Автор: Вискова Ольга Васильевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ ЦРР"Детский сад № 269" Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь Наименование материала: статья Тема: Каждый ребенок от рождения талантлив. Раздел: дошкольное образование
Каждый ребенок от рождения талантлив.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на
вопросе
о
том,
когда,
с
какого
возраста
следует
развивать
творческие
способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до
пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности
необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение
в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в
первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и
анатомических
связей
между
ними
зависит
как
от
многообразия
и
интенсивности
работы
уже
существующих
структур,
так
и
от
того,
насколько
стимулируется
средой
образование
новых.
Этот
период
"дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к
внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей
к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего
многообразия
человеческих
способностей.
Но
у
ребенка
начинают
развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы
и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем
ближе
они
к
оптимальным,
тем
успешнее
начинается
развитие.
Если
созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени,
идут
синхронно,
а
условия
благоприятны,
то
развитие
идет
легко
-
с
наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей
высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в
"момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности
не используются, то есть соответствующие способности не развиваются,
не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами
деятельности,
то
эти
возможности
начинают
утрачиваться,
деградировать
и
тем
быстрее,
чем
слабее
функционирование.
Это
угасание
возможностей к развитию – необратимый процесс. Борис
Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой
развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС
(Необратимое
Угасание
Возможностей
Эффективного
Развития
Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет
на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом
созревания структур, необходимых формирования творческих способностей
и
началом
целенаправленного
развития
этих
способностей
ведет
к
серьезному
затруднению
их
развития,
замедляет
его
темпы
и
ведет
к
снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению
Никитина
именно
необратимость
процесса
деградации
возможностей
развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так
как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены
возможности
эффективного
развития
творческих
способностей.
И
малое
количество
в
обществе
людей
с
высоким
творческим
потенциалом
объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях,
благоприятствующих развитию их творческих способностей
С
психологической
точки
зрения
дошкольное
детство
является
благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что
в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное
желание
познавать
окружающий
мир.
И
родители,
поощряя
любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды
деятельности,
способствуют
расширению
детского
опыта.
А
накопление
опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой
деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем
мышление
более
взрослых
детей.
Оно
еще
не
задавлено
догмами
и
стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески
развивать.
Дошкольное
детство
также
является
сензитивным
периодом
для
развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать
вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития
способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти
возможности, во многом будет « зависеть творческий потенциал взрослого
человека.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при
создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Такими условиями являются:
1.
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2.
Создание обстановки, опережающей развитие ребенка. Необходимо,
насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой
системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную
творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в
соответствующий
момент
способно
наиболее
эффективно
развиваться.
Например,
еще задолго до, обучения чтению годовалому ребенку можно
купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть
ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
3.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального
напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возмож-
ностей.
4.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании
дел, продолжительности занятий одни делом и т.д. в выборе способов и т.д.
Тогда
желание
ребенка,
его
интерес,
эмоциональный
подъём
послужат
надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к
переутомлению и пойдет ребенку на пользу
5.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот,
предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых -
это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.
б.
Давно
известно,
что
для
творчества
необходимо
комфортное
психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое
условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная
атмосфера в семье и детском коллективе Важно постоянно стимулировать
ребенка
к
творчеству
проявлять
сочувствие
к
его
неудачам,
терпеливо
относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Важным
направлением
формирования
творческих
способностей
дошкольников является - развитие воображения.
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного
опыта
(впечатлений,
представлений,
знаний,
переживаний)
посредством
новых их сочетаний к соотношений что-либо новое.
Воображение является основой всякой творческой деятельности. По сути,
все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в
отличие
от
мира
природы
-
все
это
является
продуктом
творческого
воображения.
Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития
воображения.
Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости
от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Поэтому, если мы
хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности,
необходимо расширять опыт ребенка. Чем больше ребенок видел, слышал и
пережил,
чем
больше
он
знает
и
усвоил,
чем
большим
количеством
элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее
и продуктивнее при других равных условиях, будет
деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается
всякое воображение.
Вообще
познавательные
интересы
ребенка
дошкольника
очень
рано
начинают
о
себе
заявлять.
Проявляется
это
сначала
в
форме
детских
вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли
такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно
исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего
от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность
детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.
Огромное
значение
для
развития
фантазии
детей
имеет
игра,
которая
является
основным
видом
деятельности
дошкольников.
Именно
в
игре
ребенок делает первые шаги творческой деятельности»
Кроме
того,
для
развития
воображения
и
творческих
способностей
существуют
специальные
игры,
в
которые
можно
играть
с
детьми
в
свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны
Б.Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой.
Богатейшим
источником
развития
фантазии
ребёнка
является
сказка .
Существует
множество
приемов
работы
со
сказкой,
которые
могут
использовать
воспитатели
для
развития
воображения
детей.
Среди
них:
"перевирание"
сказки,
придумывание
сказки
наоборот,
придумывание
продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе
с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа. Говоря о
развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить
замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
Хорошо завести специальную папку или альбом, Куда помещались бы
наиболее
удачные
рисунки,
сказки,
сочиненные
ребенком.
Такая
форма
фиксации
продуктов
творчества
поможет
ребенку
направлять
своё
воображение на создание законченных и оригинальных произведений.
Очень
важной
задачей
для
взрослых
является
развитие
познавательных интересов дошкольника.
Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, мы
должны знать, чем интересуется малыш, а уже затем оказывать влияние на
формирование
его
интересов.
Следует
отметить,
что
для
возникновения
устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой
сферой
действительности.
У
него
должно
возникнуть
положительное
эмоциональное
отношение
к
новому.
Этому
способствует
включение
дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Вы можете попросить
ребёнка помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с
ним любимую пластинку.
Можно
также
устроить
коллективное
сочинение
сказки:
каждый
из
играющих
говорит
по
несколько
предложений,
а
участвующий
в
игре
взрослый
может
направить
развитие
сюжета,
помочь
детям
завершить
задуманное.
Дошкольный
возраст
имеет
богатейшие
возможности
для
развития
творческих
способностей.
К
сожалению,
эти
возможности
с
течением
времени
необратимо
утрачиваются,
поэтому
необходимо,
как
можно
эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Позволю себе назвать несколько афоризмов:
Гений – это то, что освоил ребенок в возрасте до двух лет.
алант это то, чем овладело ваше дитя до трех лет.
Способности - эта навыки, которым сумел овладеть ваш ребенок до 4-х
лет.
Каждый, человек - талантлив. Найдите, развивайте и реализуйте этот
талант.
Каким вы хотите видеть ребенка, глядя через его МИР, таким он и вырастет.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал
писателем, начинайте играть в
журналиста с ним еще до года.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок
стал режиссером.,
начинайте играть в
актера хотя бы с двух лет.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал предпринимателем, начинайте
играть с ним в покупателя с двух лет.
Учение в младенчестве - достраивание генетического кода.
Учение в юности - резьба на камне, в старости - черчение на песке.