Напоминание

Комплексный анализ текста при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.


Автор: Шибаева Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №226"
Населённый пункт: город Заречный Пензенской области
Наименование материала: Дидактические материалы
Тема: Комплексный анализ текста при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Раздел: среднее образование





Назад





Комплексный анализ текста
1)На лето Гоголь уехал в Павловск, в дачную местность недалеко от Петербурга. 2)Здесь он жил в качестве не то дядьки, не то наставника при слабоумном мальчике в одном аристократическом семействе. 3)Как-то приехал в это семейство родственник, молодой тогда писатель Владимир Александрович Соллогуб. 4)Тётушка сказала ему, что при больном мальчике живёт учитель: 5) – Говорят, пописывает, так ты пойди послушай. 6)Соллогуб пошёл. 7)В небольшой, довольно низкой комнате, за круглым столом, покрытым красной бумажной скатертью, сидели старушки-приживалки, их было три; они вязали чулки, глядя снисходительно поверх очков на тут же у стола сидевшего на стуле худощавого молодого человека. 8)Усадив гостя, одна из них обратилась к юноше: 9) – Что же, Николай Васильевич, начинайте. 10)«Молодой человек вопросительно посмотрел на меня, – вспоминал потом Соллогуб. – 11)Он был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился. 12) – Читайте, – сказал я несколько свысока, – я сам пишу и очень интересуюсь русской словесностью, пожалуйста, читайте. 13)Ввек мне не забыть выражения его лица. 14)Какой тонкий ум сказался в его чуть прищуренных глазах, какая язвительная усмешка скривила на миг его тонкие губы! 15)Он всё так же скромно подвинулся к столу, не спеша развернул своими длинными, худыми пальцами рукопись и стал читать. 16)Я развалился в кресле и стал слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. 17)С первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно; несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно вскидывал на меня глазами и неуклонно продолжал своё чтение. 18)Когда он закончил, я бросился к нему на шею и заплакал. 19)Что он читал, я и сказать не сумею теперь, но я, несмотря на свою молодость, инстинктом, можно сказать, понял, сколько таланта, сколько высокого художества было в том, что он нам читал». Н. Шер 1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) слабоумном 2) приживалки 3) скривила 4) неуклонно 2. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения. 1) здесь 2) скривила 3) развалился 4) вскидывал 3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н, пишется две буквы Н» 1) прищуренных 2) длинными 3) пристыженный 4) неуклонно 4. Замените словосочетание в аристократическом семействе (предложение 2), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. ________________________________________________________________________________ 5. Замените словосочетание глядя снисходительно (предложение 7), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. ________________________________________________________________________________
6. Замените словосочетание слушал жадно (предложение 17), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. ________________________________________________________________________________ 7. Замените словосочетание инстинктом понял (предложение 19), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. ________________________________________________________________________________ 8. Выпишите грамматическую основу из предложения 13. ________________________________________________________________________________ 9. В приведённом отрывке пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении. _____________ Усадив гостя,(1) одна из них обратилась к юноше: – Что же,(2) Николай Васильевич,(3) начинайте. «Молодой человек вопросительно посмотрел на меня,(4) – вспоминал потом Соллогуб. – Он был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился. – Читайте,(5) – сказал я несколько свысока, – я сам пишу и очень интересуюсь русской словесностью,(6) пожалуйста,(7) читайте. 10. В приведённом отрывке пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. ______________ Что он читал,(1) я и сказать не сумею теперь,(2) но я,(3) несмотря на свою молодость,(4) инстинктом,(5) можно сказать,(6) понял,(7) сколько таланта,(8) сколько высокого художества было в том,(9) что он нам читал. 11. Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите номер этого предложения. _____________ 12. Среди предложений 10-15 найдите предложения с однородными членами. Укажите их номера. __________________ 13. Среди предложений 13-19 найдите предложения с обособленными определениями. _______ 14. Среди предложений 1-9 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. _______ 15. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. _____________________ 16. Среди предложений 13-19 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной сочинительной и подчинительной связью. _______________
Напишите небольшое сочинение по прочитанному тексту, опираясь на предложенные

вопросы. Свои размышления подтверждайте примерами из текста.
Как встретил юного Гоголя граф Соллогуб? Что настроило Соллогуба на такое первоначальное отношение к юному писателю? В чём проявилось высокомерно-пренебрежительное отношение Соллогуба к юноше? Какие чувства испытывал Сологуб при чтении Гоголем своего произведения? Чем закончилось чтение? Что способствовало столь бурному, несвойственному мужчине проявлению чувств? Есть ли динамика в поведении и чувствах Гоголя?


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!