4 класс "Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление."
Автор: Кочеткова Ирина Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Ликино-Дулевский лицей" Населённый пункт: Московская область, город Ликино-Дулёво Наименование материала: методическая разработка Тема: 4 класс "Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление." Раздел: начальное образование
Учитель: Кочеткова Ирина Владимировна
Класс: 4А
Предмет: математика
Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел. Закрепление.
Цель учителя: проверить вычислительные навыки учащихся по данной теме.
Цель учащихся: закрепить умение решать примеры и задачи.
Задачи:
образовательные – учить обобщать и систематизировать знания по теме «Сложение и вычитание»;
развивающая – учить логически мыслить, рассуждать;
воспитательная- привитие навыков дружеского общения, взаимопомощи; формирование положительного отношения к учёбе.
Планируемые результаты:
Предметные: применять обобщенные знания при выполнение арифметических действий и при решение задач; закреплять связи между
числами в сложении и вычитании, приёмы сложения и вычитания многозначных чисел;
Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке,
-проговаривать последовательность действий на уроке,
-планировать свои действия и работать по коллективно составленному плану;
-уметь выполнять и контролировать свои действия по заданному образцу и правилу;
- оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других,
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
высказывать своё предположение.
Познавательные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-уметь осуществлять рефлексию способов и условий действий;
-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- использовать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, синтез, аналогия.
Коммуникативные:
- развитие математической речи, умение работать в группах,
- слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Мотивация к
учебной
деятельности
1) Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
- Проверьте готовность к уроку.
учебник, тетрадь, дневник, пенал, линейка, подставка.
- Не забудьте хорошее настроение.
- Сегодня на нашем уроке математики присутствуют гости.
Поприветствуем их.
Свой урок мы начинаем,
Девиз скорее прочитаем.
Что одному не под силу – легко коллективу.
- Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Ученики
готовятся к
работе.
Приветствуют
гостей.
Раскрывают
смысл
пословицы.
К – планируют
учебное
сотрудничество с
учителем и
сверстниками.
Л – понимают
значение знаний для
человека; имеют
желание учиться;
проявляют интерес к
изучаемому предмету.
Р – волевая
саморегуляция.
Актуализация
знаний и
постановка целей
урока
1) Работа с
кроссвордом.
- Наш урок посвящён
определённой
профессии. Какой, вы
угадаете, разгадав
кроссворд.
1. Процесс действия по
значению глагола
сложить.
Разгадывают
кроссворд.
Л – сохранение
мотивации к учению.
Р – волевая
саморегуляция,
постановка учебной
задачи.
П – формулирование
вывода по результатам
наблюдения,
структурирование
знаний, осознанное и
произвольное
построение
2
3
5
в
м
з
ы
н
а
ч
о
4
к
1
и
г
ч
р
с
т
р
о
и
т
е
л
ь
л
а
з
с
п
о
н
н
л
л
ж
и
а
о
е
е
е
ч
н
н
н
и
и
о
е
е
е
2. Арифметическое действие обратное сложению.
3. Число, состоящее из многих цифровых знаков.
4. Понятие, при помощи которого выражается количество и ведётся
счет.
5. Приём обучения, имеющий целью повторение пройденного
материала.
- Прочитайте зашифрованное слово и объясните его лексическое
значение.
- Сравним ваше объяснение и формулировку, данную в толковом
словаре.
Строитель - это
1- профессия, связанная со строительством;
Объясняют
лексическое
значение слова.
Читают,
сравнивают,
делают вывод.
высказывания в устной
речи, построение
логической цепи.
К – точное и полное
построение своих
мыслей.
2- тот, кто строит, производит постройку чего-нибудь.
Строитель строит
Школы и больницы,
Многоэтажек вереницы.
Кирпич кладёт за кирпичом,
И вырастает новый дом.
- Мы сегодня с вами будем осваивать эту профессию. А поможет
нам в этом математика.
- Запишите число: 25 ноября. Классная работа.
