Автор: Крестьянникова Галина Ивановна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАДОУ "Бершетский детский сад "Умка" Населённый пункт: с. Бершеть, Пермского района, Пермского края Наименование материала: Тренинг с педагогами ДОУ Тема: "Конфликты среди людей и способы их разрешения" Раздел: дошкольное образование
•
Конфликт
в переводе с латинского
означает “столкновение”, а с точки зрения
психологии конфликт – явление,
возникающее в результате столкновения
противоположных действий, взглядов,
интересов, стремлений, планов различных
людей.
Конструктивные стороны конфликта:
•
Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во
взаимоотношениях (диагностическая функция
конфликта).
•
Конфликт дает возможность увидеть скрытые
отношения.
•
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные
эмоции, снять напряжение.
•
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих
взглядов на привычное.
•
Необходимость разрешения конфликта обуславливает
развитие организации.
•
Конфликт способствует сплочению коллектива при
противоборстве с внешним врагом
Деструктивные стороны конфликта
•
Отрицательные эмоциональные переживания, которые
могут привести к различным заболеваниям.
•
Нарушение деловых и личных отношений между
людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается
социально-психологический климат.
•
Ухудшение качества работы. Сложное восстановление
деловых отношений.
•
Представление о победителях или побежденных как о
врагах.
•
Временные потери. На одну минуту конфликта
приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Стили стратегий поведения в конфликте
1.
Доминирование
– стремление добиться удовлетворения
своих интересов в ущерб другому.
2.
Компромисс
– умение уступить в интересах улучшения
взаимоотношений.
3.
Приспособление
– принесение в жертву собственных
интересов ради другого.
4.
Избегание
– отсутствие стремления к кооперации,
отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
5.
Сотрудничество
– альтернативный способ принятия
решения, учтены интересы обоих сторон.
Стратегия поведения коллектива ДОУ в
конфликтных ситуациях.
доминирование
компромисс
избегание
приспособление
сотрудничество
Формы стратегии избегания (ухода):
• молчание;
• демонстративное удаление;
• обиженный уход;
• затаенный гнев;
• депрессия;
• игнорирование обидчика;
• едкие замечания по “их” поводу за “их” спиной;
• переход на “чисто деловые отношения”;
• полный отказ от дружеских или деловых отношений
с провинившейся стороной.
Формы стратегии приспособления
• вы делаете вид, что все в порядке;
• продолжаете действовать, как будто ничего не
произошло;
• миритесь с происходящим, чтобы не нарушать покой;
• ругаете себя за вашу раздражительность;
• пользуетесь вашим обаянием для достижения нужной
цели;
• молчите, а потом начинаете вынашивать планы мести;
• подавляете все ваши негативные эмоции.
Формы стратегии соперничества
(конкуренции):
• вы стремитесь доказать, что другой человек не
прав;
• дуетесь, пока они не передумают;
• перекрикиваете других;
• применяете физическое насилие;
• не принимаете явного отказа;
• требуете безоговорочного послушания;
• призываете на помощь союзников для поддержки;
• требуете, чтобы ваш оппонент согласился с вами
ради сохранения отношений.
Формы стратегии компромисса
• поддерживаете дружеские отношения;
• ищете справедливого решения;
• делите предмет желаний поровну;
• избегаете самовластия и напоминаний о вашем
первенстве;
• получаете что-то и для себя;
• избегаете столкновения в лоб;
• уступаете немного ради поддержания отношений.
Формы стратегии сотрудничества
• определяете потребности всех участников;
• стараетесь их удовлетворить;
• признаете ценности других, равно как и ваши
собственные;
• стараетесь быть объективными, отделяя
проблему от личностей;
• ищите творческих и неординарных решений;
• не щадите проблему, щадите людей.
Прежде чем сказать – посчитай до