Комплексный анализ текста при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
Автор: Шибаева Елена Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №226" Населённый пункт: город Заречный Пензенской области Наименование материала: Дидактические материалы Тема: Комплексный анализ текста при подготовке к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Раздел: среднее образование
Комплексный анализ текста
1)На лето Гоголь уехал в Павловск, в дачную местность недалеко от Петербурга. 2)Здесь он
жил
в
качестве
не
то
дядьки,
не
то
наставника
при
слабоумном
мальчике
в
одном
аристократическом семействе. 3)Как-то приехал в это семейство родственник, молодой тогда
писатель Владимир Александрович Соллогуб. 4)Тётушка сказала ему, что при больном мальчике
живёт учитель:
5) – Говорят, пописывает, так ты пойди послушай.
6)Соллогуб пошёл. 7)В небольшой, довольно низкой комнате, за круглым столом, покрытым
красной бумажной скатертью, сидели старушки-приживалки, их было три; они вязали чулки,
глядя снисходительно поверх очков на тут же у стола сидевшего на стуле худощавого молодого
человека. 8)Усадив гостя, одна из них обратилась к юноше:
9) – Что же, Николай Васильевич, начинайте.
10)«Молодой человек вопросительно посмотрел на меня, – вспоминал потом Соллогуб. – 11)Он
был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился.
12) – Читайте, – сказал я несколько свысока, – я сам пишу и очень интересуюсь русской
словесностью, пожалуйста, читайте.
13)Ввек мне не забыть выражения его лица. 14)Какой тонкий ум сказался в его чуть
прищуренных глазах, какая язвительная усмешка скривила на миг его тонкие губы! 15)Он всё так
же
скромно
подвинулся
к
столу,
не
спеша
развернул
своими
длинными,
худыми
пальцами
рукопись и стал читать.
16)Я развалился в кресле и стал слушать; старушки опять зашевелили своими спицами. 17)С
первых слов я отделился от спинки своего кресла, очарованный и пристыженный, слушал жадно;
несколько раз порывался я его остановить, сказать ему, до чего он поразил меня, но он холодно
вскидывал на меня глазами и неуклонно продолжал своё чтение. 18)Когда он закончил, я бросился
к нему на шею и заплакал. 19)Что он читал, я и сказать не сумею теперь, но я, несмотря на свою
молодость, инстинктом, можно сказать, понял, сколько таланта, сколько высокого художества
было в том, что он нам читал».
Н. Шер
1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) слабоумном 2) приживалки 3) скривила 4) неуклонно
2. В каком слове приставка пишется всегда одинаково, независимо от произношения.
1) здесь 2) скривила 3) развалился 4) вскидывал
3. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных,
образованных от существительных с основой на –Н, пишется две буквы Н»
1) прищуренных 2) длинными 3) пристыженный 4) неуклонно
4. Замените словосочетание в аристократическом семействе (предложение 2), построенное на
основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
________________________________________________________________________________
5. Замените словосочетание глядя снисходительно (предложение 7), построенное на основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
________________________________________________________________________________
6.
Замените
словосочетание слушал
жадно
(предложение
17),
построенное
на
основе
примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
________________________________________________________________________________
7. Замените словосочетание инстинктом понял (предложение 19), построенное на основе
управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
________________________________________________________________________________
8. Выпишите грамматическую основу из предложения 13.
________________________________________________________________________________
9. В приведённом отрывке пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие
запятые при обращении. _____________
Усадив гостя,(1) одна из них обратилась к юноше:
– Что же,(2) Николай Васильевич,(3) начинайте.
«Молодой человек вопросительно посмотрел на меня,(4) – вспоминал потом Соллогуб. –
Он был бедно одет и казался очень застенчив; я приосанился.
– Читайте,(5) – сказал я несколько свысока, – я сам пишу и очень интересуюсь русской
словесностью,(6) пожалуйста,(7) читайте.
10. В приведённом отрывке пронумерованы все запятые, выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове. ______________
Что он читал,(1) я и сказать не сумею теперь,(2) но я,(3) несмотря на свою молодость,(4)
инстинктом,(5) можно сказать,(6) понял,(7) сколько таланта,(8) сколько высокого художества
было в том,(9) что он нам читал.
11. Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным приложением. Укажите
номер этого предложения. _____________
12. Среди предложений 10-15 найдите предложения с однородными членами. Укажите их
номера. __________________
13. Среди предложений 13-19 найдите предложения с обособленными определениями. _______
14. Среди предложений 1-9 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. _______
15. Укажите количество грамматических основ в предложении 7. _____________________
16. Среди предложений 13-19 найдите
сложное предложение с бессоюзной, союзной
сочинительной и подчинительной связью. _______________
Напишите небольшое сочинение по прочитанному тексту, опираясь на предложенные
вопросы. Свои размышления подтверждайте примерами из текста.
Как встретил юного Гоголя граф Соллогуб? Что настроило Соллогуба на такое первоначальное
отношение к юному писателю? В чём проявилось высокомерно-пренебрежительное отношение
Соллогуба к юноше?
Какие чувства испытывал Сологуб при чтении Гоголем своего произведения? Чем закончилось
чтение? Что способствовало столь бурному, несвойственному мужчине проявлению чувств?
Есть ли динамика в поведении и чувствах Гоголя?