2) Определение темы и цели урока.
- Вернемся к кроссворду.
- Прочитайте слова по вертикали и сформулируйте тему нашего
урока.
- Определим цели нашего урока. Чем сегодня мы будем
заниматься?
Запись числа в
тетрадь.
Формулируют
тему урока,
определяют его
цели.
Этап локализации
индивидуальных
затруднений и
построения
проекта коррекции
выявленных
затруднений
1) Групповая работа
- Начнём строительство нашего дома.
-Прежде чем приступить, нужно подготовить площадку. Выполним
задание №1 на карточках по группам.
Двоих детей вызвать к доске.
- В это время к доске пойдут два специалиста – бетонщика,
которые помогут нам изготовить железобетонные конструкции для
фундамента.
Высокий уровень.
Рассаживаются
группами,
совместно ищут
пути выполнения
задания,
записывают
примеры и
Л – учебно-
познавательная
мотивация.
Р – планирование, как
определение
последовательности
действий.
П – анализ, синтез,
сравнение, аналогия,
структурирование
знаний, осознанное и
произвольное
высказывание в устной
Запиши выражением и вычисли.
1.
Первый множитель – 420, второй множитель – 100. Чему
равно произведение? (42000)
2.
Какое число меньше 7 200 на 100? (7 100)
3.
Увеличьте 920 на 80. (1 000)
4.
Найдите разность чисел 456 и 200. (256)
5.
Наибольшее четырёхзначное число уменьшить 900. (9 099)
Средний уровень.
Реши примеры.
420 * 100 920 + 80
7 200 – 100 456 – 200
9 999 – 900
Низкий уровень.
Соотнеси примеры и ответы.
420 * 100
9 099
920 + 80
256
7 200 – 100
1 000
456 – 200
7 100
9 999 – 900
42 000
ответы.
Двое учеников
выполняют у
доски № 15
стр.72.
речи.
К – точное и полное
выражение своих
мыслей
- Сверьте ответы с доской.
- Оцените свою работу по карте успешности.
- Есть ребята, которые допустили ошибки в вычислениях?
- Что нужно сделать для того, чтобы ошибок было меньше?
- Этим мы сейчас будем заниматься.
Проверка и
оценка работы по
заранее
обоснованному
критерию.
Дают ответы на
поставленные
вопросы.
Этап реализации
построенного
проекта
1) Повторение правил нахождения неизвестных компонентов
при сложении и вычитании.
- Пока мы убирали площадку для дома, бетонщики подготовились
к закладке фундамента. Для этого им пришлось потрудиться над
решением задания № 15 стр. 72
- Откройте учебники и посмотрите на «блоки».
- Как называются компоненты действия сложения?
- Как называются компоненты действия вычитания?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- А неизвестное вычитаемое? Уменьшаемое?
- Давайте с вами проверим работу ребят. 1 вариант проверяет
первую таблицу, 2 вариант – вторую.
- Какие недочёты вы нашли?
- Молодцы! Фундамент заложен.
2) Физминутка.
учебники,
отвечают на
поставленные
вопросы.
Дети проверяют,
находя ошибки,
исправляют их.
Выполняют
физические
упражнения.
Р - вносить
необходимые
коррективы в действие
после его завершения
на основе его оценки и
учёта характера
сделанных ошибок,
высказывать своё
предположение.
П - контролировать и
оценивать процесс и
результат
деятельности.
К - развитие
математической речи,
слушать собеседника.
1) Решение примеров.
- А теперь будем возводить стены нашего здания. Процесс
сложный, будьте внимательны.
- Мы каменщики специалисты по кладке кирпича. Вам
необходимо решить примеры и выполнить проверку. Найдите на
карточке задание №2. Выполняйте.
906 005 – 357 288 706 917 – 158 200 918 040 – 369 323
Самопроверка. (548 717)
- Оцените свою работу по карте успешности.
- Какое правило применяли для проверки примера?
) Решение задачи
- Мы – кровельщики– специалисты по покрытию железных крыш.
