Формирование здорового образа жизни на уроках биологии
Автор: Фокина Елена Владимировна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МОУ "Теляковская СОШ" Населённый пункт: Ясногорского района Тульской области Наименование материала: статья Тема: Формирование здорового образа жизни на уроках биологии Раздел: среднее образование
на уроках биологии
Составной частью биологического образования является формирование
мотивации к сохранению и укреплению здоровья, а значит формирование
здорового образа жизни, поэтому основной задачей своей работы считаю
воспитания
у
обучающихся
сознательного
отношения
к
своей
жизни
и
здоровью,
овладение
основами
зож,
жизненными
навыками
безопасного
поведения. Составляющие ЗОЖ: соблюдение режима дня, пребывание на
свежем воздухе, рациональное питание, оптимальный двигательный режим,
отказ от вредных привычек, закаливание, личная гигиена, положительные
эмоции, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу,
природе.
Формирование здорового образа жизни в курсе биологии человека строю с
учетом возрастных особенностей учащихся, создаю позитивную мотивацию,
обеспечивающую
ситуацию
успеха,
эмоциональный
комфорт
учащихся.
Работа в группах, парах способствует развитию коммуникативных умении,
обеспечивает
толерантное
общение.
Провожу
минутки
здоровья.
Рассказываю о необходимости соблюдения режима дня, значимости прогулок
на
свежем
воздухе,
правильном
питании,
правилах
личной
гигиены,
положительных эмоциях, постоянно обращаю внимание на необходимость
правильной
посадки.
Использую
на
уроках
разнообразные
методические
приемы: викторины, ассоциации, четвертый лишний, загадки. Для работы в
парах предлагаю вопросы-задания, требующие размышления и объяснения.
Индивидуально
учащиеся
составляют
кроссворды,
ребусы,
буклеты,
сообщения. Создаю на уроке ситуацию успеха, которая позволяет учащимся,
находиться в состоянии психологического равновесия, исключает стрессы,
обусловленные
ошибками
при
выполнении
заданий,
незнанием
учебного
материала.
Использую
личностно-ориентированный
подход,
организую
различные
формы
деятельности
(
индивидуальную,
групповую,
коллективную),
уровневую дифференциацию, метод проектов , беседы, ролевые игры и ИКТ.
Формирование
целостного
отношения
к
собственному
физическому
и
духовному здоровью – один из факторов создания устойчивой мотивации на
саморазвитие.
В 8 классе при изучении курса биологии человека на каждом уроке, так или
иначе затрагиваются вопросы гигиены, профилактики, необходимости вести
зож. В 9-11классах использую методические приемы:
1. Объяснить выражения «познай самого себя», «чистый воздух - лучший
лекарь», «движение - жизнь» .
2. Откорректировать текст и объяснить ошибки.
3.
Составить
схему:
«алкоголь
и
личность»,
«моя
память»,
«курение
и
органы»
4.Закончить фразу «хочешь жить –…» .
5. Предложи план профилактических мероприятий.
6. Обоснуй : а)почему нужно дышать через нос.
7. На приеме у врача ортопеда, окулиста
8. Составь свой психологический портрет.
9. Прием ассоциаций.
10. Составление логических цепочек: а) неправильная посадка за партой -
….б)гиподинамия и органы ----.
11. Создание проблемной ситуации на основе высказываний: а) Великий
русский
ученый
М.
В.
Ломоносов
утверждал:
«Умеренное
употребление
пищи – мать здоровья». Верно ли это утверждение? б) Древнегреческий
философ Аристотель говорил: «Ничто так сильно не разрушает человека, как
продолжительное безделье».
Обосновать данное высказывание с научной точки зрения.
12.
Использую
и
ситуационные
задачи.
Представьте
ситуацию,
проанализируйте, составьте диалоги, возможно инсценирование.
13.Решение биологических задач практической направленности: определить
объем кислорода для учащихся данного класса.
14.
Даю
задание
подобрать
пословицы
о
здоровье
к
конкретной
теме.
Интересной
формой
творческой
и
исследовательской
работы
учащихся
является
подготовка
сообщений,
написание
рефератов.
Темы,
которые
выбирают ребята, связаны с вопросами здорового образа жизни, влияние
состояния окружающей среды на здоровье человека. «Условия среды и их
влияние
на
организм
человека».
«К
чему
приводит
алкоголизм?»,
«Вред
курения», «Радиактивное загрязнение», «Компьютер и подросток».
