут. Заключительная часть: (подведение итогов) - 4 минуты Данная структура вполне оправданна, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам СаНПиН для детей данного возраста – 25 минут. НОД организовано с учетом реализации интегративного подхода в образовательных областях: Образовательная область «Познавательное развитие»: - Развивать у детей познавательный интерес через формирование сенсорное восприятие. Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»: - Формировать у детей свободное общение со взрослым и сверстниками; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: - Развивать у детей восприятие музыки. Образовательная область «Физическое развитие»: - развивать двигательную активность; - содействовать снятию у детей усталости и напряжения в процессе, непосредственно образовательной деятельности. Задачи сформулированы с учетом интеграции образовательных областей.

Таблица №1. Технологическая карта НОД «Большое путешествие трех поросят» в группе общеразвивающей

направленности от 5 до 6 лет.

Этапы

Образовательны

е области

(по ФГОС)

Задачи

Виды

деятельности

Содержание деятельности

Вводная часть

(3 мин.)
1.Психологический настрой «Социально – коммуникативное развитие» Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка детей. Коммуникативная Здравствуйте, дети. «Собрались все дети в круг. Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся». - Молодцы. Мы подарили друг другу улыбки. 2.Вводно -организационный «Социально – коммуникативное развитие» Организация направленного внимания. Коммуникативная -Ребята, вы узнаете, чей это домик? - Давайте вспомним их имена (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф). 3.Мотивационно - побудительный «Социально – коммуникативное развитие» Создание проблемной ситуации, требующей разрешения. Коммуникативная -Ребята, посмотрите какие грустные поросята. Давайте спросим, почему они грустят. Оказывается, ребята, поросята хотят отправиться в путешествие, но не могут решить на чем. Поможем им?
Основная часть (18

мин.)
1. Загадывание загадок. «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Создание ситуации, в которой возникает необходимость в Коммуникативная Ребята отгадав загадки вы узнаете на чем любят путешествовать поросята. Загадка от Наф-Нафа: Была телега у меня, да только не было коня, и вдруг она заржала, заржала – побежала. Глядите, побежала телега без коня! (Машина). Загадка от Нуф-Нуфа: Железная птица в небе кружится, по сигналу пилота на землю садится.
получении новых представлений, умений, имеющихся знаний. (Самолёт). Загадка от Ниф-Нифа. Паровоз без колёс! Вот так чудо – паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошёл! (Пароход). - Ребята, кто из вас запомнил какой любимый вид транспорта у Наф- Нафа?(машина) Ниф-Нифа? (пароход) Нуф-Нуфа? (самолёт). - Как одним словом назвать все эти средства передвижения (транспорт) - Зачем нужен транспорт? (транспорт нужен для того, чтобы перевозить людей и грузы). - Каким бывает транспорт? (транспорт бывает наземным, воздушным, водным). -Почему транспорт называют наземным (воздушным, водным)? - Назовите воздушный транспорт? - Назовите водный транспорт? -Назовите наземный транспорт? 2.Артикуляционная гимнастика «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие» Развитие дыхания, дикции, артикуляционного аппарата. Развитие звуковой и интонационной культуры речи. Коммуникативная, игровая -Итак, отправляемся в путешествие. А чтоб нам было не скучно, Нуф-Нуф предлагает немного размять язычки и щёчки. - Давайте представим, что наш рот – это гараж, губы – ворота гаража, зубы – замок гаража, а язык – это машина. - Покажем, как крепко на замок закрыт гараж (оскал зубов), - Открыли гараж и замок.
- Заводим мотор – д-д-д-д-д. - Мотор работает – д-д-д-д – ррррррррр. - Машина выехала из гаража, остановилась (упражнение “Лопаточка”). - И поехала по улицам: сначала повернула налево, потом повернула направо, на горку … (въехала), вниз … (съехала). - Приехала машина на автозаправочную станцию, чтобы заправиться бензином. - Открываем топливный бак у машины (упражнение “Трубочка”), наливаем туда бензин (втягивание воздуха по свёрнутому желобком языку). - Машина заправлена, можно ехать. 3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» с использованием мнемотаблицы. «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие» Создание ситуации, в которой возникает необходимость в обобщении полученных знаний, умений. Обогащение активного словаря; развитие связанной речи. Поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей. Коммуникативная, игровая. -Ребята, а вот и первая остановка. Наф-Наф хочет с вами поиграть в игру, которая называется «Опиши транспорт». Вам нужно достать игрушку-транспорт и описать его, используя мнемотаблицу.
4. Динамическая пауза «Машины». «Речевое развитие», «Физическое развитие» Предупреждение утомляемости. Двигательная, игровая. -Все ребята, отправляемся дальше. Встанем в круг: • Накачали шину – шину (наклоны вперёд). • Завели свою машину (руками мотор). • И поехали вперёд (взяли рули). • Машины – малютки (присели). • Машины большие (встали). • Спешат грузовые (медленно идут) • Бегут легковые (частым быстрым шагом). • Торопятся, мчатся, как будто живые (еще ускоряются). • Стоп! Нажали тормоза (показ ногой педаль) • Дальше ехать нам нельзя. 5. Речевая игра «Подели на слоги» «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Воспитание звуковой культуры речи Расширение, уточнение, обобщение объема знаний. Коммуникативная, игровая - Ребята, у нас новая остановка. - Ваши друзья Наф-Наф, Нуф-Нуф и Ниф-Ниф принесли свои любимые игрушки и хотят, чтобы вы отгадали, где, чья игрушка. (Машина это любимая игрушка Наф-Нафа, потому что он любит путешествовать наземным транспортом. Самолёт это любимая игрушка Нуф-Нуфа, потому что он любит путешествовать воздушным транспортом. Пароход это любимая игрушка Ниф-Нифа, потому что он любит путешествовать водным транспортом). - Поросята интересуются, а сможете
ли вы поделить названия их любимых игрушек на слоги? (Ма-ши-на, са-мо-лёт, па-ра-ход). 6. Дидактическая игра “Найди лишнюю картинку”. «Познавательное развитие» поддержку инициативы, активности и самостоятельности детей Коммуникативная, игровая - Давайте продолжим наш разговор о транспорте за столами. Обращаю внимание на осанку. Ноги стоят, Руки лежат. А спина прямая.
-
Ниф-Ниф приготовил для вас необычные карточки. Вам нужно в каждой карточке найти лишний предмет и зачеркнуть его. 7. Игра «Земля – воздух – вода» «Познавательное развитие» «Физическое развитие», «Художественно- эстетическое развитие» Применение знаний, навыков и умений. Выполнение практической творческой работы. Предупреждение утомляемости. Коммуникативная, игровая -Поросята хотят поиграть с вами в игру, которая называется «Земля – воздух – вода» и приглашают вас выйти на ковер. -Посмотрите друг на друга и соберитесь в группы по своим эмблемам. А теперь каждая группа должна найти свой обруч. Вы догадались, к какому виду транспорта относится каждая команда? Что означает облачко? (волны, дорога). -Необходимо найти на столе картинки со своим видом транспорта и разместить их в своём обруче. Приготовились? 1-2-3 начали.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!