Чтобы покрыть крышу, необходимо решить устно геометрическую
задачу.
Какую площадь занимает крыша, если 1/5 часть этой площади
составляет 200 кв.м?
Дети решают
пример и
выполняют
проверку.
Сверяют ответы с
доской и
оценивают.
Отвечают
правило:
сложение
проверяют
вычитанием, а
вычитание
сложением или
вычитанием.
Читают, решают
задачу
П - уметь
осуществлять
рефлексию способов и
условий действий,
контролировать и
оценивать процесс и
результат
деятельности.
К - развитие
математической речи,
слушать собеседника.
Р - уметь выполнять и
контролировать свои
действия по заданному
образцу и правилу.
Л - уметь проводить
самооценку на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Этап включения в
систему знаний и
повторения
3) Самостоятельная работа по вариантам.
- Осталось поставить окна и двери. Мы – плотники, специалисты
по обработке древесины и изготовления из нее разных
Р - уметь выполнять и
контролировать свои
действия по заданному
строительных конструкций. Выполняем самостоятельную работу
№3.
Длина оконного витража во Дворце спорта равна 1564 см,
ширина составляет 1/4 его длины. Найдите периметр этого
окна.
1)
1564 : 4 * 1 = 391 см – ширина
2)
Р = 1564 * 2 + 391 *2 = 3 910 см
Ширина дверного проёма равна 158 см, а высота в 3 раза
больше. Вычисли периметр дверного проёма.
1)
158 * 3 =474 см – высота
2)
Р = 158 * 2 + 474 *2 = 1 264 см
Длина окна 345 см, а ширина на 55 см меньше. Вычисли
периметр окна.
1)
345 – 55 = 290 см – ширина
2)
Р = 345* 2 + 290 * 2 = 1270 см
- Самопроверка.
- Оцените свою работу по карте успешности.
- Молодцы, ребята! С заданием справились! Посмотрите, какой
красивый дом у нас получился!
Выполняют
самостоятельную
работу.
Сверяют ответы с
доской и
оценивают свою
работу.
образцу и правилу,
кметь оценивать свою
деятельность.
П - самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности при
решении проблемы,
контролировать и
оценивать процесс и
результат
деятельности.
Л - уметь проводить
самооценку на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
Рефлексия
За кирпичиком кирпичик —
Вот и вырос новый дом.
Целых сто квартир отличных
Разместилось сразу в нем.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Специалистов каких профессий можно встретить на стройке?
- Какие цели мы с вами поставили в начале урока?
- Достигли ли мы этих целей?
- Оцените свою работу. Приготовьте ваших жильцов. Заселяем дом.
Если вы считаете, что у вас всё получилось, то поселите вашего
жильца на верхнем этаже. Если у вас все получилось, но у вас
были небольшие недочёты, то поселите вашего жильца на втором
этаже. Если вы считаете, что вам ещё нужно тренироваться решать
примеры и задачи, то поселите вашего жильца на первом этаже.
- Я тоже хочу оценить вашу работу на уроке. Сегодня получили
отметки …. (ставлю отметки за урок).
- Вы сегодня дружно и славно поработали, хочу вам пожелать
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Вспоминают цели
урока.
Отвечают на
вопросы.
Оценивают свою
работу, заселяют
жильцов на
определённые
этажи.
Л - уметь проводить
самооценку на основе
критерия успешности
учебной деятельности.
П - уметь
осуществлять
рефлексию способов и
условий действий.
К –формулирование и
аргументация своего
мнения.
Дети знакомятся
с домашней
работой и
забирают листы
домой.
2) Домашнее задание.
- На ваших карточках записано домашнее задание. Будьте
внимательны, у каждого своя домашняя работа.
1) № 16 стр. 72, № 6 стр. 69
2) № 4 стр.69, № 18 стр.72
3) № 17 стр.72, № 6 (1 столбик) стр. 69
- На этом наш урок закончен. Встали и попрощались с гостями.