15. Привожу обучающимся примеры о великих людях: Есть люди, которые,
преодолев природную немощь, живут яркой насыщенной жизнью. Например,
Александр Васильевич Суворов с детства мечтал стать военным. Но он был
слабым и болезненным ребенком. Занятия спортом, закаливание, и Суворов
окреп. 16-ти лет он поступил на военную службу. 70 лет прожил Суворов. 54
из них он провел в армии. 35 больших боев и сражений – и во всех он был
победителем.
16. Анализируем высказывания «Счастье, как здоровье: когда его не
замечаешь – значит, оно есть», - писал И.С.Тургенев.
Обязательно, в 8 классе провожу урок, посвященный СПИДу. Информация
о СПИДе (сообщения ребят, статистика, прослушивание записей обращений
больных СПИДом к здоровым людям) заставляет ребят задуматься о том, что
здоровье находится в их руках.
При изучении раздела «Генетика» решаем задачи, где практически
доказываем передачу наследственных болезней от родителей к потомству.
Ребята делают для себя выводы о том, что, зная свою родословную, можно
избежать нежелательных последствий.
Но есть и такие люди, которые выбирают неразумный образ жизни и при
этом транжирят, портят, уничтожают великий дар – здоровье. Состояние
здоровья в дальнейшем скажется на здоровье потомков. Каждый человек
мечтает быть здоровым.
На уроках биологии рассказываю школьникам о признаках духовного
здоровья
человека:
порядочности,
тактичности,
гуманизме,
духовном
богатстве,
умении
адекватно
оценивать
ситуацию,
особенности
понять
и
оценить
точку
зрения
оппонента,
проявлении
выдержки,
терпения,
объективности в споре; об отношении к природе как показателе духовного
здоровья человека, экологической ответственности, потребности здорового
человека в общении с живыми существами, о недопустимости экологической
жёсткости, о проблеме формирования экологической культуры: ценностных
ориентаций, знаний, умений экологического характера. На уроках ученики
получают:
знания
физиологических
основ
процессов
жизнедеятельности
человека и его гигиены, умения и навыки по оказанию первой доврачебной
помощи
и
самопомощи,
элементарными
лечебными
процедурами
и
способами
ухода
за
больными,
санитарно-эпидемиологическими
знания,
включая
принципы
и
организацию
системы
здравоохранения
в
стране,
эпидемиологию
инфекционных
и
венерических
заболеваний,
знания
о
вредном воздействии на организм человека наркотических и психотропных
средств
Таким образом, сохранить здоровье каждому помогут знания, ставшие
нормой
жизни,
осознанной
повседневностью:
физические
упражнения,
закаливание организма, избавление от дурных привычек, даже элементарное
мытье руки. Ведь все физические, социальные и экономические факторы
окружающей среды, в которой человек живет, растет, работает, проводит
досуг, влияют на его здоровье и на его восприимчивость к болезням. Они же
определяют,
в
какой
мере
каждый
из
нас
способен,
пытаясь
изменить
привычное
поведение,
приспособиться
к
каким-либо
труднопереносимым
условиям
среды.
Здоровье
–
это
вершина,
на
которую
человек
должен
подняться сам. Формирование знаний, умений и навыков культуры здоровья
и
здорового
образа
жизни
(учебно-просветительская
работа
по
формированию
сознательного
и
ответственного
отношения
к
своему
здоровью).
Внимание
учащихся
на
уроках
биологии
акцентируется
на
приоритетные факторы риска и условия образа жизни, влияющих как на
здоровье, так и на общее благополучие и способности к получению знаний в
настоящем и будущем.
Моя основная цель как учителя биологии – формирование доминанты на
здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья.
Для достижения данной цели стараюсь организовать учебно-познавательную
деятельность учащихся, которая будет направлена не только на усвоение
знаний, овладение умениями и навыками, но и на возможность реализации
своих потенциальных возможностей, на развитие качеств личности каждого
учащегося. На уроках биологии реальная исследовательская деятельность
может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по
инструктивным
карточкам,
самостоятельных
работ
с
дополнительной
литературой.
Опыт
работы
показал,
что
проблемы
перехода
ученика
из
пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно
эффективно решаются в процессе работы над научными проектами. Тематика
исследований
чрезвычайно
разнообразна.
Главное,
чтобы
работа
соответствовала
интересам
ученика,
его
возрастным,
индивидуальным
и
интеллектуальным возможностям.
На уроках биологии мы говорим не только о разрушителях здоровья, но и
о
его
созидателях:
личной
гигиене,
физическом
воспитании,
умении
отдыхать.
Стрессы,
малоподвижный
образ
жизни
разрушают
здоровье
человека, а ведь здоровый человек есть самое драгоценное произведение
природы.